10. PetrovA.V Pravovaya dejstvitefnosf [Legal 11. Uledov A.K. Struktura obshchestvennogo validity] // Vestnik Nizhegorodskogo gos. un-ta im. soznaniya [Structure of public consciousness]. M.: N.I. Lobachevskogo. 2015. № 4. S. 150-158. Mysl\ 1968. 250 s.
ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gorodno. olga@yandex. ru.
GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Sciences (Philosophy), Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gorodno. olga@yandex. ru.
УДК 34.04
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
У.Ю. Громова, Н.И. Петренко, И.Н. Смирнова
В статье рассматриваются проблемные аспекты деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, в виде исправительных работ. Определяется результативность реализации уголовно-исполнительными инспекциями своих основных функций в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ.
Подробному анализу подвергнуты проблемы организационно-правового характера, затрудняющие реализацию сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций своих функций при исполнении наказания в виде исправительных работ. Большое внимание уделяется внешнему взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций как важному условию эффективности их функционирования.
Проанализировано состояние организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с судебными органами и прокуратурой. Особое внимание в сфере организации взаимодействия уделено проблемным аспектам при трудоустройстве осужденных к исправительным работам на предприятиях и в организациях. Подчеркнуты роль и значение координационных совещаний, в формате которых возможна организация эффективного, системного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с правоохранительными органами в субъектах Федерации.
Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные работы; осужденный к исправительным работам; органы прокуратуры; органы местного самоуправления; взаимодействие; повторные преступления; принудительный труд.
U.Yu. Gromova, N.I. Petrenko, I.N. Smirnova. SOME ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTIONS ACTIVITY AT EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF CORRECTIVE WORKS
The article discusses the problematic aspects of the activities of the penitentiary inspectorates in the field of the execution of sentences not related to deprivation of liberty in the form of correctional labor. The effectiveness of the implementation by the criminal-executive inspections of their basic functions in the field of the execution of sentences in the form of correctional labor is determined.
The problems of organizational and legal nature were subjected to a detailed analysis, which impede the implementation by the employees of the criminal-executive inspectorates of their functions in the execution of sentences of corrective labor. Much attention is paid to the external interaction of criminal executive inspections as an important condition for the effectiveness of their functioning.
The state of the organization of interaction of criminal executive inspections with the judiciary and
the prosecutor's office is analyzed. Particular attention in the field of organization of interaction is given to problematic aspects in the employment of prisoners sentenced to correctional labor in enterprises and organizations. The role and importance of coordination meetings, in the format of which it is possible to organize effective, systematic interaction of criminal executive inspections with law enforcement agencies in the constituent entities of the Federation are highlighted.
Keywords: criminal-executive inspections; corrective work; the convicted person to correctional labor; the prosecution service; local authorities; interaction; repeat offences; forced labour.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года большое внимание уделяется активному применению наказаний без изоляции осужденного от общества, поскольку в этом случае гражданам, впервые совершившим преступление, предоставляется возможность исправиться без изоляции от общества [1]. Одним из таких наказаний являются исправительные работы, которые исполняют специализированные государственные органы - уголовно-исполнительные инспекции.
В числе основных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы при исполнении наказаний, связанных с обязательным привлечением осужденного к труду, следует выделить: безусловное и эффективное исполнение наказаний; соблюдение законодательства, в том числе антикоррупционного; укрепление взаимодействия с органами внутренних дел по предупреждению преступлений и других правонарушений со стороны осужденных; обеспечение взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с оперативными подразделениями в вопросах розыскной работы в отношении осужденных; укрепление материально-технической базы уголовно-исполнительных инспекций [3].
