Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОВТОРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PENAL INSPECTIONS / JUVENILE CONVICTED WITHOUT IMPRISONMENT / BODIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / UNITS FOR MINORS / REPEATED CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казак Бронислав Брониславович, Минаева Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются проблемные аспекты правоохранительной деятельности уголовноисполнительных инспекций в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних лиц. На основе проведенного исследования определены основные направления повышения эффективности такой деятельности, например совершенствование правового обеспечения межведомственного взаимодействия, своевременность получения упреждающей информации о несовершеннолетних осужденных, организация предупреждения преступлений со стороны подучетных лиц несовершеннолетнего возраста с учетом специфики их криминального состава. Большое внимание уделяется внешнему взаимодействию уголовноисполнительных инспекций как важному условию эффективности их функционирования в сфере предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны подучетных лиц несовершеннолетнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казак Бронислав Брониславович, Минаева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LAW ENFORCEMENT IN THE FIELD OF CORRECTIONS JUVENILE CONVICTED WITHOUT DEPRIVATION OF LIBERTY

The article discusses problematic aspects law enforcement activities of the criminal executive inspectorates in the sphere of the execution of sentences not related to imprisonment in relation to minors. On the basis of the study, the main directions of increasing the effectiveness of such activities are determined, for example, improving the legal support of interdepartmental interaction, the timeliness of obtaining proactive information about juvenile convicts, the organization of crime prevention on the part of under-registered juveniles, taking into account the specifics of their criminal structure. Much attention is paid to the external interaction of penitentiary inspectorates as an important condition for the effectiveness of their functioning in the field of preventing crimes and other offenses on the part of under-accounted minors.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Б.Б. Казак, И.С. Минаева

В статье рассматриваются проблемные аспекты правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних лиц. На основе проведенного исследования определены основные направления повышения эффективности такой деятельности, например совершенствование правового обеспечения межведомственного взаимодействия, своевременность получения упреждающей информации о несовершеннолетних осужденных, организация предупреждения преступлений со стороны подучетных лиц несовершеннолетнего возраста с учетом специфики их криминального состава. Большое внимание уделяется внешнему взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций как важному условию эффективности их функционирования в сфере предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны подучетных лиц несовершеннолетнего возраста.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции; несовершеннолетний осужденный без лишения свободы; органы прокуратуры; органы внутренних дел; подразделения по делам несовершеннолетних; повторные преступления.

B.B. Kazak, I.S. Minaeva. SOME ASPECTS OF LAW ENFORCEMENT IN THE FIELD OF CORRECTIONS JUVENILE CONVICTED WITHOUT DEPRIVATION OF LIBERTY

The article discusses problematic aspects law enforcement activities of the criminal executive inspectorates in the sphere of the execution of sentences not related to imprisonment in relation to minors. On the basis of the study, the main directions of increasing the effectiveness of such activities are determined, for example, improving the legal support of interdepartmental interaction, the timeliness of obtaining proactive information about juvenile convicts, the organization of crime prevention on the part of under-registered juveniles, taking into account the specifics of their criminal structure. Much attention is paid to the external interaction of penitentiary inspectorates as an important condition for the effectiveness of their functioning in the field of preventing crimes and other offenses on the part of under-accounted minors.

Keywords: penal inspections; juvenile convicted without imprisonment; bodies of the prosecutor's office; internal affairs bodies; units for minors; repeated crimes.

Высокая результативность исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных и соответственно стабильное снижение уровня повторных преступлений с их стороны достигаются благодаря обеспечению комплексного подхода к организации этой деятельности, о чем свидетельствует, в частности, динамика удельного веса повторной преступности среди таких осужденных. Анализ материалов практики показывает, что необходимо более качественно и полно анализировать причины и условия совершения осужденными повторных преступлений, принимать адекватные меры в отношении нарушителей условий и порядка отбывания наказания, а также улучшить взаимную деятельность уго-

ловно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, в том числе с учетом требований Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2].

По этому поводу нередко справедливо указывается, что если преступивший закон подросток берется под качественную «опеку» всеми субъектами системы профилактики (причем опеку из желания что-то изменить в жизни конкретного ребенка), то положительный результат достигаем. Приведем для сравнения два примера.

Так, в одном из регионов в отношении несовершеннолетнего, совершившего несколько краж, судом было принято решение о прекращении уголовных дел за примирением сторон. Впоследствии он совершил особо тяжкое пре-

ступление, находясь под следствием, в течение 3 месяцев он совершил еще несколько преступлений, вовлекая в преступную деятельность других подростков. Позднее суд вновь принял решение о прекращении уголовных дел в отношении всех участников краж в связи с их примирением с потерпевшими. В итоге в орбиту противоправного поведения были вовлечены новые дети.

