НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
DOI 10.51522/2307-0382-2021-228-5-20-25 УДК 343.847
И. А. ЛАКИНА
начальник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы
Москва
IRINA A. LAKINA
Head of the Department for the Development of Methodologies for the Execution of Criminal Sentences without Imprisonment of the Research Center-2 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Major of the Internal Service
Moscow
Л. П. ПИТКЕВИЧ
научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы
Москва
LIDIYA P. PITKEVICH
Researcher of the Department for the Development of Methodologies for the Execution of Criminal Sentences without Imprisonment of the Research Center-2 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Major of the Internal Service
Moscow
К вопросу о проведении воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях
On the issue of carrying out educational work with convicts registered with the penal inspectorates
Аннотация. В статье рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Предметом статьи выступило отечественное законодательство,
Abstract. The article considers the specific features of educational work with convicts registered with the penal inspectorates. The subject of the article was domestic legislation and scientific literature on the topic under study.
научная литература по исследуемой теме. Цель исследования - обосновать значимость проведения воспитательной работы с рассматриваемой категорией осужденных. Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных, социологических и специально-юридических методов. В основе работы лежит аналитический метод, синтез, индукция, системно-структурный, формальнологический, техническо-юридический методы. В результате проведенной работы исследованы проблемные вопросы и специфика проведения воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества. Сделаны выводы о важности такой воспитательной работы, а также внесены предложения по совершенствованию ее проведения с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Ключевые слова: наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, воспитательная работа, уголовно-исполнительные инспекции.
The purpose of the study is to substantiate the importance of educational work with the considered category of convicts. The methodological basis of the study was a combination of general scientific, sociological and special legal methods. The work is based on the analytical method, synthesis, induction, system-structural, formal-logical and technical-legal methods. As a result of the work carried out, problematic issues and the specifics of educational work with convicts to punishments not related to the isolation of convicts from society have been investigated. Conclusions are drawn about the importance of such educational work, and proposals are made to improve this work conducted with convicts registered with criminal executive inspectorates.
Key words: punishments not related to the isolation of the convicted person from society, educational work, penal inspectorates.
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal law and criminology; penal law (legal sciences)
В современных условиях деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации одним из приоритетных вопросов выступает воспитательная работа с лицами, осужденными к наказаниям, являющимся альтернативой лишению свободы, ее организация, планирование и проведение. Актуальность такого осмысления обусловлена и конкретными требованиями действующего законодательства, и общим направлением уголовной политики.
Воспитательное воздействие выступает одним из важнейших средств исправления осужденных, а также предупреждения совершения ими повторных преступлений. Особую актуальность приобретают вопросы организации данного направления деятельности применительно к осужденным, отбывание наказания которым назначено в уголовно-испол-
нительных инспекциях территориальных органов ФСИН России (далее также - уголовно-исполнительные инспекции, УИИ).
Многообразие различных видов уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера обусловливает необходимость одномоментного изучения специфики каждого из них, определяет высокую значимость в выборе различных направлений в достижении целей уголовного наказания, в формировании тех профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые позволят организовать соответствующий подход к проведению воспитательной работы с лицами, состоящими на учете.
Особенностью осуществления контроля за осужденными к наказаниям без изоляции от общества, по сравнению с
процессом исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, является тот факт, что данная категория осужденных не находится под круглосуточным надзором контролирующего учреждения, что обусловливает отсутствие возможности у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций проводить воспитательные мероприятия ежедневно.
Согласно части 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, исправление осужденных является одной из целей применения уголовных наказаний. Вместе с тем в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в качестве одного из средств исправления осужденных закреплена воспитательная работа. Как отмечает Ю. П. Колесникова, «конструкция указанной нормы позволяет прийти к выводу, что предусмотренные в ней правовые нормы носят абсолютный характер. Иными словами, воспитательная работа является актуальной для всех видов уголовных наказаний. Не составляют исключение и наказания, альтернативные лишению свободы» [1].
До настоящего времени понятие «воспитательная работа с лицами, осужденными к видам наказаний, являющихся альтернативой лишению свободы», в официальных источниках не закреплено. При этом основные принципы организации воспитательной работы можно представить в следующих формулировках:
- незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина, гуманизма;
- законность;
- приоритет цели исправления при исполнении наказания;
- сочетание централизации и развития самодеятельных начал;
- системность и преемственность исправительного воздействия;
- включение осужденных в активную общественно полезную деятельность;
- опора на положительные качества личности;
- сохранение, упрочение и восстановление социально полезных связей осужденных, широкое участие общественности в делах УИС.
