Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в избирательном процессе'

Противодействие коррупции в избирательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
выборы / избирательный процесс / финансирование / коррупция / противодействие / elections / election process / financing / corruption / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Дмитриевич Гринько

В статье анализируются проблемы уголовного законодательства и правоприменительной практики, связанные с привлечением к уголовной ответственности за нарушение правил финансирования избирательной кампании; предлагаются меры противодействия коррупции в избирательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption in the electoral process

The problems of criminal law and law enforcement related to criminal prosecution for violation of election campaign financing rules are analyzed in the article, and anti-corruption measures in the election process are proposed.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в избирательном процессе»

УДК 343 ББК 67-51

DOI 10.24411/2312-0444-2020-10014

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сергей Дмитриевич ГРИНЬКО,

доцент кафедры уголовного права Московского государственного областного университета, кандидат юридических

наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье анализируются проблемы уголовного законодательства и правоприменительной практики, связанные с привлечением к уголовной ответственности за нарушение правил финансирования избирательной кампании; предлагаются меры противодействия коррупции в избирательном процессе.

Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, финансирование, коррупция, противодействие.

Одно из наиболее опасных явлений — коррупция в избирательном процессе, поскольку она порождает последующее многообразие коррупционных проявлений во всех органах власти.

Поведение так называемой «элиты общества» провоцирует пренебрежение к закону у всего населения, которое выражается, в том числе, в правовом нигилизме. Представление о должности на государственной службе как о возможности личного обогащения остается весьма распространенным в общественном сознании.

В результате человек начинает постепенно принимать на себя наблюдаемые образцы поведения и вступает в коррупционный оборот. Дополнительным фактором, закрепляющим коррупционную поведенческую модель, является наличие примеров федеральных и региональных чиновников [5, с. 118].

В науке электоральную коррупцию выделяют как вид политической коррупции, которая заключается в создании преимуществ представителям правящих политических сил и групп, подавлении их политических конкурентов и искажении свободного волеизъявления граждан посредством противоправного использования в ходе избирательного процесса государственных структур, их должностных лиц и ресурсов [4, с. 28].

Annotation. The problems of criminal law and law enforcement related to criminal prosecution for violation of election campaign financing rules are analyzed in the article, and anti-corruption measures in the election process are proposed.

Keywords: elections, election process, financing, corruption, counteraction.

Цель электоральной коррупции состоит в достижении не материальной, а политической выгоды, для того, чтобы впоследствии использовать ресурсы государства [6, с. 193].

Понятие электоральной коррупции пришло к нам из 90-х годов прошлого века. Вместе с распространением рыночных отношений, конкуренции партий появилось и частное финансирование избирательных компаний.

Выборы превратились в бизнес и резко подорожали, но в отчетах отражены лишь минимальные затраты.

По подсчетам ряда экспертов, в «белом секторе» видна только половина сумм, затрачиваемых на избирательные кампании, остальная идет через «черную кассу» [3].

Одна из главных объективных причин увеличения затрат на финансирование избирательных кампаний — внедрение новых технологий, использование технических возможностей теле- и радиовещания, привлечение специалистов по опросам общественного мнения, возникновение различного рода специализированных ассоциаций по «раскрутке» кандидатов и партий, а также юридическое сопровождение избирательных кампаний.

Депутат, не пользующийся достаточным авторитетом у избирателей, но обладающий достаточным финансовым ресурсом, начинает доминировать на выборах.

№ 1/2020

Увеличение затрат на избирательные кампании обостряет процессы незаконного финансирования. Выборы привлекают к себе не только политически активные категории граждан, но и лиц, которые видят в них возможность лоббировать свои интересы и участвовать в дальнейшем в распределении финансовых потоков. В связи с этим для достижения победы на выборах затрачивается все большее количество денежных средств, в том числе и добытых преступным путем.

В целом же на избирательные кампании на всех уровнях выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления расходуются, без преувеличения, гигантские суммы.

Современное российское законодательство направлено на противодействие коррупции. Предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний. Однако существует огромный разрыв между нормой закона и практикой применения.

Можно рассматривать «лоббистскую» деятельность граждан как волеизъявление народа и «лоббистскую» деятельность финансово-промышленных групп в интересах коммерческих организаций. Последняя деятельность является примером коррупции современной России.

Политика Российской Федерации как социального государства должна быть направлена на выражение интересов граждан, а не организаций, целью которых является извлечение прибыли [5, с. 119—120].

Основная сумма пожертвований в избирательный фонд поступает из различных коммерческих организаций, которые создаются под конкретные выборы. Действительная цель создания таких организаций — «перекачка» денежных средств в избирательные фонды нужных кандидатов.

Было бы наивно полагать, что коммерческие организации просто так будут перечислять сотни миллионов рублей, финансировать кампании того или иного кандидата.

По меткому замечанию профессора С.А. Ава-кьяна, «Если мы откажемся от частных денег на раскрутку кандидата, возрастет роль тех, кто его выдвинул от партий, движений, групп избирателей. Не надо тратить миллионы на зом-бирование избирателя, превращая его в голосующую куклу» [1, с. 33].

Голосуют на выборах граждане, а не коммерческие организации, поэтому и оказывать финансовую поддержку кандидатам должны граждане.

В СМИ часто ставят вопрос о том, что крупные бизнесмены, например недавний лидер партии «Правое дело», становятся спонсорами партий, а фактически покупают партии. Это и есть политическая коррупция, а займы — одно из средств держать партию под контролем.

За период с момента введения в 2003 г. ст. 141.1 УК РФ о нарушениях правил финансирования избирательной кампании лишь незначительное число виновных было привлечено к уголовной ответственности. Например, в 2008 г. — одно лицо, а в 2013 и 2018 гг. — 0 [2, с. 395].

Можно сделать вывод не об отсутствии преступлений данной направленности, а об их ла-тентности, неэффективности уголовного законодательства и неспособности правоохранительных органов противостоять им. При этом административное наказание за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний не является адекватным совершаемым преступлениям.

Следственные органы в настоящее время не имеют возможности эффективно бороться с преступностью в сфере финансирования избирательных кампаний.

Субъектами преступлений в большинстве случаев являются должностные лица, что приводит к распространению коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Наличие коррупционных признаков в избирательном процессе ставит под сомнение законность проведения выборов и легитимность органов власти, поэтому требуются внесение законодательных изменений и активизация деятельности правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Авакьян СА Крестик в бюллетене // Российская Федерация сегодня. 2000. № 23. С. 33—38.

2. Борьба с организованными проявлениями преступности и обеспечение национальной безопасности / Под ред. А.И. Долговой. М., 2019. С. 395.

3. Известия. 2007. 24 авг.

4. Кабанов ПА., Райков Г.И., Свигузова А.П. Электоральная преступность в условиях формирования в России демократического правового государства: Монография. М., 2012. 92 с.

5. Какителашвили ММ. Некоторые вопросы противодействия электоральной коррупции // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 118—124.

6. Нисневич ЮА Политическая коррупция: определение, формы проявления, механизм и ресурсы // Технологизация политических процессов в условиях глобализации: теория, опыт, перспективы. М., 2012. С. 193—201.

№ 1/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.