В качестве другого примера можно привести случай, когда подросток, фактически воспитывающийся бабушкой, совершил грабеж. В суде, как и в предыдущем случае, было принято решение о прекращении уголовного дела за примирением сторон. Однако подросток был направлен на проводимый семинар-интенсив «Курс на будущее», предусматривающий комплекс информационно-воспитательных мероприятий. Кроме того, была составлена индивидуальная программа профилактических мероприятий с несовершеннолетним, реализуемых с участием менеджера, которая предусматривала в том числе работу с семьей и окружением. В результате подросток систематически посещает молодежный центр, принимает активное участие в общественной жизни, перестал пропускать занятия [6, с. 28-29].

Проведение анкетирования практических работников уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел позволило нам сделать вывод о том, что для обеспечения высокой эффективности деятельности в исследуемой области необходимо осуществить следующее.

1. Принять меры по совершенствованию правового обеспечения межведомственного взаимодействия, поскольку, как показывает практика, принятие Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений не способствовало решению всех имеющихся в указанном направлении проблем [4]. В результате проведения совместных выездов в территориальные органы сотрудниками центральных аппаратов Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел России обращалось внимание на обеспечение добросовестного исполнения своих обязанностей сотрудниками как полиции, так и уголовно-исполнительных инспекций.

Это обусловило внесение необходимых корректив в Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, способствовав-

ших актуализации сроков и перечня сведений в рамках обмена территориальных органов Министерства внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекций [3].

2. Решить вопрос своевременности получения упреждающей информации и иных сведений о несовершеннолетних осужденных, о совершаемых ими правонарушениях, что предопределяет все большую роль в предупредительно-профилактическом воздействии на подучетных лиц инновационных технологий и электронного документооборота. Как считают практические работники, совершенствование организации взаимного обмена значимой для предупреждения преступлений со стороны подучетных лиц несовершеннолетнего возраста информацией положительно скажется на эффективности контроля за поведением осужденных, результатах внешнего взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с иными субъектами профилактики и, в итоге, достижении целей наказания.

3. Выстраивать организацию предупреждения преступлений со стороны подучетных лиц несовершеннолетнего возраста с учетом специфики их криминогенного состава. Анализ материалов практики в регионах по фактам совершения повторных преступлений несовершеннолетними свидетельствует о том, что такие лица более склонны к совершению правонарушений, они нередко из неблагополучных семей, предоставлены самим себе, употребляют алкогольные напитки, наркотические вещества, имеют психические заболевания.

Сложившаяся практика показывает, что несовершеннолетним, совершающим повторные преступления, свойственны относительная устойчивость антиобщественных взглядов и привычек, извращенный характер жизненных ориентаций, что затрудняет процесс их исправления. Кроме того, они негативно действуют на других подростков, вовлекая их в противоправную деятельность. Все это свидетельствует о повышенной социальной опасности повторных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и необходимости улучшения предупредительной работы как главной составной части.

С учетом этого приоритет в работе с такой специфической категорией осужденных без лишения свободы следует отдавать вовлечению их в общественно полезную занятость, приобретению профессии, активизации сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизации работы с ними, в том числе социально-психологической и воспитательной [5, с. 10].

4. Повысить качество совместной деятельности уголовно-исполнительных инспекций и подразделений по делам несовершеннолетних.

На региональном уровне в рамках взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России и подразделений по делам несовершеннолетних ОВД в организации контроля за лицами, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, реализуются такие основные задачи, как:

- осуществление контроля за поведением несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;

- осуществление контроля за соблюдением несовершеннолетними осужденными условий отбывания наказания, а также возложенных судом обязанностей на условно осужденных;

- предупреждение повторных противоправных действий со стороны несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественной деятельности подучетных.

В связи с этим в планах совместных мероприятий по предупреждению преступлений осужденных должно предусматриваться проведение мероприятий по организации контроля за несовершеннолетними осужденными, в частности:

- организация посещения исправительных учреждений региона в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества;

- рассмотрение на совместных совещаниях вопросов взаимодействия по предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества;

- изучение, обобщение и внедрение в практику передовых форм и методов работы в указанном направлении; осуществление совместных мероприятий по проверке несовершеннолетних осужденных по месту их жительства и в общественных местах, имеющих ограничение по времени.

Для повышения эффективности действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, проживающими на

территории региона, в исследованных нами регионах определен порядок их взаимодействия, разрабатываются планы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальную работу с этой категорией несовершеннолетних осужденных проводят подразделения по делам несовершеннолетних, которые в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1], в частности, осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых те осуществляют, предусмотренных законодательством мер воздействия.

Организация предупредительно-профилактического воздействия по отношению к нарушителям порядка и условий отбывания наказания предполагает направление соответствующих материалов в суд для решения вопроса об изменении их правового статуса в зависимости от их поведения. Однако в изученных регионах выявляются отказы судов в удовлетворении представлений уголовно-исполнительных инспекций, что, по мнению опрошенных начальников филиалов уголовно-исполнительных инспекций, может породить у осужденных чувство безнаказанности и в дальнейшем стать причиной совершения такими лицами повторных преступлений.

