Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСУЖДЕННЫЕ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / УРОВЕНЬ ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Минаева Ирина Сергеевна, Петренко Николай Иванович

В статье раскрываются проблемные аспекты взаимной правоохранительной предупредительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел. На основе проведенного исследования предлагаются основные направления оптимизации такой совместной работы, связанные с совершенствованием ее правового обеспечения, созданием современной системы подготовки сотрудников, улучшением материально-технического обеспечения подразделений, повышением качества планирования и информационно-аналитического обеспечения. Сделан вывод, что эффективности общепрофилактической деятельности можно добиться лишь при комплексном совместном планировании, четко установленном информационном обмене между субъектами, совместном принятии решений по ее оптимизации на основе анализа результатов совместной правоохранительной предупредительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Минаева Ирина Сергеевна, Петренко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING INTERDEPARTMENTAL COOPERATION IN THE EXECUTION OF PUNISHMENTS AND MEASURES OF A CRIMINAL NATURE WITHOUT DEPRIVATION OF LIBERTY

The article reveals the problematic aspects of mutual law enforcement preventive activities of criminal enforcement inspections and internal affairs bodies. Based on the conducted research, the main directions of optimization of such joint work are proposed, related to the improvement of its legal support, the creation of a modern system for training employees, improving the material and technical support of departments, improving the quality of planning and information and analytical support. It is concluded that the effectiveness of general preventive activities can be achieved only with comprehensive joint planning, well-established information exchange between subjects, joint decision-making on its optimization based on the analysis of the results of joint law enforcement preventive activities.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

И.Н. Смирнова, И.С. Минаева, Н.И. Петренко

В статье раскрываются проблемные аспекты взаимной правоохранительной предупредительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел. На основе проведенного исследования предлагаются основные направления оптимизации такой совместной работы, связанные с совершенствованием ее правового обеспечения, созданием современной системы подготовки сотрудников, улучшением материально-технического обеспечения подразделений, повышением качества планирования и информационно-аналитического обеспечения. Сделан вывод, что эффективности общепрофилактической деятельности можно добиться лишь при комплексном совместном планировании, четко установленном информационном обмене между субъектами, совместном принятии решений по ее оптимизации на основе анализа результатов совместной правоохранительной предупредительной деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; органы внутренних дел; осужденные без лишения свободы; уровень повторной преступности; планирование и информационное межведомственное взаимодействие; организация межведомственного взаимодействия.

I.N. Smirnova, I.S. Minaeva, N.I. Petrenko. THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING INTERDEPARTMENTAL COOPERATION IN THE EXECUTION OF PUNISHMENTS AND MEASURES OF A CRIMINAL NATURE WITHOUT DEPRIVATION OF LIBERTY

The article reveals the problematic aspects of mutual law enforcement preventive activities of criminal enforcement inspections and internal affairs bodies. Based on the conducted research, the main directions of optimization of such joint work are proposed, related to the improvement of its legal support, the creation of a modern system for training employees, improving the material and technical support of departments, improving the quality of planning and information and analytical support. It is concluded that the effectiveness of general preventive activities can be achieved only with comprehensive joint planning, well-established information exchange between subjects, joint decision-making on its optimization based on the analysis of the results of joint law enforcement preventive activities.

Keywords: penal enforcement inspectorate; internal affairs bodies; convicted persons without deprivation of liberty; the level of repeated crime; planning and informational interdepartmental interaction; organization of interdepartmental interaction.

Как свидетельствует исследование, респондентами которого выступили сотрудники уголовно-исполнительных инспекций четырех федеральных округов, в настоящее время с учетом современных концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы возникает необходимость в повышении эффективности организации правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Это обусловлено расширением сферы применения альтернативных лишению свободы наказаний, а также данными официальной статистики, свидетельствующими о важности принятия комплекса мер организационно-правового характера, направленных на снижение уровня рецидивной преступности условно осужденных.

В соответствии с анализом практики одним из основных возможных направлений в рассматриваемой сфере должна быть оптимизация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, что может предусматривать совершенствование ее правового регулирования; создание современной системы подготовки сотрудников; улучшение материально-технического обеспечения подразделений; повышение качества планирования и информационно-аналитического обеспечения совместной деятельности; поиск новых методов работы в предупреждении рецидивных преступлений подучетных лиц и совершенствование имеющихся форм взаимодействия.

