Закон и право. 2022. № 2. С. 140-142. Law and legislation. 2022;(2):140-142.
Научная статья УДК 343.1(47)
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-140-142
NIION: 1997-0063-2/22-096 MOSURED: 77/27-001-2022-2-296
Теоретико-правовое содержание деятельности
уголовно-исполнительных инспекций по ресоциализации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества
Роман Алексеевич Волховский
Псковский государственный университет, Псковская область, Псков, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается теоретико-правовое содержание деятельности уголовно-исполнительных инспекций по ресоциализации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Автором утверждается, что социальная адаптация осужденных к наказаниям без лишения свободы может рассматриваться только в качестве одного из элементов их ресоциализации, которая по своей правовой природе относится к правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: ресоциализация, социальная адаптация, правоохранительная деятельность, профилактика правонарушений.
Для цитирования: Волховский P.A. Теоретико-правовое содержание деятельности уголовно-исполнительных инспекций по ресоциализации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Закон и право. 2022. № 2. С. 140—142. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-140-142.
Original article
The theoretical and legal content of the activities of criminal executive inspectorates on the resocialization of prisoners sentenced to punishments not related to isolation from society
Roman A. Volkhovsky
Pskov State University, Pskov Region, Pskov, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the theoretical and legal content of the activities of criminal executive inspectorates for the resocialization of convicts condemned to punishments without to social isolation. The writer says that the social adapting of convicts to punishment without imprisonment can be considered only as one of the elements of their resocialization, which, by its legal nature, refers to law enforcement.
Keywords: resocialization, social adaptation, law enforcement, crime prevention.
For citation: Volkhovsky R.A. The theoretical and legal content of the activities of criminal executive inspectorates on the resocialization of prisoners sentenced to punishments not related to isolation from society // Law and legislation. 2022;(2):140—142. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-140-142.
Российское законодательство определяет мероприятия по ресоциализации осужден-щ- ных в качестве одной из форм «превентивного воздействия» в системе профилактики правонарушений. Сама по себе деятельность по профилактике правонарушений, наряду с их пресе-
© Волховский Р.А. М., 2022.
чением и расследованием, является базовой составляющей правоохранительной деятельности в целом. При этом правоохранительная деятельность может рассматриваться как разновидность государственного управления.
Таким образом, мероприятия по ресоциализации осужденных осуществляются сотрудниками пенитенциарных учреждений непосредствен-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022
но в рамках их правоохранительной деятельности. От своевременности и эффективности реализации профилактических мероприятий зависит то, будет ли криминогенная картина меняться к лучшему или общество захлестнет новый уровень преступности.
Отметим, что расширение использования наказаний, альтернативных лишению свободы, уже само по себе является положительным шагом в направлении снижения криминализации общества, что происходит при помощи создания барьера для вовлечения в криминальную среду новых лиц [3]; однако без качественного исполнения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных к альтернативным наказаниям эффект от широкого использования данного вида наказаний может быть противоположным.
С теоретико-правовой точки зрения, ресоци-ализация по сравнению с социальной адаптацией подразумевает более систематичную деятельность по предупреждению повторной преступности и «возвращению» осужденных к законопослушной жизни в обществе.
Соцадаптация осужденных напрямую связана с таким понятием, как «меры социальной поддержки», поскольку она осуществляется адресно в отношении определенных лиц, «находящихся в сложной жизненной ситуации», и только в целях реализации их конституционно гарантированных прав и свобод либо в целях помощи в трудовом и бытовом обустройстве.
Соцадаптация предполагает точечный и сугубо индивидуальный характер применения мер соцадаптации. В свою очередь, ресоциализация предполагает целенаправленную деятельность по повторной интеграции осужденного в общество с использованием единого комплекса взаимосвязанных мер социального, психологического, педагогического, юридического, экономического характера. Процесс социальной адаптации для осужденного означает в первую очередь корректировку его индивидуального поведения в направлении более гармоничного соответствия установленным в настоящий момент в обществе социальным отношениям и нормам.
Таким образом, соцадаптация является лишь частью ресоциализации и не может целиком заменить собой весь процесс ресоциализации, которая требуется осужденным к альтернативным наказаниям ничуть не меньше, чем лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Однако несмотря на это, ресоциализация и соцадаптация в общем имеют сходство по целям
профилактического воздействия, близки по средствам и механизмам реализации.
