Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 216 — 219. State service and personnel. 2022;(1):216 — 219.
Научная статья
УДК 343.8 NIION: 2012-0061-01/22-056
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-216-219 MOSURED: 77/27-008-2022-01-256
Некоторые аспекты профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы
Ирина Николаевна Смирнова1, Ирина Владимировна Борисенко2
1, 2 Псковский государственный университет, Псков, Россия
Аннотация. В статье раскрываются актуальные вопросы правоохранительной деятельности сотрудников уто-ловно-исполнительных инспекций в условиях реализации концептуальных положений развития утоловно-испол-нительной системы. С учетом результатов проведенното исследования предлатаются меры, направленные на повышение эффективности предупредительно-профилактического воздействия на осужденных без изоляции об общества благодаря выбору строто индивидуальных мер воздействия на основе тщательното изучения их личности, исходя из принципа соблюдения законности и рациональното использования имеющихся ресурсов.
Ключевые слова: концептуальные положения развития утоловно-исполнительной системы, утоловно-исполни-тельная инспекция, осужденный без изоляции об общества, уровень повторной преступности, ведомственный контроль, ресурсы, антикоррупционное законодательство.
Для цитирования: Смирнова И.Н., Борисенко И.В. Некоторые аспекты профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 216—219. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-216-219.
Original article
Some aspects of the professional activities of employees penitentiary inspectorates in the context of reform penal system
Irina N. Smirnova1, Irina V. Borisenko2
1 2 Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia
Abstract. The article reveals topical issues of law enforcement activities of employees of criminal executive inspectorates in the context of the implementation of conceptual provisions for the development of the penal system. Taking into account the results of the study, measures are proposed aimed at increasing the effectiveness of preventive and preventive influence on convicts without isolation from society through the choice of strictly individual measures of influence based on a thorough study of their personality, based on the principle of compliance with the rule of law and rational use of available resources.
Keywords: conceptual provisions for the development of the penal system, criminal executive inspection, a convict without isolation from society, the level of repeated crime, departmental control, resources, anti-corruption legislation.
For citation: Smirnova I.N., Borisenko I.V. Some aspects of the professional activities of employees penitentiary inspectorates in the context of reform penal system // State service and personnel. 2022;(1):216—219. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24411/2312-0444-2022-1-216-219.
В настоящее время активно реализуются концептуальные положения развития уголовно-исполнительной системы (УИС) [1], что затрагивает, в том числе, сферу организации пра-
© Смирнова И.Н., Борисенко И.В. М., 2022.
воохранительной деятельности в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, практика применения которых в последние годы активно расширяется.
Это обусловлено во многом тем фактом, что с учетом современной государственной политики в
№ 1/2022
сфере борьбы с преступностью от результативности реализации уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ) (именно на них возложена задача по исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества) делегируемых им полномочий во многом будет зависеть эффективность УИС, концептуально обозначенная как приоритет ее долгосрочного развития.
Вместе с тем, как показывает анализ официальных данных по реализации УИИ возложенных на них правоохранительных функций, в настоящее время необходимо принятие комплексных мер организационно-правового обеспечения их деятельности. Это должно позволить обеспечить достижение поставленной перед ними цели — предупреждение повторной преступности подучетных лиц, поскольку в соответствии с официальными данными Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) этот уровень продолжает сохраняться достаточно высоким, причем в некоторых регионах он значительно превышает среднероссийский показатель.
В связи с этим, как показывает исследование, необходимо реализовать следующие меры, которые будут способствовать повышению эффективности функционирования УИИ (не случайно ФСИН России справедливо подобные направления также обозначены в числе приоритетных):
Во-первых, обеспечение эффективного ведомственного контроля за деятельностью УИИ, который оказывает существенное влияние на соблюдение законности в исследуемой сфере, повышение уровня исполнительской дисциплины каждого конкретного звена в сфере исполнения рассматриваемых альтернативных лишению свободы наказаний.
Следует также добавить важность обеспечения соблюдения в деятельности сотрудников УИИ положений антикоррупционного законодательства (не всегда нарушения подобного рода связаны с недостаточным уровнем материально-технического обеспечения УИИ, не совсем рациональным использованием имеющихся ресурсов, нередко они обусловлены именно отношением к исполнению профессиональных обязанностей), для чего следует, например, повысить ответственность руководства УИИ за нарушения законности сотрудниками, разработать и реализовать на практике комплекс мер по оказанию практической помощи УИИ, где выявляется наибольшее количество нарушений законности, не допускать формального проведения служебных проверок по фактам нарушения законности [3, с. 32].
Во-вторых, повышение качества подготовки сотрудниками УИИ необходимых материалов в установленных случаях, требующих принятия мер
реагирования в отношении подучетных, и своевременное их направление в суд для принятия обоснованного решения (это позволит существенно снизить количество отказов в удовлетворении судами представлений УИИ в отношении нарушителей порядка и условий отбывания наказания).
Кроме того, на наш взгляд, важно принять меры по обеспечению результативного взаимодействия УИИ с судами и прокуратурой, а также по формированию правового статуса УИИ, что положительно скажется на результатах их профессиональной деятельности.