Так, установлено наличие пробела, свя-

занного с отсутствием закрепления понятия межведомственного взаимодействия на законодательном уровне и в ведомственных нормативных актах, несмотря на широкую практику его использования в совместной деятельности правоохранительных органов. В связи с этим предлагается устранить данный пробел за счет закрепления понятия в совместном приказе Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюста России) и Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) от 04.10.2012 № 190/912, утвердившем регламент межведомственного взаимодействия. Кроме того, следует внести дополнения в Положение о МВД РФ и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для четкого закрепления полномочий органов внутренних дел в рамках общей правоохранительной деятельности.

Целесообразно также затронуть аспекты взаимосвязи организационного построения уголовно-исполнительных инспекций и эффективности их взаимодействия с органами внутренних дел в рамках правоохранительной правозащитной функции. Это предопределяется, например, тем, что всякая система имеет свою структуру, представляющую собой логические взаимоотношения различных уровней управления и функционала, обличенных в форму, которая позволяет наиболее эффективно достигать заданных целей.

Таким образом, чтобы система уголовно-исполнительных инспекций успешно реализо-вывала поставленные перед ней задачи, большое внимание необходимо уделять проектированию ее организационной структуры.

Проектирование организационной структуры уголовно-исполнительной инспекции можно представить в виде следующих этапов:

1) исследование действующей организационной структуры с установлением ее соответствия предъявляемым к системе требованиям;

2) проектирование организационных структур на основе:

- метода аналогий, предусматривающего установление типовых структур управления организациями и определение границ и условий их применения;

- экспертно-аналитического метода, заключающегося в определении специфических особенностей и проблем в работе аппарата управления, выработке эффективных рекомендаций по его совершенствованию;

- метода структуризации целей, состоящего в построении организационной структуры в форме ее графических отображений с анализом и обоснованием вариантов ее построения

и функционирования на базе системного подхода;

- метода организационного моделирования, предполагающего разработку формализованных математических, графических, компьютерных и других моделей дифференциации полномочий и ответственности в организации, выступающей пилотной структурой для апробации, анализа и оценки различных вариантов организационных структур;

3) оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации функциональных задач, степени организованности системы управления и оптимальности, принимаемых управленческих решений. Применительно к органам внутренних дел этот аспект ранее подробно раскрывался в специальной литературе [1].

Исходя из того, что функции уголовно-исполнительных инспекций постоянно усложнялись и расширялись, организационное построение их также не оставалось неизменным, в частности, после передачи УИП в ведение Минюста России.

Исследование показывает, что проблема соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций в разные периоды не теряла своей актуальности, что обусловливало обращение к проблемам организационного построения, а также материально-технического обеспечения (размещение уголовно-исполнительных инспекций в неприспособленных помещениях, недостаточное их обеспечение телефонной связью, мебелью, транспортом). Опрошенные нами практические работники также в большинстве указали на недостаточное материально-техническое обеспечение своих подразделений, что не дает возможности эффективно реализовывать поставленные перед совместной деятельностью задачи.

Исходя из результатов проведенного исследования и анализа официальных данных, в целях повышения эффективности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел полагаем целесообразным рекомендовать исключить финансирование уголовно-исполнительных инспекций по остаточному принципу. Необходимо обеспечить более равномерное распределение средств для нужд уголовно-исполнительных инспекций с учетом имеющейся потребности, а также решить проблему обеспечения уголовно-исполнительных инспекций служебными помещениями, исходя из интересов выполняемых сотрудниками совместных предупредительно-правоохранительных функций.