Как вышеуказанные принципы, так и общее понятие воспитательной работы с осужденными нашло закрепление в 2000 году в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. В начале текущего столетия воспитательная работа с осужденными была определена как «система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения» [2].
По нашему мнению, предложенное понятие является достаточно лаконичным и информативным. Универсальность предложенного определения позволяет адаптировать его и к деятельности УИИ. Таким образом, воспитательная работа с лицами, состоящими на учете в учреждениях, исполняющих наказания без лишения свободы, может пониматься как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопо-слушному поведению, социальной адаптации и сохранению социально полезных связей состоящих на учете лиц в условиях установленных судом ограничений.
Однако подобная универсальность и обобщенный характер представленного понятия порождают наличие проблемы разграничения воспитательной работы
и иных направлений деятельности УИИ. Так, проведенное нами исследование позволило сделать вывод об отсутствии у практических работников целостного представления о соотношении таких категорий, как воспитательная работа, психологическая работа, социальная работа, просветительская работа, профилактическая работа и прочее. Например, Г. А. Стеничкин справедливо отмечает: «В законодательстве не дается четкого различия между воспитательной и профилактической работой в учреждениях и органах, исполняющих наказание и иные уголовно-правовые меры» [3]. Можно заключить, что на практике, как правило, указанные направления деятельности обобщаются в единую категорию и реализуются сотрудниками УИИ без принципиальных различий между ними. Кроме того, в настоящее время установилось своего рода преобладание профилактической работы. При этом все остальные направления, как установленные законодательно, так и проистекающие из заявленной цели уголовного наказания, подчинены профилактической деятельности и воспринимаются сотрудниками как составляющие элементы профилактики преступлений и правонарушений.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что в практической деятельности регулярно происходит именно подмена понятий воспитательной и профилактической работы. Иными словами, в УИИ может на высоком уровне проводиться работа по социальной поддержке состоящих на учете осужденных, качественно оказываться психологическая помощь в рамках индивидуального психологического консультирования (при личном согласии состоящего на учете), организовываться налаженное взаимодействие с органами внутренних дел и други-
ми учреждениями, при этом конкретных педагогически обоснованных мероприятий, необходимых при воспитательной работе, может быть значительно меньше или не быть совсем. Думается, что воспитательная работа в условиях УИИ, являясь частью профилактической работы, может включать в себя отдельные элементы психологической, социальной, образовательной и иной деятельности.
Данные обстоятельства связаны главным образом с отсутствием четкой законодательной регламентации теоретических элементов, имеющих важное практическое значение.
Анализ действующего законодательства и иных официальных документов позволил прийти к выводу, что в настоящий момент правовое регулирование выстраивается в направлении декларирования значимости воспитательной работы с осужденными к наказаниям, являющимся альтернативой лишению свободы, и установления обязанности УИИ данную работу проводить. Детальная регламентация форм и методов воспитательной работы, определение критериев оценки ее качества, формирование точного перечня субъектов ее организации и проведения, а также иные важные составляющие на законодательном уровне закрепления не нашли. Другими словами, специальные акты в системе правового регулирования данной группы общественных отношений отсутствуют.
Таким образом, на основе анализа эмпирических данных возможно предположить, что в целом требование российского законодательства, заключающееся в исправлении осужденных посредством воспитательной работы, находит свою реализацию в деятельности УИИ. В основном практические работники понимают сущность и значение данного направления деятель-
ности, однако организация и осуществление воспитательной работы с осужденными к наказаниям, являющимся альтернативой лишению свободы, на сегодняшний день не отличаются единообразием, существующую практику можно охарактеризовать как казуальную, стихийную. Данное обстоятельство является закономерным следствием отсутствия закрепленных на законодательном уровне ориентиров.
Воспитательная работа с лицами, состоящими на учете, включает в себя и определенную творческую педагогическую составляющую, при этом сотрудники УИИ далеко не всегда имеют педагогическое образование. Согласно данным опроса, творческая педагогическая составляющая находит объективацию не только в выборе комбинаций форм и методов воспитательной работы, но и в процессе установления взаимодействия с различными религиозными, общественными организациями и общественными деятелями. Вместе с тем на сегодняшний день нормативы штатной численности уголовно-исполнительных инспекций, установленные ФСИН России [4], как мы отмечали ранее, не предполагают возможности включения в штат УИИ профессиональных воспитателей, для которых данное направление деятельности будет основным [5].
