УДК 343.8
Кияйкин Дмитрий Викторович
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС,
Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: [email protected]
Dmitriy V. Kiyaykin
Candidate of Law, Associate Professor,
Senior Lecturer of the Department of management and information technology of the penal system,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022 e-mail: [email protected]
Озерский Сергей Владимирович
кандидат физико-математических наук, доцент, начальник кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: [email protected]
Sergey V. Ozerskiy
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of management and information technology of the penal system,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: e-mail: [email protected]
О ПРАВОВЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (ПРОФИЛАКТИКИ) СОВЕРШЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫМИ
БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
(по материалам аналитической информации уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России)
Аннотация. В статье осуществляется структурный анализ теории и практики предупреждения (профилактики) совершения повторных преступлений осужденными без изоляции от общества по материалам аналитической информации уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России. В работе проводится сравнительный структурно-функциональный анализ состояния повторной преступности среди подконтрольных лиц. На основе статистических данных обосновывается алгоритм индивидуальной профилактической работы с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества. Авторами описываются специальные меры предупреждения рецидива на индивидуальном уровне в отношении лиц, которые уже совершили преступления, обозначаются способы устранения причин и условий совершения повторных преступлений данными лицами. В статье раскрыты особенности осуществления контроля за условно осужденными, в отношении которых положениями УК РФ и УИК РФ предусмотрен наиболее широкий спектр мер специального индивидуального предупреждения рецидива, в том числе отмена условного осуждения со снятием судимости, и профилактические меры в отношении осужденных к ограничению свободы. Также рассмотрены вопросы эффективности применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, в том числе в части ответственности последних за порчу технических средств надзора и контроля. В процессе анализа обозначенных вопросов авторами последовательно предлагается их решение на законодательном и практическом уровне.
Ключевые слова: предупреждение повторных преступлений, осужденный без изоляции от общества, профилактическая работа, исполнение наказаний, уголовно-исполнительные ограничения, статистические данные, меры упреждающего воздействия на повторную преступность.
CONCERNING THE LEGAL, ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL PROBLEMS OF PREVENTING REPEATED CRIMES COMMITTING BY CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM THE SOCIETY (based on the analytical information of the branches of federal state institutions of the penal inspections of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia)
Summary. The article examines a structure analysis of the theory and practice of preventing repeated crimes committing by convicts without isolation from the society on the basis of analytical information of penal inspections of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia. A comparative structure and functional analysis of the state of repeated crime among controlled persons is considered. On the basis of statistical data, the algorithm of individual preventive work with convicts sentenced to punishment and other measures of criminal liability, not related to isolation from society, is substantiated. The authors describe special measures to prevent repetition at the individual level in relation to persons who have already committed crimes, designate ways to eliminate the causes and conditions of the repeated crimes committed by these persons. The article reveals the peculiarities in exercising control over conditionally convicted persons in respect of which by the provisions of the Criminal Code
© 2019 Кияйкин Д. В., Озерский С. В.
of the Russian Federation and the Electoral Code of the Russian Federation, provides for the widest range of measures of special individual prevention of relapse, including cancellation of conditional convictions with a criminal record and preventive measures in respect of persons sentenced to liberty. The issues of the effectiveness of the use of the electronic monitoring system of controlled persons, including the responsibility of the latter for damage to technical means of supervision and control, are also considered. In the process of analyzing the identified issues, the authors consistently propose their solution at the legislative and practical level.
Keywords: prevention of repeated crimes, convicted without isolation from society, preventive work, execution of sentences, criminal enforcement restrictions, statistical data, preventive measures against repeated crime.
При назначении наказания или иной меры уголовно-правовой ответственности, не связанной с изоляцией от общества, на осужденного возлагаются обязанности и ограничения уголовно-исполнительного свойства, связанные с осуществлением контроля за исполнением приговора суда со стороны уголовно-исполнительной инспекции и, соответственно, проведением с ним профилактической работы.
Как контроль за исполнением приговора суда, так и профилактическая работа, проводимая уголовно-исполнительной инспекцией с осужденными в этом случае, осуществляется в соответствии с требованиями Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов (приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142, приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258).
