Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СУД / ПРОКУРАТУРА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОДУЧЕТНЫХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Громова Ульяна Юрьевна, Петренко Николай Иванович

В статье раскрываются некоторые аспекты организационно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия в рамках правоохранительной деятельности по предупреждению совершения преступлений лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций. На основе проведенного исследования рассматриваются сложности, сопряженные с организацией такой взаимной деятельности. Отмечается, что в современных условиях требуется решение задач, связанных с качественным исполнением наказаний и мер уголовно-правового воздействия без изоляции осужденного от общества, на основе соблюдения принципа законности. Необходима также активизация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, судами и прокуратурой, службой судебных приставов, службами занятости. Предлагаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Громова Ульяна Юрьевна, Петренко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT FOR THE PREVENTION OF CRIMES OF CONVICTED WITHOUT DETENTION OF FREEDOM

The article reveals some aspects of the organizational and legal support of interdepartmental cooperation within the framework of law enforcement activities to prevent the commission of crimes by persons registered with the criminal executive inspections. On the basis of the conducted research, the difficulties associated with the organization of such mutual activities are considered. It is noted that in modern conditions, it is necessary to solve problems related to the high-quality execution of punishments and measures of criminal legal impact without isolating the convicted person from society, based on compliance with the principle of legality. It is also necessary to intensify the interaction of criminal enforcement inspections with internal affairs bodies, courts and the prosecutor's office, the bailiff service, employment services. The measures aimed at improving the efficiency of the activities of criminal enforcement inspections are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.8

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ

БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

И.Н. Смирнова, У.Ю. Громова, Н.И. Петренко

В статье раскрываются некоторые аспекты организационно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия в рамках правоохранительной деятельности по предупреждению совершения преступлений лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций. На основе проведенного исследования рассматриваются сложности, сопряженные с организацией такой взаимной деятельности. Отмечается, что в современных условиях требуется решение задач, связанных с качественным исполнением наказаний и мер уголовно-правового воздействия без изоляции осужденного от общества, на основе соблюдения принципа законности. Необходима также активизация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, судами и прокуратурой, службой судебных приставов, службами занятости. Предлагаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; органы внутренних дел; суд; прокуратура; служба занятости; организация межведомственного взаимодействия; предупреждение преступлений подучетных лиц.

I.N. Smirnova, U.Yu. Gromova, N.I. Petrenko. TOPICAL ISSUES OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT FOR THE PREVENTION OF CRIMES OF CONVICTED WITHOUT DETENTION OF FREEDOM

The article reveals some aspects of the organizational and legal support of interdepartmental cooperation within the framework of law enforcement activities to prevent the commission of crimes by persons registered with the criminal executive inspections. On the basis of the conducted research, the difficulties associated with the organization of such mutual activities are considered. It is noted that in modern conditions, it is necessary to solve problems related to the high-quality execution of punishments and measures of criminal legal impact without isolating the convicted person from society, based on compliance with the principle of legality. It is also necessary to intensify the interaction of criminal enforcement inspections with internal affairs bodies, courts and the prosecutor's office, the bailiff service, employment services. The measures aimed at improving the efficiency of the activities of criminal enforcement inspections are proposed.

Keywords: criminal executive inspection; internal affairs bodies; court; the prosecutor's office; employment Service; organization of interagency cooperation; prevention of crimes of persons under account.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время отмечается, с одной стороны, расширение сферы применения наказаний без изоляции от общества, с другой - сохранение сложного криминогенного состава осужденных без лишения свободы. Согласно официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний каждый шестой из них осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, каждый третий ранее привлекался к уголовной ответственности, каждый второй не был занят общественно полезной деятельностью и не имел постоянного источника дохода (именно это и выступает одной из основных причин совер-

шения повторного преступления после постановки на учет) [3].

Кроме того, отрицательное влияние на эффективность предупреждения преступлений со стороны таких осужденных оказывает недостаточно организованный контроль за их поведением, в том числе в рамках взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями, осуществляющими инженерно-техническое обеспечение деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (речь в этом случае идет о достижении высокой результативности использования оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц,

162

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 4(46)

которое считается фактором, сдерживающим от совершения повторных преступлений осужденных к ограничению свободы, невыполнения ими условий отбывания наказания), а также иными субъектами профилактики преступлений.

Следовательно, в современных условиях требуется решение задач по более качественному исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденного от общества, на основе соблюдения принципа законности, а также активизация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, судами и прокуратурой, службой судебных приставов, службами занятости. В конечном счете это будет способствовать профилактике повторных преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учет уголовно-исполнительных инспекций [5].

