§
Ï
Q)
S
ГС !
ü о 00
УДК 343.848.5 ББК 67.409.021 С50
I.N. SMIRNOVA*, L.N. TARABUEV
■**
ON ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF PENAL INSPECTIONS TO PREVENT REPEATED OFFENSES OF PERSONS ON THEIR ACCOUNT
Annotation: this article presents issues preventing recidivism of convicted persons registered in penal inspections, proposes measures aimed at improving the efficiency of these activities.
Key words: punishments, non-connected with isolation of convicts from society, repeated crime, penal inspection.
B настоящее время, несмотря на принятые меры по совершенствованию нормативной базы деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), в том числе по взаимодействию с органами внутренних дел (ОВД), укреплению материально-технической базы УИИ, контролю за функционированием и эффективностью применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, можно говорить о недостаточной результативности функционирования системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества1. Так, по итогам 9 месяцев 2013 г. по России отмечается незначительное (с 1,85 до 1,62 %) снижение уровня повторной преступности по-дучетных лиц (в некоторых изученных нами регионах, напротив, происходит увеличение количества лиц, совершивших повторные преступления после постановки на учет, в том числе в течение первых трех месяцев), что во многом можно объяснить наметившейся тенденцией к активизации применения предупредительно-профилактических мер в отношении лиц, нарушающих порядок и условия отбывания наказания2.
По мнению опрошенных нами начальников и сотрудников филиалов УИИ, недостаточная результативность мероприятий по предупреждению преступлений и иных правонарушений подучет-ных лиц обусловлена рядом причин.
1. Низкий уровень профилактической работы, ненадлежащий контроль за поведением осужденных, исполнением ими возложенных
обязанностей и установленных ограничений.
* Доктор юридических наук,
профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС
(Псковский филиал Академии ФСИН России);
** преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права
и воспитательной работы с осужденными
(Вологодский институт права и экономики ФСИН России)
E-mail: irina_smi69@mail.ru.
Аннотация: в статье раскрываются вопросы предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, предлагаются меры, направленные на повышение эффективности этой деятельности.
Ключевые слова: наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, повторная преступность, уголовно-исполнительные инспекции.
ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА*, ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ ТАРАБУЕВ**
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦ, СОСТОЯЩИХ НА ИХ УЧЕТЕ
Выбор недостаточно эффективных мер предупредительно-профилактического воздействия на осужденных, совершающих повторное преступление, вызван и отсутствием учета их личности: как правило, это мужчина, ранее судимый, не занятый трудом или учебой, страдающий алкоголизмом. В связи с этим требуется активизация работы по профилактике и коррекции девиантного поведения осужденных, состоящих на учете УИИ (психодиагностические обследования личности осужденных; индивидуальные консультации; психо-коррекционные мероприятия; тренинговые занятия, направленные на снижение агрессивности у осужденных за насильственные преступления).
2. Недостаточно активное внешнее взаимодействие УИИ по вопросам профилактики преступлений подучетных лиц:
1) с участковыми уполномоченными полиции и подразделениями по делам несовершеннолетних. В целях совершенствования взаимодействия УИИ с территориальными ОВД, оперативного обмена информацией между УИИ, их филиалами, территориальными органами МВД России приняты меры правового характера3. Для совершенствования информационного обеспечения служебной деятельности 18 декабря 2012 г. также подписано соглашение между ФСИН России и МВД России об обмене информацией в электронном виде. Однако изучение обзоров по взаимодействию ОВД и УИИ по профилактике повторных преступлений подтверждает, что эта функция управления реализуется слабо. Отмечаются нарушения требований пп. 7.2 и 7.4 приказа Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912. Обмен оперативной информацией между филиалами УИИ и подразделениями ОВД о лицах, состоящих на учете, находится на довольно низком уровне; информация о возбуждении уголовных дел и совершении осужденными административных правонарушений направляется несвоевременно; с опозданием поступают запросы из отделов дознания на предоставление характеристики в отношении осужденных, снятых с учета УИИ, в связи с совершением повторного преступления; не проводятся совместные совещания с начальниками пунктов полиции о результатах служебной деятельности, предоставляемые характеристики имеют поверхностный характер, не всегда соответствуют действительности; меры административного воздействия к злоупотребляющим спиртными напитками не применяются.
