Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ КОРРУПЦИИ'

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
940
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / УГРОЗЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / CORRUPTION / CORRUPTION CRIME / DETERMINATION / CAUSES / CONDITIONS / DISTRIBUTION / THREATS / COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринько Сергей Дмитриевич

В статье рассматриваются негативные свойства коррупции, снижающие эффективность функционирования государства, а также политические, правовые, организационно-управленческие факторы, способствующие ее распространению. Распространению коррупцию способствуют и социально-экономические, нравственно-психологические факторы. Коррупционная преступность является высоколатентной, самодетерминирующейся, способствующей детерминации других видов преступности и в первую очередь организованной преступности. Противодействие коррупционной преступности должно носить комплексный характер, что предполагает, прежде всего, выявление и устранение причин и условий, порождающих коррупцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS CONTRIBUTING TO THE SPREAD OF CORRUPTION

The article discusses the negative properties of corruption, reducing the efficiency of state functioning, as well as political, legal, organizational and managerial factors that contribute to its spread. Socio-economic, moral and psychological factors also contribute to the spread of corruption. Corruption crime is a high-latency, self-determined, contributing to the determination of other types of crime, and first of all organized crime. ^untering anti-corruption crime must be complex, which implies under itself, first of all, identifying and eliminating the causes and conditions that generate corruption

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ КОРРУПЦИИ»

ГРИНЬКО Сергей Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Московского государственного областного университета

e-mail: grinko-skags@yandex.ru

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ

КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются негативные свойства коррупции, снижающие эффективность функционирования государства, а также политические, правовые, организационно-управленческие факторы, способствующие ее распространению. Распространению коррупцию способствуют и социально-экономические, нравственно-психологические факторы. Коррупционная преступность является высоколатентной, самодетерминирующейся, способствующей детерминации других видов преступности и в первую очередь организованной преступности.

Противодействие коррупционной преступности должно носить комплексный характер, что предполагает, прежде всего, выявление и устранение причин и условий, порождающих коррупцию.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, детерминация, причины, условия, распространение, угрозы, противодействие.

GRINKO Sergey Dmitrievich,

PhD in Law, Associate Professor, associate Professor of the Department of criminal process and criminalistics Moscow Region State University

FACTORS CONTRIBUTING TO THE SPREAD OF CORRUPTION

Annotation. The article discusses the negative properties of corruption, reducing the efficiency of state functioning, as well as political, legal, organizational and managerial factors that contribute to its spread. Socio-economic, moral and psychological factors also contribute to the spread of corruption. Corruption crime is a high-latency, self-determined, contributing to the determination of other types of crime, and first of all organized crime.

Countering anti-corruption crime must be complex, which implies under itself, first of all, identifying and eliminating the causes and conditions that generate corruption.

Key words: corruption, corruption crime, determination, causes, conditions, distribution, threats, counteraction.

Коррупция представляет собой одну из угроз безопасности России, которая, обладая рядом негативных свойств, приводит к снижению эффективности функционирования государства, противодействует государственным интересам в различных областях деятельности и создает прямую угрозу безопасности граждан, общества и государства.

Под угрозой находятся не только национальные интересы государства, но и разрушается рынок, сдерживается экономический рост, отталкиваются иностранные инвесторы, ослабляется функционирование государственных служб, снижается доверие к чиновникам.

Борьба с коррупционными проявлениями существовала во все времена и ведется на протяжении всей истории российского государства.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Так, вплоть до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть подношениям от тех, чьими проблемами они занимались. «Почести» (предварительные подарки должностному лицу, «решавшему вопрос») и «поминки» (так называли подарок «по итогам») считались вполне законными вещами. Попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата предпринимались всеми великими князьями, однако все эти меры не имели системного эффекта - они просто не исполнялись, либо исполнялись очень выборочно.

Первым эффективным борцом с коррупцией на Руси называют Ивана IV Грозного. Летописи фиксировали, что при нем многие слуги государевы «от своего стяжания лишились

живота и вотчин». А в Судебнике 1550 года появилось и наказание за взяточничество - смертная казнь. За время правления Грозного уровень коррупции в стране впервые резко сократился [4, с. 49-50]. Для борьбы с коррупционерами Петром I даже специально была введена должность генерал-губернатора. Российскими правителями неоднократно принимались попытки борьбы с коррупцией, но они так и не увенчались успехом [1, с. 213]. Исследования, посвященные коррупции, включающей преступления коррупционной направленности, относят ее к сложным социальным явлениям. Корни этого явления кроются не столько в несовершенстве человеческого существа, сколько в несовершенстве устройства властных механизмов [2, с. 26]. Несмотря на формирование в России соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Наблюдаются устойчивые тенденции сращивания интересов бизнеса и чиновников, включение в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств [7, с. 108].

