Научная статья на тему 'О правовых средствах предупреждения преступлений со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях'

О правовых средствах предупреждения преступлений со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / COUNTERACTION OF CRIME / ПОСТКРИМИНАЛЬНЫЙ НАДЗОР / CONTROL OF OFFENSES / POST-CRIMINAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Протопопова Елена Александровна

уголовно-исполнительное законодательство возлагает на уголовно-исполнительные инспекции задачи, которые в полной мере можно отнести к профилактическим. Осуществление предупредительной работы уголовно-исполнительными инспекциями имеет свои особенности, отличные от предупредительной деятельности органов внутренних дел и исправительных учреждений. Они обусловлены контингентом лиц, состоящих на учете, отсутствием в инспекциях должностных лиц, которые занимались бы только профилактикой, необходимостью организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций, органов внутренних дел, исправительных учреждений. В статье дается классификация норм отраслей права, относящихся к предупреждению преступлений, в том числе со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Протопопова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LEGAL WARNING FACILITIES OF CRIMES FROM THE FACES CONSISTING ON THE ACCOUNT IN CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTIONS

the criminal and executive legislation assigns to criminal and executive inspections of a task which fully can be carried to the preventive. Implementation of precautionary work as criminal and executive inspections has the features other than precautionary activity of law-enforcement bodies and correctional facilities. They are caused by the contingent of the faces consisting on the account, absence in inspections of officials who would be engaged only in prevention, need of the organization of interaction of criminal and executive inspections, law-enforcement bodies, correctional facilities. The author bases classification of norm of the branches of the right relating to the prevention of crimes including from the faces consisting on the account in criminal and executive inspections.

Текст научной работы на тему «О правовых средствах предупреждения преступлений со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях»

УДК 343.85 ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПРОТОПОПОВА,

ББК 67.515 прокурор 2-го отдела Апелляционного управления

П83 главного судебного управления

(Генеральная прокуратура Российской Федерации), e-mail: [email protected] © Протопопова Е. А., 2015

О ПРАВОВЫХ СРЕДСТВАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СО СТОРОНЫ ЛИЦ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ

Реферат: уголовно-исполнительное законодательство возлагает на уголовно-исполнительные инспекции задачи, которые в полной мере можно отнести к профилактическим.

Осуществление предупредительной работы уголовно-исполнительными инспекциями имеет свои особенности, отличные от предупредительной деятельности органов внутренних дел и исправительных учреждений. Они обусловлены контингентом лиц, состоящих на учете, отсутствием в инспекциях должностных лиц, которые занимались бы только профилактикой, необходимостью организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций, органов внутренних дел, исправительных учреждений.

В статье дается классификация норм отраслей права, относящихся к предупреждению преступлений, в том числе со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, предупреждение преступлений, профилактика преступлений, предотвращение преступлений, пресечение преступлений, противодействие преступности, посткриминальный надзор.

Уголовно-исполнительное законодательство возлагает на уголовно-исполнительные инспекции задачи, которые в полной мере можно отнести к профилактическим:

- в отношении наказания в виде обязательных работ это выражается в осуществлении ими функций по учету осужденных; разъяснению им порядка и условий отбывания наказания; осуществлению контроля за их поведением (ч. 3 ст. 25 УИК РФ);

- в отношении осужденных к наказанию занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - в учете осужденных; контролировании соблюдения осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверке исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; в организации проведения с осужденными воспитательной работы (ч. 3 ст. 33 УИК РФ);

- относительно осужденных к исправительным работам - в учете осужденных; разъяснении порядка и условий отбывания наказания; контроле соблюдения условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проведении воспитательной работы; контроле поведения осужденных с участием сотрудников полиции; принятии решения о приводе

осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проведении первоначальных мероприятий по розыску осужденных; подготовке и передаче в соответствующую службу материалов об осужденных, местонахождение которых неизвестно (ч. 3 ст. 39 УИК РФ);

- в отношении наказания в виде ограничения свободы - в проведении воспитательной работы с осужденными (ч. 6 ст. 47 УИК РФ); учете осужденных; разъяснении порядка и условий отбывания наказания; осуществлении надзора за осужденными и принятии мер по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания; оказании осужденным помощи в трудоустройстве; во внесении в суд представлений от отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы; в информировании органов внутренних дел по месту жительства или пребывания осужденного о необходимости установления административного надзора (не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы) - ч. 1 ст. 54 УИК РФ; надзоре за отбыванием осужденными наказания (наблюдение за поведением осужденных, соблюдение ими установленных ограничений, принятие в случае необходимости установленных законом мер воздействия) -ч. 1 ст. 60 УИК РФ; праве работника уголовно-

исполнительной инспекции посещать в любое время суток, за исключением личного времени, жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении (ч. 2 ст. 60 УИК РФ);

