Научная статья на тему 'Правовая позиция Комитета по вопросам местного самоуправления государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации'

Правовая позиция Комитета по вопросам местного самоуправления государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая позиция Комитета по вопросам местного самоуправления государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Статьей 3 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

За гражданами Российской Федерации закреплено конституционное право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, включая право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации). В соответствии с этим местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой формой осуществления власти народа и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения, в том числе путем выборов представительных органов и должностных лиц муниципальной власти (ст. 12, 30, 131 Конституции Российской Федерации).

При этом Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти в пределах своих полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федера-

ции и субъектов Российской Федерации призваны оказывать регулирующее воздействие на местное самоуправление, в частности, осуществлять регулирование и защиту права избирать и быть избранным в органы муниципальной власти, а также устанавливать общие принципы организации местного самоуправления, учитывая при этом цели государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (ст. 71, пп. «в», «е»; ст. 72, пп. «б», «н» ч. 1); деятельность же органов местного самоуправления должна носить законный характер (ст. 15, ч. 2). Из этого следует, что в федеральном и региональном законодательстве должны устанавливаться общие принципы формирования органов муниципальной власти, включая определение видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов.

По мнению Комитета, определение видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование представительных органов муниципальных образований, должно быть максимально гибким и позволить на местном уровне, в соответствии с федеральными и региональными законами, определять организационно-правовой механизм осуществления местного самоуправления.

Частью 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) установлено, что гаран-

Данная правовая позиция изложена в письме председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы ОТ Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва В.С. Тимченко от 31 марта 2011 г. (исх. № 3 00-21/178 ), адресованном судье 27 Конституционного Суда Российской Федерации Л.М. Жарковой.

№4/2011

тии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Таким образом, реализация полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в указанной сфере связана с необходимостью установления нескольких видов избирательных систем на муниципальных выборах, из которых муниципальные образования выбирают для себя наиболее приемлемую и закрепляют в уставе муниципального образования. Вместе с тем, действующее избирательное законодательство не исключает для субъектов Российской Федерации возможность предусмотреть, что в представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (п. 31 ст. 32 Федерального закона от 12 28 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гаран-

тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), т.е. установить пропорциональную избирательную систему или же предусмотреть смешанную избирательную систему.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. № 36-30 «О муниципальных выборах в Челябинской области» (далее - Закон Челябинской области № 36-30) выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся с применением одной из следующих избирательных систем: мажоритарной избирательной системы относительного большинства; смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов или пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

Вид применяемой избирательной системы при проведении муниципальных выборов устанавливается уставом муниципального образования. Если уставом муниципального образования не установлен вид избирательной системы, используемой при выборах депутатов муниципального образования, то применяется смешанная избирательная система (ч. 3 ст. 9 Закона Челябинской области № 36-ЗО).

Таким образом, законодатель Челябинской области в порядке реализации возложенных на него федеральными законами полномочий установил особенности формирования представительных органов только в отношении муниципальных образований, уставами которых не установлен вид избирательной системы. Представляется, что указанная норма не предполагает ограничение права граждан избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления. Данное регулирование не ограничивает возможности муниципальных образований закрепить впоследствии в своих уставах - в соответствии с федеральным и региональным законодательством - конкретный вид избирательной системы по выборам представи-

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

тельных органов муниципальных образований [с учетом норм, установленных Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 38-Ф3 «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 38-Ф3)], и не может рассматриваться как препятствующее реализации гражданами их избирательных прав.

Кроме этого, ст. 211 Закона Челябинской области № 36-ЗО предусмотрено, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, вправе обратиться в любую политическую партию, ее региональное отделение или иное структурное подразделение с предложением о включении его в список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии (при наличии регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении) она должна быть рассмотрена на заседании постоянно действующего органа политической партии, на конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Отсутствие указанного выше обращения не препятствует принятию политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением решения о включении гражданина Российской Федерации, не

являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ими список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов.

Таким образом, при проведении муниципальных выборов по пропорциональной избирательной системе, граждане могут обратиться в любое местное (первичное) отделение политической партии с предложением включить их в единый список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией, и таким образом реализовать предоставленное им Конституцией Российской Федерации избирательное право.

На основании изложенного указанные выше нормы Закона Челябинской области № 36-ЗО не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления.

Вместе с тем, необходимо отметить, что пропорциональная избирательная система может быть применена, согласно Федеральному закону № 38-Ф3, только в муниципальных районах и городских округах с численностью представительного органа 20 депутатов и более. Указанная норма позволяет значительно расширить и укрепить представительство политических партий на муниципальном уровне, не ущемляя при этом конституционных прав граждан.

Поскольку применение пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в представительный орган поселения федеральным законодательством не предусмотрено, соответствующие положения Устава Хомутининского сельского поселения следует признать противоречащими действующему федеральному законодательству.

Что касается возможного внесения в оспариваемые федеральные законоположения изменений, то в настоящее время это не планируется.

29

№4/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.