С учетом изложенного снижению уровня повторных преступлений осужденных без изоляции от общества могло бы способствовать совершенствование совместной работы в следующих направлениях:
а) ежеквартальная сверка с информационными центрами с целью проверки осужденных на привлечение к уголовной и административной ответственности;
б) взаимодействие с подразделениями ГИБДД по линии исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, транспортной полицией;
в) участие представителей УИИ и ОВД в заседании Межведомственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений при администрации в регионе;
г) осуществление совместных выездов сотрудников УИИ и территориального органа МВД России для проверки организации межведомственного взаимодействия по осуществлению контроля за осужденными и профилактике совершения повторных преступлений; проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий по проверке осужденных по месту жительства и в общественных местах;
2) с органами прокуратуры. В течение 9 месяцев 2013 г. в адрес территориальных органов и УИИ поступил 2131 (аналогичный период прошлого года - 2097) акт прокурорского реагирования на нарушения законности, выявленные в деятельности УИИ, в представлениях отражены нарушения законности при исполнении всех видов наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества, а также по вопросам организации взаимодействия с ОВД - 416. В связи с этим не случайно обеспечение законности при исполнении наказаний без изоляции от общества и улучшение исполнительской дисциплины сотрудников УИИ являются одними из основных задач УИИ. В целях укрепления законности в деятельности филиалов требуется, в частности:
а) проводить координационные совещания правоохранительных органов региона по проблемам исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества;
б) рассматривать на оперативных совещаниях с личным составом с непосредственным участием представителей прокуратуры причины и условия допущенных сотрудниками нарушений;
в) осуществлять ежеквартальный анализ поступающих актов прокурорского реагирования, а
D0 CD
I
1
ш §
CD §
§
I
Q)
5
ГО
6
I
Q)
также причин и условий выявленных нарушений, определять меры по их недопущению; доводить результаты до сведения личного состава на оперативных совещаниях по итогам работы за квартал с участием представителей прокуратуры;
г) по каждому представлению прокуратуры проводить служебные проверки4 и давать принципиальную оценку действиям сотрудников, привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
3) с общественными организациями и объединениями. Большое внимание следует уделять взаимодействию с некоммерческими неправительственными организациями, реализующими социально значимые проекты и участвующими в развитии институтов гражданского общества, с которыми УИИ осуществляют взаимодействие в рамках оказания социальной помощи осужденным без изоляции от общества при реализации общественно-гуманитарных проектов;
4) с Русской православной церковью. В изученных нами регионах имеется положительный опыт привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам к отбыванию наказания благодаря включению храмов в перечни предприятий, организаций и учреждений, имеющих возможность использовать труд таких осужденных; проведения настоятелями храмов бесед о вреде курения, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами; направления осужденных, состоящих на учете филиалов ФКУ УИИ, страдающих алкогольной зависимостью, в приходы для прохождения курса реабилитации.
3. Недостаточное применение административной практики (ст. 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы» и 19.7 «Непредставление сведений» КоАП РФ). Активизации этой деятельности, как показывает практика, могли бы способствовать следующие меры:
а) точно указывать норму административного отечественного законодательства, которую нарушил осужденный;
б) составлять протокол об административном правонарушении в том случае, если за данное нарушение не предусмотрено вынесение письменного предупреждения (вменяемое нарушение не является нарушением обязанности, назначенной приговором суда условно осужденному; оно не подпадает под перечень нарушений, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством Российской Феде-
рации, за которые осужденным к обязательным и исправительным работам может быть вынесено письменное предупреждение);
в) при его составлении достаточно полно и точно отражать объективную сторону состава правонарушения, наличие вины, смягчающие и отягчающие обстоятельства, указывать конкретные пункты, части статей КоАП РФ, которые нарушены осужденным, в чем конкретно выразилось нарушение, при описании не допускать употребление общих фраз;
г) прилагать к протоколу все необходимые документы, подтверждающие событие нарушения;
д) использовать правило на обжалование судебных решений.
4. Недостаточное внимание к проблемам оказания осужденным социальной помощи. Неоднократные инициативные предложения УИИ о необходимости включения вопросов, связанных с оказанием социальной помощи осужденным, проходящим по учетам, в действующие региональные программы социальной направленности, к сожалению, не всегда находят поддержку администрации региона. В связи с этим назрела потребность в решении следующих вопросов:
а) обеспечение занятости осужденных без изоляции от общества. В рамках заключенных соглашений могут осуществляться: направление осужденных в центры занятости; оказание центрами занятости населения методической и консультационной помощи филиалам УИИ; направление УИИ информации в центры занятости населения о предоставлении сведений о состоянии рынка труда, спроса и предложений на рабочую силу, возможностях переобучения, повышения квалификации; ведение филиалами совместной статистической отчетности о результатах совместной деятельности УИИ с центрами занятости населения с ежемесячным предоставлением информации о наличии и профессиональной структуре вакантных должностей и рабочих мест, возможностях профессиональной подготовки, ситуации на рынке труда;
б) сотрудничество с органами социальной защиты населения с целью выявления семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении либо трудной жизненной ситуации, нуждающихся в материальной помощи; оказания осужденным, испытывающим временные трудности с жильем или не имеющим постоянного места жительства, помощи во временном размещении (социальная гостиница, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, реабилитационный центр);
в) оказание медицинской помощи осужденным без изоляции осужденного от общества (разработка межведомственных планов по оказанию наркологической помощи, проведение обследования и при необходимости лечения, курсов реабилитации направленных из филиалов осужденных, имеющих по приговору суда обязанность пройти курс лечения от алкогольной или наркотической зависимости; оказание осужденным помощи в прохождении бесплатного медицинс-
кого осмотра для дальнейшего трудоустройства);
г) оказание филиалами помощи осужденным в получении гражданства и оформлении необходимых документов, искового заявления и сборе необходимого пакета документов для получения гражданства Российской Федерации; направление в территориальные органы Федеральной миграционной службы списков нуждающихся в восстановлении документов, что облегчает осужденным дальнейшее трудоустройство.
Список использованной литературы
1 См., напр.: О взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел: обзор ФСИН России; Об использовании в деятельности УИИ оборудования СЭМПЛ: обзор ФСИН России.
2 См.: О результатах работы уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России за 9 месяцев 2013 года: решение совещания при заместителе директора ФСИН России (Москва, 25 окт. 2013 г.).
3 См.: Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912; О внесении изменений в порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818: приказ МВД России от 30 июня 2012 г. № 657; Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании: приказ Минюста России и МВД России от 6 сентября 2012 г. № 178/851.
4 См.: Об утверждении Инструкции об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.