Актуальность предупреждения рецидивных проявлений рассматриваемой категории лиц подтверждена настоящим состоянием дел. За 3 квартал 2018 г. совершено преступлений:
- против жизни и здоровья (ст. ст. 105-125 УК РФ) - 7,10 %;
- против семьи и несовершеннолетних (ст. ст. 150-157 УК РФ) - 8,28 %;
- против собственности (ст. ст. 158-168 УК РФ) - 53,25 %;
- против здоровья населения и общественной нравственности (ст. ст. 228-245 УК РФ) -
4,73 %;
- против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131-135 УК РФ) - 0,59 %;
- за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264 прим.1 УК РФ) - 19,53 %;
- за другие преступления (ст. ст. 139, 319, 322.3, 314.1 УК РФ) - 6,51 %.
26 % осужденных совершили преступления в течение трех месяцев после постановки на учет в филиалах ФКУ уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), 63 % осужденных, совершивших повторные преступления, состояли на учете от 3 месяцев до 1 года; 11 % осужденных состояли на учете более 1 года.
Согласно материалам ФКУ УИИ 25 субъектов Российской Федерации в регионах различается характеристика совершенных преступлений по степени тяжести, но общая тенденция по среднему показателю остается прогнозируемой (рис. 1):
Небольшой Средней Тяжкие Особо тяжести тяжести тяжкие
Рис. 1. Соотношение средних показателей категорий преступлений
Анализ преступлений показал, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений небольшой тяжести увеличилось на 38,10 %, средней тяжести увеличилось на 36,59 %, тяжких преступлений уменьшилось почти в 1,5 раза, особо тяжких уменьшилось в два раза (рис. 2):
Особо
Рис. 2. Сравнение средних показателей за 2017 и 2018 г.
Как видно, ситуация неоднозначна, хотя в общем резких изменений уровня рассматриваемой преступности нет. Тем не менее универсальный алгоритм работы с подконтрольными лицами и индивидуальной работы с осужденными теорией и практикой не выработан.
Статистические данные об уровне повторной преступности среди лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, свидетельствуют о том, что применение СЭМПЛ способствует снижению уровня повторных преступлений. Проведенное нами исследование подтверждает результаты, полученные ранее М. В. Воробьевым [1, с. 5], С. В. Озерским и И. В. Поповым [2, с. 127]. Нельзя также не упомянуть о важности подготовки кадров, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками работы с СЭМПЛ [3, с. 6-7], и в связи с этим описанные Д. В. Кияйкиным направления профессиональной подготовки сотрудников УИС [4, с. 111].
Согласно анализу повторной преступности за 3 квартал 2018 г. уровень повторных преступлений, совершенных осужденными к различным видам наказаний, выглядит следующим образом:
- осужденных к исправительным работам - 2,96 %;
- осужденных к обязательным работам - 6,51 %;
- осужденных к запрету занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью - 15,38 %;
- условно осужденных - 72,19 % (из них 0,44 % несовершеннолетних);
- осужденных к ограничению свободы - 2,37 %;
- подозреваемых (обвиняемых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, - 0,59 %.
Профилактическая работа с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, организуется индивидуально. Осуществление уголовно-исполнительной инспекцией специального предупреждения рецидива имеет целью устранение или нейтрализацию антиобщественных свойств личности осужденного. Содержание указанного предупреждения рецидива отличается в зависимости от примененного наказания или иной меры уголовно-правовой ответственности, не связанного с изоляцией от общества. В отношении лиц, которые уже совершили преступления, применяются специальные меры предупреждения рецидива на индивидуальном уровне, которые направлены на устранение причин.
Таким образом, воспитательная, специально-предупредительная, а также карательная составляющие обеспечивают достижение целей наказания.
Например, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при уклонении от исполнения приговора суда, кроме проведения соответствующей профилактической беседы, единственной мерой специального индивидуального предупреждения является незачет в срок наказания определенного периода времени, в течение которого
осужденный не исполнял судебное решение. И это является одной из правовых проблем предупреждения (профилактики) совершения повторных преступлений осужденными к указанному виду наказания. При исполнении других наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, меры специального индивидуального предупреждения рецидива применяются значительно шире.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК РФ за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности. Такое предупреждение является мерой специального индивидуального предупреждения рецидива с его стороны. Более того, при направлении в суд представления на замену обязательных или исправительных работ другим видом наказания наличие такого предупреждения у осужденного не может рассматриваться как его двойная ответственность за одно нарушение.
