Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
УДК 340.122 ББК 67.1
DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-27-28
К ВОПРОСУ О КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дина Викторовна АЛОНЦЕВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина dina.alontseva@mail.ru
Арсен Вазгенович АКОПЯН, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина
Ольга Анатольевна ЛАВРИЩЕВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Статья посвящена анализу такого системного явления, как коррупция. Сделан акцент на механизмы противодействия коррупции в образовательной системе.
Ключевые слова: коррупция, право, образовательные правоотношения.
Annotation. The article is devoted to the analysis of such a systemic phenomenon as corruption. The emphasis is placed on the mechanisms of combating corruption in the educational system. Keywords: corruption, law, educational legal relations.
Гегодня наше государство сталкивается с огромным количеством проблем, оказы-'^»«'•Вающих влияние на его целостность и национальное единство. Одной из серьезных угроз, связанных с будущим развитием нации, является низкий уровень образования.
Системной политикой отечественных образовательных учреждений стала ориентация на прибыль в борьбе за выживание, пренебрежение
своей основной функцией, а именно, подготовкой качественных и квалифицированных кадров, способных справиться с кризисом, с которым сталкивается современный мир.
Ничто не может разрушить страну больше, чем ее коррумпированная система образования.
Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021
В Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности. Борьба с ней в России является первоочередной задачей.
Данный социальный феномен в разной степени оказывает негативное воздействие на все сферы жизни гражданского общества и государства, угрожая социально-экономическому развитию страны. Особенно коррупция как социальное явление опасна для образовательной сферы, так как именно образование является фундаментом для построения успешного демократического правового государства.
Образование в Российской Федерации является приоритетным направлением. Преобразования в отечественной системе обучения на современном этапе активировали вопросы в сфере антикоррупционной безопасности. Коррумпированность образовательной системы влияет не только на качество образования, но и на уровень правосознания граждан, формируя идеологический вакуум в оценке образовательных ценностей.
В целях создания эффективных организационно-правовых механизмов антикоррупционной безопасности в сфере образования и увеличения конкурентоспособности образовательных услуг можно выделить следующие мероприятия.
Во-первых, необходимо обратить внимание на состояние антикоррупционного законодательства. Не вызывает сомнения тот факт, что оно «разрослось» за последние годы.
По нашему мнению, в ближайшее время необходимо кодифицировать законодательство в сфере борьбы с коррупцией.
Во-вторых, является обоснованным введение в практику «образцового наказания» — увольнение одного провинившегося сотрудника с целью напугать остальных.
В-третьих, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих коррупционные действия в образовательной среде.
В-четвертых, совершенствование системы управления образованием, включающее выработку критериев «индекса уровня коррумпированности в образовании» и постоянное их измерение на региональном уровне.
В-пятых, реализация мероприятий пропагандистского характера, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения.
В-шестых, преодоление правового нигилизма сфере антикоррупционного законодательства. Приоритет и почтение закона должно стать определяющей основой жизни каждого человека и гражданина.
Особую роль в данном направлении играет правовое просвещение, что, в свою очередь, влияет на формирование основ правовой культуры обучающихся.
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что способов совершенствования антикоррупционного законодательства в образовательной сфере много.
Однако, оглядываясь на попытки прошлого и настоящего, можно сделать вывод, что на сегодняшний день нет гарантированных методов абсолютной борьбы с ней. Вопрос о том, можно ли победить данный социальный феномен, а главное — как это сделать, до сих пор остается открытым.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (действ. ред.) // СПС «Гарант», 2021.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // СПС «Гарант», 2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021