На распространение коррупции влияют такие политические, правовые и организационно-управленческие факторы, как:

- отсутствие социально-правового контроля общества за деятельностью, как органов государственного управления, так и лиц, их представляющих. Здесь наиболее сильное негативное влияние оказывает коррумпированность высших эшелонов власти, что оказывает серьезное деморализующее воздействие на нижестоящие властные структуры и выступает стимулом и примером для подражания;

- нестабильность кадровой политики и коррумпированность лиц, обязанных противостоять коррупции;

- неправомерное лоббирование отдельных социальных групп в структуре государственного управления;

- связь коррупционной преступности с организованной и контролируемыми ею легализованными или легальными структурами. Это одна из закономерностей функционирования организованной преступности и широкомасштабной коррумпированности общества;

- игнорирование государственными органами средств массовой информации - независи-

мой «четвертой» ветви власти - как субъекта борьбы с коррупцией. Между тем деятельность СМИ действительно способна оказывать антикоррупционное воздействие, о чем косвенно свидетельствует тот факт, что в 2017 году каждый пятый погибший журналист был убит во время работы над сюжетом о коррупции;

- неразвитость нормативно-правовой базы выступает фактором, детерминирующим коррупцию. Значительное количество инициатив должностных лиц государства в сфере противодействия коррупции вызывает излишнее нагромождение массива нормативных документов, бессистемно регламентирующих различные аспекты проблемы. Действующее законодательство зачастую не в состоянии обеспечить уголовным делам по коррупционным составам реальную судебную перспективу. В тоже время немаловажным является и тот факт, что до сих пор не выработан алгоритм действий по реализации имеющихся нормативных правовых актов;

- большая численность государственного аппарата, снижающая уровень оплаты труда служащих и качество контроля за их работой;

- низкая эффективность деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов, во многом обусловленная реформированием правоохранительной системы (ежегодное сокращение штатной численности; жесткие требования к кадровому составу вынуждают руководителей увольнять со службы наиболее квалифицированных сотрудников, достигших предельного возраста нахождения на аттестованных должностях; высокая кадровая ротация);

- низкая эффективность антикоррупционной профилактики в системе государственной власти, выражающаяся в отсутствии принципиального реагирования руководителей и сослуживцев на коррупционные нарушения со стороны сотрудников [3, с. 179-180].

Распространению коррупции способствуют также социально-экономические и нравственно-психологические факторы.

Коррупционная преступность распространена в первую очередь в странах с низким уровнем дохода на душу населения. Так, по данным оперативного мониторинга доходов, самочувствия и потребительских предпочтений, доля респондентов, характеризующих материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое (бедных по самооценке материального положения), составила 20%, а доля населения, испытывающего затруднения с приобретением одежды или продуктов питания (бедных по самооценке потребительских возможностей), - 38%. В период с октября 2014 г. по май 2017 г. реаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ные доходы россиян, никогда не отличавшиеся высокими величинами, снизились на 19,2% [8, с. 4].

Неблагоприятное положение российской экономики в настоящее время характеризуется стагнацией, увеличением темпов инфляции, ростом цен на товары и услуги, действием международных экономических санкций, сырьевой направленностью, зависящей от цен на нефть. Такое положение способствует распространению в сознании служащих чувства неуверенности в завтрашнем дне, а также формированию стратегии экономического поведения, которая направлена на кратчайшую перспективу, связанную с получением большой, но рискованной выгоды. Коррупционное поведение, приносящее хороший доход, способно в короткий срок улучшить благосостояние. Чувство нестабильности в экономической сфере «подталкивает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на экономический» [6, с. 51].

В это же время имеется слой населения, обладающий сверхдоходами и связями во властных структурах, способный «расстаться» практически с любой суммой, чтобы избежать конфликтов с законом либо добиться поставленных целей.

Нравственно-психологические факторы проявляются в изменении социальных ценностей и морали, а также падении общего культурного уровня масс и включают:

- многовековые «традиции» «мздоимства, лихоимства и казнокрадства» на государственной службе;

- традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп, психологическая и моральная готовность значительной части населения к подкупу для реализации своих как законных, так и незаконных интересов. Исследования социологов («Левада-Центр», фонд «Индем») показывают, что россияне воспринимают коррупцию уже не как опасное преступление, а как привычное условие жизни. Более того, быть коррупционером в сознании современного человека - это не преступление, а вполне нормальное поведение [10, с. 14];

- проявление неуважения и низкий социальный статус государственных служащих, в особенности сотрудников правоохранительных органов;

- избрание конечной цели служебной карьеры - высокого материального положения и проявление неуважения к опыту и компетентности;

- политика двойных стандартов - с одной стороны, население активно поддерживает антиОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

коррупционные меры, а с другой - само участвует в низовой коррупции [3, с. 181-182].

