Закон и право. 2022. № 1. С. 154-156. Law and legislation. 2022;(1):154-156.
Научная статья УДК 343.1(47)
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-154-156
NIION: 1997-0063-1/22-034 MOSURED: 77/27-001-2022-1-234
Основные направления совершенствования кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций в свете реализации концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года
Роман Алексеевич Волховский
Псковский государственный университет, Псковская область, Псков, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье с точки зрения обеспечения основ функционирования системы по ресоциализа-ции осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, анализируются существующие в настоящий момент тенденции развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций. Автором подтверждается дальнейшая необходимость совершенствования кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций в рамках реализации концептуальных положений развития УИС до 2030 г.
Ключевые слова: кадровое обеспечение, сотрудники УИИ, ресоциализация осужденных, альтернативные лишению свободы наказания.
Для цитирования: Волховский Р.А. Основные направления совершенствования кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций в свете реализации концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года // Закон и право. 2022. № 1. С. 154—156. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-154-156.
Original article
The current state of staffing of criminal executive inspectorates in the context of the implementation of activities for the resocialization of those sentenced to punishments without social isolation
Roman A. Volkhovsky
Pskov State University, Pskov Region, Pskov, Russia, [email protected]
Abstract. In the item, with the point of view of providing the basics of the functioning of the system for the resocialization of those sentenced to punishments alternative to imprisonment, the current trends in the development of staffing for criminal executive inspectorates are analyzed. The author confirms the further need to improve the staffing of criminal executive inspectorates in the framework of the implementation of the conceptual positions for the evolution of the penal system until 2030.
Keywords: staffing, prison staff, resocialization of convicts, punishments alternative to imprisonment.
For citation: Volkhovsky R.A. The current state of staffing of criminal executive inspectorates in the context of the implementation of activities for the resocialization of those sentenced to punishments without social isolation // Law and legislation. 2022;(1):154—156. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-154-156.
© Волховский Р.А. М., 2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022
Гегодня большинством исследователей справедливо отмечается тот факт, что российская пенитенциарная политика продолжает движение в направлении развития практики применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Данный вектор развития отечественной уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) задается положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Концепция развития УИС), которая была принята весной 2021 г.
Концепция развития УИС предполагает реализацию определенных мер по совершенствованию кадрового обеспечения УИС в целом, однако данные меры, несомненно, затронут и сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ), деятельность которых в условиях дальнейшего развития и расширения системы наказаний, альтернативных лишению свободы, приобретает существенное значение.
Уже в настоящее время работа сотрудников УИИ по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, контролю за осужденными, состоящими на их учете, а также социальной адаптации и ресоциализации осужденных играет столь же важную роль в структуре функций пенитенциарной системы, как и деятельность сотрудников УИС в исправительных учреждениях. При этом нужно понимать, что сегодня реализация мер, направленных на развитие кадрового обеспечения УИИ, может быть достигнута только при существенном увеличении финансовых затрат бюджета Российской Федерации, на что должно быть получено согласие Минфина России [2, с. 12].
В разделе XVI Концепции развития УИС совершенно определенно ставится задача создания в России к 2030 г. отдельной системы пробации, базой для которой должны будут стать УИИ. Штатная численность сотрудников УИИ составляет чуть более 10 тыс. человек, при этом объем служебной нагрузки из расчета на одного сотрудника, на наш взгляд, является достаточно высоким и многократно превышает штатную численность сотрудников УИИ.
В связи с этим не случайно в разделе XVIII Концепции развития УИС была предложена мера, направленная на приведение штатной численности сотрудников УИИ и лиц, состоящих на учете УИИ, к соотношению один к трем [1]. Указанная мера наряду с мерами по совершенствованию научно-методической базы подготовки кадров для УИС позволит прибли-
зить штатную численность УИИ к более оптимальному значению с точки зрения равномерного распределения на каждого отдельно взятого сотрудника УИИ рабочей нагрузки по контролю за осужденными.
В разделе XVIII Концепции развития УИС в качестве одного из ключевых направлений совершенствования кадрового обеспечения российской пенитенциарной системы предлагается создать для сотрудников УИС комфортные условия профессиональной деятельности, обеспечение которых должно существенно повысить эффективность выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей. Для реализации данного направления развития кадрового обеспечения УИС в разделе XVIII предполагается [1]:
■ осуществить оптимизацию организационно-управленческой и штатной структуры УИС;
■ сформировать устойчивую кадровую основу УИС, состоящую из высоко подготовленных профессиональных сотрудников;
■ внедрить качественно новую и более детально проработанную систему стимулирования сотрудников УИС, отвечающую их материальным, социальным, финансовым потребностям и имеющую несколько уровней;
■ провести совершенствование и модернизацию на современной информационно -технологической основе материальной и технической базы учреждений УИС;
■ повысить престижность и привлекательность службы в УИС для как можно большего числа граждан.
При этом меры по реализации последнего пункта подробно описываются в разделе XIX Концепции развития УИС, что свидетельствует о признании со стороны руководства УИС потребности в укреплении социальных и материально-финансовых гарантий службы сотрудников пенитенциарной системы. Особенно актуально данный вопрос стоит перед практическими работниками УИИ.
Согласно положениям Концепции развития УИС меры по повышению престижа, статуса и привлекательности службы в УИС сводятся к улучшению медицинского обслуживания сотрудников, а также предоставлению субсидий на строительство и приобретение жилья и возмещение расходов на его наем.
На наш взгляд, данные меры являются, безусловно, полезными для социальной поддержки сотрудников УИС, однако в Концепции раз-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2022
вития УИС следовало бы уделить больше внимания проблеме доступности и своевременности предоставляемых социальных гарантий. Превышение разумных сроков ожидания положенных по закону социальных гарантий может крайне негативно сказаться на мотивации и исполнительской дисциплине сотрудников УИИ и, как следствие, не придется говорить о повышении престижности службы в пенитенциарной системе.
Список источников
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_383610/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac 66824f848bc2/
2. Коробкова Е.А. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров ФСИН России и задачах на предстоящий период // Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнитель-
ных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 - 31 мая 2019 г.). М., 2019.
References
1. The government of the Russian Federation from 29.04.2021 № 1138-R «On the concept of development of criminal-Executive system of the Russian Federation for the period till 2030» // http:/ / www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_383610/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824 f848bc2/
2. Korobkova E.A. About the outcome of criminal-Executive inspection and correction centres of the Federal penal service of Russia and tasks for the coming period // Collection of materials of the VIII all-Russian meeting of heads of the criminal Executive inspections, correctional centres and units for control over the execution of punishments not related to isolation from society condemned, territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia (May 29 - 31, 2019). Moscow, 2019.
Информация об авторе
Волховский Р.А. — аспирант
Information about the author
Volkhovsky R.A. — postgraduate student
Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.
The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 08.12.2021; accepted for publication 14.12.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022