Научная статья на тему 'Правовая позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации'

Правовая позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРАВОСУДИЕ

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрены жалобы Гурмана Ю.А., Болтушенко И.И. и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав граждан отдельными положениями федерального законодательства и законодательства Челябинской области, регламентирующего муниципальные выборы.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Также в Конституции Российской Федерации закреплено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 72).

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан представляют собой установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.

Право выдвижения кандидатов урегулировано ст. 32 этого же Федерального закона, согласно которой граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами

непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством.

Кроме того, установлена необходимость гарантий реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования с учетом правовых норм конституции, устава, закона субъекта Российской Федерации о распределении депутатских мандатов между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Согласно ч. 2, 3 ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся с применением одной из следующих избирательных систем: мажоритарная избирательная система относительного большинства; смешанная избирательная система с закрытыми списками кандидатов; пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов. Вид применяемой избирательной системы при проведении муниципальных выборов устанавливается уставом муниципального образования. Если уставом муниципального образования не установлен вид избирательной системы, используемой при выборах депутатов муниципального образования, то применяется смешанная избирательная система.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Хомутининское сельское поселение», жителями которого являются заявители, на муниципальных выборах установлена

Данная правовая позиция изложена в письме заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова от 26 мая 40 2011 г. (исх. № 8-1-2011), адресованном судье Конституционного Суда Российской Федерации Л.М. Жарковой. И "

№4/2011

избирательное арява и пгавпсудне

40

пропорциональная избирательная система с закрытыми списками избирателей.

По мнению заявителей, положения законодательства в части, допускающей возможность пропорциональной избирательной системы как единственной на выборах в представительный орган муниципального образования, противоречат ст. 3, 15, 17-19, 55, 130, 131 Конституции Российской Федерации.

Они полагают, что такая избирательная система ограничивает самостоятельность местного самоуправления, а участие в выборах в числе кандидатов от конкретной партии не согласуется с мнением избирателей о независимости от какой-либо политической платформы.

Кроме того, нарушается право непосредственно выдвигать свою кандидатуру и при этом не быть связанными никакими политическими убеждениями и обязательствами перед какой-либо партией. Вместе с тем, конституционными и иными правовыми нормами не предусмотрено гарантий гражданам на самовыдвижение в качестве кандидата в соответствующий выборный орган.

Оспариваемые положения законодательства не содержат указаний на тот или иной обязательный вид избирательной системы, но и не содержат запрета на использование при проведении муниципальных выборов пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками.

Также ст. 211 упомянутого Закона Челябинской области гарантируется реализация пассивного избирательного права гражданам, не являющимся членами политических партий. Наличие членства в партии при подаче гражданином заявления о включении его в список кандидатов, выдвигаемый политической партией на выборах, не предусмотрено.

Указанными обстоятельствами подтверждается отсутствие нарушений пассивного избирательного права граждан.

Из материалов усматривается, что Гурман и Болтушенко неоднократно участвовали в выборах в представительный орган Хомутининского сельского поселения, избирались депутатами.

Они считают, что в октябре 2009 г. не смогли реализовать свои конституционные права, поскольку существует пропорциональная избирательная система.

Такая избирательная система установлена согласно перечисленным выше нормам ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области».

Судами общей юрисдикции неоднократно рассматривались дела по требованиям заявителей. Так, решением Челябинского областного суда от 17.05.2010, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2010, отказано в признании недействующей ст. 9 названного Закона Челябинской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемые положения Закона Челябинской области приняты в пределах полномочий органов государственной власти Челябинской области, прав заявителей быть избранными в представительный орган муниципального образования не нарушают. Также указано на возможность реализации права с учетом ст. 211 Закона Челябинской области о гарантиях реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами избирательных объединений.

В целом позиция заявителей сводится к ошибочному мнению о невозможности выдвигать свои кандидатуры для участия в выборах при действующем порядке муниципальных выборов в Челябинской области.

Таким образом, нарушений конституционных прав граждан оспариваемыми положениями законодательства не найдено.

избирательное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.