Несмотря на достигнутые результаты в организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ, они сталкиваются с определенным комплексом проблем, что затрудняет реализацию сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций своих функций. К числу таких проблем можно отнести следующие:
1) при назначении наказания в виде исправительных работ суд зачастую не учитывает ряд вопросов, связанных с личностью осужденного. Это касается наличия либо отсутствия документов, необходимых для трудоустройства, заболеваний, имеющихся у осужденного, судимостей в прошлом. В случае постановки на учет осужденных к исправительным работам, не имеющих документов, необходимых для трудоустройства, либо имеющих хронические заболевания, требуется определенное время для восстановления документов, а также по-
лучения заключения медицинской комиссии, что приводит к несвоевременному привлечению осужденных к исправительным работам в установленные законом сроки;
2) сохраняется большое число осужденных к исправительным работам, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления [5];
3) отсутствуют вакантные места в организациях, включенных в перечень органами местного самоуправления для отбывания наказания в виде исправительных работ. Нередко перечень составляется формально, на предприятиях и в организациях часто отсутствуют бронируемые места для осужденных, в том числе для тех, кому по медицинским показаниям рекомендован облегченный труд;
4) практика свидетельствует о том, что эффективность деятельности уголовно-исполнительных инспекций также зависит от того, как организовано взаимодействие в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ. В своей работе уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратурой, судами и общественными объединениями [2].
Отметим, что проблемы, возникающие при исполнении наказания в виде исправительных работ, можно решить в том числе благодаря организации должного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами прокуратуры, которое должно строиться на общих принципах законности, непрерывности, компетенции, научности, организации взаимодействия в интересах решения основных задач, максимального использования возможностей взаимодействующих субъектов. Важность такой совместной работы подтверждается и тем, что в деятельности уголовно-исполнительных инспекций выявляются множественные нарушения законности при исполнении наказания в виде исправительных работ. Только в 2018 г. их число, применительно к исправительным работам, составило 1918 случаев [4]. Острой остается проблема организации надлежащего контроля: за исполнением требований приговора
администрацией организации, в которой работает осужденный; поведением осужденного; соблюдением им приговора суда; ненадлежащим исчислением сроков наказания; несвоевременным направлением представлений в суд в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, для решения вопроса о замене более строгим видом наказания.
Федеральная служба исполнения наказаний постоянно обращает внимание на недопустимость трудоустройства осужденных к исправительным работам на предприятия и в организации, не включенные в соответствующие перечни, отсутствие контроля за их трудоустройством и соблюдением условий отбывания наказания; отсутствие контроля за правильностью и своевременностью производства удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет; необоснованное признание осужденного злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ и направление в суд представлений о замене исправительных работ более строгим видом наказания; отсутствие контроля уголовно-исполнительных инспекций за проведением воспитательной работы с осужденными по месту отбывания наказания; предоставление осужденному ежегодно оплачиваемого отпуска без согласования с уголовно-исполнительными инспекциями; непринятие мер реагирования к осужденным за нарушение порядка и условий отбывания наказания; неисполнение уголовно-исполнительными инспекциями указания Федеральной службы исполнения наказания об исключении из перечня мест для отбывания наказания объектов уголовно-исполнительной системы; вынесение предупреждения о замене исправительных работ более строгим видом наказания по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.
Для снижения количества повторных преступлений, совершаемых осужденными, необходима слаженная работа судов, прокуратуры и уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению преступлений не только в процессе исполнения приговора, но и на стадии вынесения приговора, так как причинами совершения осужденными повторных преступлений является не только криминогенная личность осужденного и недостаточный контроль со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, но и недостаточно эффективное внешнее взаимодействие.
Так, сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций обязательно должна направляться соответствующая информация об орга-
низациях и предприятиях, включенных в перечень органами местного самоуправления, отказывающих в принятии осужденных к исправительным работам в трудоустройстве, несмотря на то что имеется бронируемое место для осужденных к исправительным работам. Нередки факты, когда организации и предприятия не уведомляются органами местного самоуправления о том, что они будут включены в перечень для отбывания наказания в виде исправительных работ, тем самым постановления об утверждении перечня организаций и предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ носят формальный характер, что, в свою очередь, препятствует привлечению осужденных к отбыванию наказания в установленные законом сроки. В этом случае обращение в органы прокуратуры будет более эффективным и ускорит процесс трудоустройства осужденных к исправительным работам.
