Научная статья на тему 'Проблемы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления'

Проблемы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
889
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / элита / тенденции / ущерб / возмещение / противодействие / corruption / elite / tendencies / damage / reimbursement / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Дмитриевич Гринько

В статье анализируется состояние коррупционной преступности лиц, занимающих руководящие должности в органах государственной власти и местного самоуправления, которая влечет подрыв доверия общества к государству и происходящим политическим, экономическим и социальным изменениям. В связи с этим предлагается совершенствование уголовной политики и законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption issues in the system of public authorities and local government

The article analyzes state of corruption crime persons, in leadership positions in public authorities and local government, which undermines trust society to the state and ongoing political, economic and social change. In this regard, it is proposed to improve criminal policy and legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 174—177. State service and personnel. 2022;(1):174—1 77.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-174-177

NIION: 2012-0061-01/22-044 MOSURED: 77/27-008-2022-01-244

Проблемы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления

Сергей Дмитриевич Гринько

Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия, grinko-skags@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется состояние коррупционной преступности лиц, занимающих руководящие должности в органах государственной власти и местного самоуправления, которая влечет подрыв доверия общества к государству и происходящим политическим, экономическим и социальным изменениям. В связи с этим предлагается совершенствование уголовной политики и законодательства.

Ключевые слова: коррупция, элита, тенденции, ущерб, возмещение, противодействие.

Для цитирования: Гринько С.Д. Проблемы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 174—177. https://doi.org/ 10.24411/2312-0444-2022-1-174-177.

Original article

Anti-corruption issues in the system of public authorities and local government

Sergei D. Grinko

Academies of labour and social relations, Moscow, Russia, grinko-skags@yandex.ru

Abstract. The article analyzes state of corruption crime persons, in leadership positions in public authorities and local government, which undermines trust society to the state and ongoing political, economic and social change. In this regard, it is proposed to improve criminal policy and legislation.

Keywords: corruption, elite, tendencies, damage, reimbursement, counteraction.

For citation: Grinko S.D. Anti-corruption issues in the system of public authorities and local government // State service and personnel. 2022;(1):174—177. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-174-177.

В последние годы одной из наиболее актуальных проблем в современной России является противодействие коррупционной преступности лиц, занимающих государственные должности на различных уровнях власти.

Сегодня коррупция должностной «элиты» превратилась в высокодоходную систему, «бизнес» должностных лиц различного уровня. Произошла трансформация отдельных коррупционных преступлений в массовую социальную реальность, а коррупционные скандалы становятся привычной составляющей социально-политической жизни в стране.

Самой острой проблемой в России является коррупция в системе органов государственной власти и местного самоуправления. Указанная проблема способствует подрыву доверия общества к

© Гринько С.Д. М., 2022.

государству, власти, экономической безопасности, социально-экономическому и политическому развитию общества [3, с. 60].

Об исключительно высокой степени опасности данного вида преступности можно судить по количеству их совершения, а также по характеру и размерам причиняемого ими ущерба, неблагоприятным последствиям, которые они влекут. Однако в открытом доступе в официальной статистике данные коррупционной преступности должностной элиты отсутствуют, что затрудняет изучение данной проблематики и осложняет борьбу с ней.

Сведения о коррупции должностной «элиты» можно почерпнуть из имеющихся сообщений в средствах массовой информации (при этом нельзя исключать их условность, так как иногда СМИ отражают недостоверную или искаженную информацию), а также из данных различных социологических исследований, мониторингов.

№ 1/2022

В официальных источниках содержатся только статистические данные общей коррупционной преступности, в которых «затерялась» коррупция должностной «элиты».

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2018 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 30 495 преступлений коррупционной направленности, что на 3% больше по сравнению с 2017 г.

Удельный вес деяний данного вида в структуре всех зарегистрированных в стране преступлений в 2018 г. составил 1,5% (в 2017 г. — 1,4%).

Размер материального ущерба, причиненного коррупцией, составил в 2018 г. 65,7 млрд руб., а в 2017 г. данный показатель не превышал 40 млрд руб. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти к двум тысячам из них применена конфискация имущества [2].

В своем выступлении в Государственной Думе Генеральный прокурор Игорь Краснов отметил важное значение работы по возмещению ущерба, причиненного актами коррупции. Так, по итогам девяти месяцев 2021 г. прокурорами направлено в суды свыше 3 тыс. исков о взыскании 52 млрд руб., из которых почти 35 млрд руб. по обращению в доход государства имущества, приобретенного чиновниками на неподтвержденные доходы [4].