Самодетерминация коррупционной преступности связана с латентностью данных преступлений. Неоспорима сложность обнаружения фактов коррупции, так как служебное положение должностных лиц создает значительные трудности выявления и раскрытия таких преступлений. Нередко коррупционная преступная деятельность поощряется и прикрывается лицами, обладающими высоким административным и политическим положением, способствующим минимизации возможностей использования оперативной информации о коррупционерах. Так формируется замкнутая система коррупционных связей практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Это увеличивает масштабы латентности коррупционной преступности. Являясь одним из самых высоколатентных видов преступности, коррупция сама является фактором роста латентности многих иных видов преступности. Таким образом, очевидно влияние коррупции на самодетерминацию преступности, причем не только непосредственное, но и опосредованное негативными последствиями летентности такой преступности.

Латентность коррупционной преступности позволяет ей безгранично расширяться, поражать все сферы общественных отношений, негативно влиять на правосознание населения. Именно в психологической деформации нравственных устоев общества проявляется косвенная связь коррупции и самодетерминации преступности. У людей формируется стойкий правовой нигилизм, крепнет мнение о необходимости взятки как средства достижения собственных целей, решения личных проблем, даже если существуют вполне легальные пути их решения. Высочайшая латентность коррупции позволяет ее субъектам продолжительное время использовать ее в собственных корыстных целях, а в последствии скрывать за фактами халатности, превышения служебных полномочий, различными ошибками и недостатками собственной деятельности, не носящими криминального характера [5, с. 75].

Ежегодно на официальных сайтах государственных органов публикуются представляемые должностными лицами сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В некоторых случаях стоимость приобретенного ими и членами их семей имущества значительно превышает сумму полученных доходов. Однако федеральное законодательство не предусматривает обязанности чиновников объяснить причину значительного превышения расходов над доходами, а также ответственности

в случае, если разумное объяснение не будет ими представлено.

Статьей 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. предусмотрено следующее: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». К сожалению, эта статья Конвенции не ратифицирована Российской Федерацией [9].

В связи с этим даже декларирование чиновниками принадлежащих им предметов роскоши (дорогостоящих автомобилей, многочисленных объектов недвижимости и т. д.), многократно превышающих их заработную плату, не влечет, по сути, никаких правовых последствий.

Среди причин латентности следует назвать и особую сплоченность, взаимовыручку, поддержку и помощь со стороны соучастников, в том числе тех, кто остался на свободе, коррумпированных представителей властных структур.

Необходимо отметить и недостаточный уровень подготовки, отсутствие опыта в противодействии «беловоротничковой», высокодолжностной, транснациональной коррупционной преступности у сотрудников правоохранительных органов.

На всех уровнях служебной деятельности до настоящего времени не изжит формализм в проведении конкурсов на замещение должностей. Нередки случаи замещения должностей не на основании профессиональных, деловых и моральных качеств, а на основании личной преданности, «цены вопроса». Просматривается явная незаинтересованность отдельных руководителей в предупреждении коррупционных проявлений, поскольку коррумпированными, нравственно деградирующими нижестоящими должностными лицами легче руководить. Они не имеют претензий, моральных принципов, собственного достоинства и готовы к неограниченному подчинению.

Имеют место нарушения требований, связанных с приемом и прохождением службы, совмещением служебной деятельности с ведением предпринимательской деятельности.

Детерминирует совершение корыстных преступлений и сокрытие конфликта интересов в случаях, если родственники должностных лиц

осуществляют коммерческую деятельность в «подконтрольной» сфере. В связи с этим следует упомянуть и ненадлежащую, формальную деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В ряде регионов России, прежде всего в Северо-Кавказском федеральном округе, распространена клановость, как доминирующий тип социальных отношений. Кланы обладают мощной, стабильной этнической идентичностью, консолидированным мировоззрением. Однако это мировоззрение не может быть синхронизировано с общегосударственными задачами, так как оперирует категориями этноса, а не народа или государства.

Клановая этика и доминирование клановых установок в управленческой деятельности, облегчает подчинение ее частногрупповым интересам, приводит к росту закрытости властных структур, господству «телефонного права», формирует клановый характер кадровой политики, становится фактором существенного снижения эффективности управления и стимулирует коррупционную преступность [11, с. 195].

