Научная статья на тему 'Проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества'

Проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3382
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CRIMINAL LAW / CRIMINAL CODE / CRIMINAL EXECUTIVE CODE / CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTION / COMPULSORY WORK / CORRECTIVE WORK / LIMITATION OF FREEDOM / DEPRIVATION OF THE RIGHT TO LEARN CERTAIN POSTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина Анна Андреевна

В статье анализируются виды уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, такие как: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы. Рассмотрена статистика применения указанных уголовных наказаний за 2016-2017 г.г., выявлены тенденции, указывающие на несовершенство как правового регулирования уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и правоприменительной практики их исполнения УИИ. Аргументированы предложения, направленные на решение проблем применения указанных уголовных наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дружинина Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества»

УДК 343.8

Юридические науки

Дружинина Анна Андреевна, студентка 2 курса юридического факультета специальности «Правоохранительная деятельность» НИ МГУ им.Огарева

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Аннотация: В статье анализируются виды уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, такие как: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы. Рассмотрена статистика применения указанных уголовных наказаний за 20162017 г.г., выявлены тенденции, указывающие на несовершенство как правового регулирования уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и правоприменительной практики их исполнения УИИ. Аргументированы предложения, направленные на решение проблем применения указанных уголовных наказаний.

Ключевые слова: уголовные наказания, уголовно-исполнительная инспекция, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности.

Annotation: In article types of the criminal penalties which aren't connected with isolation from society, such as are analyzed: deprivation of the right to hold certain positions or to be engaged in a certain activity, obligatory works, corrective works and restriction of freedom. The statistics of application of the specified criminal penalties for 2016-2017 is considered, the tendencies indicating imperfection as legal regulation of the criminal penalties which aren't connected with isolation from society and law-enforcement practice of their execution of UII are

revealed. The offers directed to the solution of problems of application of the specified criminal penalties are reasoned.

Key words: criminal law, criminal code, criminal executive code, criminal executive inspection, compulsory work, corrective work, limitation of freedom, deprivation of the right to learn certain posts.

Реализация основной цели уголовно-исполнительного законодательства -предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на их учете, предполагает комплекс мероприятий, в том числе оказание социальной помощи осужденным без изоляции от общества, поскольку именно предупредительные, а не карательные меры позволяют добиться предупреждения со стороны осужденных повторных преступлений [13].

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы, за счет увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанных с изоляцией от общества, и расширением практики назначения данных наказаний судами (осужденные признанными в установленном порядке больными наркоманией, на период прохождения медицинского лечения, медицинской и социальной реабилитации) [4].

В рамках реализации данной концепции в последние годы в Российской Федерации происходит осуществление гуманизации карательной системы. В данном направлении уголовное законодательство вводит новые альтернативные виды уголовных наказаний: обязательные работы, ограничение свободы, а также меры уголовно-правового характера: отсрочка осужденным, признанным в установленном порядке больными наркоманией, на период прохождения лечения, медицинской и социальной реабилитации [7].

УК РФ предусматривает следующие виды уголовных наказаний, не связанные с изоляцией от общества, исполняющиеся уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ):

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Назначается как в виде основного, так и в виде дополнительных наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а так же при условном осуждении, исполняются по месту жительства осужденного.

2. Обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Применяются только в качестве основного вида наказания и являются альтернативой краткосрочному лишению свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности.

3. Исправительные работы. Отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного. Ежемесячно из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства согласно процентам, установленным приговором суда (от 5% до 20%).

4. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде

ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [6].

Осужденный к данному наказанию отбывает его по месту жительства, имеет ряд ограничений, установленных судом, которые осужденный обязан соблюдать в течение всего срока наказания. Обязательными ограничениями являются такие как: не выезжать за пределы муниципального образования, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ (ст. 50 УИК РФ), не менять место постоянного пребывания без разрешения УИИ [14].