- относительно наказания в виде принудительных работ - в учете осужденных; разъяснении порядка и условий отбывания наказания; обеспечении соблюдения порядка и условий отбывания наказания; осуществлении надзора за осужденными; принятии мер по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания; проведении с осужденными воспитательной работы; проведении работы по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению (ч. 1 ст. 60); направлении в суд в отношении осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ, представления о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы (ч. 3 ст. 60 УИК РФ);

- в отношении лиц, к которым применена отсрочка отбывания наказания, - в осуществлении контроля за поведением осужденного; проведении первоначальных розыскных мероприятий в случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения; в направлении материалов для объявления в розыск осужденного в случае недостижения результата (п. 9 ст. 177 УИК РФ);

- относительно отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больными наркоманией, -в учете осужденных; контроле за его поведением и прохождением им курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации (ч. 1 ст. 178 УИК РФ); предупреждении об ответственности за отказ от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации; во внесении в суд представления об отмене отсрочки отбывания наказания, назначенного приговором суда, в случае если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или продолжения после объявленного предупреждения уклонения от их прохождения (ч. 6 ст. 178 УИК РФ);

- в отношении лиц, условно осужденных, - в контроле за поведением условно осужденных за соблюдением ими общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; персональном учете условно осужденных в течение испытательного срока; проведении первоначальных мероприятий по установлению места нахождения и причин уклонения в случае уклонения

условно осужденного от контроля за его поведением (ст. 188 УИК РФ); во внесении в суд соответствующего представления в случае неисполнения условно осужденным требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о нецелесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей (ч. 2 ст. 190); во внесении в суд представления о продлении испытательного срока (ч. 3 ст. 190); в направлении в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда в случае, если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрывался от контроля (ч. 4 ст. 190 УИК РФ).

Таким образом, работа по предупреждению преступлений со стороны лиц, состоящих на учете спецкомендатур, имеет отличия в зависимости от вида наказания. Эти отличия заключаются в индивидуализации характера предупредительных мер. Они обусловливаются, с одной стороны, особенностями условий и порядка отбывания того или иного вида наказания, с другой стороны, категорией лиц, их отбывающих. Последнее прежде всего выражается в степени общественной опасности совершенного преступления [1, с. 111].

Осуществление предупредительной работы уголовно-исполнительными инспекциями имеет также особенности, отличные от предупредительной деятельности органов внутренних дел и исправительных учреждений. Это обусловлено контингентом профи-лактируемых, отсутствием в инспекциях должностных лиц, которые занимались бы только профилактикой, необходимостью организации взаимодействия уголовно-исполнитель-ных инспекций, органов внутренних дел, исправительных учреждений.

Приведенные нормы можно отнести к мерам предупреждения преступлений уголовно-исполнительного характера. Следует подчеркнуть их особенность - они носят в большинстве своем непосредственный характер. Нормы, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве, определяют условия и порядок отбывания наказания, то есть сущность наказания.

В. Н. Орлов приводит классификацию уголовно-исполнительных предупредительных мер. За ее основу он берет охраняемые правоотношения:

- охраняющие общественные правоотношения от возложенного правонарушающего поведения осужденных;

- охраняющие правоотношения, складывающиеся в процессе исполнения наказания, меры уголовно-правового характера [2, с. 103].

«К числу первых относятся полномочия уголовно-исполнительных инспекций по пресечению и документированию административных правонарушений осужденных, осуществление розыскных мероприятий в отношении уклоняющихся преступников, информирование правоохранительных органов о совершенных, совершаемых, замышляемых и подготавливаемых преступлениях, дактилоскопическая регистрация и др.». Ко второй классификационной группе, как следует из позиции А. В. Бойко, относится контроль за поведением осужденного и воспитательная работа. Под контролем автор понимает «процесс государственного воздействия на поведение осужденных в части соблюдения ограничений, установленных наказанием, и обязанностей, установленных для них в связи с их правовым статусом. Цель такого контроля -формирование стойкого побуждения у преступников воздерживаться от преступного поведения. Говоря о воспитательной работе, А. В. Бойко отмечает, что ее содержание применительно к наказаниям, не связанным с лишением свободы, законодатель не раскрывает. «Очевидно, что данное положение формально не противоречит целям наказания, так как ни условное осуждение, ни отсрочка таковыми не являются, но и не соответствует целям уголовно-исполнительного законодательства. Воспитательная работа законом вменена в обязанность уголовно-исполнительной инспекции при исполнении наказаний в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы» [1, с. 113-115]. В связи с этим А. В. Бойко вносит предложение о разработке и внедрении в практическую деятельность уголовно-исправительных инспекций основных средств и методов воспитательной работы, критериях оценки такой работы.

