Закон и право. 2022. № 3. С. 145-147. Law and legislation. 2022;(3):145-147.
Научная статья УДК 343.8
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-145-147
NIION: 1997-0063-3/22-156 MOSURED: 77/27-001-2022-3-356
Злостное уклонение от отбывания наказания в системе факторов, снижающих эффективность правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Максим Владимирович Васенков
Псковский филиал Академии ФСИН России, Псков,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты определения эффективности правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в условиях реализации концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы. С учетом результатов проведенного исследования предлагаются меры, направленные на повышение эффективности раскрываемого направления работы благодаря исключению злостного уклонения осужденных от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества.
Ключевые слова: концепция развития уголовно-исполнительной системы, эффективность правоохранительной деятельности, злостное уклонение от отбывания наказания, осужденный без изоляции об общества, уголовно-исполнительная инспекция, уровень повторной преступности.
Для цитирования: Васенков М.В. Злостное уклонение от отбывания наказания в системе факторов, снижающих эффективность правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Закон и право. 2022. № 3. С. 145—147. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-145-147.
Original article
Malicious evasion from serving a sentence in the system of factors that reduce the effectiveness of law enforcement activities of criminal enforcement inspections
Maxim V. Vasenkov
Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Pskov, Russia [email protected]
Abstract. The article reveals some aspects of determining the effectiveness of law enforcement activities of penal inspections in the context of the implementation of the conceptual provisions of the development of the penal system. Taking into account the results of the conducted research, measures are proposed aimed at improving the effectiveness of the disclosed area of work by excluding malicious evasion of convicts from serving sentences not related to isolation from society.
Keywords: the concept of the development of the penal enforcement system, the effectiveness of law enforcement, malicious evasion from serving a sentence, convicted person without isolation from society, penal inspection, the level of repeated crime.
For citation: Vasenkov M.V. Malicious evasion from serving a sentence in the system of factors that reduce the effectiveness of law enforcement activities of criminal Enforcement Inspections // Law and legislation. 2022;(3): 145—147. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-145-147.
© Васенков М.В. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 03-2022
Одно из направлений политики государства — политика в сфере борьбы с преступностью , в структуру которой как важная составляющая часть входят уголовная и уголовно-исполнительная политика, трансформация которой происходит под влиянием определенных факторов [3, с. 12—21], что проявляется в расширении сферы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
В связи с этим актуализируется вопрос обеспечения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) [1]. Ведь оценка эффективности деятельности УИИ, будучи одной из основных функций процесса управления, одновременно выступает средством комплексного анализа и совершенствования решения их сотрудниками профессиональных задач.
При этом важно отметить, что в числе основных задач УИИ — предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны поду-четных лиц. В рамках достижения этого в соответствии с итогами функционирования системы исполнения наказаний принимаются меры организационно-правового характера, направленные на недопущение повышения данного уровня [5], в частности, благодаря использованию на основе критического анализа опыта регионов [6].
Уровень эффективности деятельности УИИ определяется на основе конкретных критериев, в числе которых можно обозначить уровень повторной преступности подучетных лиц, количество злостных уклонений от отбывания наказания. Выбор критериев эффективности можно обосновать имеющейся позицией в отношении требований к ним, в числе которых «соответствие целям управления, обоснованность, измеримость, согласованность и непротиворечивость, максимально возможное отражение полноты и всесторонности оцениваемого явления» [4, с. 77].
Возможно, в условиях реализации концептуальных положений развития УИС еще не раз встанет вопрос корректировки критериев и установления показателей эффективности ее работы, поскольку повышаются требования, предъявляемые к результатам деятельности, усложняются решаемые задачи, что в полной мере относится к УИИ как подсистеме УИС [2, с. 5, 7—12].
