Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА '

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контракт / государственные нужды / закупки / закон / существенные условия / contract / government needs / procurement / law / essential conditions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Резида Минияровна, Усманов Альфред Камилевич, Бойко Наталья Николаевна

В статье внимание уделено природе государственного контракта. При этом отмечено, что данные отношения, подпадают под действие, как общих норм Гражданского кодекса РФ, так и специального закона. Особо анализировались и существенные условия данного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усманова Резида Минияровна, Усманов Альфред Камилевич, Бойко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of the state contract

The article focuses on the nature of the state contract. At the same time, it is noted that these relations are subject to both the general norms of the Civil Code of the Russian Federation and a special law. The essential terms of this agreement were also analyzed in particular.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_321 УДК 347.4

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА The legal nature of the state contract

УСМАНОВА Резида Минияровна,

доктор юридических наук, доцент, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru;

УСМАНОВ Альфред Камилевич,

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: usmanov.alf@yandex.ru;

БОЙКО Наталья Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: amulet-str@yandex.ru;

Usmanova Rezida Miniyarovna,

Dean of the Faculty of Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Doctor of Law, Associate Professor.

453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru ;

Boyko Natalia Nikolaevna,

Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law

of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Candidate of Law, Associate Professor. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: amulet-str@yandex.ru;

Usmanov Alfred Kamilevich,

Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: usmanov.alf@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье внимание уделено природе государственного контракта. При этом отмечено, что данные отношения, подпадают под действие, как общих норм Гражданского кодекса РФ, так и специального закона. Особо анализировались и существенные условия данного договора.

Abstract: The article focuses on the nature of the state contract. At the same time, it is noted that these relations are subject to both the general norms of the Civil Code of the Russian Federation and a special law. The essential terms of this agreement were also analyzed in particular.

Ключевые слова: контракт, государственные нужды, закупки, закон, существенные условия.

Keywords: contract, government needs, procurement, law, essential conditions.

Для цитирования: Усманова Р.М., Усманов А.К., Бойко Н.Н. Правовая природа государственного контракта // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 321-324. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_321.

For citation: Usmanova R.M., Usmanov A.K., Boyko N.N. The legal nature of the state contract //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 321-324. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_321.

Статья поступила в редакцию: 20.09.2023

Размещение государственных контрактов является одной из важнейших областей государственной и муниципальной деятельности. Комплексность проработки контрактной системы и ее соответствие действующим нормам являются актуальными проблемами экономики России. Контрактные отношения в данном случае являются индикатором изменений в экономической сфере.

Правовое регулирование контрактной системы осуществляется на основе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других федеральных законов. Кроме того, важным аспектом являются нормативно-правовые документы и разъяснения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по регулированию контрактной системы, а также документы и разъяснения других ведомств, относящихся к данной сфере. Учитывая эти нормативные акты, необходимо принимать решения в соответствии с требованиями законодательства для выполнения государственных нужд.

Независимо от того, какова цель контракта, его характеристики и структура должны соответствовать требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8] (далее по тексту Федеральный закон № 44-ФЗ). Это включает принципы конкурентоспособности, прозрачности и эффективности, которые являются фундаментальными принципами контрактной системы для государственных нужд. Соблюдение его требований обеспечивает прозрачность, конкурентоспособность и эффективность контрактной системы, что, в свою очередь, способствует повышению качества предоставляемых услуг и товаров для государственных нужд. Федеральный закон № 44-ФЗ подчеркивает необходимость соответствия контрактов национальному режиму, что обеспечивает соблюдение действующего законодательства и правил международного торгового обмена, в связи с

тем, что терминологический аппарат облегчает коммуникацию и снижает вероятность недопонимания между сторонами, что может привести к ненужным конфликтам и задержкам в выполнении контракта.