Недостатки учета и регистрации препятствуют получению реальной картины исследуемого вида коррупционной преступности. В частности, в статистике МВД РФ раздел «Характеристика лиц, совершивших преступления» не содержит признак, характеризующий должностное положение. Соответственно, в аналитических и отчетных материалах правоохранительных структур о преступлениях данной категории лиц упоминается мельком или умалчивается вообще.

Только на правовом портале статистики Генеральной прокуратуры РФ в разделе «Социальный портрет преступности» можно обнаружить удельный вес преступлений, совершенных работниками органов государственной власти, который составил в общей структуре лиц, совершивших преступления в 2018 г., 0,13% против 0,8% в 2017 г. При этом определить, сколько из числа работников органов власти составляют лица, занимающие государственные должности, и за какие преступления они осуждены, невозможно.

В результате манипуляций со статистикой картина преступлений работников органов государственной власти на фоне преступлений других лиц выглядит вполне благоприятной, и по своей распространенности они занимают в общей численности предпоследнее место.

Вместе с тем, оценивая приведенные выше данные, можно предположить, что общая тенденция роста числа коррупционных преступлений характерна и той ее доле, которая совершается лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

Состояние коррупции должностной «элиты» и ее опасные тенденции предопределяют направления борьбы с этим социально-негативным явлением, и прежде всего средствами уголовно-правового воздействия.

Наметившееся в последние годы ужесточение политики противодействия коррупции выразилось в значительном увеличении числа уголовных дел, которые возбуждаются в отношении вышеуказанной должностной «элиты».

Исследование материалов уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, занимающих государственные должности и главы органа местного самоуправления, а также анализ материалов прессы, содержащей информацию о криминальной хронике чиновников в целом по РФ, позволил выделить примерный перечень коррупционных преступлений, совершаемых должностной «элитой»:

1. Чаще всего исследуемая категория лиц привлекается к уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий (статьи 285 и 286 УК РФ), удельный вес которых в общей структуре коррупционных преступлений должностной «элиты» составляет около 44,6%.

2. Вторую позицию занимают уголовные дела, возбужденные в отношении данной категории лиц, в связи с получением взяток (ст. 290 УК РФ) — 26,5%.

При этом отмечается тенденция снижения количества данных преступлений по сравнению с предыдущим периодом, но увеличивается средний размер взятки.

В отдельных случаях получение взятки данными субъектами сопровождалось вымогательством (ст. 163 УК РФ).

3. Третье место в иерархии коррупционных преступлений должностной «элиты» занимают хищения в виде мошенничества и присвоения или растраты (статьи 159, 160 УК РФ). Они занимают долю в 18,7% в общей структуре исследуемого вида преступности. При этом значительная часть мошенничеств во власти связана с недвижимостью, т.е. должностные лица используют свое служебное положение и, располагая информацией и документами, переоформляют на себя или своих близких государственную или муниципальную собственность, либо бесхозную недвижимость, которая подлежит передаче в пользу государства.

4. Безусловно, данная категория лиц, так же, как и обычные граждане, могут совершать и дру-

№ 1/2022

гие преступления, среди которых встречаются, например, статьи 205.1, 210, 277, 317 УК РФ и другие, доля которых составляет 9,2%.

Отмечается тесная связь этих преступлений с коррупцией. В основе их детерминации часто лежат коррупционные механизмы, вместе с тем, эти преступления, в свою очередь, обеспечивают системность и «живучесть» коррупционных преступлений.

Соответственно имеющейся картине коррупционных преступлений должностной «элиты» должна осуществляться и уголовная политика противодействия коррупционной преступности этих лиц. Особое место в политике противодействия отводится уголовной ответственности и наказанию, основанных на единстве подходов в борьбе с исследуемыми преступлениями. Однако в реальной уголовно-правовой действительности уголовный закон не выдерживает четких и единообразных критериев различий между коррупционными преступлениями обычных муниципальных и государственных служащих и аналогичными преступлениями должностной «элиты».

Так, в некоторых коррупционных преступлениях, например статьи 159 и 160 УК РФ, лица, занимающие государственные должности РФ, государственные должности в субъекте РФ и главы органа местного самоуправления, несут одинаковую ответственность наряду со своим служебным персоналом.

Возникают вопросы и при исследовании назначения наказания за коррупционные преступления и практики их исполнения, так как большинство руководителей высших и местных эшелонов власти за преступления, которыми причинен колоссальный ущерб государству, наказаны лишь сроками лишения свободы до пяти лет и с условно-досрочным освобождением.

Вызывают обоснованную критику и предусмотренные в УК РФ назначаемые за совершение коррупционных преступлений дополнительные наказания в виде запрета занимать государственные и муниципальные должности с максимальным сроком до пяти лет.