Об актуальности рекомендуемых мер свидетельствует то обстоятельство, что работники в качестве мер по совершенствованию деятельности уголовно-исполнительных инспекций выделяют:

- продолжение мероприятий по укреплению материально-технической базы уголовно-исполнительных инспекций, улучшению условий их размещения, выводу их из арендуемых помещений [2];

- оптимизацию нагрузки на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций;

- четкое и квалифицированное знание сотрудниками правового обеспечения и реализацию своих профессиональных задач;

- повышение эффективности ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций и оказание им пра-ктико-методической помощи;

- повышение ответственности каждого сотрудника за закрепленный участок работы;

- активизацию взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с иными правоохранительными органами, прежде всего судами и прокуратурой;

- совершенствование процесса подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций с учетом важности практической направленности и тесного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России).

Проведенное исследование позволяет утверждать, что об эффективности организационной структуры можно судить по результатам деятельности и качеству решения поставленных задач. Так, уровень повторной преступности подучетных снизился с 2,44 % в 2019 г до 2,09 % в 2020 г.

Среди причин рецидивной преступности лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, следует выделить, в первую очередь, недостаточную подготовку сотрудников к реализации мер предупредительно-профилактического воздействия на подучетных лиц, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Следовательно, проблемы кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время остаются по-прежнему значимыми, требующими дополнительных мер по их устранению. В работе мы исходим из того, что подготовку соответствующих кадров необходимо строить на основе конкретного содержания определенной деятельности специалиста.

В настоящее время реализован ряд меро-

приятий по оптимизации организационно-структурного построения уголовно-исполнительных инспекций. Так, создание в территориальных органах отделов по контролю за исполнением наказаний, призванных контролировать деятельность уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров, при условии комплектования их наиболее квалифицированными сотрудниками может оказать положительное воздействие на обеспечение законности в правоохранительной сфере.

Анализ проблем подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций позволил сформулировать следующие предложения:

- усилить теоретическую подготовку обучаемых;

- при реализации профильных дисциплин акцент необходимо сделать на вопросах организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, а также предупреждении дальнейших противоправных действий подконтрольных;

- необходимо усилить роль самостоятельной работы обучаемых;

- усилить требования к профессиональному и моральному уровню преподавательского состава;

- оптимизировать взаимодействие образовательных учреждений и территориальных органов ФСИН России и МВД РФ, особое внимание уделяя при этом организации непрерывной практики обучаемых. На наш взгляд, это один из ключевых моментов в становлении сотрудника уголовно-исполнительных инспекций, который в дальнейшем позволит выпускникам закрепиться на рабочих местах. В конечном счете это положительно скажется на эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы в целом, обеспечении безопасности как самой системы, так и государства.

Большое значение имеет методическое обеспечение функционирования органов и учреждений, обеспечивающих исполнение наказания без изоляции от общества. В то же время немногим меньше 60 % опрошенных сотрудников уголовно-исполнительных инспекций отметили, что методическая помощь уголовно-исполнительным инспекциям со стороны территориальных органов ФСИН России и органов внутренних дел (далее - ОВД) носит формальный характер.

Опрос сотрудников о качестве и своевременности оказания территориальными органами практической и методической помощи уголовно-исполнительным инспекциям дал следующие результаты:

168

вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4(46)

- помощь оказывается своевременно и на высоком методическом и организационном уровне (практически 25 %);

- оказывается, но не в полной мере и на недостаточном методическом уровне (почти 65 %).

Это доказывает необходимость повышения уровня удовлетворенности методическим обеспечением совместной деятельности.

Результативность межведомственного взаимодействия во многом предопределяется уровнем его информационно-аналитического обеспечения и организацией планирования. В связи с этим необходимо организовать такое информационное обеспечение, которое позволило бы своевременно и в полном объеме выявлять факторы риска (нахождение осужденных в момент совершения повторного преступления в состоянии алкогольного опьянения), криминогенную зараженность и слабость предупредительно-профилактической работы, а также лиц, ранее неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности (что направлено на улучшение качества предупредительной работы). В рамках исследования для улучшения информационной работы предлагается ее оптимизация за счет своевременного и полного обмена значимой информацией, систематического анализа организации совместной правоохранительной предупредительной деятельности с последующим внесением необходимых коррективов.