По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 6 месяцев 2017 года к наказанию в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности, либо занимать определенную должность, в качестве дополнительного наказания, было осуждено 34466 человек; к обязательным работам - 64458 человек; к исправительным работам - 25115 человек; ограничения свободы в качестве основного вида наказания получили - 13103 человек. По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2016 год к наказанию в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности, либо занимать определенную должность в качестве дополнительного наказания было осуждено 71823 человек; к обязательным работам - 145369 человек; к исправительным работам - 53890 человек; ограничения свободы в качестве основного вида наказания получили - 26558 человек [11].

Судебная практика показывает, что суды Российской Федерации стараются применять уголовные наказания, не связанные с лишением свободы. Не смотря на сравнение данных разного периода, можно сделать вывод, что статистика данных по осужденным к наказаниям не связанным с лишением свободы в целом сохраняется на определенном уровне и имеет определенное постоянство. Это объясняется тем, что данные виды уголовных наказаний являются наиболее эффективными для осознания своей вины осужденными, так как исправление осужденных реализуется посредством труда (обязательные и

исправительные работы). Определенную пользу от применения данных уголовных наказаний получает и общество. Так, при применении обязательных работ осужденные выполняют неквалифицированный и невостребованный труд, работы выполняются осуждёнными бесплатно, что является экономией бюджетных средств, а в случае исправительных работ производятся удержания в доход государства, что пополняет государственную казну. Осуждение, к наказаниям не связанным с лишением свободы в некой степени позволяет государству экономить денежные средства на содержание осужденных по статьям небольшой и средней тяжести в местах лишения свободы.

Не смотря на то, что наказания связанные с трудовой деятельностью активно применяются судами РФ, самыми применяемым видом наказания, не связанным с лишением свободы, в Российской Федерации являются наказания в виде обязательных работ. Судебная практика применения данного вида уголовного наказания получила должное развитие, он стал более широко назначаться лицам, виновным в совершении преступлений. Количество осуждённых этой категории постоянно растёт. В основном количество осужденных к данному виду наказания увеличивается, в связи с изменениями норм Уголовного кодекса РФ об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в УК РФ появилась ст.264.1.

УИИ осуществляют контроль за осужденными: условно с испытательным сроком; женщинами и мужчинами, являющимися единственными родителями, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста; осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией, на период прохождения медицинского лечения, медицинской и социальной реабилитации [2].

За 6 месяцев 2017 года по статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуждено: к условной мере наказания с испытательным сроком 93377 человек из них 4134 несовершеннолетних; отсрочка предоставлена 845 осужденным из них 4

несовершеннолетним; отсрочка больным наркоманией предоставлена 31 осужденному [11]. Таким образом, можно сделать вывод, что самой применяемой мерой уголовно-правового характера является назначение наказания условно с испытательным сроком.

Всего на территории Российской Федерации по состоянию на 01.10.2017 существуют 81 «федеральное казенное учреждение «уголовно-исполнительная инспекция» и 1348 их филиалов, в которых на учёте состоит 460618 человек, осужденных условно, с отсрочкой или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества, а также 6141 человек, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом [8].

Как показывает практика, наиболее проблемными в аспекте исполнения уголовными наказаниями являются обязательные и исправительные работы. В соответствии с требованиями ст.39 УИК РФ, осужденными, имеющими основное место работы, исправительные работы отбываются по основному месту работы, а осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в районе места жительства осужденного в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, которые отбываются по месту жительства осужденного на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, также по согласованию с УИИ (ст. 25 УИК РФ).

Среди осуждённых к наказанию в виде исправительных работ преобладают осуждённые по ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, ст. 158 УК

РФ (кража), ст.159 УК РФ (мошенничество) и ст.161 УК РФ (грабёж), ст. 112 УК РФ (причинение средней тяжести вреда здоровью) [8].

Исправительное воздействие на осужденных к исправительным работам осуществляется путем вовлечения осужденных в трудовую деятельность, т.е. исправление трудом. Осужденные к данному виду уголовного наказания должны быть официально трудоустроены в организациях или предприятиях района. Однако в настоящее время в нашей стране существует острая нехватка рабочих мест даже для законопослушных граждан, имеющих специальное образование. Данная категория осужденных, как правило, не имеет образования и не стремится работать, в связи с чем возникают серьезные проблемы с их трудоустройством.

Определённая часть осуждённых к исправительным работам отличается устойчивой антиобщественной направленностью. Ежегодно каждый четвёртый осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания, в результате чего по представлению УИИ исправительные работы решением суда заменяются лишением свободы. Осуждённые данной категории длительное время нигде не работают (50%), не имеют документов, удостоверяющих личность и иных документов, необходимых для трудоустройства (10%), часть из них не имеют постоянного места жительства, проживают без регистрации, у многих имеются заболевания, препятствующие трудоустройству (например, туберкулез и др.) [8].

Кроме того, имеет место коллизия относительно закрепления в УК РФ (ч.1 ст.50) и УИК РФ (ч.1 ст.39) обязанности органов местного самоуправления определять предприятия и организации для отбывания осуждёнными к исправительным работам и отсутствие такой обязанности в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления. Для отбывания наказания в виде исправительных работ администрациями муниципальных образований определяются перечни предприятий и организаций, в которые включаются муниципальные предприятия и организации. Однако на территориях районов с каждым годом

сокращается количество подобных предприятий и организаций, т.к. большая их часть перешла в частную собственность. Поэтому представляется целесообразным определить на законодательном уровне ежегодное квотирование рабочих мест для трудоустройства осужденных к исправительным работам, а также более четко регламентировать взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления, государственными органами и негосударственными структурами, используя отработанные практикой, в том числе иных федеральных органов исполнительной власти, формы данного взаимодействия [12; 13]. С целью заинтересованности организаций и индивидуальных предпринимателей участия в программе квотирования рабочих мест для осуждённых, предоставлять им налоговые льготы.

Основная часть осуждённых к обязательным работам отбывает наказание за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (ст.264.1 УК РФ). В отношении злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ УИИ направляют представления в суды о замене данного вида наказания более строгим видом наказания. Одной из причин злостного уклонения от отбывания обязательных работ является, как правило, личная недисциплинированность осужденных.

Проблемой исполнения наказания в виде обязательных работ является привлечение к отбыванию наказания осужденных, имеющих основное место работы. Организации, на которых отбывается наказание в виде обязательных работ, имеют свой график работы (например, с 9.00 до 18.00), в связи с чем у них отсутствует возможность контроля за осужденными, отбывающими наказание после основной работы или учебы время. Осложняет исполнение данного вида наказания также тот факт, что многие осужденные имеют работу по суточному графику и «вахтовым методом» за пределами района места жительства.

При назначении наказания в виде обязательных работ судами необходимо учитывать ряд факторов: личность осужденного, семейное положение, наличие

основного места работы, документов, необходимых для трудоустройства и болезней, препятствующих отбыванию наказания. Игнорирование указанных обстоятельств, влияет на эффективность исполнения наказания надлежащим образом и в установленные сроки.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы применяется редко, так как связано с применением средств надзора и контроля, действующих на основе системы «Глонас», которая в России не достаточно практична [3]. Это объясняется низким качеством применяемых к осужденным браслетов слежения, и периодическими сбоями связи с данной системой. Кроме того, УИИ не располагают достаточным количеством браслетов для осуществления надзора за ограничениями, установленными судом, например, запрета не выезжать за пределы муниципального образования без разрешения государственного специализированного органа. Без применения средств электронного контроля и надзора эффективность слежения со стороны УИИ снижается [10]. Вместе с тем в случае функционирования надлежаще налаженного оборудования данный вид наказания будет более эффективным и распространенным, т.к. это позволит УИИ более качественно осуществлять контроль за осужденными к данному виду наказания.

Уголовное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности в последние годы начал применяться более активно. Именно лишение права управлять транспортными средствами является наиболее распространенной деятельностью, которой запрещено заниматься. В связи с ужесточением юридической ответственности за правонарушение в сфере дорожного движения УК РФ Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» внесены изменения в статью 264 Уголовного кодекса РФ. «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», которая устанавливает уголовную

ответственность за управление автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ.