Как свидетельствует уголовно-исполнительная практика и надзорная деятельность органов прокуратуры, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций не в должной мере уделяют внимание контролю за неукоснительным соблюдением условно осужденными режимных требований отбывания наказания, допускают случаи нарушения требований действующего уголовно-исполнительного законодательства об ответственности условно осужденных, нарушающих общественный порядок, что приводит к появлению у подучетных лиц чувства безнаказанности и не способствует достижению целей наказания.

Большая роль в этом отводится эффективной организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, в рамках которого осуществляется контроль за поведением подучетных лиц в уголовно-исполнительных инспекциях. В соответствии с официальными данными Федеральной службы исполнения наказаний при общей тенденции снижения рецидивной преступности (количество повторных преступлений сократилось на 1,2 %) растет количество условно осужденных, которые совершили повторные преступления (в 2017 г - на 18,8 %, в 2018 г. -на 8,5 %) [2].

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в регионах имеются примеры межведомственного взаимодействия, оказывающие положительное влияние на профилактическую работу. Вместе с тем важно, на наш взгляд, отразить сложности, которые, как свидетельствует практика, могут отрицательно сказываться на решении основных задач в рамках реализации правоохранительной деятельности, направленной на предупреждение по-

вторной преступности подконтрольных осужденных.

1. Систематически организуются межведомственные оперативно-профилактические мероприятия по совместной отработке лиц, состоящих на учете. Однако, как показывает изучение результатов работы указанных субъектов взаимодействия, необходимо обеспечение недопущения фактов недобросовестного отношения к служебным обязанностям сотрудников как полиции, так и уголовно-исполнительных инспекций.

Так, проблема своевременного получения упреждающей информации и иных сведений о подконтрольных лицах остро встает в случаях, когда осужденные совершают правонарушения, в том числе преступления на территории обслуживания иных территориальных органов внутренних дел. Как отмечает Федеральная служба исполнения наказаний, предстоящие изменения в информационном обмене позволят минимизировать сроки предоставления сведений, конкретизировать адресатов направляемой корреспонденции, сократить расходы ведомств на почтовые отправления и повысить профилактику рецидивной преступности.

2. Совершенствуется правовое обеспечение совместной правоохранительной деятельности. Внесены изменения в регламент взаимной деятельности, что позволило улучшить ее информационно-аналитическое обеспечение (оптимизированы сроки и перечень сведений для обмена, что способствовало повышению уровня соблюдения законности в сфере исполнения наказаний без изоляции от общества) [1]. Однако требуют дополнительного решения вопросы информационного межведомственного взаимодействия, прежде всего направленные на обеспечение безопасности и защиты информации.

3. Принимаются значительные организационно-правовые меры, связанные со взаимодействием при исполнении такого нового наказания, как принудительные работы. Уточняется порядок реализации административного надзора в отношении осужденных такой категории, а также обмена значимой информацией. Благодаря эксплуатации «Сервиса обеспечения охраны общественного порядка», содержащего полную информацию обо всех административных правонарушениях, выявленных сотрудниками полиции, появляется возможность повысить эффективность правоохранительной деятельности при исполнении этого вида наказания.

Анализ практики применения принудительных работ дал возможность выявить ряд вопросов, требующих урегулирования. Прежде

всего, речь идет о законодательном регулировании следования осужденных, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, к принудительным работам к месту отбывания наказания; определении срока краткосрочного выезда за пределы исправительного центра для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов; выработке мер реагирования для стимулирования правопослушного поведения и недопущения нарушений порядка и условий отбывания наказания. Следует отметить также проблемы, связанные с привлечением осужденных к труду и соблюдением законности при исполнении этого наказания.

В настоящее время принимаются меры по устранению недостатков в организации взаимодействия исправительных центров с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, а также организациями, предоставляющими рабочие места осужденным. Выработан алгоритм взаимодействия по проблемам трудоустройства осужденных к принудительным работам, в частности [6]:

- при выдаче предписания о направлении к месту отбывания наказания в виде принудительных работ учреждениям и органам следует обязательно выяснять наличие у осужденного документов, необходимых для трудоустройства. Осужденные должны иметь их при себе по прибытии в исправительный центр;

- при отсутствии документов - разъяснять осужденному необходимость их получения (восстановления) в короткие сроки. Обращается внимание на то, что срок прибытия в исправительный центр в этом случае может быть продлен. Предусматривается оказание содействия осужденному за счет направления запросов в соответствующие подразделения органов внутренних дел и др.;

- по прибытии осужденного в исправительный центр без необходимых для трудоустройства документов администрация исправительного центра в течение трех рабочих дней должна направить запрос в соответствующие органы и учреждения. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, нужно оказывать содействие в получении временного удостоверения, которое может быть оформлено паспортным столом в течение суток со дня обращения с заявлением о восстановлении паспорта;

- предусматривается незамедлительное информирование органов прокуратуры о фактах необоснованного отказа в трудоустройстве осужденных.