Вместе с тем имеются правовые пробелы и при исполнения наказания в виде обязательных работ. Так, законодательно за осужденными не закреплена обязанность обратиться в организацию по выданному УИИ направлению в определенный срок, в то время как данная норма закреплена в отношении осужденных к исправительным работам.
Имеются свои особенности и при осуществлении контроля за условно осужденными, в отношении которых положениями УК РФ и УИК РФ предусмотрен наиболее широкий спектр мер специального индивидуального предупреждения рецидива, в том числе отмена условного осуждения со снятием судимости. Так, УИИ предупреждает условно осужденного в письменной форме о возможности отмены условного осуждения, в соответствии с ч. 1 ст. 190 УИК РФ. Такое предупреждение выносится УИИ за любое из нарушений, совершенных условно осужденным впервые. При этом в целях индивидуального специального предупреждения совершения осужденным повторного преступления на основании ст. 190 УИК РФ УИИ обязана внести в суд представление либо о возложении на условно осужденного других обязанностей, либо о продлении испытательного срока. Учитывая, что за одни и те же нарушения фактически предусмотрены разные правовые последствия, принимая решение о продлении срока или возложение обязанностей, начальник УИИ должен руководствоваться целями индивидуального специального предупреждения совершения условно осужденным повторного преступления. В данном случае на первый план выступает целесообразность возложения на условно осужденного обязанностей, позволяющих такое предупреждение обеспечить. При этом следует иметь в виду, что возложение на условно осужденного определенных обязанностей должно способствовать его исправлению, обеспечению контроля за ним и предупреждению с его стороны правонарушений. В соответствии с ч. 3 ст. 74 УК РФ если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, суд по представлению УИИ может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором. В данном аспекте следует подчеркнуть, что такие основания могут быть как групповые (то есть предписываемые УИК РФ для всех условно осужденных), так и индивидуальные (то есть определяемые приговором суда индивидуально).
Отдельно следует отметить профилактические меры в отношении осужденных к ограничению свободы. Определенной новеллой здесь выступает применение технических средств контроля и надзора за осужденными к ограничению свободы. Однако, несмотря на техническую оснащенность исполнения наказания в виде ограничения свободы, существующий порядок фиксации совершенных осужденным нарушений требований приговора суда далек от совершенства. Электронная фиксация допущенного осужденным нарушения должна подкрепляться его фактической фиксацией. Это возможно только при взаимодействии УИИ с органами внутренних дел, в обязанности которых целесообразно вменить производство задержания осужденного к ограничению свободы, нарушившего установленную для него обязанность или ограничение.
