ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
В Министерстве юстиции Российской Федерации рассмотрены жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав граждан положениями ч. 3 ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» и граждан Ю.А. Гурмана и ИИ. Болтушенко на нарушение их конституционных прав положениями ч. 3 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 31 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «б» п. 31 ст. 9 и п. 4 ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», ч. 2 и 3 ст. 9, ст. 211 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области», п. 4 ст. 1 Закона Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области'' и Закон Челябинской области "Об Избирательных комиссиях в Челябинской области"».
По мнению заявителей, положения вышеназванных нормативных правовых актов в части, допускающей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации установление уставом муниципального образования пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, противоречат Конституции Российской Федерации и нарушают кон-
ституционные права граждан быть избранными в органы местного самоуправления.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 июня 2010 г. № 830-О-О, «определение видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование состава представительных органов муниципальных образований, должно соотноситься с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и быть по возможности гибким, с тем чтобы местные сообщества могли сами на основании и в соответствии с законом определять конкретный организационно-правовой механизм осуществления местного самоуправления на соответствующей территории с учетом исторических и иных местных традиций.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления. Этим Федеральным законом определяются также отдельные общие правила, касающиеся правового регулирования и организации муниципальных выборов.
Так, согласно ч. 3 ст. 23 названного Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения
Данная правовая позиция изложена в письме заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В. Костенникова от 12 мая ЧТ 2011 г. (исх. № 07/30191), адресованном судье Конституционного Суда Российской Федерации Л.М. Жарковой. И '
№4/2011
результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации; законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения; в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Как следует из приведенных законоположений, федеральный законодатель, определяя регулятивные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области муниципальных выборов, исходит из того, что их реализация, по общему правилу, связана с необходимостью установления нескольких альтернативных видов избирательных систем на муниципальных выборах, из которых местные сообщества самостоятельно выбирают для себя наиболее приемлемую систему и закрепляют это в уставе муниципального образования».
Из представленных материалов следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. № Э6-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся с применением одной из следующих избирательных систем:
1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;
2) смешанная избирательная система с закрытыми списками кандидатов;
3) пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов.
Статья 9 названного Закона Челябинской 38 области закрепляет, что вид применяемой из-
бирательной системы при проведении муниципальных выборов устанавливается уставом муниципального образования.
В реализации данных норм вид применяемой избирательной системы при проведении муниципальных выборов определен Уставом Хомутининского сельского поселения Увель-ского муниципального района Челябинской области, в силу которого выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся с применением пропорциональной избирательной системы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном определении, такое регулирование не предполагает ограничение права граждан избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления.
Что касается возможностей выдвижения в соответствующий период кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, то в силу пункта 31 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявители вправе были при проведении муниципальных выборов по пропорциональной избирательной системе обратиться в любое местное (первичное) отделение политической партии с предложением включить их в единый список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. Однако, как свидетельствуют представленные материалы, этим правом они не воспользовались.
На основании изложенного считаем, что положения оспариваемых нормативных правовых актов в части, допускающей в соответствии с законом субъекта РФ установление уставом муниципального образования пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, не противоречат Конституции Российской Федерации.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО