УДК 343.368
И. В. ДВОРЯНСКОВ
главный научный сотрудник группы подготовки научно-педагогических и научных кадров аппарата ученого секретаря, адъюнктуры, докторантуры ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, майор внутренней службы
Москва
IVAN V. DVORYANSKOV
Chief Researcher of the Training Group for Scientific and Pedagogical and Research Personnel of the Office of the Scientific Secretary, Adjunct studies, Doctoral studies of the Federal Governmental Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor, Major of Internal Service
Moscow
Уклонение от отбывания наказаний Ф и иных мер уголовно-правового характера, Ф
не связанных с изоляцией от общества: основания и виды ответственности
Evasion from serving sentences and other measures of a criminal law nature unrelated to isolation from society: grounds and types of responsibility
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы уклонения осужденных от наказаний и иных мер уголовно-правового характера, предупреждения уклоняющегося поведения, дается анализ правовых средств реагирования на него в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, а также формулируются предложения о внесении изменений в законодательство.
Ключевые слова: осужденные без изоляции от общества, уголовно-исполнительные инспекции, уклонение от отбывания наказания, меры предупреждения и ответственности.
Abstract. The article discusses the problems of convicts' evasion from punishment and other measures of a criminal law nature, prevention of evasive behavior, analyzes the legal means of responding to it in criminal and penal legislation, and proposes amendments to the legislation.
Key words: convicted without isolation from society, penal inspections, evasion from serving a sentence, preventive measures and liability.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2020
29
В практике исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, существенной проблемой является уклоняющееся поведение осужденных.
Правовая природа уклонения от отбывания наказания или иной меры уголовно-правового характера неоднородна. Такое уклонение представляет собой правонарушение, совершаемое в форме бездействия, то есть невыполнения осужденным возложенной на него правовой обязанности [1].
Общественная опасность таких деяний очевидна и выражается прежде всего в неисполнении требований, содержащихся в приговоре суда или ином судебном акте. Кроме того, уклонение создает препятствия в работе учреждений и органов, исполняющих соответствующие наказания и уголовно-правовые меры. В рассматриваемом случае подавляющее большинство наказаний и мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества, исполняют уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УИИ). Наконец, такие деяния фактически исключают достижение целей уголовного наказания и уголовного закона в целом.
По данным ФСИН России по состоянию на 01.03.2020 в состав УИС входят 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1 347 их филиалов, в которых состоят на учете 486 019 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в том числе 6 709 подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом [2].
Значительную долю правонарушений осужденных без изоляции от обще-
ства составляет уклонение от отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В 2018 году первоначальные розыскные мероприятия (далее - ПРМ) УИИ проводили в отношении 26 227 (2,5 %) осужденных, уклонившихся от контроля УИИ (в 2017 году - 25 074 или 2,5 %). В розыске находилось 14 186 осужденных (в 2017 году - 13 363). Найдено - 9 378 осужденных (в 2017 году - 8 734), из них оперативными подразделениями УИС -5 376 человек, или 57,3 % (в 2017 году -5 486 или 62,8 %). Сотрудниками других правоохранительных органов обнаружено 4 002 осужденных или 42,7 % (в 2017 году - 3 248 или 37,2 %).
Всего сотрудниками УИИ в 2018 году было проведено 40 485 мероприятий по профилактике уклонения осужденных от контроля УИИ, которыми было охвачено 61 582 подконтрольных лица. В ходе мероприятий установлено местонахождение
1 162 подконтрольных лиц, выявлено
2 086 нарушений, в отношении 1 550 подконтрольных лиц приняты меры реагирования в соответствии с законодательством [3].
В арсенале предусмотренных законом профилактических мер УИИ, кроме воспитательной работы, мероприятий по контролю за поведением осужденных и выполнением ими установленных судом обязанностей, предусмотрены такие меры как:
- продление испытательного срока (для условно осужденных);
- возложение на них дополнительных обязанностей;
- установление дополнительных ограничений для осужденных к ограничению свободы;
- замена наказания в случае уклонения более строгим видом;
30
[email protected] www.or.fsin.su
- привлечение к административной или уголовной ответственности.
Так, в 2018 году испытательный срок продлен 98 236, или 19,52 % условно осужденным (в 2017 году - 103 564 или 21,06 %).
Дополнительные обязанности возложены на 75 556 или 15,01 % условно осужденных (в 2017 году - 82 678 или 16,81 %).
Дополнительные ограничения установлены для 14 585 или 17,77 % осужденных к ограничению свободы (в 2017 году - 14 248 или 19,7 %).
Произведены: замена наказания более строгим видом, отмена условного осуждения, отсрочка отбывания наказания, мера пресечения в виде домашнего ареста в отношении 63 916 или 7,15 % (в 2017 году - 57 615 человек, или 6,68 %) [4].
