ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ*
Законодательным Собранием Челябинской области, являющимся законодательным (представительным) органом государственной власти Челябинской области, принят Закон Челябинской области от 29 июня 2006 г. № 36-30 «О муниципальных выборах в Челябинской области» (с последующими изменениями) в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 14 Устава (Основного Закона) Челябинской области, ст. 2 Закона Челябинской области от 28 февраля 2006 г. №1-30 «О Законодательном Собрании Челябинской области».
С утверждением заявителей о противоречии Конституции Российской Федерации ст. 9 и 211 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. № З6-З0 «О муниципальных выборах в Челябинской области» (далее - Закон Челябинской области) нельзя согласиться по следующим основаниям.
Заявители утверждают, что ч. 2 ст. 9 и ст. 211 Закона Челябинский области, предусмотревшие выбор избирательной системы при проведении муниципальных выборов, закрепление выбранной избирательной системы в уставе муниципального образования и обращение гражданина в любую политическую партию, ее региональное отделение или иное структурное подразделение с предложением о включении его в список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, нарушают их право избирать и быть избранными в орга-
ны местного самоуправления, установленное ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. В числе доводов о противоречии данных норм Закона Челябинской области Конституции Российской Федерации указано, что закрепление в Уставе Хомутининского сельского поселения на основании Закона Челябинской области пропорциональной избирательной системы лишило заявителей, не принадлежащих ни к одной политической партии и не разделяющих их взгляды, права быть избранными в органы местного самоуправления.
Однако заявители не приняли во внимание тот факт, что норма ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, установившая право избирать и быть избранным, равно, как и другие конституционные нормы, устанавливающие то или иное право, не содержит положений о реализации данного права. Реализация любых конституционных прав, в том числе избирать и быть избранным, была бы невозможна без принятия соответствующих нормативных правовых актов. Так, в сфере реализации конституционного права избирать и быть избранным такими актами применительно к муниципальным выборам, прежде всего, являются федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Содержание указанных федеральных законов определяется законода-
Данная правовая позиция изложена в письме председателя Законодательного Собрания Челябинской области В.В. Мякуша от 6 апре- Я ^ ля 2011 г. (исх. № 679/ВМ), адресованном судье Конституционного Суда Российской Федерации Л.М. Жарковой.
№4/2011
телем, является его прерогативой и во многом определяется экономической и политической целесообразностью.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления. Этим Федеральным законом определяются также отдельные общие правила, касающиеся правового регулирования и организации муниципальных выборов.
Так, согласно ч. 3 ст. 23 названного Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов, муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения; в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя регулятивные полномочия органов государственной власти субъектов Рос-42 сийской Федерации в области муниципаль-
ных выборов, исходит из того, что их реализация, по общему правилу, связана с необходимостью установления нескольких альтернативных видов избирательных систем на муниципальных выборах, из которых местные сообщества самостоятельно выбирают для себя наиболее приемлемую систему и закрепляют это в уставе муниципального образования. Именно так действовало Законодательное Собрание Челябинской области, закрепив в ч. 2 ст. 9 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. № 36-30 «О муниципальных выборах в Челябинской области» возможность применения на выборах депутатов представительного органа муниципального образования одной из следующих избирательных систем:
1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;
2) смешанная избирательная система с закрытыми списками кандидатов;
3) пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов.
При этом законодатель Челябинской области предусмотрел, что вид применяемой избирательной системы при проведении муниципальных выборов устанавливается уставом муниципального образования. Выбор пропорциональной избирательной системы при проведении муниципальных выборов и закрепление ее в уставе муниципального образования является результатом волеизъявления представительного органа данного муниципального образования. В свою очередь, представительный орган муниципального образования выражает мнение населения, от имени которого он принимает свои решения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Такое регулирование не предполагает ограничение права граждан избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления.
Что касается возможностей выдвижения в соответствующий период кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, то в силу пункта З1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях, избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» заявители вправе были при проведении муниципальных выборов по пропорциональной избирательной системе обратиться в политическую партию, ее региональное отделение или иное структурное подразделение с предложением включить их в единый список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. При проведении в Челябинской области выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по пропорциональной избирательной системе право гражданина Российской Федерации, обладающего пассивным избирательным правом и не являющегося членом политической партии, обратиться в любую политическую партию, ее региональное отделение или иное структурное подразделение с предложением о включении его в список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением также предусмотрено ч. 1 ст. 211 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области». Однако заявители Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. этим правом не воспользовались.
Таким образом, положения ст. 9 и 211 Закона Челябинской области от 29 июля 2006 г. №36-ЗО «О муниципальных выбо-
рах в Челябинской области», действующие в обшей системе правового регулирования муниципальных выборов, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления.
Правовая позиция о ненарушении конституционных прав избирателей при проведении выборов в представительный орган муниципального образования с применением пропорциональной избирательной системы была выра-жена по аналогичной жалобе в Определении Конституционного Суда 01.06.2010 г. №830-О-О. Представляется, что основания для изменения данной правовой позиции отсутствуют.
Остальные доводы заявителей являются необоснованными, не подтверждают нарушение Законом Челябинской области положений Конституции Российской Федерации, выражают недовольство заявителей Гурмана Ю.А. и Болтушенко И.И. решением Челябинского областного суда, принятого не в пользу заявителей, и отказом Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации в принятии их жалобы, а также содержат необоснованные обвинения о зависимости Челябинского областного суда от органов государственной власти Челябинской области.
Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод не может быть признана допустимой, если закон не затрагивает конституционные права и свободы граждан.
На основании изложенного и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43, ст. 96, 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» прошу Конституционный Суд Российской Федерации отказать в принятии к рассмотрению жалоб Уполномоченного по правам человека, граждан Гурмана Ю.А. и Болтушенко И.И. 43
№4/2011