Проблемой исполнения данного вида наказания является то, что, в отличие от всех других видов уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера, осужденный не несет никакой ответственности за уклонение от контроля инспекции и уклонение от сдачи водительского удостоверения в орган, правомочный аннулировать разрешение на данный вид деятельности. Поэтому целесообразно было бы не засчитывать в срок отбывания наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, времени с момента вступления приговора в законную силу до даты сдачи водительского удостоверения. В связи с этим, представляется целесообразным внести изменения в часть 1 статьи 36 УИК РФ, и после слов «для него деятельностью» дополнить текстом следующего содержания «, а также время, прошедшее с момента вступления приговора в законную силу до момента сдачи в соответствующие органы удостоверения разрешающего заниматься определенной деятельностью», т.е. начать исчисление срока наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, с момента сдачи соответствующего удостоверения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в настоящее время не решены в полном объеме. Правовое регулирование уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Путем решения данных проблем может стать внесение изменений в УК РФ [9]. В частности, представляется целесообразным

детализация категорий граждан, в отношении которых может быть назначено наказание в виде исправительных работ и порядка отбывания обязательных работ. Назначать исправительные работы необходимо только осужденным, имеющим основное место работы, а осужденным к наказанию в виде обязательных работ разрешить отбывать наказание по основному месту работы в нерабочее время. В связи с этим предлагаем часть 1 статьи 49 УК РФ дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: «Осужденным, имеющим основное место работы, разрешить отбывать обязательные работы по основному месту работы», часть 1 статьи 50 УК РФ изложить в следующей редакции: «Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного», часть 2 статьи 50 УК РФ исключить.

Ожидаемым результатом реализации Концепции развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации является повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества. Проблемы, возникающие при исполнении уголовных наказаний, оказывают негативное влияние на результативность функционирования уголовно-исполнительной системы РФ, отрицательно влияют на состояние законности в целом, в связи с чем нуждаются в скорейшем и эффективном решении.

Библиографический список:

1. Журнал «Преступление и наказание» 2016. № 10. С. 28-29.

2. Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы. [Электронный ресурс.] URL: www.fsin.su/main.phtmj?aid=1780.

3. Казак Б. Б., Валеев Т. А. Функциональный механизм противодействия преступности в новых условиях / / Закон и право. 2012. № 2. - С. 103-104.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс.] https://rg.ru/2011/03/08/pemtentiariya-site-dok.html.

5. Летова С. Исправительные работы для кого наказание: для осуждённого или инспектора УИИ. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. №8. С.123-130.

6. Областная целевая программа «Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и содействии их социальной реабилитации» на 2012-2017 годы. [Электронный ресурс]. www.dob.samregion.ru (дата обращения: 20.12.2017).

7. Приказ Минюста РФ и МВД РФ от 4 октября 2012 г. N 190/912 "Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений" (с изменениями и дополнениями).

8. Сайт ФСИН « Управление организации исполнения наказаний , не связанных с изоляцией осужденных от общества» [Электронный ресурс.] http://фсин.рф/structure/operations/.

9. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // [Электронный ресурс.] http://www.kremlin.ru/appears/2009/ 02/212845^^.

10. Смирнова И. Н. О некоторых проблемах внешнего взаимодействия уголовно - исполнительных инспекций в целях предупреждения совершения осужденными без изоляции от общества повторных преступлений / / Безопасность уголовно-исполнительной системы. - 2013. - № 1. - С. 16-19.

11. Статистические данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 1-е полугодие 2017 года // [Электронный ресурс.] http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4151.

12. Трунина, Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования взаимодействия таможенных органов при исполнении государственных функций // Таможенное дело. 2011. № 4. С. 11-17.

13. Трунина Е.В. Актуальные проблемы теории административных регламентов федеральных органов исполнительной власти // Социально -политические науки. 2012. № 4. С. 28-30.

14. Уголовно-исполнительный кодекс Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.