Также следует отметить, что до настоящего времени в уголовно-исполнительном законодательстве не предусмотрены меры юридической ответственности за умышленное выведение осужденным оборудования системы электронного мониторинга из рабочего состояния. Сам факт повреждения оборудования, безусловно, не будет оставаться без внимания со стороны сотрудников УИИ, так как в этом случае подлежит применению правило, предусмотренное ст. 1064 ГК РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда». Однако ситуация взыскания с осужденного только материального ущерба в размере причиненного вреда в рамках гражданско-правовых норм не соответствует полноте идеи применения технических средств надзора за
осужденными к ограничению свободы, так как ограничение воздействия на осужденного в случае нарушения им режима отбывания наказания только гражданско-правовыми средствами не способствует цели уголовно-исполнительного законодательства в виде предупреждения преступлений, а также отсутствует взаимосвязь между причиненным вредом и уголовно-исполнительными отношениями, поскольку частные правоотношения не отражаются на публично-правовых. При этом следует отметить длительность процесса реагирования в рамках гражданско-правовых норм. Данную проблему, как представляется, возможно решить, считая факт повреждения осужденным оборудования системы электронного мониторинга вариантом злостного уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы и наряду с иными видами злостных нарушений предусмотреть возможность замены такому осужденному неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы более строгим видом наказания. Также необходимо ввести ответственность осужденных за порчу электронного браслета на уровне уголовного законодательства, что позволит снизить количество попыток осужденных снять браслет или «обмануть» систему электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) за счет выведения из строя электронного оборудования [5, с. 38-42]. Это в свою очередь поможет в значительной степени снизить расходы на ремонт СЭМПЛ, а также повысить эффективность применения системы электронного мониторинга в отношении осужденных к ограничению свободы. Кроме того, вызывает ряд вопросов реализация запрета на уход из дома в определенное время суток. На практике суды нередко устанавливают в качестве ограничения для осужденного обязанность не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 22.00 до 06.00. При этом в соответствии со ст. 60 УИК РФ сотрудник УИИ в ночное время посещать жилище осужденного не имеет права. Таким образом, несмотря на то что сотрудники УИИ изыскивают способы проверки осужденных в ночное время (в том числе с применением СЭМПЛ), не противоречащие требованиям законодательства РФ, до конца неясным остается вопрос, каким образом можно проверить соблюдение подобного запрета. Решение такой проблемы требует исключения из ст. 60 УИК РФ прямого запрета на проверку осужденного по месту жительства в ночное время.
Также одним из проблемных вопросов является назначение ограничения свободы несовершеннолетним, поскольку судом на осужденных в обязательном порядке возлагаются ограничения на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования. Несовершеннолетние осужденные, по сути, лишены права выезда за пределы территории муниципального образования, в котором они проживают, в периоды каникул в образовательных учреждениях, что в свою очередь может отрицательно сказаться на имеющихся у них положительных социальных связях (ограничено общение с родителями, бабушками и дедушками, братьями или сестрами) и соответственно отразиться на процессе исправления. Указанную проблему возможно решить путем добавления в ст. 50 УИК РФ положений о том, что УИИ может разрешить несовершеннолетнему осужденному покинуть территорию соответствующего муниципального образования в случаях, связанных с отдыхом и оздоровлением в периоды каникул.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 УИК РФ за любое нарушение осужденным к ограничению свободы порядка и условий отбывания наказания, совершенное впервые, УИИ применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. В целях индивидуального специального предупреждения совершения осужденным повторного преступления на основании ч. 3 ст. 58 УИК РФ УИИ обязана внести в суд представление о дополнении ранее установленных осужденному ограничений. При этом перечень ограничений является исчерпывающим. Вместе с тем не может быть внесено представление на изменение обязанности регистрации, возложенной на осужденного, даже с учетом изменения ее периодичности. В случае когда судом установлены все ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 53 УК РФ, представление о дополнении ранее установленных осужденному ограничений УИИ в суд не вносится. Однако при совершении таким осужденным нарушения порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы, в отличие от осужденного к ограничению свободы, в отношении которого судом не были применены все возможные ограничения, в отношении этого осужденного фактически не применяются меры реагирования (кроме бесед и вынесения предупреждения), то есть в данном случае отсутствует специально-предупредительная составляющая наказания, правовое положение осужденного не меняется, что в свою очередь не способствует достижению целей наказания. Указанный казус, полагаем, можно разрешить путем внесения изменений в порядок применения наказания в виде ограничения свободы, например, пересмотреть перечень обязанностей, ограничений, возлагаемых на осужденных, а также порядок осуществления контроля за исполнением осужденными обязанностей и ограничений.
С учетом изложенных вопросов и предложенных решений возможно сделать следующие выводы.
Основными мерами упреждающего воздействия на повторную преступность среди осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности являются: воспитательная и специально-предупредительная (проведение бесед с осужденными и лицами, с которыми осужденные поддерживают социально полезные связи, вынесение предупреждений, вынесение постановлений о незачете времени в срок наказания и об установлении обязанности в виде явки на регистрацию), а также карательная (направление материалов в суд для решения вопроса о замене наказания, отмене условного осуждения).