С учетом изложенного отметим, что совершенствованию организации деятельности (в том числе в рамках межведомственного взаимодействия) по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества могли бы способствовать обеспечение эффективной организации планирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, его соответствия требованиям приказа; необходимая методическая и практическая помощь филиалам уголовно-исполнительных инспекций; четкое проведение служебных проверок по фактам совершения осужденными повторных преступлений; полное внесение сведений в автоматизированную базу данных.

130

Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3(41)

Список литературы

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Рос. газ. 2016. Федер. вып. № 7007 (139).

3. О внесении изменений в Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденный приказом Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912: приказ Минюста России и МВД России от 20.01.2017 № 2/22. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.06.2020).

4. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: приказ Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912 // Рос. газ. 2012. 26 окт.

5. Лукьянец Е.В. Основные итоги деятельности по исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Сборник материалов VII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (19-21 июля 2017 г.). Пушкин, 2017. С. 5-14.

6.Маршавин А.И. Вопросы организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и территориальных органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди лиц, осужденных без изоляции от общества // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. С. 27-30.

References

1. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarushenij nesovershennoletnikh [On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency]: feder. zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (s izm. i dop.) // Sobr. zakonodatefstva Ros. Federatsii. 1999. № 26, st. 3177.

2. Ob osnovax sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federatsii [On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation]:

feder. zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ // Ros. gaz. 2016. Feder. vyp. № 7007 (139).

3. O vnesenii izmenenij v Reglament vzaimode-jstviya FSIN Rossii i MVD Rossii po preduprezh-deniyu soversheniya litsami, sostoyashchimi na uchete ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij, pres-tuplenij i drugikh pravonarushenij, utverzhden-nyj prikazom Minyusta Rossii i MVD Rossii ot 04.10.2012 № 190/912 [On amendments to the Regulations of the Federal penitentiary service of Russia and Ministry of Internal Affairs of Russia to prevent the Commission by persons consisting on the account criminally-Executive inspections, offences and other offences, approved by decree of the Ministry of Justice, Ministry of Internal Affairs of Russia from October, 4th, 2012 № 190/912]: pri-kaz Minyusta Rossii i MVD Rossii ot 20.01.2017 № 2/22. URL: http://publication.pravo.gov.ru (Accessed 16.06.2020).

4. Ob utverzhdenii Reglamenta vzaimodejstviya FSIN Rossii i MVD Rossii po preduprezhdeniyu soversheniya litsami, sostoyashchimi na uchete ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij, prestuplenij i drugikh pravonarushenij [On approval Of the rules of interaction between the Federal penitentiary service of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia on preventing the Commission of crimes and other offenses by persons registered in criminal Executive inspections]: prikaz Minyusta Rossii i MVD Rossii ot 04.10.2012 № 190/912 // Ros. gaz. 2012. 26 okt.

5. Lukyanets E.V Osnovnye itogi deyatefnosti po ispolneniyu ugolovnykh nakazanij, ne svyazan-nykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva [Main results of activity on execution of criminal punishments not connected with isolation of convicts from society] // Sbornik materialov VII Vserossijskogo soveshchaniya rukovoditelej ugo-lovno-ispolnitelnykh inspektsij, ispravitefnykh tsentrov i podrazdelenij po kontrolyu za ispol-neniem nakazanij, ne svyazannykh s izolyatsiej osuzhdennykh ot obshchestva, territorialnykh or-ganov FSIN Rossii (19-21 iyulya 2017 g.). Pushkin, 2017. S. 5-14.

6. Marshavin A.I. Voprosy organizatsii vzaimodejstviya ugolovno-ispolnitelnykh inspektsij i territorial nykh organov vnutrennikh del po predu-prezhdeniyu pravonarushenij sredi lits, osuzhden-nykh bez izolyatsii ot obshchestva [Questions of the organization of interaction of criminal Executive inspections and territorial bodies of internal Affairs on prevention of offenses among persons convicted without isolation from society] // Sbornik materialov V Vserossijskogo soveshchaniya nachalnikov ugo-lovno-ispolnitelnykh inspektsij territorialnykh organov FSIN Rossii (19-20 iyunya 2014 g.). Kazan, 2014. S. 27-30.

КАЗАК Бронислав Брониславович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@ mail.ru.

МИНАЕВА Ирина Сергеевна - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: [email protected].

KAZAK, Bronislav Bronislavovich - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Regime Organization and Operational Search Activity in the Criminal Executive System. Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. Pskov. E-mail: [email protected].

MINAEVA, Irina Sergeyevna - Lecturer of the State and Legal Disciplines Department. Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia. Pskov. E-mail: irina_ smi69@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.