Закон и право. 2022. № 2. С. 197-200. Law and legislation. 2022;(2):197-200.
Научная статья УДК 343.8
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-197-200
NIION: 1997-0063-2/22-1 13 MOSURED: 77/27-001-2022-2-313
К вопросу об организационном обеспечении функционирования уголовно-исполнительных инспекций
Ирина Николаевна Смирнова1, Ирина Сергеевна Минаева2
1 Псковский государственный университет, Псков, Россия
2 Псковский филиал Академии ФСИН России, Псков, Россия
Аннотация. В статье раскрывается современное состояние организации правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы на перспективу. На основе результатов проведенного исследования формируются предложения по повышению эффективности реализации возложенных на уголовно-исполнительные инспекции задач.
Ключевые слова: Концепция развития уголовно-исполнительной системы, уголовно-исполнительная инспекция, осужденные без изоляции от общества, уровень повторной преступности, межведомственное взаимодействие, информационно-аналитическая работа, ведомственный контроль.
Для цитирования: Смирнова И.Н., Минаева И.С. К вопросу об организационном обеспечении функционирования уголовно-исполнительных инспекций // Закон и право. 2022. № 2. С. 197—200. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-197-200.
Original article
On the issue of organizational support for the functioning of criminal executive inspectorates
Irina N. Smirnova1, Irina S. Minaeva2
1 Pskov State University, Pskov, Russia
2 Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia
Abstract. The article reveals the current state of the organization of law enforcement activities of criminal executive inspectorates in the context of the implementation of the concept of the development of the criminal executive system in the future. Based on the results of the study, proposals are being drawn up to improve the efficiency of the implementation of tasks assigned to criminal executive inspectorates.
Keywords: Concept of the development of the penal system, criminal executive inspection, convicts without isolation from society, the level of repeated crime, interdepartmental interaction, information and analytical work, departmental control.
For citation: Smirnova I.N., Minaeva I.S. On the issue of organizational support for the functioning of criminal executive inspectorates // Law and legislation. 2022;(2): 197—200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-2-197-200.
© Смирнова И.Н., Минаева И.С. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 02-2022
Развитие уголовно-исполнительной системы (УИС) на период до 2030 г. предполагает «обеспечение безопасности... формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала» [1], что обусловливается, прежде всего, тем, что результативность реализации поставленных перед ней задач оказывает влияние на государственную и общественную безопасность [2].
Как показывает проведенное исследование, в этом направлении движения УИС ключевая роль отводится комплексному подходу при осуществлении организационно-правовых мер, которые должны способствовать оптимизации реализации полномочий ее органами и учреждениями, в том числе в рамках внешнего взаимодействия.
Применительно к теме публикации речь идет об организации правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), целевое предназначение которых состоит в таком исполнении наказаний без изоляции осужденного об общества, которое позволило бы не допускать совершения ими повторных преступлений, причем при соблюдении прав таких лиц.
Анализ официальных данных Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) позволяет утверждать, что в условиях реформирования УИС принимаются меры правового и организационного характера, направленные на обеспечение эффективности правоохранительной деятельности в изучаемом направлении работы, однако за рамками решения остаются некоторые актуальные вопросы деятельности в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Как свидетельствует исследование, правоохранительную деятельность УИИ в условиях реформирования системы исполнения наказаний можно охарактеризовать следующим образом:
1. Совершенствуется правовое обеспечение рассматриваемой правоохранительной деятельности, это подкрепляется и концептуальными положениями развития УИС. Вместе с тем не теряет своей актуальности, как мы уже указывали ранее в своих исследованиях [5, с. 3—22], и сейчас это вновь обосновывается, вопрос изучения проблем эффективности наказаний. «Для этого необходимо определить основные цели и направления исследования, разработать критерии эффективности и методику проведения научно-исследовательской работы» [6, с. 49].
2. Принимаются меры по улучшению ресурсного обеспечения УИИ, прежде всего материально-технического и кадрового, что обусловливает важность современной системы подготовки кадров УИИ, оптимизации нагрузки на сотрудников (подготовку соответствующих кадров необходимо строить исходя из конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности) [7, с. 103, 117—120].
В соответствии с распоряжением ФСИН России от 26 января 2018 г. № 29-р «О специализации образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний» (ред. от 10.02.2021 № 51-р) осуществляется подготовка кадров для УИИ. Кроме того, в образовательных организациях ФСИН России организуется повышение квалификации сотрудников УИИ.
3. Предпринимаются меры по активизации внешнего взаимодействия УИИ, эффективность которого, исходя из анализа практики, зависит от многих факторов: соблюдение сформулированных в теории управления принципов (прежде всего принципа законности, поскольку нарушение сотрудниками УИИ, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, норм действующего законодательства может привести к противоправным действиям со стороны по-дучетных лиц и, соответственно, отрицательно сказаться на безопасности УИС).
Вырабатываются решения по обеспечению комплексного подхода, предусматривающего реализацию системы мер организационно-правового характера, направленных на оптимальное предупредительно-профилактическое воздействие на лиц, состоящих на учете УИИ [8, с. 274— 275]. Причем эффективности общепрофилактической деятельности можно добиться лишь при комплексном планировании, обеспечивающем организацию и координацию совместных усилий разных субъектов (УИИ, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, службы занятости населения, администрации организаций, в которых работают осужденные, общественности и средств массовой информации) по выявлению и устранению обстоятельств, порождающих преступность.