Отдельные аспекты контрактной системы регулируются и нормами Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). В частности ГК РФ содержит нормы, которые запрещают принуждение к заключению контракта, нарушение конфиденциальности информации и т.д. Но все-таки вопрос о применении Федерального закона №44-ФЗ над ГК РФ должен быть рассмотрен с учетом принципа «lex specialis derogate legi generali», что подразумевает приоритет применения специальных норм, в данном случае содержащихся в законе, над общими нормами ГК РФ. Однако, при этом необходимо учитывать, что нормы закона не должны противоречить ГК РФ и должны соответствовать его положениям. Такое позволяет обеспечить единообразное применение права и избежать конфликтов в правовом регулировании отношений [9, с. 102].

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том же. Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2016 г. №Ф06-10222/16 по делу №А49-9838/2015, указано, что суды не могут отказывать в удовлетворении исковых требований на основе общих норм ГК РФ, если требования Федерального закона №44-ФЗ являются специальными по отношению к данной ситуации [4]. Согласно решению Арбитражного суда Московского округа от 14.03.2016 г. № Ф05-20049/15 по делу №А41-29146/2015, Федеральный закон №44-ФЗ должен быть применен в той области, где установлены специфические правила [5].

Таким образом, анализируя законодательную базу Российской Федерации в области регулирования процесса закупок, можно установить, что ГК РФ устанавливает общие нормы регулирования, тогда как для конкретных случаев применяются специальные нормы, содержащие дополнительные аспекты или исключения из общего правила.

Для обеспечения выполнения Федерального закона № 44-ФЗ принимаются постановления Правительства РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 656 были определены взаимоотношения между электронными площадками и различными сторонами закупочного процесса. В то же время, до принятия таких нормативных актов, предпринимательская деятельность электронных площадок не была достаточно регулирована. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1084, определен порядок ведения реестра контрактов. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 «Об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках» установлены требования к участникам закупок, обеспечивающие допуск субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в закупках.

Также, государственный контроль в этой области был укреплен с помощью постановления Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 926 «Об установлении правил определения требований к закупкам» и Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения, внесения изменений, размещения в ЕИС и требований к форме планов -графиков закупок». Благодаря этим документам был устранен правовой пробел и закупки заказчиков стали возможны только после их включения в план график. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», были урегулированы правоотношения в рамках данного заказа. Это позволило государству контролировать цены на продукцию, что является необходимым условием для обеспечения безопасности страны и поддержания обороноспособности». Следует отметить, что принятие нормативных актов, регулирующих процедуру закупок в рамках государственного оборонного заказа, является очень важным шагом для обеспечения прозрачности и законности в данной сфере. Благодаря этим документам, контролирующим органам стало проще проводить проверки и рассматривать жалобы от участников закупок.

Таким образом, контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется как законами, так и подзаконными актами. Система государственных и муниципальных закупок стала функционировать более эффективно благодаря унификации норм и ужесточению требований со стороны государства. Это позволило более точно и своевременно определять цену на закупаемую продукцию и сократить риски коррупции и нарушения законодательства.

В свою очередь, как верно отмечено Н.Н. Заботиной «правительство продолжает работать над усовершенствованием законодательства и укреплением государственного контроля в данной области» [1, с.15].

Юридическая категория государственного (муниципального) контракта до сих пор занимает неопределенную позицию в законодательстве, что приводит к многочисленным дискуссиям относительно его квалификации. Некоторые сторонники гражданско-правовой трактовки указывают на то, что признаки публичного интереса и нормативной определенности могут присутствовать как в административном, так и в гражданском праве. Например, Л.А. Чеговадзе утверждает, что регулирование отношений в данной сфере приоритет должен быть отдан нормам публичного права.

Однако, несмотря на разные точки зрения, большинство специалистов склоняется к тому, что государственный (муниципальный) контракт является гражданско-правовым договором [1, с.15]. Они полагают, что договорные отношения должны основываться на свободном согласии участников, без принуждения со стороны государства или других лиц. Это означает, что любые договорные отношения должны быть заключены добровольно. Такая позиция относительно принципа свободы договора в частности у Б.А. Осипяна. Гражданско-правовая природа прослеживается и в рассмотрении такого признака как равенство сторон. «Один из основных признаков, определяющих гражданско-правовую принадлежность, в случае государственного контракта — это юридическое равенство сторон» [3, с.151] - пишет О.Е. Махова.

