УДК 343 ББК 67-51
DOI 10.24411/2312-0444-2020-10014
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Сергей Дмитриевич ГРИНЬКО,
доцент кафедры уголовного права Московского государственного областного университета, кандидат юридических
наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье анализируются проблемы уголовного законодательства и правоприменительной практики, связанные с привлечением к уголовной ответственности за нарушение правил финансирования избирательной кампании; предлагаются меры противодействия коррупции в избирательном процессе.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, финансирование, коррупция, противодействие.
Одно из наиболее опасных явлений — коррупция в избирательном процессе, поскольку она порождает последующее многообразие коррупционных проявлений во всех органах власти.
Поведение так называемой «элиты общества» провоцирует пренебрежение к закону у всего населения, которое выражается, в том числе, в правовом нигилизме. Представление о должности на государственной службе как о возможности личного обогащения остается весьма распространенным в общественном сознании.
В результате человек начинает постепенно принимать на себя наблюдаемые образцы поведения и вступает в коррупционный оборот. Дополнительным фактором, закрепляющим коррупционную поведенческую модель, является наличие примеров федеральных и региональных чиновников [5, с. 118].
В науке электоральную коррупцию выделяют как вид политической коррупции, которая заключается в создании преимуществ представителям правящих политических сил и групп, подавлении их политических конкурентов и искажении свободного волеизъявления граждан посредством противоправного использования в ходе избирательного процесса государственных структур, их должностных лиц и ресурсов [4, с. 28].
Annotation. The problems of criminal law and law enforcement related to criminal prosecution for violation of election campaign financing rules are analyzed in the article, and anti-corruption measures in the election process are proposed.
Keywords: elections, election process, financing, corruption, counteraction.
Цель электоральной коррупции состоит в достижении не материальной, а политической выгоды, для того, чтобы впоследствии использовать ресурсы государства [6, с. 193].
Понятие электоральной коррупции пришло к нам из 90-х годов прошлого века. Вместе с распространением рыночных отношений, конкуренции партий появилось и частное финансирование избирательных компаний.
Выборы превратились в бизнес и резко подорожали, но в отчетах отражены лишь минимальные затраты.
По подсчетам ряда экспертов, в «белом секторе» видна только половина сумм, затрачиваемых на избирательные кампании, остальная идет через «черную кассу» [3].
Одна из главных объективных причин увеличения затрат на финансирование избирательных кампаний — внедрение новых технологий, использование технических возможностей теле- и радиовещания, привлечение специалистов по опросам общественного мнения, возникновение различного рода специализированных ассоциаций по «раскрутке» кандидатов и партий, а также юридическое сопровождение избирательных кампаний.
Депутат, не пользующийся достаточным авторитетом у избирателей, но обладающий достаточным финансовым ресурсом, начинает доминировать на выборах.
№ 1/2020
Увеличение затрат на избирательные кампании обостряет процессы незаконного финансирования. Выборы привлекают к себе не только политически активные категории граждан, но и лиц, которые видят в них возможность лоббировать свои интересы и участвовать в дальнейшем в распределении финансовых потоков. В связи с этим для достижения победы на выборах затрачивается все большее количество денежных средств, в том числе и добытых преступным путем.
В целом же на избирательные кампании на всех уровнях выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления расходуются, без преувеличения, гигантские суммы.
Современное российское законодательство направлено на противодействие коррупции. Предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний. Однако существует огромный разрыв между нормой закона и практикой применения.
Можно рассматривать «лоббистскую» деятельность граждан как волеизъявление народа и «лоббистскую» деятельность финансово-промышленных групп в интересах коммерческих организаций. Последняя деятельность является примером коррупции современной России.
Политика Российской Федерации как социального государства должна быть направлена на выражение интересов граждан, а не организаций, целью которых является извлечение прибыли [5, с. 119—120].
Основная сумма пожертвований в избирательный фонд поступает из различных коммерческих организаций, которые создаются под конкретные выборы. Действительная цель создания таких организаций — «перекачка» денежных средств в избирательные фонды нужных кандидатов.
Было бы наивно полагать, что коммерческие организации просто так будут перечислять сотни миллионов рублей, финансировать кампании того или иного кандидата.
По меткому замечанию профессора С.А. Ава-кьяна, «Если мы откажемся от частных денег на раскрутку кандидата, возрастет роль тех, кто его выдвинул от партий, движений, групп избирателей. Не надо тратить миллионы на зом-бирование избирателя, превращая его в голосующую куклу» [1, с. 33].
Голосуют на выборах граждане, а не коммерческие организации, поэтому и оказывать финансовую поддержку кандидатам должны граждане.
В СМИ часто ставят вопрос о том, что крупные бизнесмены, например недавний лидер партии «Правое дело», становятся спонсорами партий, а фактически покупают партии. Это и есть политическая коррупция, а займы — одно из средств держать партию под контролем.
За период с момента введения в 2003 г. ст. 141.1 УК РФ о нарушениях правил финансирования избирательной кампании лишь незначительное число виновных было привлечено к уголовной ответственности. Например, в 2008 г. — одно лицо, а в 2013 и 2018 гг. — 0 [2, с. 395].
Можно сделать вывод не об отсутствии преступлений данной направленности, а об их ла-тентности, неэффективности уголовного законодательства и неспособности правоохранительных органов противостоять им. При этом административное наказание за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний не является адекватным совершаемым преступлениям.
Следственные органы в настоящее время не имеют возможности эффективно бороться с преступностью в сфере финансирования избирательных кампаний.
Субъектами преступлений в большинстве случаев являются должностные лица, что приводит к распространению коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Наличие коррупционных признаков в избирательном процессе ставит под сомнение законность проведения выборов и легитимность органов власти, поэтому требуются внесение законодательных изменений и активизация деятельности правоохранительных органов.
Библиографический список
1. Авакьян СА Крестик в бюллетене // Российская Федерация сегодня. 2000. № 23. С. 33—38.
2. Борьба с организованными проявлениями преступности и обеспечение национальной безопасности / Под ред. А.И. Долговой. М., 2019. С. 395.
3. Известия. 2007. 24 авг.
4. Кабанов ПА., Райков Г.И., Свигузова А.П. Электоральная преступность в условиях формирования в России демократического правового государства: Монография. М., 2012. 92 с.
5. Какителашвили ММ. Некоторые вопросы противодействия электоральной коррупции // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 118—124.
6. Нисневич ЮА Политическая коррупция: определение, формы проявления, механизм и ресурсы // Технологизация политических процессов в условиях глобализации: теория, опыт, перспективы. М., 2012. С. 193—201.
№ 1/2020