Как известно, осужденные за коррупционные преступления подлежат увольнению с занимаемой ими должности, но, как выясняется в действительности, они уходят по собственному желанию, сохраняя относительно «чистой» свою трудовую биографию. В итоге в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не оказалось места осужденным за коррупционные преступления, занимавшим должности в высших эшелонах власти.

В указанном Реестре нет самостоятельной графы об увольнении в связи с фактом осуждения за коррупционное преступление, вступившим в законную силу приговором суда. Искажает также

картину учета отсутствие строгой разбивки по занимаемой должности, а утратившие доверие «растворяются» в общих показателях уволенных государственных и муниципальных служащих.

Система наказаний, предусмотренная ст. 44 УК РФ, нуждается в совершенствовании. Было бы обоснованным запретить осужденным за коррупционные преступления повторное занятие государственных и муниципальных должностей.

Важным ресурсом противодействия коррупции должностной «элиты» является конфискация имущества как мера уголовно-правового воздействия.

В статье 115 УПК РФ указывается, что данная мера может быть применена в отношении имущества подозреваемого и обвиняемого. На практике эта мера чаще всего применяется с момента, когда виновный обретает статус обвиняемого. Между тем путь от подозреваемого к обвиняемому занимает длительный период, в течение которого имущество лица, совершившего преступление, заметно «тает» или его вовсе нет.

В связи с этим необходимо исключить из ст. 115 УПК РФ указание на обвиняемого, тем самым обязав следователя или дознавателя применять наложение ареста на имущество с момента привлечения лица в качестве подозреваемого.

Для достижения целей уголовной ответственности и наказания важны гласность и публичность последствий совершенных преступлений. В этом направлении необходимо размещать на официальных порталах органов государственной власти и управления информацию о должностных лицах, осужденных за коррупционные преступления, что позволит воспрепятствовать проникновению лиц, имеющих судимости, в государственно-властные структуры.

Судебная практика по уголовным делам в отношении данной категории лиц в известной степени носит либеральный характер и это существенно ослабляет остроту реагирования на факты совершенных преступлений, подрывает основы борьбы с преступностью.

В связи с этим в плане совершенствования уголовной политики противодействия коррупционным преступлениям предлагается:

1. Изменить ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 160 УК РФ и добавить к имеющимся признакам указание на: «совершенное лицом, занимающим государственную должность в РФ, государственную должность в субъекте РФ, а равно главы органа местного самоуправления». Наказание за эти преступления должно примерно соответствовать ч. 3 ст. 290 УК РФ.

2. Вернуть в санкции особо квалифицированных составов коррупционных преступлений минимальные сроки лишения свободы, а также ужесточить и максимальный срок. Например, в ч. 4

№ 1/2022

ст. 159 УК РФ и ч. 4 ст. 160 УК РФ — от 8 до 12 лет лишения свободы.

3. Изменить п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ и включить в число преступлений, по которым может быть применена мера в виде конфискации имущества, ч. 2 ст. 286 УК РФ, а также ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 160 УК РФ [1, с. 12—13].

Указанные изменения уголовного законодательства и уголовной политики в целом в отношении коррупционной преступности высших должностных лиц органов власти и руководителей местного самоуправления будут способствовать более эффективному противодействию данной преступности.

Список источников

1. Гаджиева АА Тенденции уголовной политики противодействия коррупционной деятельности лиц, занимающих государственные должности РФ или государственные должности субъекта РФ, а равно главы органа местного самоуправления / / Криминальная ситуация и антикриминальное законодательство: проблемы криминологической обусловленности закона. М., 2020. С. 7—13.

2. Генеральной прокуратурой РФ проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2018 г. // ГардИнфо. 2019. 22 марта.

3. Джафаров Н.К. Проблемы коррупции в органах государственной власти России и некоторые предложения по их преодолению // Вестник экономии. безопасности. 2019. № 3. С. 59—62.

4. Запредельный спектр нарушений // Коммерсантъ. 2021. 16 ноября.

References

1. Gadzhieva AA. Trends in the criminal policy of countering corruption activities of persons holding public positions of the Russian Federation or public positions of a subject of the Russian Federation, as well as the head of a local government body / / Criminal situation and anti-criminal legislation: problems of criminological conditionality of the law. M., 2020. Pp. 7—13.

2. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation analyzed the state of corruption crime according to the results of 2018 // Gardlnfo. 2019. March 22.

3. Jafarov N.K. Problems of corruption in public authorities of Russia and some proposals for overcoming them / / Bulletin of Economic Security. 2019. № 3. Pp. 59—62.

4. The exorbitant spectrum of violations // Kommersant. 2021. November 16.

Информация об авторе

Гринько С.Д. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the author

Grinko S.D. — candidate of law, associate professor

Статья поступила в редакцию 16.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 16.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.