Объективными причинами совершения новых преступлений лицами, состоящими на учете УИИ, считаем отсутствие постоянного источника доходов, злоупотребление алкоголем, наркотическими и психотропными веществами, отсутствие социальных связей, положительно влияющих на осужденных.
При этом основными способами выявления причин и условий, способствующих совершению новых преступлений лицами, состоящими на учете УИИ, являются: беседы с осужденным и его родственниками, обмен информацией с органами внутренних дел, а также тщательное изучение приговоров. Эти способы лежат в основе построения индивидуального алгоритма работы с осужденными.
Библиографический список
1. Воробьев М. В. Организация и правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде ограничения свободы с использованием средств электронного мониторинга: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 204 c.
2. Озерский С. В., Попов И. В. Статистический анализ влияния применения СЭМПЛ на уровень рецидивной преступности // Назначение и исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (27 марта 2015 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. С. 125-130.
3. Правовые и организационно-технические основы деятельности операторов СЭМПЛ: практикум / С. В. Озерский, И. В. Попов, Д. В. Кияйкин. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. 100 c.
4. Кияйкин Д. В. Подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России к противодействию экстремизму в своей профессиональной деятельности // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2018 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. С. 110-113.
5. Кияйкин Д. В. Особенности нормативно-правового регулирования реализации современных технологий в деятельности УИС // Информационно-техническое обеспечение деятельности территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России: сборник материалов научно-практического семинара (19 октября 2017 г.) / отв. ред. А. А. Бабкин. Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2018. С. 38-42.
References
1. Vorob'ev M. V. Organizatsiya i pravovye osnovy deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nykh in-spektsii po ispolneniyu nakazaniya v vide ogranicheniya svobody s ispol'zovaniem sredstv elektronnogo. Diss. kand. yurid. nauk [Organization and legal basis for the activities of the penitentiary inspections for the execution of the sentence of restriction of liberty using electronic monitoring. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2015, 204 p. [in Russian].
2. Ozerskii S. V., Popov I. V. Statisticheskii analiz vliyaniya primeneniya SEMPL na uroven' retsidivnoi prestupnosti [Statistical analysis of the impact of the use of SEMPL on the level of recidivism] . Naznachenie i ispolnenie nakazanii, ne svyazannykh s lisheniem svobody, i inykh mer ugolovno-pravovogo kharaktera: materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (27 marta 2015 g.) [The appointment and execution of non-custodial sentences and other criminal law measures: materials
of the 3rd All-Russian Scientific Practical Conference (March 27, 2015)]. In A. A. Votinov (ed.). Samara, 2015, pp. 125-130 [in Russian].
3. Pravovye i organizatsionno-tekhnicheskie osnovy deyatel'nosti operatorov SEMPL: praktikum [Legal and organizational and technical bases of activity of SEMPL operators]. In S. V. Ozerskii, I. V. Popov, D. V. Kiyaikin. Samara, 2017, 100 p. [in Russian].
4. Kiyaikin D. V. Podgotovka kursantov obrazovatel'nykh organizatsii FSIN Rossii k protivo-deistviyu ekstremizmu v svoei professional'noi deyatel'nosti [Preparation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia to counter extremism in their professional activities]. Penitentsiarnaya bezopasnost': natsional'nye traditsii i zarubezhnyi opyt Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (11-12 oktyabrya 2018 g.) [Prison security: national traditions and international experience. Materials of the International Scientific and Practical Conference (October 11-12, 2018)]. In A. A. Votinov (ed.). Samara, 2018, pp. 110-113 [in Russian].
5. Kiyaikin D. V. Osobennosti normativno-pravovogo regulirovaniya realizatsii sovremennykh tekhnologii v deyatel'nosti UIS [Features of the legal regulation of the implementation of modern technologies in the activities of the PS]. Informatsionno-tekhnicheskoe obespechenie deyatel'nosti territori-al'nykh organov i obrazovatel'nykh organizatsii FSIN Rossii: sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara (19 oktyabrya 2017 g.) [Information and technical support of the activities of territorial bodies and educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia: a collection of materials from a scientific and practical seminar (October 19, 2017)]. In A. A. Babkin (ed.). Vologda, 2018, pp. 38-42 [in Russian].