В-третьих, принятие дополнительных мер по вопросам достижения необходимого уровня межведомственного информационного обмена и доку-ментационного обеспечения предупредительно-профилактической работы, что позволит на практике добиться своевременного обмена разных заинтересованных субъектов значимой информацией, а также достичь оптимального решения служебных задач УИИ благодаря качественному до-кументационному обеспечению функционирования, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В-четвертых, обеспечение активного внедрения в профилактическую деятельность новых форм работы с осужденными, оказания им помощи в социальной адаптации, психологической помощи, что, на наш взгляд, будет способствовать, с одной стороны, обеспечению законных прав осужденных, с другой стороны, повышению эффективности предупреждения преступлений и иных правонарушений [5, с. 73], что четко обозначено в рамках концептуальных положений развития УИС, а также стратегических направлений обеспечения национальной безопасности: «Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти... институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов: .государственная и общественная безопасность» [2].
В-пятых, организация систематического выявления положительного опыта правоохранительной деятельности УИИ и освещение достижений в исследуемой сфере в средствах массовой информации, что направлено на формирование положительного облика сотрудника УИИ.
Реализация этих направлений позволит обеспечить эффективную деятельность УИИ, в том числе в рамках взаимодействия с органами внутренних дел, по предупреждению преступлений и иных правонарушений подучетных лиц [8], по выработке на основе тщательного изучения личности осужденных без изоляции от общества мер предупредительно-профилактического воздействия на них [10] с учетом сохранения сложного крими-
№ 1/2022
ногенного состава лиц, состоящих на учете УИИ [4, с. 7].
Список источников
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
3. Коробкова ЕА. О состоянии законности в УИИ / Сб. матер. VII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (19 — 21 июля 2017, г. Пушкин). Пушкин, 2017. С. 30—36.
4. Коробкова Е.А. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров ФСИН России и задачах на предстоящий период / Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 — 31 мая 2019). М., 2019. С. 5—12.
5. Лафуткин А.М. О деятельности психологов УИИ / Сб. матер. VII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (19 — 21 июля 2017, г. Пушкин). Пушкин, 2017. С. 73-78.
6. Волховский P.A., Смирнова И.Н. К вопросу о влиянии рисков в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций на безопасность УИС // Евраз. юрид. журнал. 2021. № 8 (159). С. 393—395.
7. Волховский P.A., Петренко Н.И., Смирнова И.Н. К вопросу использования волонтерской деятельности в процессе ресоциализации несовершеннолетних лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы // Вестник Рос. ун-та кооперации. 2021. № 3 (45). С. 96—99.
8. Смирнова И.Н. Проблемы организации совместного планирования уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел / / Закон и право. 2016. № 2. С. 122—124.
9. Смирнова И.Н., Минаева И.С. Организационные аспекты предупреждения повторных пре-
ступлений осужденных без лишения свободы в рамках совместной работы уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел / / Евраз. юрид. журнал. 2021. № 9 (160). С. 274—275.
10. Смирнова И.Н., Семенова Н.В. Состояние организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по профилактике преступлений осужденных без лишения свободы, включенных в группу риска // Вестник Рос. ун-та кооперации. 2017. № 4 (30). С. 129—131.
Referencis
1. The concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 № 1138-r) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 // http:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/1
3. Korobkova EA. On the state of legality in Penitentiary Institutions // Collection of materials of the VII All-Russian Meeting of Heads of Penitentiary Inspectorates, Correctional Centers and Units for Controlling the Execution of Sentences Not Related to the Isolation of Convicted Persons from Society, Territorial Bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (19 — 21 July 2017, St. Pushkin). Pushkin, 2017. Pp. 30—36.
4. Korobkova EA. On the results of the work of criminal executive inspections and correctional centers of the Federal Penitentiary Service of Russia and tasks for the upcoming period // Collection of materials of the VIII All-Russian meeting of heads of criminal executive inspections, correctional centers and units for monitoring the execution of sentences not related to isolation of convicts from society, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (May 29-31, 2019). Moscow, 2019. Pp. 5—12.
5. Lafutkin A.M. On the activities of psychologists at the Penitentiary Institute // Collection of materials of the VII All-Russian meeting of the heads of criminal executive inspections, correctional centers and units for monitoring the execution of sentences not related to the isolation of convicts from society, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (19 — 21 July 2017, Pushkin). Pushkin, 2017. Pp. 73—78.
6. Volkhovsky RA, Smirnova I.N. To the question of the impact of risks in the professional activities of employees of criminal executive inspectorates on
№ 1/2022
the security of the penal system / / Eurasian legal journal. 2021. № 8 (159). Pp. 393—395.
7. Volkhovsky RA., Petrenko N.I., Smirnova I.N. On the issue of using volunteer activities in the process of resocialization of minors sentenced to punishments not related to imprisonment / / Bulletin of the Russian University of Cooperation: scientific and theoretical journal. 2021. № 3 (45). Pp. 96—99.
8. Smirnova I.N. Problems of organizing joint planning of criminal executive inspections with the internal affairs bodies // Law and law. 2016. № 2. Pp. 122—124.
9. Smirnova I.N., Minaeva I.S. Organizational aspects of the prevention of repeated crimes by convicts without imprisonment in the framework of joint work of criminal executive inspectorates and internal affairs bodies // Eurasian legal journal. 2021. № 9 (160). Pp. 274—275.
10. Smirnova I.N., Semenova N.V. The state of the organization of the activities of criminal executive inspectorates for the prevention of crimes of convicts without imprisonment included in the risk group / / Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2017. № 4 (30). Pp. 129—131.
Информация об авторах
Смирнова И.Н. — доктор юридических наук, профессор Борисенко И.В. — кандидат юридических наук
Information about the authors
Smirnova I.N. — doctor of law, professor Borisenko I.V. — candidate of law
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.1 2.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 30.1 2.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
№ 1/2022