На наш взгляд стоит согласиться с позициями тех, которые усматривают специфику данных договорных отношений. Так, исследование, проведенное Е.В. Макарычевой, показало, что вопросы правового регулирования в области строительства для государственных нужд имеют свои особенности. «Государственные контракты не могут быть приравнены к административным договорам из-за отсутствия элементов подчинения. Стоит отметить, что данные договоры, с точки зрения их юридической природы, относятся к гражданско-правовым договорам. Однако, их

особенности, такие как публичный интерес, выделяют их из обычных гражданско-правовых соглашений. Поэтому, важно иметь специальное законодательное регулирование отношений по заключению и исполнению государственных контрактов» [2, с.104]. К примеру, о необходимости установления иерархичного расположения норм о государственном контракте в Гражданском кодексе РФ и специальном законодательстве говорится в работе Э.Х. Рахимова [6, с.26].

Е.А. Цатурян предлагает более точную систему определения специфики гражданских правоотношений путем выделения трех квалифицирующих признаков в рамках особой договорной конструкции [9, с.104]: 1) особый субъектный состав, где одна из сторон является публично-правовым образованием; 2) особая цель контракта, заключающаяся в обеспечении публичных нужд; 3) источник финансирования, который осуществляется за счет бюджетных средств или привлекаемых внебюджетных средств для государственных нужд.

Отсюда государственный и муниципальный контракты могут быть рассмотрены как специальные договорные конструкции с определенным правовым режимом, который регулирует общественные отношения. Эта конструкция характеризуется следующим: во-первых, специфическая цель контракта, всегда направлена на осуществление государственных нужд; во-вторых, одной из сторон контракта всегда является публично-правовое образование; в-третьих, финансирование контракта осуществляется за счет бюджета и средств внебюджетных источников финансирования; в-четвертых, установлен специальный перечень существенных условий для таких контрактов.

При этом, существенные условия для государственных контрактов также вызывают некоторые трудности в их определении.

В своей работе Е.А. Цатурян рассматривает различные точки зрения на определение существенных условий для государственного контракта и выделяет наиболее значимые из них. Однако точное определение таких условий остается предметом дискуссии в судебной практике и научной доктрине [9, с. 171].

Так, Ф.А. Тасалов отмечает, что многие требования и правила, установленные для гражданских договоров, должны также применяться и к государственным контрактам. Одним из таких требований является пункт 1 статьи 432 ГК РФ, который определяет, что договор должен содержать все существенные условия, определяющие его предмет, стоимость, сроки исполнения и порядок расчетов. Эти требования также применимы к государственным контрактам, которые должны содержать все необходимые условия, согласованные между заказчиком и исполнителем, чтобы было возможно его заключение и исполнение в полном объеме. Ф.А. Тасалов считает, что учет общих правил и требований, установленных для гражданских договоров, может помочь устранить некоторые проблемы в регулировании государственных контрактов, и, таким образом, достигнуть большей прозрачности и эффективности в процессе заключения и исполнения контрактов.

Таким образом, Ф.А. Тасалов подчеркивает важность общепринятых требований для заключения государственных контрактов и необходимость их строгого соблюдения, что поможет решить многие проблемы в этой области [7, с.18].

Арбитражная практика по определению существенных условий контракта может различаться, что отчетливо демонстрируют решения судов. Так, из Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2017 № Ф07-11940/17 по делу № А56-84479/2016 следует, что для договора подряда на выполнение работ для государственных нужд существенными условиями, определяемыми на основе норм ГК РФ (702, 708, 740 и 763), являются сроки выполнения работ и условия о предмете. Из Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2017 № Ф02-4196/17 по делу № А33-9302/2016 следует, что существенным является условие об оплате выполненных работ. А из Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2017 № Ф04-4191/17 по делу № А70-2131/2017 следует, что для государственного контракта существенными являются предмет договора, включая виды, объемы и содержание работ, а также стоимость и конечный срок выполнения заданных работ.