Таким образом, очевидно, что ФСИН России проводит планомерную работу по предупреждению уклоняющегося поведения осужденных без изоляции от общества. Осложняет эту работу с криминологической точки зрения то обстоятельство, что в отличие от лишенных свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, более подвержены влиянию криминальных и девиантогенных факторов, поскольку они не находятся в условиях изоляции и сохраняют в целом социальные связи, в том числе продуцирующие их противоправное поведение.
В ряде случаев уклонение от отбывания наказания требует уголовно-правового реагирования. Причем это не обязательно обусловливает применение к ним мер уголовной ответственности. В арсенале уголовного закона есть ряд правовых средств предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений. Их можно классифицировать на три группы:
- условия и обязанности, вытекающие из содержания наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества;
- средства контроля за поведением осужденных;
- средства, устанавливающие ответственность за невыполнение предписанных условий и обязанностей [5, 6, 7].
В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) содержатся нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от отбывания наказаний, иных уголовно-правовых, уголовно-процессуальных или уголовно-исполнительных мер принудительного характера: статья 313 («Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи») и статья 314 («Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера»).
Исходя из содержания указанных норм, можно сделать вывод, что первая обеспечивает надлежащее исполнение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных или уголовно-исполнительных мер, выражающихся в изоляции лица от общества. Вторая же направлена на обеспечение исполнения наказаний, не связанных с такой изоляцией.
Таким образом, указанные уголовно-правовые нормы, а также основанное на них уголовно-правовое воздействие на поведение осужденных обеспечивают предупреждение уклонения от отбывания наказаний или иных мер уголовно-правового характера.
Очевидно, что они должны создавать надежные гарантии предотвращения таких правонарушений. Вместе с тем, в настоящее время это не так. Если в отношении мер, связанных с изоляцией от
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2020
31
общества, такие гарантии более-менее созданы и обеспечиваются комплексом норм Общей и Особенной частей УК РФ, уголовно-исполнительным законодательством, в том числе нормами о назначении наказания, порядке его отбывания, освобождении от него, а также об ответственности за уклонение (побег), то в отношении мер без изоляции от общества такого сказать нельзя.
Сравнительный анализ регламентации мер предупреждения уклоняющегося поведения осужденных в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве в зависимости от вида наказания свидетельствует о неравномерности, разнородности, отсутствии унификации.
Такие меры по своему содержанию можно подразделить на превентивные и карательные. И те и другие не унифицированы. Превентивные меры могут выражаться:
- в предупреждении в письменной форме о замене наказания другим видом (исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, ограничение свободы), возложении обязанности на осужденного с определенной периодичностью являться в УИИ (исправительные работы);
- официальном предостережении о недопустимости нарушения установленных судом ограничений, представлении о дополнении ранее установленных осужденному ограничений (ограничение свободы).
Карательные меры выражаются:
- во взыскании в принудительном порядке (штраф);
- представлении о замене неотбытой части наказания более строгим видом (исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, ограничение свободы), уголовной ответствен-
ностью (ограничение свободы, лишение свободы).
Уклонение от ряда наказаний в одних случаях предполагает предварительное применение превентивных мер (обязательные, исправительные работы, ограничение свободы), в других - сразу влечет меры ответственности (например, штраф, принудительные работы).
Основанием применения карательных мер в одних случаях является простое уклонение (исправительные работы), в других случаях (не во всех) - только злостное (штраф).
В статье 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) законодатель использует термин «уклонение от отбывания принудительных работ», но не прибегает к определению «злостное уклонение».
Само понятие «уклонение» в ряде случаев вообще не используется. Так, статья 46 УИК РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ. Однако в этой же норме законодатель называет более опасную степень нарушения «злостным уклонением от отбывания исправительных работ», в основу которой положено два разнородных признака: повторность нарушения и разовое сокрытие с места жительства (часть 3 статьи 46 УИК РФ). Аналогичные определения содержатся при регламентации исполнения обязательных работ, ограничения свободы.
При этом признак злостности тоже определяется по-разному. В одних случаях он характеризуется повторностью, то есть предполагает неоднократное совершение действий (например, совершенный более двух раз невыход на работу, повторное нарушение трудовой дисциплины при отбывании обязатель-
32
[email protected] www.or.fsin.su
ных работ, повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления осужденному предупреждения в письменной форме при отбывании исправительных работ), в других - квалифицируется по первому акту уклоняющегося поведения (сокрытие с места жительства при обязательных, исправительных работах, ограничении свободы, полная или частичная неуплата штрафа; отказ осужденного от использования в отношении него технических средств надзора и контроля либо неприбытие в УИИ по месту жительства в соответствии с предписанием).
Однако и повторность не всегда свидетельствует о злостности. При установлении ответственности за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания УИИ применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части 1 статьи 58 УИК РФ, предусмотрена мера реагирования в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений. И только при совершении правонарушения после такого предостережения возникает основание замены наказания на более строгое.
Видимо, по мнению законодателя, уклонение от отбывания других наказаний не представляет большой общественной опасности.
