Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ К НАКАЗАНИЯМ / НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бякина С. И.

В статье анализируются проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России, раскрывается значимость ее надлежащей правовой регламентации и реализации индивидуального подхода к правонарушителям в условиях гуманизации уголовно-исполнительной политики. Предметом статьи выступили официальные статистические данные, отечественное законодательство, научная литература, результаты авторского исследования по теме работы. Цель исследования - обосновать необходимость совершенствования правового регулирования рассматриваемой сферы деятельности уголовно-исполнительных инспекций, а именно создания нормативного правового акта, раскрывающего по рядок проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, учитывающего ее особенности. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы проанализирован основной фактор, влияющий на состояние воспитательной работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, - правовое обеспечение. Отмечено, что именно правовое обеспечение является определяющим фактором для совершенствования анализируемого вектора деятельности. Обоснована необходимость индивидуального подхода к оказанию на осужденных воспитательного воздействия. Установлено, что создание нормативного акта по вопросам организации и проведения воспитательной работы с осужденными будет способствовать координации усилий заинтересованных субъектов, а также преодолению негативных установок осужденных, их стремлению к исправлению. Данные решения положительно отразятся на совершенствовании действующего уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бякина С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ORGANIZING AND CARRYING OUT EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS REGISTERED WITH THE PENAL INSPECTORATES

The article analyzes the problems of organizing and conducting educational work with convicts who are registered with the penal inspectorates of the Federal Penitentiary Service of Russia, reveals the importance of its proper legal regulation and implementation of an individual approach to offenders in the context of the humanization of penal policy. The article considers the official statistics, domestic legislation and scientific literature and the results of the author’s study on the topic of the work. The purpose of the study is to substantiate the need to improve the legal regulation of the considered activity area of penal inspectorates, namely, the creation of a normative legal act that discloses the procedure for conducting educational work with convicts registered with penal inspectorates that is taking into account the peculiarities of such work. The methodological basis of the research was formed by the statistical method, analysis, synthesis, induction, system-structural and formal-logical methods. As a result of the work carried out, the main factor influencing the state of educational work with those sentenced to punishments without isolation from society, i.e. the legal support, has been analyzed. It is noted that the legal support is the determining factor for improving the analyzed vector of activity. The necessity of an individual approach to the educational influence on convicts has been substantiated. It has been established that the creation of a normative act on the organization and conducting educational work with convicts will contribute to the coordination of the efforts of interested subjects, as well as to overcoming the negative attitudes of the convicts, will contribute to their desire for correction. These decisions will have a positive effect on the improvement of the current penal legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ»

НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

DOI 10.51522/2307-0382-2021-232-9-6-12 УДК 343.8

С. И. БЯКИНА

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы

Рязань

SVETLANA I. BYAKINA

Doctorate Student of the Department for Training Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of the FPS of Russia, Senior Lieutenant of the Internal Service

Ryazan

Проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными,

состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях

Issues of organizing and carrying out educational work with convicts registered with the penal inspectorates

Аннотация. В статье анализируются проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России, раскрывается значимость ее надлежащей правовой регламентации и реализации индивидуального подхода к правонарушителям в условиях гуманизации уголовно-исполнительной политики. Предметом статьи выступили официальные статистические данные, отечественное законодательство, научная литература, результаты авторского исследования по теме работы. Цель исследования - обосновать необходимость совершенствования правового регулирования рассматриваемой сферы деятельности уголовно-исполнительных инспекций, а именно создания нормативного правового акта, раскрывающего по-

Abstract. The article analyzes the problems of organizing and conducting educational work with convicts who are registered with the penal inspectorates of the Federal Penitentiary Service of Russia, reveals the importance of its proper legal regulation and implementation of an individual approach to offenders in the context of the humani-zation of penal policy. The article considers the official statistics, domestic legislation and scientific literature and the results of the author's study on the topic of the work. The purpose of the study is to substantiate the need to improve the legal regulation of the considered activity area of penal inspectorates, namely, the creation of a normative legal act that discloses the procedure for conducting educational work with convicts registered with penal inspectorates that is taking into account the peculiarities of such work. The methodological basis of

рядок проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, учитывающего ее особенности. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы проанализирован основной фактор, влияющий на состояние воспитательной работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, - правовое обеспечение. Отмечено, что именно правовое обеспечение является определяющим фактором для совершенствования анализируемого вектора деятельности. Обоснована необходимость индивидуального подхода к оказанию на осужденных воспитательного воздействия. Установлено, что создание нормативного акта по вопросам организации и проведения воспитательной работы с осужденными будет способствовать координации усилий заинтересованных субъектов, а также преодолению негативных установок осужденных, их стремлению к исправлению. Данные решения положительно отразятся на совершенствовании действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, правовое регулирование, средства исправления, воспитательная работа, осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

the research was formed by the statistical method, analysis, synthesis, induction, system-structural and formal-logical methods. As a result of the work carried out, the main factor influencing the state of educational work with those sentenced to punishments without isolation from society, i.e. the legal support, has been analyzed. It is noted that the legal support is the determining factor for improving the analyzed vector of activity. The necessity of an individual approach to the educational influence on convicts has been substantiated. It has been established that the creation of a normative act on the organization and conducting educational work with convicts will contribute to the coordination of the efforts of interested subjects, as well as to overcoming the negative attitudes of the convicts, will contribute to their desire for correction. These decisions will have a positive effect on the improvement of the current penal legislation.

Key words: penal inspectorate, legal regulation, remedies, educational work, sentenced to punishments other than isolation from society.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

В последние годы достаточно большой научный интерес вызывает сфера исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, подавляющее большинство которых исполняют уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (УИИ).

Данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствуют об увеличении численности лиц, осужденных к таким наказаниям, как лишение права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, с 24,9 % от общего количества осужденных в 2015 году до 41,4 % в 2019 году (в 2016 году данный показатель составил 38,9 %; в 2017-м - 34,9 %; в 2018-м - 40,3 %) [1].

При исполнении рассматриваемых наказаний сотрудники УИИ призваны стремиться к достижению целей, обозначенных в статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), одной из которых является исправление

осужденных. Заслуженный деятель науки Российской Федерации В. И. Селиверстов подчеркивает важность данной цели, необходимость стремления к ее достижению [2].

Вместе с тем анализ данных преступности осужденных после постановки на учет УИИ свидетельствует о ее увеличении с 3 % в 2016 году до 4,8 % в 2020 году [3]. Представляется, что подобная ситуация вполне может быть связана с низкой результативностью воспитательной работы с такими осужденными.

Указанная проблема отражалась в научных трудах А. Ш. Габараева, Р. С. Да-нелян, П. Н. Красоткина, А. В. Новикова, Н. В. Ольховика, И. Н. Смирновой, О. Н. Уварова. Учеными констатируется низкий уровень правового регулирования воспитательной работы, который влияет и на состояние ее организации на практике.

А. Ш. Габараев указывает, что сотрудники УИИ фактически осуществляют лишь контроль за осужденными, при этом воспитательной работе отводится второстепенное место по причине отсутствия нормативной базы, регулирующей данный аспект деятельности [4]. С данным утверждением нельзя не согласиться, ведь с момента принятия в 1996 году действующего УИК РФ, несмотря на существенное изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, в нем по-прежнему содержатся лишь декларативные нормы, предписывающие УИИ обязанность проведения воспитательной работы (часть 3 статьи 33, часть 3 статьи 39, часть 6 статьи 471 УИК РФ). С. М. Воробьев рассматривает данную ситуацию как нарушение системного подхода к установлению единообразного механизма воспитательного воздействия на осужденных [5].

Проведенное нами исследование основных проблем, возникающих при реа-

лизации воспитательной работы, показало, что 51 % опрошенных сотрудников УИИ отмечают наибольшее влияние уровня правового обеспечения на ее состояние (38 % респондентов указывают кадровое обеспечение, 11 % - ресурсное обеспечение). Вместе с тем 45 % анкетируемых оценивают текущий уровень правового регулирования воспитательной работы как низкий.

Бесспорно, сжатость правовых норм отражается негативно на правоприменительной деятельности. По сравнению с правовой регламентацией данного средства исправления в отношении лишенных свободы (статьи 109, 110 УИК РФ) воспитательная работа с осужденными к рассматриваемым нами наказаниям урегулирована фрагментарно, ни в законах, ни в подзаконных актах не определены ее направления и формы.

О. Н. Уваров в этой связи констатирует невозможность распространения норм, касающихся проведения воспитательной работы с лишенными свободы, на сферу деятельности УИИ [6], поскольку исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, предполагает свои специфические особенности.

Представляется, что в законодательстве необходимо закрепить понятие воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ. Это позволит понимать сущность такой деятельности, определять ее основные задачи и принципы. Результаты исследования вопросов воспитательной работы, проведенного П. Н. Красоткиным, подтверждают целесообразность данного предложения [7].

Кроме того, УИИ имеет возможность индивидуализировать формы, методы и периодичность проведения контрольных и воспитательных мероприятий в целях оптимизации рабочего времени сотрудни-

ков, на что неоднократно обращалось внимание в юридической литературе [8, 9].

Важность именно индивидуального подхода к осужденным в воспитательной работе возможно объяснить особенностями их личности, степенью их общественной опасности, спецификой обстоятельств совершенного преступления. Ведь в УИИ состоят на учете абсолютно различные лица - мужчины и женщины, несовершеннолетние и взрослые, имеющие разные индивидуальные характеристики, взгляды, установки и убеждения, нуждающиеся в особом подходе со стороны сотрудников. Убеждены, что объем воспитательной работы, проводимой с конкретным осужденным, может различаться. На основе изученного нами опыта организации воспитательной работы в различных субъектах Российской Федерации мы приходим к выводу о том, что в практической деятельности сотрудников УИИ имеются категории, которые обособляются (несовершеннолетние, женщины и другие).

Кадровое обеспечение - не менее важный фактор, оказывающий влияние на состояние воспитательной работы с осужденными. От уровня подготовки сотрудников УИИ, наличия опыта работы, который предполагает достаточные профессиональные и коммуникативные навыки, зависит возможность влияния на негативные установки личности осужденных. Р. С. Данелян в данном контексте подчеркивает, что на учете УИИ состоят лица, больные «социальными пороками», а чтобы их исправить, нужно иметь определенные психолого-педагогические знания, которые даются в специальных учебных заведениях [10]. Согласно проведенному исследованию, большая часть инспекторов УИИ имеют стаж работы на указанной должности от пяти до 10 лет, что должно позитивно отражаться на состоянии вос-

питательной работы с осужденными. Одновременно с этим количество осужденных, находящихся под контролем одного инспектора, варьируется в зависимости от местности, в некоторых филиалах один респондент контролирует 40-70 осужденных, в других - свыше 100.

Следует отметить, что ресурсное обеспечение воспитательной работы с осужденными, предполагающее наличие достаточной материальной базы для проведения воспитательных мероприятий, в меньшей степени влияет на ее эффективность. Превалирующей формой воспитательной работы является индивидуальная беседа (в своей деятельности используют 100 % респондентов), и она не требует особого материально-технического оснащения.

Была выявлена еще одна проблема, связанная с отсутствием мотивации осужденных, состоящих на учете УИИ, к участию в воспитательной работе. Как показал проведенный опрос осужденных, большинство из них относятся к воспитательным мероприятиям нейтрально, при этом они не отрицают возможности проявления осознанного стремления к участию в них, если бы это влияло на ход отбывания наказания. Так, на вопрос «Как вы относитесь к проводимым воспитательным мероприятиям?» 48 % осужденных ответили, что относятся нейтрально, 13 % - отрицательно, 39 % - положительно. При этом 67 % осужденных высказали готовность участвовать в воспитательной работе при условии, что это повлияло бы на ход отбывания наказания, и лишь 33 % высказали отрицательное отношение к участию в воспитательной работе.

Заслуживают внимания и вопросы взаимодействия с администрацией организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам. Не углуб-

ляясь в проблемы трудоустройства таких осужденных, рассмотрим, каков же уровень взаимодействия данных субъектов в рамках воспитательной работы.

В части 1 статьи 43 УИК РФ в качестве одной из обязанностей администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, предусмотрена возможность их участия в воспитательной работе в качестве полноправного субъекта. Часть 2 данной статьи предусматривает наступление ответственности, установленной законодательством в случае неисполнения данной обязанности.

О выполнении указанной нормы невозможно говорить однозначно, не проведя опрос непосредственно сотрудников УИИ. Данные, полученные в ходе опроса, позволяют утверждать, что взаимодействие с администрацией организаций, в которых работают осужденные, находится на низком уровне. Более половины респондентов отмечают, что в рамках воспитательной работы такое взаимодействие вообще не осуществляется. Возможно, такому положению дел способствуют две основные причины: незаинтересованность самих организаций в таком взаимодействии, а также низкий уровень налаживания контакта самим инспектором с организацией. Причем первая причина имеет большее влияние. Обращаясь к истории исполнения наказаний в виде исправительных работ, можно вспомнить, что лицам, осужденным к исправительным работам, назначались шефы из числа

передовиков производства [11]. В условиях изменившейся экономической ситуации о возрождении такой практики говорить вряд ли возможно.

Таким образом, несмотря на прямое указание закона содействовать УИИ в проведении с осужденными воспитательной работы, администрации организаций, в которых работают осужденные, в большинстве случаев самоустраняются от осуществления подобной деятельности.