Нормы, содержащиеся в других отраслях права, можно отнести к категории опосредованных. Они обусловливаются особенностями того или иного вида наказания без изоляции от общества. Такие нормы имеют место прежде всего в административном, уголовном, публичных отраслях права. Так, к числу административно-правовых норм в первую очередь следует отнести нормы, регулирующие основания и порядок применения и исполнения административных мер.

Сам факт применения административно-правовых мер в борьбе с хулиганством, пьянством и другими правонарушениями имеет непосредственное и важное значение для предупреждения преступлений и иных правонарушений. Профилактический эффект применения санкций административно-правовых норм обеспечивается путем

воздействия на сознание правонарушителя, на конкретные криминальные ситуации. Возникают юридические основания для последующего профилактического воздействия на лиц, не желающих правильно реагировать на административные меры, чтобы пресечь их переход на преступный путь.

Административно-правовые меры раннего предупреждения преступлений заключаются в применении к лицам, совершившим административные правонарушения, мер государственного принуждения с использованием всех предусмотренных законом административных наказаний, которые являются в то же время важнейшим средством предупреждения возможных преступлений.

Говоря об административно-правовых мерах предупреждения, следует отметить их правовое регулирование на нормативном правовом подзаконном уровне. Речь идет о приказе Минюста России, МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений».

Регламент определяет порядок взаимодействия территориальных органов ФСИН России и территориальных органов МВД России на региональном уровне, управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций. Данный нормативный правовой акт устанавливает формы взаимодействия, присущие органам ФСИН России и органам внутренних дел. Так, территориальные органы ФСИН России и органы внутренних дел:

- организуют выезды в подчиненные УИИ и ОВД для оказания им практической и методической помощи, внедрения положительного опыта работы;

- анализируют и обобщают не реже одного раза в полугодие результаты деятельности УИИ и ОВД. На основе анализа обмениваются информационно-аналитическими материалами о состоянии взаимодействия по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными.

Уголовно-исполнительные инспекции:

- на основе анализа работы по выполнению планов взаимодействия, динамики роста уровня преступности среди осужденных ежеквартально готовят информационно-аналитические материалы для руководства ОВД о причинах и условиях, способст-

вующих совершению преступлений, вносят предложения по совершенствованию взаимодействия;

- во взаимодействии с ОВД организуют мероприятия по контролю за исполнением осужденными установленных судом обязанностей и ограничений;

- осуществляют не реже одного раза в квартал направление запросов (требований) в соответствующие подразделения территориальных органов МВД России на районном уровне для проверки по автоматизированным учетам ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне наличия сведений о привлечении осужденных к административной или уголовной ответственности, а в отношении осужденных к обязательным работам -не реже одного раза в течение срока наказания;

- с целью обеспечения участия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежемесячно направляют в ОВД списки несовершеннолетних осужденных;

- в случае прибытия для постановки на учет осужденного, проживающего на обслуживаемой территории без регистрации по месту жительства или по месту пребывания (без постановки на учет по месту пребывания), немедленно информируют ОВД для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер;

- при получении информации о готовящихся, совершаемых либо совершенных преступлениях, а также об осужденных, скрывающихся от следствия, дознания и суда, немедленно направляют информацию в ОВД;

- в день снятия с учета осужденного направляют информацию об этом в ОВД.

Органы внутренних дел:

- обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;

- принимают участие в осуществлении контроля за поведением осужденных;

- при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3 рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах.

Регламент выделяет формы взаимодействия с уголовно-исполнительными инспекциями подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Роль уголовно-правовых предупредительных мер заключается в том, что они установлены уголовным законом и связаны с вопросами назначения и исполнения наказаний. Необходимо отме-

тить, что данные меры являются средством достижения как общей, так и частной превенции. Их содержание определяется объемом наказания и теми правоограничениями, которые из него вытекают. «Элементами такого воздействия являются непосредственное наказание, установление узаконенных препятствий для совершения преступления, порядок и условия отбывания наказания...

Претерпевание осужденными лишений, ограничений при отбывании наказания должно способствовать нормализации их поведения и удержанию от совершения нового преступления, в этом заключается предупредительная функция наказания» [1, с. 115].

С. А. Ирисханов пишет применительно к мерам частнопубличного характера: «Анализ криминологического аспекта проблемы противодействия преступности позволяет сделать вывод о том, что оно может быть более эффективным вследствие не только применения уголовно-правовых мер, но и более четкого правового регулирования сфер жизнедеятельности, «которыми занимаются не «силовые» (уголовно, уголовно-исполнительное, административное), а частные отрасли права (гражданское, трудовое, земельное, жилищное, семейное и др.)» [3, с. 4]. Это отмечается и другими авторами [4].