Таким образом, по непонятным причинам не все альтернативные наказания обеспечены правовыми средствами предупреждения уклонения.
Еще более странным является то, что само понятие «уклонение» не всегда предусмотрено правовой регламентацией от-
дельных видов наказаний. Примером может служить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (далее - ЗЗД) (глава 6 УИК РФ) [8]. В отношении таких осужденных ответственность за уклонение от отбывания наказания не конкретизируется. Налицо пробел в законодательстве, который вызывает проблемы в деятельности УИИ и очевидно требует разработки и внесения соответствующих изменений.
Конкретные основания и виды ответственности за уклонение от ЗЗД должны быть предусмотрены в первую очередь в статье 38 УИК РФ.
Предлагаем дополнения указанной статьи следующего содержания:
«За нарушение осужденным к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене этого наказания более строгим видом наказания.
Злостным уклонением признается нарушение осужденным к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью порядка и условий отбывания наказания по истечении месяца после вынесения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждения об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2020
33
В целях установления материально-правовых оснований замены лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью более строгим видом наказания предлагается дополнить статью 47 УК РФ частью 5 следующего содержания:
«В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, оно заменяется обязательными работами, исправительными работами или ограничением свободы из расчета - четыре часа обязательных работ, один день исправительных работ или ограничение свободы за два дня лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При злостном уклонении от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания, оно заменяется ограничением свободы из расчета - один день ограничения свободы за два дня лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
Подводя итог сказанному, следует заметить, что уголовно-правовые средства предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества имеют основания называться самостоятельным институтом уголовного и уголовно-исполнительного права и подлежат дальнейшему изучению. Ф
1. Тер-Акопов А. А. Бездействие как форма преступного поведения. М. : Юрид. лит.,1980. С. 10.
2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. 30.03.2020. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 30.03.2020).
3. Отчет ФСИН России за 2018 год. Форма статистической отчетности ФСИН-1. Раздел 15. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций // База статистической информации ФКУ НИИИТ ФСИН России.
4. Там же.
5. Дворянсков И. В. Уголовно-правовой механизм обеспечения исполнения наказаний // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 04-06 апр. 2017 г.). Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2017. С. 13-16.
6. Дворянсков И. В. Уголовно-правовой механизм предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества // Уголовно-исполнительная система: вчера, сегодня, завтра : материалы науч.-представительских мероприятий Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России за 2015 год. Санкт-Петербург, 2015. С. 26-30.
7. Дворянсков И. В., Иванов Д. И. Уголовно-правовые средства предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества // Вестник Кузбасского института № 4 (25). Новокузнецк, 2015. С. 26-30.
34 [email protected] www.or.fsin.su
8. Дворянсков И. В. Проблемы правового регулирования ответственности за уклонение осужденных от отбывания наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Проблемы и пути совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства : сб. материалов круглого стола в рамках IX Пермского конгресса ученых-юристов (Пермь, 27 октября 2018 г.). Пермь : ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. С. 51-54.
1. Ter-Akopov, A. A. (1980) Inaction as a form of criminal behavior. Moscow : Jurid. lit., p. 10.
2. Brief description of the penal system // FPS of Russia: [site]. 30.03.2020 URL: http://www.fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ [Accessed 30th March 2020].
3. Report of the FPS of Russia for 2018. Form of statistical reporting FSIN-1. Section 15. Information on the activities of the penal inspections // Base of statistical information Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia.
4. In the same ref.
5. Dvoryanskov, I. V. (2017) The criminal law enforcement mechanism // The penal system and society: experience of interaction: Collected materials of the IVth Intern. scientific-practical conf. (Perm, April 04-06, 2017.) Perm: The Perm Institute of the FPS of Russia, pp. 13-16.
6. Dvoryanskov, I. V. (2015) The criminal law mechanism for preventing crimes and other offenses committed by persons sentenced to punishment or measures of a criminal law nature without isolation from society // Penal system: yesterday, today, tomorrow: materials of scientific and representative events of the St. Petersburg Institute for Advanced Training of Personnel of the Federal Penitentiary Service of Russia for 2015. St. Petersburg, pp. 26-30.
7. Dvoryanskov, I. V. (2015) Criminal law means of preventing the commission of crimes and other offenses by the persons sentenced to penalties or criminal law measures without isolation from society // Bulletin of the Kuzbass Institute, Novokuznetsk. 4 (25), 26-30.
8. Dvoryanskov, I. V. (2018) Problems of legal regulation of responsibility for evasion by convicts from serving sentences in the form of a ban on holding certain positions or engaging in certain activities // Problems and Ways to Improve Criminal and Penal Enforcement Legislation. : Collected materials of the round table as part of the IX Perm Congress of Legal Scholars (Perm, October 27, 2018). Perm: The Perm Institute of the FPS of Russia, pp. 51-54.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2020 35