Резюмируя изложенное, отметим, что в условиях расширенного применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, таких как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, при одновременном ухудшении состояния повторной преступности важно совершенствование не только карательных мер воздействия на таких лиц, но и воспитательной работы, предполагающей изменение негативных установок личности. Такую задачу выполнить достаточно непросто, особенно в условиях нахождения граждан на свободе. Основным фактором, осложняющим ее организацию и проведение, является низкий уровень правового обеспечения. Решить указанную проблему, как представляется, можно путем подготовки инструкции о порядке проведения и организации воспитательной работы с лицами, состоящими на учете в УИИ, где будут отражены ключевые аспекты такой работы.

1. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 22.02.2021).

2. Головастова Ю. А., Бондаренко А. В. Селиверстов В. И. 40 лет в пенитенциарной науке: интервью с Селиверстовым Вячеславом Ивановичем - доктором юридических наук, профессором кафедры уголовного права и криминологии, научным руководителем НОЦ

«Проблемы уголовно-исполнительного права» юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженным деятелем науки Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2020. №. 11. С. 15.

3. Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий УИС за четвертый квартал 2016 г., 2020 г. // Форма статистической отчетности ФСИН-1 (квартальная). Доступ из АИС «Статистика УИС».

4. Габараев А. Ш. Воспитательная работа с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций // IV Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина : сборник материалов конференции. 2018. Пермь : Пермский институт ФСИН России. С. 30.

5. Воробьев С. М. Проблемы правовой определенности в нормативно-правовом регулировании воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных в России // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1-4), № 3. С. 364.

6. Уваров О. Н. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях // Уголовная юстиция. 2017. № 10. С. 110.

7. Красоткин П. Н. Применение мер воспитательного воздействия при реализации обязательных работ и исправительных работ : монография. Новокузнецк, 2018. С. 76.

8. Ольховик Н. В. Индивидуализация контроля уголовно-исполнительных инспекций за осужденными без изоляции от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 24. С. 39.

9. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. М. : ИД «Юриспруденция», 2017. С. 98.

10. Данелян Р. С. Исправительные работы как вид уголовного наказания в теории и практике: дис. ... канд. юридических наук. Ставрополь, 2002. С. 103.

11. Михлин А. С., Гуськов В. И., Кириллова А. И., Мельникова Ю. Б., Михайлов В. Т. Исправительные работы и их эффективность. М. : ВНИИОП МООП СССР, 1967. С. 122-142.

1. Judicial statistics data // Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation : [site]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 [Accessed 22th February 2021].

2. Golovastova, J. A., Bondarenko, A. V. Seliverstov, V. I. (2020) 40 years in penitentiary science: interview with Ph.D. in law, professor of criminal law and criminology sub-faculty, scientific director of the rec «problems of criminal-executive law» of the faculty of law of the M. V. Lomonosov Moscow State University, honored scientist of the Russian Federation - Vya-cheslav Ivanovich Seliverstov // Eurasian Law Journal. 11, 15.

3. The results of the activities of institutions, bodies and enterprises of the penal system for Q4 2016, 2020 // Form of statistical reporting FSIN-1 (quarterly). Access from Automatic Information System «Penal system Statistics».

4. Gabaraev, A. Sh. (2018) Educational work with those sentenced to punishments other than isolation from society in the activities of penal inspectorates // IV Pedagogical readings dedicated to the memory of Professor S. I. Zlobin : collection of conference materials. Perm : the Perm Institute of the FPS of Russia. p. 30.

5. Vorobev, S. M. (2020) Problems of legal certainty in the legal regulation of correctional work as one of the means of convicts' correction in Russia // Man: crime and punishment. Vol. 28 (1-4), 3, 364.

6. Uvarov, O. N. (2017) Problems of organisation of educational work with convicts in corrective services // Russian Journal of Criminal Law. 10, 110.

7. Krasotkin, P. N. (2018) Application of measures of educational influence in the implementation of compulsory work and correctional labor : monograph. Novokuznetsk, p. 76.

8. Olkhovik, N. V. (2017) Individualization of control of criminal and executive inspections over convicts without isolation from society // Tomsk State University Journal of Law. 24, 39.

9. Ed. by Seliverstov, V. I. (2017) The general part of the new Penal code of the Russian Federation: results and substantiations of theoretical modeling. Moscow : Publishing House «Jurisprudence», p. 98.

10. Danelyan, R. S. (2002) Correctional labor as a type of criminal punishment in theory and practice: thesis ... of Candidate of Law. Stavropol, p. 103.

11. Mikhlin, A. S., Guskov, V. I., Kirillova, A. I., Melnikova, Yu. B., Mikhailov, V. T. (1967) Correctional labor and its effectiveness. Moscow : All-Union Scientific Research Institute for the Protection of Public Order of the Ministry of Public Order Protection of the USSR, pp. 122-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.