4. Особое внимание уделяется организации деятельности в области предупреждения

преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества.

Практика показывает, что только оказание адресной помощи в рамках взаимодействия различных субъектов профилактики позволит добиться существенных результатов в этой правоохранительной деятельности. Анализ практики позволяет сделать вывод, что осуществляемое в настоящее время во многих регионах межведомственное социальное сопровождение несовершеннолетних, совершивших преступления, выступает важным условием их результативной ресоциализации. Однако нельзя забывать о том, что рассматриваемая категория требует особого внимания со стороны всех субъектов профилактики в силу своей специфики.

Список литературы

1. Дубов Е.А. О некоторых вопросах взаимодействия территориальных органов МВД России с уголовно-исполнительными инспекциями // VII Всероссийское совещание руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (19-21 июля 2017 г.). Пушкин, 2017. С. 23-29.

2. Колесник С.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями исполнения наказаний по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений // VIII Всероссийское совещание руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (29-31 мая 2019 г.). М., 2019. С. 16-18.

3. Коробкова Е.А. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров ФСИН России и задачах на предстоящий период // VIII Всероссийское совещание руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (29-31 мая 2019 г.). М., 2019. С. 5-12.

4. Кудрявцев А.А. Организация исполнения наказания в виде принудительных работ. Совершенствование нормативного правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // VII Всероссийское совещание руководителей уголовно-

164

вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4(46)

исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (19-21 июля 2017 г.). Пушкин, 2017. С. 37-47.

5. Попков С.М. Состояние законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы // V Всероссийское совещание начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России: сб. материалов (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. С. 20-26.

References

1. Dubov E.A. O nekotorykh voprosakh vzaimo-dejstviya territoriaFnykh organov MVD Rossii s ugolovno-ispolnitelnymi inspektsiyami [On some issues of interaction of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia with criminal enforcement inspections] // VII Vseros-sijskoe soveshchanie rukovoditelej ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij, ispraviteFnykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territoriaFnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (19-21 iyulya 2017 g.). Pushkin, 2017. S. 23-29.

2. Kolesnik S.N. Vzaimodejstvie organov vnutren-nikh del s uchrezhdeniyami ispolneniya nakazanij po preduprezhdeniyu soversheniya litsami, sostoya-shchimi na uchete ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij, prestuplenij i drugikh pravonarushenij [Interaction of internal affairs bodies with penal enforcement institutions to prevent the commission of crimes and other offenses by persons registered with criminal enforcement inspections] // VIII Vserossijskoe soveshchanie rukovoditelej ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij, ispraviteFnykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s

izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territoriaFnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (29-31 maya 2019 g.). M., 2019. S. 16-18.

3. Korobkova E.A. Ob itogakh raboty ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij i ispraviteFnykh tsentrov FSIN Rossii i zadachakh na predstoyashchij period [On the results of the work of the penal enforcement inspections and correctional centers of the Federal Penitentiary Service of Russia and tasks for the coming period] // VIII Vserossijskoe soveshchanie rukovoditelej ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij, ispraviteFnykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territo-riaFnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (2931 maya 2019 g.). M., 2019. S. 5-12.

4. Kudryavtsev A.A. Organizatsiya ispolneniya nakazaniya v vide prinuditeFnykh rabot. Sover-shenstvovanie normativnogo pravovogo regulirova-niya ispolneniya nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva [Organization of execution of punishment in the form of forced labor. Improvement of the regulatory legal regulation of the execution of punishments not related to the isolation of convicts from society] // VII Vserossijskoe soveshchanie rukovoditelej ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij, ispraviteFnykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territoriaFnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (19-21 iyulya 2017 g.). Pushkin, 2017. S. 37-47.

5. Popkov S.M. Sostoyanie zakonnosti pri ispolnenii nakazanij, ne svyazannykh s lisheniem svobody [The state of legality in the execution of noncustodial sentences] // V Vserossijskoe soveshchanie nachaFnikov ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij territoriaFnykh organov FSIN Rossii: sb. materialov (19-20 iyunya 2014 g.). Kazan, 2014. S. 20-26.

СМИРНОВА Ирина Николаевна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

ГРОМОВА Ульяна Юрьевна — аспирант. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: pr.petrenko@mail.ru.

SMIRNOVA, Irina Nikolaevna - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of State and Legal Disciplines. Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. Pskov. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

GROMOVA, Ulyana Yuryevna - Postgraduate Student. Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. Pskov. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: pr.petrenko@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.