Проведенное исследование позволяет подтвердить сформулированную ранее позицию о том, что оценить эффективность правоохранительной деятельности в сфере исполнения нака-
заний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, можно по тому, насколько и выработалось ли вообще у осужденного стойкое негативное отношение к совершенному им преступлению, осознал ли он справедливость назначенного ему наказания, альтернативного лишению свободы, в каком объеме выполнял возложенные на него судом обязанности и установленные ограничения, не уклонялся ли от отбывания наказания, как был занят общественно полезной деятельностью (это является существенным сдерживающим фактором относительно злостных уклонений от отбывания наказания и в целом совершения повторного преступления после постановки на учет УИИ), какие жизненные перспективы у подконтрольного лица, каковы его социальные связи, имеющие важное значение для его социальной адаптации, насколько они стабильны и устойчивы, каково отношение осужденного к мерам предупредительно-профилактического воздействия, имеется ли противодействие им, совершает ли осужденный повторные преступления или иные правонарушения в период осуществления контроля за ним.
Приведенные показатели оценки управленческой деятельности можно использовать при проведении инспектирования, поскольку нельзя недооценивать важность ведомственного контроля для обеспечения эффективности деятельности УИИ и принятия мер, направленных на основе полученных в ходе проверок результатов на улучшение работы в целях недопущения злостного уклонения осужденных от отбывания наказания и в итоге — на снижение уровня повторной преступности подучетных лиц.
В заключение отметим, что недопущению злостного уклонения осужденных без изоляции от общества и в итоге повышению эффективности правоохранительной деятельности УИИ могли бы способствовать следующие меры:
■ совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей такую деятельность;
■ принятие комплексных мер, способствующих повышению ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, злостное уклонение от его отбывания;
■ улучшение информационного обеспечения функционирования УИИ, в том числе в рамках совместной деятельности в сфере организации первоначальных розыскных мероприятий;
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022
■ совершенствование ресурсного обеспечения УИИ, что позволит более оперативно и полно реагировать на факты злостного уклонения осужденного от отбывания наказания.
Список источников
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/
2. Коробкова Е.А. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров ФСИН России и задачах на предстоящий период // Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 - 31 мая 2019). М., 2019.
3. Организация деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Учеб. пособие / И.Н. Смирнова и др. Псков: ЛОГОС, 2017. 160 с.
4. Сиваков Ю.Л. Основы управления органами внутренних дел: Матер. к лекциям. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. 108 с.
5. Смирнова И.Н. Организационно-правовое регулирование предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций // Междунар. пенитенциарный журнал. 2016. № 1. С. 51—56.
6. Смирнова И.Н, Желтова Н.В. Региональный опыт организации предупреждения повторных
преступлений осужденных без изоляции от общества // Закон и право. 2015. № 4. С. 114—116.
References
1. The concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 № 1138-r) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
2. Korobkova E.A. About the outcome of criminal-Executive inspection and correction centres of the Federal penal service of Russia and tasks for the coming period / / Collection of materials of the VIII all-Russian meeting of heads of the criminal Executive inspections, correctional centres and units for control over the execution of punishments not related to isolation from society condemned, territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia (May 29 — 31, 2019). Moscow, 2019.
3. Organization of the activities of the penal enforcement system in the field of execution of punishments and measures of a criminal-legal nature without isolation from society: Studies. manual / I.N. Smirnova et al. Pskov: LOGOS, 2017. 160 p.
4. Sivakov Yu.L. Fundamentals of management of internal affairs bodies: materials for lectures. Minsk: Akad. Ministry of internal affairs Rep. Belarus, 2007. 108 p.
5. Smirnova I.N. Organizational and legal regulation of the prevention of repeated crimes of convicts who are registered with the criminal executive inspections // International Penitentiary Journal. 2016. № 1. Pp. 51—56.
6. Smirnova I.N., Zheltova N.V. Regional experience in organizing the prevention of repeated crimes of convicts without isolation from society / / Law and legislation. 2015. № 4. Pp. 114—116.
Информация об авторе
Васенков М.В. — старший преподаватель, аспирант
Information about the author
Vasenkov M.V. — senior lecturer, graduate student
Статья поступила в редакцию 22.12.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 22.12.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
LAW & LEGISLATION • 03-2022