Научная статья на тему 'К вопросу о латентности действий коррупционной направленности в системе образования'

К вопросу о латентности действий коррупционной направленности в системе образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / латентность / образование / corruption / latency / education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дина Викторовна Алонцева, Ольга Анатольевна Лаврищева

Статья посвящена исследованию латентной составляющей действий коррупционной направленности. Сделан акцент на изучении общественного мнения для раскрытия коррупционной составляющей в образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дина Викторовна Алонцева, Ольга Анатольевна Лаврищева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the latency of corruption-oriented actions in the education system

The article is devoted to the study of the latent component of corruption-oriented actions. The emphasis is placed on the study of public opinion to uncover the corruption component in the educational system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о латентности действий коррупционной направленности в системе образования»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 17—19. State service and personnel. 2022;( 1):17 — 19.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 342 NIION: 2012-0061-01/22-001

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-17-19 MOSURED: 77/27-008-2022-01-201

К вопросу о латентности действий коррупционной направленности

в системе образования

Дина Викторовна Алонцева1, Ольга Анатольевна Лаврищева2

1 2 Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия

1 dina.alontseva@mail.ru

2 lavrischeva-olga@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию латентной составляющей действий коррупционной направленности. Сделан акцент на изучении общественного мнения для раскрытия коррупционной составляющей в образовательной системе.

Ключевые слова: коррупция, латентность, образование.

Для цитирования: Алонцева Д.В., Лаврищева О.А. К вопросу о латентности действий коррупционной направленности в системе образования // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 17—19. https://doi.org/10.24411/ 2312-0444-2022-1-17-19._

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

On the issue of the latency of corruption-oriented actions

in the education system

Dina V. Alontseva1, Olga A. Lavrischeva2

1 2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

1 dina.alontseva@mail.ru

2 lavrischeva-olga@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the latent component of corruption-oriented actions. The emphasis is placed on the study of public opinion to uncover the corruption component in the educational system. Keywords: corruption, latency, education.

For citation: Alontseva D.V., Lavrishcheva O.A. On the issue of the latency of corruption-oriented actions in the education system // State service and personnel. 2022;(1): 17—19. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-17-19.

Коррупционные деяния трудно отследить, измерить, посчитать, так как они, являясь ■а. ^Системными явлениями, преобладают на разных уровнях системы образования, препятствую реализации конституционного права граждан на образование. Для получения объективных данных нами было проведено исследование фактов коррупционных действий на примере проведения социологического опроса и анализа правоприменительной практики. Такой на первый взгляд несовместимый подход исследования выбран нами не случайно. Изучение общественного мнения нам необходимо для того, чтобы понять истинные масштабы коррупции, пусть даже в рам-

© Алонцева Д.В., Лаврищева О.А. М., 2022.

ках отдельно взятого административно-территориального объединения.

Преподавателями Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина было организовано проведение социологического опроса на территории Липецкой области в четвертом квартале 2021 г.

Цель опроса — оценка уровня коррупции в образовательной среде и эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений в данной сфере. В рамках проведения социологического опроса использовались разные варианты исследовательской работы: размещение опросного листа на сайте вуза, проведение опроса граждан в образовательных организациях различ-

№ 1/2022

ного уровня и общественных местах. Всего было опрошено 520 человек (из них 60 мужчин и 40% женщин) в возрасте от 18 до 35 лет. При этом 58% процентов опрошенных имеют высшее образование, 24% — среднее профессиональное образование и 18% — обучаются в настоящее время в вузе.

Обработав опросные листы и обобщив полученную информацию, мы пришли к следующим выводам.

1. Уровень коррупции в различных сферах. В рейтинг наиболее коррумпированных, по оценкам респондентов, сфер входят: распределение бюджетных средств и управление государственной собственностью, здравоохранение, образование, правоохранительная и судебная система. Согласно проведенному опросу мнения респондентов распределились следующим образом: распределение бюджетных средств и управление государственной собственностью — 27% , здравоохранение — 23% , образование — 20%, правоохранительная система — 16%, судебная система — 14%.