Таким образом, каждый тип контракта имеет свои особенности, которые нужно учитывать при определении его существенных условий, и арбитражные суды могут использовать разные критерии, в зависимости от конкретной ситуации. Для точного определения существенных условий контракта необходимо учитывать как его индивидуальные особенности, так и нормативно-правовую базу в данной области.

Наиболее оптимальным подходом в определении существенных условий государственного контракта является разделение его на группы условий. Согласно этому подходу, Е.А. Цатурян предлагает на примере государственного строительного подряда, выделить две группы условий: существенные условия, определенные нормами ГК РФ для конкретного договора, и существенные условия, определенные Федеральным законом №44-ФЗ для каждого вида гражданско-правового договора [9, с.178].

Согласно Федеральному закону №44-ФЗ, обязательными являются следующие существенные положения, определяющие государственный контракт:

- цена контракта, которая не может быть изменена в ходе исполнения, за исключением определенных случаев;

- условие об ответственности подрядчика и заказчика;

- срок и порядок оформления результатов приемки;

- срок и порядок оплаты за выполненные работы;

- сроки возврата подрядчику денежных средств за обеспечение контракта;

- условие о банковском сопровождении, если цена подпадает под нормы закона.

Таким образом, определение существенных условий государственного контракта требует учета нормативно-правовой базы и специфики конкретного договора.

Следует отметить, что каждый вид гражданско-правовых договоров, в том числе государственный контракт, имеет свои особенности и определенные критерии, на основе которых определяются существенные условия. Поэтому важно учитывать нормативно-правовую базу и спе-

цифику каждого договора, чтобы корректно определить его существенные условия. Библиография:

1. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 29 с.

2. Макарычева Е.В. Правовые проблемы организации и осуществления строительства жилья для государственных нужд: диссертация ... канд. юрид. наук. М.,

2013. 153 с.

3. Махова О.Е. Договор строительного подряда как институт гражданского права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.

4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа (ФАС ПО) от 13 июля 2016 г. по делу № А49-9838/2015 // СПС Гарант.

5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 марта 2016 г. N Ф05-20049/15 по делу № А41-29146/2015 // СПС Гарант.

6. Рахимов Э.Х. Государственный контракт: некоторые вопросы юридической характеристики // Аграрное и земельное право. 2017. № 7(151). С. 26-30.

7. Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданско-правового регулирования: на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. М., 2013. 23 с.

8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. № 54.

9. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020. 224 с.

References:

1. Zabotina N.N. The legal nature of legal relations arising in connection with the conclusion of contracts for the supply of goods for state needs: abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Volgograd, 2006. 29 p.

2. Makarycheva E.V. Legal problems of organization and implementation of housing construction for state needs : dissertation... candidate of Legal Sciences. Moscow,

2013. 153 p.

3. Makhova O.E. Construction contract as an institution of civil law: . abstract of the dissertation of the Candidate of Legal sciences. Moscow, 2008. 26c.

4. Resolution of the Arbitration Court of the Volga District (FAS PO) of July 13, 2016 in case No. A49-9838/2015 // Judicial and regulatory acts of the Russian Federation [Electronic resource]. URL.: https://sudact.ru/arbitral/doc/0B6LLrp7o8xp / (accessed: 27.7.2023).

5. Resolution of the Arbitration Court of the Moscow District of March 14, 2016 N F05-20049/15 in case no. A41-29146/2015 // SPS Garant [Electronic resource]. URL.: https://base .garant.ru/41824918 / (date of appeal: 27.07.2023).

6. Rakhimov E.H. State contract: some issues of legal characterization // Agrarian and Land Law. 2017. № 7(151). p. 26-30.

7. Tasalov F.A. Relations on the placement and execution of a state order: features of civil law regulation : on the example of the Russian Federation and the United States of America : abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2013. 23 p.

8. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" // Rossiyskaya Gazeta. 2013. No. 54.

9. Tsaturyan E.A. State contract in the civil law of Russia: problems of theory and practice: monograph. M.: Statute, 2020. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.