Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в образовательной среде с доктринальной позиции зарубежных ученых'

Противодействие коррупции в образовательной среде с доктринальной позиции зарубежных ученых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / международное право / образовательная среда / corruption / international law / educational environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дина Викторовна Алонцева, Ольга Анатольевна Лаврищева

Статья посвящена вопросам противодействия коррупции в образовательной системе. Сделан акцент на доктринальные позиции зарубежных ученых по вопросам коррумпированности образовательной среды. Авторами предложены механизмы противодействия коррупции в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дина Викторовна Алонцева, Ольга Анатольевна Лаврищева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering corruption in the educational environment from the doctrinal position of foreign scientists

The article is devoted to the issues of combating corruption in the educational system. Emphasis is placed on the doctrinal positions of foreign scientists on the corruption of the educational environment. The authors propose mechanisms for combating corruption in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в образовательной среде с доктринальной позиции зарубежных ученых»

Закон и право. 2022. № 3. С. 20-22.

Law and legislation. 2022;(3):20-22.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 342; 343 NIION: 1997-0063-3/22-122

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-20-22 MOSURED: 77/27-001-2022-3-322

Противодействие коррупции в образовательной среде с доктринальной позиции зарубежных ученых

Дина Викторовна Алонцева1, Ольга Анатольевна Лаврищева2

1 2 Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия

1 dina.alontseva@mail.ru

2 lavrischeva-olga@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам противодействия коррупции в образовательной системе. Сделан акцент на доктринальные позиции зарубежных ученых по вопросам коррумпированности образовательной среды. Авторами предложены механизмы противодействия коррупции в образовательной среде.

Ключевые слова: коррупция, международное право, образовательная среда.

Для цитирования: Алонцева Д.В., Лаврищева О.А. Противодействие коррупции в образовательной среде с доктринальной позиции зарубежных ученых // Закон и право. 2022. № 3. С. 20—22. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-20-22.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Countering corruption in the educational environment from the doctrinal position of foreign scientists

Dina V. Alontseva1, Olga A. Lavrischeva2

1 2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

1 dina.alontseva@mail.ru

2 lavrischeva-olga@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the issues of combating corruption in the educational system. Emphasis is placed on the doctrinal positions of foreign scientists on the corruption of the educational environment. The authors propose mechanisms for combating corruption in the educational environment.

Keywords: corruption, international law, educational environment.

For citation: Alontseva D.V., Lavrishcheva O.A. Countering corruption in the educational environment from the doctrinal position of foreign scientists // Law and legislation. 2022;(3):20—22. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-3-20-22.

Проблема противодействия коррупции на международной арене связана с многолетней деятельностью Организации Объединенных Наций, международных организаций и суверенных государств.

В настоящее время основополагающими документами в сфере противодействия коррупции

© Алонцева Д.В., Лаврищева О.А. М., 2022.

являются такие международные документы, как: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию № 173 от 27 января 1999 г., Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц в международных деловых операциях от 23 мая 1997 г. и др.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

На основании анализа норм международного права, доктринальных позиций западных ученых, посвященных проблеме противодействия коррупции, отметим, что зарубежные исследователи в изучении проблем коррупционной направленности в сфере образования гораздо продуктивнее отечественных.

В частности, в 2020 г. зарубежными учеными [1] было проведено исследование коррумпированности системы образования. По мнению западных коллег, отсутствие добросовестности и неэтичное поведение в секторе образования несовместимы с одной из основных целей образования — воспитывать образованных граждан, знающих и уважающих закон, права человека и справедливость.

В ходе проведенного исследования европейскими исследователями были установлены аргументы в пользу борьбы с коррупцией в сфере образования; эти аргументы универсальны и актуальны для условий обучения как в развитых, так и в развивающихся странах. К их числу относят: сектор образования формирует национальный потенциал; коррупции подвержены наиболее уязвимые лица; недоверие к системе образования; качественное и доступное образование расширяет возможности общества и отдельных людей и др.

По мнению Kirya Monica, коррупция в сфере образования угрожает благополучию общества, поскольку «она подрывает социальное доверие и усугубляет неравенство, саботирует развитие, подрывая формирование образованных, компетентных и этичных личностей для будущего руководства и рабочей силы» [2].

Весьма интересную позицию о коррумпированности образовательной среды высказывает Poisson Muriel, полагая, что те, «кто занимается сектором образования, неохотно решают проблему коррупции, возможно потому, что они опасаются, что это может запятнать имидж сектора и, следовательно, сократить выделяемые на него ресурсы» [3].

Приведенные позиции западных коллег показывают негативное отношение представителей научной (образовательной) среды к коррумпированности системы образования.

Проанализировав некоторые доктринальные позиции зарубежных ученых в отношении проблемы коррумпированности системы образования, считаем необходимым выразить свою позицию по данной проблематике.

По нашему мнению, главной целью антикоррупционной политики в области образования на современном этапе должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих. В связи с нестабильной социально-политической ситуацией в нашей стране увеличивается число причин, способствующих коррупции в образовательной сфере: низкий и подчас недостойный уровень оплаты труда педагогов; отсутствие необходимости дополнительной квалификации профессорско-педагогического состава, а во многих случаях формальная аттестация преподавательского состава.

С нашей точки зрения, главной целью антикоррупционной политики в области образования на современном этапе является искоренение причин и условий, ее порождающих. Полагаем, что уровень эффективности воздействия механизмов противодействия коррупции в системе высшего образования можно повысить при следующих условиях: рационализации антикоррупционного законодательства; совершенствовании системы организационно-правового механизма за контролем коррупционных проявлений; активизации деятельности социально-правовой базы в сфере противодействия коррупции.

Список источников (References)

1. Huss, Oksana and Oleksandra Keudel. Open government in education: Clarifying concepts and mapping initiatives. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization and International Institute for Educational Planning: website // URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/ 48223/pf0000373142/PDF/373142eng.pdf.multi (Accessed: 08.11.2021)

2. Kirya M. Education sector corruption: How to assess it and ways to address it: website // URL: https://medium.com/u4-anti-corruption-resource-centre/education-sector-corruption-how-to-assess-it-and-ways-to-address-it-7a849cb56ba2 (Accessed: 08.11.2021)

3. Muriel P. Corruption and Education. Education Policy Series. Paris: International Academy of Education: website // URL: https:// www.iaoed.org/downloads/WEB_11_corruption% 20and%20education_final_.pdf (Accessed: 08.11.2021)

LAW & LEGISLATION • 03-2022

Информация об авторах

Алонцева Д.В. — доктор юридических наук, профессор Лаврищева О.А. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the authors Alontseva D.V. — doctor of law, professor Lavrischeva O.A. — candidate of law, associate professor

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.01.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 18.01.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

Криминология

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.