В итоге можно констатировать, что проблемы коррупции в образовательной среде стоят на 3-м месте. Это подтверждает особую значимость данной проблемы как на уровне нашего региона, так и страны в целом.

2. Распределение коррупционных действий по уровням образования.

Полученные данные:

■ дошкольное образование — 12%;

■ начальное и основное общее образование — 14%;

■ среднее общее образование — 9%;

■ среднее профессиональное образование — 11% ;

■ высшее образование (бакалавриат, специа-литет, магистратура) — 36%;

■ высшее образование (подготовка кадров выс-

шей квалификации) — 18%.

Анализ представленной информации свидетельствует, что респонденты сталкивались с коррупционными действиями в различных их проявлениях на всех уровнях образования.

3. Совершение коррупционных действий в зависимости от формы образовательного учреждения.

Данные опроса: коммерческие образовательные учреждения — 58%, бюджетные образовательные учреждения — 42%.

Респонденты отмечали, что, несмотря на обучение в образовательных учреждениях коммерческого типа, они часто сталкивались с проблемами вымогательства со стороны сотрудников учебных заведений за сдачу отчетности или написание выпускной квалификационной работы. При этом респонденты указывали на завуалированные формы взяток (приобретение учебного и методическо-

го материала, подарки к различным праздникам, плата за репетиторство).

4. Уровень коррупции в зависимости от отраслевой специализации вуза:

■ классические университеты — 10%;

■ педагогические, гуманитарные и лингвистические — 8%;

■ экономики, права и сервиса — 12%;

■ архитектурно-художественные и искусства — 6% ;

■ сельскохозяйственные университеты — 15% ;

■ медицинские университеты — 20%;

■ университеты физической культуры и спорта — 11%;

■ технические и технологические университеты — 18%.

Данная информация свидетельствует, что высокий уровень коррупции наблюдается в медицинских; технических, технологических и сельскохозяйственных университетах, а более низкий уровень проявляется в архитектурно-художественных и классических университетах.

5. Причины высокой коррупционной составляющей в образовательной сфере, по мнению респондентов:

■ низкие заработные платы работников образовательных учреждений — 57%;

■ низкая социальная и правовая ответственность работников образования — 21%;

■ гонка вузов и в связи с этим отдельных научно-педагогических кадров за формальными показателями — 12%;

■ вырождение моральных и этических принципов в обществе — 10%.

Среди наиболее веских причин высокого уровня коррупции в образовательной среде является низкий уровень заработной платы работников образовательных учреждений.

6. Меры борьбы с коррупцией в образовательной сфере. По мнению респондентов:

■ ужесточение наказания для профессорско-преподавательского состава вуза — 28%;

■ реальное повышение заработной платы работников образовательных учреждений — 33%;

■ действие программных мероприятий системного характера по преодолению коррупции — 15%;

■ совершенствование механизма оперативно-розыскной деятельности по доказыванию данного вида преступления — 24%.

Таким образом, проведенный нами социологический опрос, полученные и обобщенные данные показывают, что коррупционная составляющая присутствует в сознании и повседневной деятельности граждан.

№ 1/2022

Теоретико-исторические правовые науки

По нашему мнению, необходимо создание эффективного организационно-правового механизма антикоррупционной безопасности в сфере образования для увеличения конкурентоспособности образовательных услуг.

Список источников

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ (в ред. от

26.05.2021 № 155-^3) // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

References

1. Federal Law № 273-FZ of 25.12.2008 «On Combating Corruption» (as amended. dated 26.05.2021 No. 155-FZ) // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82959/

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Адвокатская этика

кш: a 2U4

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

Информация об авторах

Алонцева Д.В. — доктор юридических наук, профессор Лаврищева О.А. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the authors

Alontseva D.V. — doctor of law, professor Lavrischeva O.A. — candidate of law, associate professor

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 18.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.