Так, гражданско-правовые нормы о дееспособности несовершеннолетних и малолетних, содержащиеся в ст. 28 ГК РФ, предусматривают, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства при условии, если он работает по трудовому договору или контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательством. В соответствии с названной статьей ГК РФ признаются отдельные элементы дееспособности за малолетними в возрасте от 6 до 14 лет и расширяется дееспособность этих лиц. Эти новые положения должны учитываться в профилактической работе с осужденными, чтобы пресечь их возможные посягательства на законные права детей.

Определенную роль в профилактике преступлений могут играть также гражданско-правовые нормы о недействительности противозаконных сделок, ущемляющих права детей, совершенных обманным путем, и ряд других.

Особое значение для профилактики правонарушений имеют нормы семейного права, которые направлены на устранение криминальных обстоятельств, влияющих на воспитание детей. Нормы семейного права указывают на правомерные пути разрешения семейных конфликтов. Они предусматривают также такую строгую меру воздействия на родителей, как лишение их родительских

прав при условии, если они уклоняются от обязанностей по воспитанию детей, ущемляют их права, жестоко обращаются с ними, своим антиобщественным поведением оказывают вредное влияние на своих детей.

Как видим, гражданско-правовые меры предупреждения преступлений представляют собой закрепленную в источниках гражданского и семейного права ответственность. К этому следует добавить, что ответственность может носить и имущественный характер в связи с совершенным преступлением. Законодательство предусматривает меры, нацеленные на ликвидацию факторов отрицательного влияния на личность. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними направлено не только на защиту личных и имущественных прав и интересов этих детей, но и на обеспечение правильного формирования и воспитания их личности, недопущения с их стороны противоправного поведения.

В число правовых мер предупреждения входят также дисциплинарные меры. Они направлены на укрепление трудовой дисциплины, должное выполнение обязанностей в случаях, когда действия или бездействие субъекта не влекут за собой последствий, необходимых для привлечения к уголовной ответственности уголовно-исполнительной инспекции. Так, Трудовой кодекс РФ в качестве одного из оснований расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации устанавливает «появление на работе лиц в состоянии наркотического или токсического опьянения» (ст. 33).

В заключение следует отметить, что нормы отраслей права, относящиеся к предупреждению преступлений, в том числе со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, можно классифицировать на непосредственные и опосредованные.

Список литературы

1. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества / А. В. Бойко [и др.] ; под общ. ред. Е. Л. Зарембицкой. Рязань, 2014.

2. Орлов В. Н. Специальное (частное) предупреждение преступлений как цель уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 103.

3. Ирисханов С. А. Противодействие преступности частноправовыми средствами : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2015. 158 с.

4. Гришко А. Я. Гражданско-правовой статус лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы : монография / под науч. ред. В. А. Рыбакова. М., 2005. 225 с.

ELENA ALEKSANDROVNA PROTOPOPOVA,

prosecutor of the 2nd department of appeal management of the head judicial department

(Prosecutor general's office of the Russian Federation), e-mail: [email protected] © Protopopova E. A., 2015

ABOUT LEGAL WARNING FACILITIES OF CRIMES FROM THE FACES CONSISTING ON THE ACCOUNT IN CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTIONS

Annotation: the criminal and executive legislation assigns to criminal and executive inspections of a task which fully can be carried to the preventive.

Implementation of precautionary work as criminal and executive inspections has the features other than precautionary activity of law-enforcement bodies and correctional facilities. They are caused by the contingent of the faces consisting on the account, absence in inspections of officials who would be engaged only in prevention, need of the organization of interaction of criminal and executive inspections, law-enforcement bodies, correctional facilities.

The author bases classification of norm of the branches of the right relating to the prevention of crimes including from the faces consisting on the account in criminal and executive inspections.

Key words: prevention of crimes, prevention of crimes, prevention of crimes, control of offenses, counteraction of crime, post-criminal supervision.

References

1. Pravovoe regulirovanie ispolnenija nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej osuzhdennogo ot obshhestva [Legal regulation of execution of the punishments which aren't connected with isolation condemned from society]. Under the editorship of E. L. Zarembickaja. Ryazan, 2014.

2. Orlov V. N. Special'noe (chastnoe) preduprezhdenie prestuplenij kak cel' ugolovnyh nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej osuzhdennogo ot obshhestva [The special (private) prevention of crimes as the purpose of the criminal penalties which aren't connected with isolation condemned from society]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta - Bulletin of the North Caucasian state technical university, 2007, no. 1, р. 103.

3. Irishanov S. A. Protivodejstvie prestupnosti chastno-pravovymi sredstvami. Dis. kand. jurid. nauk [Counteraction of crime private legal means. Cand legal sci. diss.]. Ryazan, 2015. 158 р.

4. Grishko A. Ja. Grazhdansko-pravovoj status lic, otbyvajushhih nakazanie v vide lishenija svobody [The civil status of the persons serving sentence in the form of imprisonment].Under the editorship of V. A. Rybakov. Moscow, 2005. 225 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.