Устранению формального подхода при планировании рассматриваемой совместной деятельности может способствовать определение приоритетных проблем и планируемых мероприятий для их устранения; формулирование планируемых мероприятий с учетом имеющихся ресурсов и иных возможностей их создания и перераспределения, что в итоге позволит добиться достижения реальной выполнимости плана; четкое формулирование мероприятий в планах, направленных на обеспечение взаимодействия УИИ и ОВД, а также сроков их исполнения, причем базой для этого должен стать всесторонний критический анализ предыдущей совместной реализации общей цели уголовно-исполнительной системы и ОВД при исполнении наказаний без изоляции от общества.

В заключение отметим, что эффективности общепрофилактической деятельности можно добиться лишь при комплексном совместном планировании, четко установленном информационном обмене между субъектами, а также совместном принятии решений по ее оптимизации на основе анализа результатов совместной правоохранительной предупредительной деятельности.

Список литературы

1. Коробкова Е.А. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров ФСИН России и задачах на предстоящий период // VIII Всероссийское совещание руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (29-31 мая 2019 г.). М., 2019. С. 5-12.

2. ЛеоновА.П. Управление органами внутренних дел: курс лекций. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. 322 с.

3. Лукьянец Е.В. Основные итоги деятельности по исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // VII Всероссийское совещание руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (19-21 июля 2017 г.). Пушкин, 2017. С. 5-16.

4. Попков С.М. Состояние законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы // V Всероссийское совещание начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. С. 20-26.

5. Смирнова И.Н., Тарабуев Л.Н., Смирнова Т.В. Правоохранительная деятельность уголовно-исполнительной системы по исполнению наказания в виде исправительных работ (организационно-правовые аспекты): монография. Псков: Псковский гос. ун-т; Псковский филиал Академии ФСИН России, 2021. 176 с.

References

1. Korobkova E.A. Ob itogakh raboty ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij i ispraviteFnykh tsentrov FSIN Rossii i zadachakh na predstoyashchij period [On the results of the work of the penal enforcement inspections and correctional centers of the Federal Penitentiary Service of Russia and tasks for the coming period] // VIII Vserossijskoe soveshchanie rukovoditelej ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij, ispravitelnykh tsentrov i podrazdelenij po kontro-lyu za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territo-rialnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (2931 maya 2019 g.). M., 2019. S. 5-12.

2. LeonovA.P. Upravlenie organami vnutrennikh del [Management of internal affairs bodies]: kurs lektsij. Minsk: Akademiya MVD Respubliki Belarus, 2007. 322 c.

3. Lukyanets E.V Osnovnye itogi deyateFnosti po svobody [The state of legality in the execution of non-ispolneniyu ugolovnykh nakazanij, ne svyazannykh custodial sentences] // V Vserossijskoe soveshchanie s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva [The main nachalnikov ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij results of activities for the execution of criminal territorial'nykh organov FSIN Rossii: sb. materialov penalties not related to the isolation of convicts (19-20 iyunya 2014 g.). Kazan, 2014. S. 20-26. from society] // VII Vserossijskoe soveshchanie 5. Smirnova I.N., Tarabuev L.N., Smirnova T.V. rukovoditelej ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij, Pravookhranitelnaya deyateFnosf ugolovno-ispol-ispravitel nykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu nitel noj sistemy po ispolneniyu nakazaniya v vide za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s izo- ispravitel nykh rabot (organizatsionno-pravovye lyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territo- aspekty) [Law enforcement activity of the penal rialnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (19- enforcement system for the execution of punishment 21 iyulya 2017 g.). Pushkin, 2017. S. 5-16. in the form of correctional labor (organizational and

4. Popkov S.M. Sostoyanie zakonnosti pri legal aspects)]: monografiya. Pskov: Pskovskij gos. un-ispolnenii nakazanij, ne svyazannykh s lisheniem t; Pskovskij filial Akademii FSIN Rossii, 2021. 176 s.

СМИРНОВА Ирина Николаевна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: [email protected].

МИНАЕВА Ирина Сергеевна - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: [email protected].

ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

SMIRNOVA, Irina Nikolaevna - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of State and Legal Disciplines. Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. Pskov. E-mail: [email protected].

MINAEVA, Irina Sergeevna - Lecturer at the Department of State and Legal Disciplines. Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. Pskov. E-mail: firefirst@ mail.ru.

PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.