Как показывают результаты проведенного нами анкетирования практических работников УИИ, 72% сотрудников при ответе на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что понятия «социальная адаптация» и «ресоциализация» (статьи 24, 25 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации № 182) являются равнозначными в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанными с изоляцией от общества?» дали ответ: «Нет, эти понятия не равнозначны, но направлены на общую цель профилактики правонарушений». И только 28% сотрудников при ответе на этот вопрос указали, что «Да, это равнозначные понятия, обозначающие одинаковую деятельность».
На теоретико-правовом уровне различие в ресоциализации осужденных к лишению свободы и осужденных к альтернативным наказаниям состоит в том, что в первом случае мероприятия по ресоциализации проходят после освобождения осужденного из мест лишения свободы, а во втором случае в период отбывания осужденным наказания. Несмотря на существующую в настоящее время потребность, действующим законодательством в сфере профилактики правонарушений проведение ресоциализации в отношении осужденных к наказаниям без лишения свободы не предусматривается.
Как верно отмечают отдельные исследователи, при осуществлении мероприятий по ресоциализации осужденных основополагающую роль играют общественные институты, организации и объединения [1].
Однако если для обычного законопослушного гражданина усвоение положительных социальных навыков и моделей поведения происходит в условиях свободного участия в социальных отношениях в обществе, то для осужденного ресоциализация приобретает характер вынужденного явления, поскольку на осужденного оказывается целенаправленное влияние со стороны уполномоченных государственных органов. В таком случае уполномоченный правоохранительный орган становится по отношению к осужденному «субъектом ресоциализации», а сам осужденный занимает положение «объекта» ре-социализирующего воздействия [2, с. 8].
Как одно из профилактических направлений правоохранительной деятельности, осуществляемой сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), ресоциализация осужденных
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2022
к альтернативным наказаниям строго вписывается в систему социально-управленческих отношений.
Система социального управления предполагает наличие определенного набора признаков и элементов, таких, как иерархичная структура, наличие самосознания у субъекта и объекта управления, формальные и неформальные отношения между частями системы.
Субъект данной деятельности определен российским законодательством как «субъект профилактики правонарушений», которым в практической правоприменительной плоскости выступают сотрудники УИИ.
Объектом деятельности по ресоциализации являются лица, отбывающие альтернативные наказания и состоящие в связи с этим на учете в УИИ. Объект ресоциализации имеет сложную социальную природу, так как должен одновременно рассматриваться в коллективном и индивидуальном выражениях, поскольку, с одной стороны, лица, осужденные к альтернативным наказаниям, являются единой категорией осужденных, с другой стороны, каждый осужденный представляет собой самостоятельную личность, значит, и объект ресоциализации.
Управленческие отношения между «субъектом профилактики правонарушений» и «объектом ресоциализации» выражаются в реализации сотрудниками УИИ функций контроля в отношении осужденных, что проистекает из норм уголовно-исполнительного законодательства. В этом случае посредством социального управления оказывается прямое влияние на жизнь осужденных, а также на характер протекания повседневных социальных процессов с их участием.
Список источников
1. Волховский Р.А., Петренко Н.И., Смирнова И.Н. К вопросу использования волонтерской деятельности в процессе ресоциализации несовершеннолетних лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы // Вестник Рос. ун-та кооперации. 2021. № 3 (45). С. 96-99.
2. Латышева Л.А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты: Монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. 188 с.
3. Смирнова И.Н., Минаева И.С. Организационные аспекты предупреждения повторных преступлений осужденных без лишения свободы в рамках совместной работы уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел // Евраз. юрид. журнал. 2021. № 9 (160). С. 274-275.
References
1. Volkhovsky R.A., Petrenko N.I., Smirnova I.N. On the issue of using volunteer activities in the process of resocialization of minors sentenced to punishments not related to imprisonment / / Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2021. № 3 (45). Pp. 96—99.
2. Latysheva L.A. Problems of resocialization of those sentenced to imprisonment: penal and criminological aspects: monograph. Vologda: VIPE FSIN of Russia, 2017. 188 p.
3. Smirnova I.N., Minaeva I.S. Organizational aspects of the prevention of repeated crimes by convicts without imprisonment in the framework of joint work of criminal executive inspections and internal affairs bodies // Eurasian legal journal. 2021. № 9 (160). Pp. 274—275.
Информация об авторе
Волховский Р.А. — аспирант
Information about the author
Volkhovsky R.A. — postgraduate student
Статья поступила в редакцию 21.12.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.
The article was submitted 21. 1 2.2021 ; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022