Противодействие коррупционной преступности должно носить комплексный характер. Это предполагает, прежде всего, выявление и устранение причин и условий, порождающих коррупцию.

Список литературы:

[1] Александрова Л. И. Коррупция в таможенной сфере: противодействие и методы предупреждения // Криминальные реалии, реагирование на них и закон. - М., 2018. - С. 212-217.

[2] Афанасьева О. Р. Современное состояние преступности коррупционной направленности в России // Противодействие преступлениям коррупционной направленности. - М., 2016. - С. 26-31.

[3] Гончарова М. В. Факторы, детерминирующие распространение преступлений коррупционной направленности // Криминальные реалии, реагирование на них и закон. - М., 2018. - С. 179-184.

[4] Касьянов И. В., Цыганков А. И., Штанько М. А. Борьба с коррупцией в таможенных органах: исторический опыт и современность // Проблемы и перспективы экономики и управления. - СПб, 2014. - С. 49-51.

[5] Королева М. В. Коррупция как фактор самодетерминации преступности // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - М., 2015. -С. 71-78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

[6] Кузнецов Ю. А., Силинский Ю. Р., Хомутова А. В. Проблемы и условия, порождающие коррупцию / / Следователь. - 2009. - № 10.

- С. 51-55.

[7] Михеев И. Р. Взаимосвязь коррупции и организованной преступной деятельности // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - М., 2015.

- С. 108-112.

[8] Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ / под ред. Л. Н. Овчаровой.

- М., 2017. - 41 с.

[9] О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40- ФЗ // Рос. газ. - 2006. - 8 мар.

[10] Сатаров Г. В. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. (Краткое резюме доклада). - М., 2002. - 36 с.

[11] Шиян В. И. Причины латентности преступлений коррупционной направленности // Противодействие преступлениям коррупционной направленности. - М., 2016. - С. 195-199.

Spisok Шега^гу:

[1] Aleksandrova L. I. Коггирмуа V tamozhennoj sfere: protivodejstvie i metody рге-duprezhdeniya // КпттаРпуе геаШ, reagi-^ате па пШ i zakon. - М., 2018. - С. 212-217.

[2] Afanas'eva О. И. Sovremennoe sostoyanie prestupnosti korrupcionnoj napravlennosti V Rossii // Protivodejstvie prestupleniyam ко^ир-cionnoj napravlennosti. - М., 2016. - S. 26-31.

[3] Goncharova М. V. Faktory, determiniruy-ushchie rasprostranenie prestuplenij ко^ирсм^

noj napravlennosti // Kriminal'nye realii, reagi-rovanie na nih i zakon. - M., 2018. - S. 179184.

[4] Kas'yanov I. V., Cygankov A. I., SHtan'ko M. A. Bor'ba s korrupciej v tamozhennyh organah: istoricheskij opyt i sovremennost' // Problemy i perspektivy ehkonomiki i upravleniya. - SPb, 2014. - S.49-51.

[5] Koroleva M. V. Korrupciya kak faktor samodeterminacii prestupnosti / / Korrupciya: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii bor'by. - M., 2015. - S. 71-78.

[6] Kuznecov YU. A., Silinskij YU. R., Homutova A. V. Problemy i usloviya, porozh-dayushchie korrupciyu // Sledovatel'. - 2009. - № 10. - S.51-55.

[7] Miheev I. R. Vzaimosvyaz' korrupcii i organizovannoj prestupnoj deyatel'nosti // Kor-rupciya: sostoyanie protivodejstviya i naprav-leniya optimizacii bor'by. - M., 2015. - S. 108112.

[8] Naselenie Rossii v 2017 godu: dohody, raskhody i social'noe samochuvstvie. Monitoring NIU VSHEH / pod red. L. N. Ovcharovoj. - M., 2017. - 41 s.

[9] O ratifikacii Konvencii Organizacii Ob»edinennyh Nacij protiv korrupcii: Federal'nyj zakon ot 8 marta 2006 g. № 40- FZ // Ros. gaz. -2006. - 8 mar.

[10] Satarov G. V. Diagnostika rossijskoj korrupcii: Sociologicheskij analiz. (Kratkoe rezyume doklada). - M., 2002. - 36 s.

[11] SHiyan V. I. Prichiny latentnosti prestu-plenij korrupcionnoj napravlennosti // Protivode-jstvie prestupleniyam korrupcionnoj napravlennosti. - M., 2016. - S. 195-199.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.