4. Совершенствуется планирование и информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности, что возможно при организации оптимального обмена значимой информацией между субъектами профилактики
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022
(в настоящее время продолжают реализовывать-ся мероприятия по организации межведомственного организационного взаимодействия в электронном виде между ФСИН России и МВД России), недопущению формального подхода к организации планирования и реализации запланированных мероприятий (этот факт особо отметили опрошенные нами сотрудники УИИ при проведении исследования по проблемам эффективности совместной деятельности УИИ и ОВД по предупреждению повторных преступлений осужденных без изоляции от общества).
Необходимо организовать планирование правоохранительной деятельности УИИ с учетом имеющегося ресурсного обеспечения, состояния служебной обстановки, что в условиях сохранения достаточно высокого уровня повторной преступности подучетных обусловливает повышение значимости информационного обеспечения деятельности в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (оптимизация информационно -аналитической работы, как показывает практика, позволит добиться более четкого формулирования планируемых мероприятий на основе тщательного критического анализа различного рода значимой информации и в итоге обеспечить строго индивидуальный подход к предупредительно-профилактическому воздействия на подучетных с использованием, в том числе, возможностей общественных организаций, объединений, волонтерских и молодежных движений, религиозных конфессий) [4, с. 28—31].
5. Оптимизируется организационно-структурное построение УИИ, что в соответствии с результатами проведенного опроса практических работников является важным условием реализации концептуальных положений развития УИС (эффективность реализации поставленных перед УИИ задач можно обеспечить благодаря четкому соответствию организационной структуры системы характеру выполняемых функций внешнего и внутреннего управления).
6. Активно применяются современные возможности контроля за поведением осужденных, в частности, системы электронного мониторинга подконтрольных лиц как важного сдерживающего фактора совершения преступления осужденными [3, с. 47—48], а также использование во взаимодействии с сотрудниками технологических возможностей систем видеонаблюдения, благодаря чему, согласно позиции ФСИН России, обеспечивается дополнительный контроль за подучетными лицами в целях соблюдения ими
установленных судом запретов (ограничений), возложенных судом обязанностей.
Список источников
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
3. Васильев A.B. Разработка проекта концепции ФГИС СЭМПЛ России // Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 - 31 мая 2019). М., 2019.
4. Епов Д.В. Практический опыт и перспективы взаимодействия ФСИН России и Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» // Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 -1 мая 2019). М., 2019.
5. Организация деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Учеб. пособие / И.Н. Смирнова и др. Псков: ЛОГОС, 2017. 160 с.
6. Савушкин С.М. Научный взгляд на проблемы развития альтернативных санкций // Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 — 31 мая 2019). М., 2019. С. 49—51.
7. Смирнова И.Н., Минаева И. С. Организационно-правовые основы правоохранительной деятельности в сфере взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел: Монография. Псков: Псковский гос. унт, 2018. 136 с.
LAW & LEGISLATION • 02-2022
8. Смирнова И.Н., Минаева И. С. Организационные аспекты предупреждения повторных преступлений осужденных без лишения свободы в рамках совместной работы уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел / / Евраз. юрид. журнал. 2021. № 9 (160).
References
1. The Concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/ 2021 № 1138-r) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/
3. Vasiliev A. V. Development of a draft concept for the FSIS SEMPL of Russia // Collection of materials of the VIII All-Russian meeting of the heads of criminal executive inspections, correctional centers and units for monitoring the execution of sentences not related to the isolation of convicts from society, territorial bodies of the FSIN of Russia (May 29 - 31, 2019). Moscow, 2019.
4. Epov D. V. Practical experience and prospects of interaction between the Federal Penitentiary Service of Russia and the All-Russian public organization «National parental association for social support of the family and protection of family values» // Collection
of materials of the VIII All-Russian meeting of heads of criminal executive inspections, correctional centers and units for monitoring the execution of punishments not related to isolation convicted from society, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (May 29 — 31, 2019). Moscow, 2019.
5. Organization of the activities of the penitentiary system in the field of the execution of punishments and measures of a criminal-legal nature without isolation from society: textbook. allowance / I.N. Smirnova et al. Pskov: LOGOS, 2017.160 p.
6. Savushkin S.M. A scientific look at the problems of the development of alternative sanctions // Collection of materials of the VIII All-Russian meeting of heads of criminal executive inspections, correctional centers and units for monitoring the execution of punishments not related to isolation convicted from society, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (May 29 — 31, 2019). Moscow, 2019. Pp. 49—51.
7. Smirnova I.N., Minaeva I.S. Organizational and legal foundations of law enforcement in the field of interaction between criminal executive inspectorates and internal affairs bodies: monograph. Pskov: Pskov State University, 2018. 136 p.
8. Smirnova I.N., Minaeva I.S. Organizational aspects of the prevention of repeated crimes by convicts without imprisonment in the framework of joint work of criminal executive inspectorates and internal affairs bodies / / Eurasian legal journal. 2021. № 9 (160).
Информация об авторах
Смирнова И.Н. — доктор юридических наук, профессор Минаева И.С. — кандидат юридических наук
Information about the authors
Smirnova I.N. — doctor of law, professor Minaeva I.S. — candidate of law
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.1 2.2021 ; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.
The article was submitted 30.12.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022