С учетом сделанного анализа организационно-правовых основ проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете УИИ, и результатов завершенного исследования авторами предлагается следующее:
1. Инициировать вопрос обеспечения правового оформления понятия и содержания термина «воспитательная работа» в ведомственных нормативных актах.
2. Проработать вопрос о правовом закреплении форм и методов проведе-
ния воспитательной работы. Применительно к возможным формам закрепления данных элементов видится целесообразным рассмотреть вопрос о разработке соответствующей части Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, касающейся лиц, состоящих на учете в УИИ, путем включения соответствующего раздела «Воспитательное воздействие на осужденных» с отражением в нем определения воспитательной работы, целей, задач, принципов, методов и форм ее проведения. «Указанные элементы могут найти закрепление и в структуре ведомственных приказов, регламентирующих исполнение наказаний и осуществление контроля за рассматриваемой категорией осужденных» [6].
3. Рассмотреть вопрос о возможности включения в штат уголовно-исполнительных инспекций сотрудников, в компетенцию которых будет входить непосредственно организация и осуществление воспитательной работы с осужденными.
4. Инициировать подготовку предложений о принятии мер к разрешению коллизии между обязанностями сотрудников УИИ и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями. Например, можно предусмотреть включение в учебные программы переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций психолого-педагогических вопросов, отражающих специфику воспитательной работы с лицами, состоящими на учете.
5. Систематически изучать, обобщать и распространять имеющийся опыт территориальных органов ФСИН России по организации и проведению воспитательной работы с состоящими на учете в УИИ осужденными. ф
1. Колесникова Ю. П. К вопросу о понятии и содержании воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Преступление, наказание, исправление (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : сборник тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума. В 10 т. Т. 3. Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. С. 128.
2. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы : утв. заместителем Министра юстиции Рос. Федерации Ю. И. Калининым 20.04.2000 // Уголовный кодекс Российской Федерации : [сайт]. URL: https://ukrfkod. ru/zakonodatelstvo/kontseptsija-vospitatelnoi-raboty-s-osuzhdennymi-v-uslovijakh-reformirovanija-ugolovno-ispolnitelnoi/ (дата обращения: 01.03.2021).
3. Стеничкин Г. А. Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ // Российская юстиция, 2009. № 4. С. 33.
4. Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции : приказ ФСИН России от 11.01.2017 № 3 // Офиц. интернет-портал правовой информации. 27.01.2017. 0001201701270001. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001201701270001 (дата обращения: 10.02.2021).
5. Лакина И. А., Питкевич Л. П. Место и роль уголовно-исполнительных инспекций в профилактике преступлений // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. 2020. Выпуск 1. С. 439-444.
6. Тимофеева Т. Н. Проблемы правоприменения наказаний, альтернативных лишению свободы, связанных с привлечением осужденных к труду // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. № 3. С. 209-211.
1. Kolesnikova, Yu. P. (2019) On the concept and content of educational work with convicts to punishments not related to the isolation from society // Crime, punishment, correction (to the 140th anniversary of the penal system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the FPS of Russia) : a collection of abstracts and reports participants of the IV International Penitentiary Forum. In 10 volumes, vol. 3. Materials of international scientific and practical conferences and round tables. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, p. 128.
2. The concept of educational work with convicts in the context of reforming the penal system : approved by Deputy Minister of Justice of the Russian Federation Yu. I. Kalinin on 20.04.2000 // Criminal Code of the Russian Federation : [site]. URL: https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/kontseptsija-vospitatelnoi-raboty-s-osuzhdennymi-v-uslovijakh-reformirovanija-ugolovno-ispolnitelnoi / [Accessed 1st March 2021].
3. Stenichkin, G. A. (2009) Theoretical Issues of Preventive Activities of Penal Inspections of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation // Rossiyaskaya Yustitsiya (Russian Justice), 4, 33.
4. On the approval of the standard structure and staffing table of the penal inspectorate : Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 11.01.2017 No. 3 // Internet portal of legal information. 27.01.2017. 0001201701270001. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001201701270001 [Accessed 10th February 2021].
5. Lakina, I. A., Pitkevich, L. P. (2020) The place and role of criminal executive inspectorates in crime prevention // Scientific works of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia». 1, 439-444.
6. Timofeeva, T. N. (2020) Problems of law enforcement of punishments alternative to imprisonment related to the involvement of convicts in labor // Problems of economics and legal practice. 3, 209-211.