Эффективно организованное взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с прокуратурой в значительной мере способствует улучшению результатов деятельности по исполнению наказания в виде исправительных работ. Речь прежде всего идет о проведении совместных совещаний, семинаров, круглых столов, рабочих встреч по проблемным вопросам исполнения наказаний в виде исправительных работ. Особое внимание следует уделить проведению координационных совещаний, в рамках которых необходимо организовать эффективное системное взаимодействие всех правоохранительных органов, с налаженным обменом оперативной информацией и планированием совместной деятельности, а также оказанием правовой и методической помощи сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций с учетом специфики их деятельности.
Список литературы
1. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.
2. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 25, ст. 2947.
3. Лукьянец Е.В. Основные итоги деятельности по исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Сборник VII Всерос. совещания руководителей
уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (Пушкин, 19-21 июля 2017 г.). Пушкин, 2017. С. 5-16.
4. О состоянии законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров в 2018 году: обзор ФСИН России // Официальный сайт ФСИН РФ. URL: http:// фсин,рф.т.
5. Об исполнении уголовно-исполнительными инспекциями наказаний в виде исправительных и обязательных работ: обзор ФСИН России // Официальный сайт ФСИН РФ. URL: http:// фсин,рф.т.
References
1. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya ugolov-no-ispolnitelnoj sistemy RF do 2020 g. [About the approval of the Concept of development of criminal Executive system of the Russian Federation till 2020]: rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 14.10.2010 № 1772-r // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2010. № 43, st. 5544.
2. Ob utverzhdenii Polozheniya ob ugolovno-ispolnitelnykh inspektsiyakh i normativa ikh shtat-
noj chislennosti [About the statement of Regulations on criminal Executive inspections and the standard of their regular number]: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 16.06.1997 № 729 // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1997. № 25, st. 2947.
3. Lukyanets E.V. Osnovnye itogi deyateFnosti po ispolneniyu ugolovnykh nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva [Main results of activity on execution of the criminal punishments which are not connected with isolation condemned from society] // Sbornik VII Vseros. soveshchaniya rukovoditelej ugolovno-ispolniteFnykh inspektsij, ispraviteFnykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu za ispolneniem nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territoriaFnykh organov FSIN Rossii (Pushkin, 19-21 iyulya 2017 g.). Pushkin, 2017. S. 5-16.
4. O sostoyanii zakonnosti v deyateFnosti ugo-lovno-ispolniteFnykh inspektsij i ispraviteFnykh tsentrov v 2018 godu: obzor FSIN Rossii // OfitsiaFnyj sajt FSIN RF. URL: http://fsin,rf.ru.
5. Ob ispolnenii ugolovno-ispolniteFnymi inspektsiyami nakazanij v vide ispraviteFnykh i obyazateFnykh rabot: obzor FSIN Rossii // OfitsiaFnyj sajt FSIN RF. URL: http://fsin,rf.ru.. sajt FSIN RF. URL: http://yandex.ru.
ГРОМОВА Ульяна Юрьевна - аспирант. Псковский государственный университет. Россия. Псков. E-mail: [email protected].
ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
СМИРНОВА Ирина Николаевна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры правозащитной, правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса. Псковский государственный университет. Россия. Псков. E-mail: [email protected].
GROMOVA, Ulyana Yuryevna - Postgraduate. Pskov State University. Russia. Pskov. E-mail: [email protected].
PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Sciences (Law), Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SMIRNOVA, Irina Nikolaevna - Doctor of Sciences (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Human Rights, Law Enforcement, Criminal Law and Procedure. Pskov State University. Russia. Pskov. E-mail: [email protected].
УДК 34.04
К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СЕКСУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Б.Б. Казак, К.О. Саддарова, А.В. Щербаков
В статье рассматриваются преступления сексуального характера, совершенные лицами, страдающими психическими расстройствами в форме педофилии, в отношении несовершеннолет-