Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА К РЕЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ)'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА К РЕЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / реестровая модель / правовая политика / диссертационные советы / федеральная информационная система государственной научной аттестации. / digital transformation / registry model / legal policy / dissertation councils / Federal information system of state scientific certification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Ю. Соколов, О. Л. Солдаткина

статья посвящена разработке на основе инструментов правовой политики необходимых шагов для перевода конкретной государственной услуги в реестровую модель как одного из фундаментальных направлений цифровой трансформации государственного управления. В качестве методологической основы для статьи использованы общенаучные методы (анализ и синтез), а также метод системного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION (ON THE EXAMPLE OF THE PROCESS OF TRANSITION TO THE REGISTRY MODEL)

the article is devoted to the development, based on legal policy tools, of the necessary steps to transfer a specific public service to the registry model as one of the fundamental directions of the digital transformation of public administration. As a methodological basis for the article, general scientific methods (analysis and synthesis) were used, as well as the method of system analysis.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА К РЕЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ)»

• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ •

А.Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН

A.Yu. Sokolov,

Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov Branch of the Institute of State and Law of the RAS i_gp@ssla.ru

О.Л. Солдаткина, O.L. Soldatkina,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, старший научный сотрудник Senior Researcher of the Saratov Саратовского филиала Branch of the Institute of State Института государства and Law of the RAS и права РАН i_gp@ssla.ru

1 DOI: §

^ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЦИФРОВОМ

5 ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

§ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕХОДА

® К РЕЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ)

1

Аннотация: статья посвящена разработке на основе инструментов правовой ^ политики необходимых шагов для перевода конкретной государственной услуги

2 в реестровую модель как одного из фундаментальных направлений цифровой ¡5 трансформации государственного управления. В качестве методологической основы

для статьи использованы общенаучные методы (анализ и синтез), а также метод О системного анализа.

Ключевые слова: цифровая трансформация, реестровая модель, правовая политика, диссертационные советы, федеральная информационная система

CQ

О государственной научной аттестации.

CQ

2

С LEGAL POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL

TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION 12 (ON THE EXAMPLE OF THE PROCESS OF TRANSITION

^ TO THE REGISTRY MODEL)

О Abstract: the article is devoted to the development, based on legal policy tools,

^ of the necessary steps to transfer a specific public service to the registry model as one of the fundamental directions of the digital transformation of public administration. As a methodological basis for the article, general scientific methods (analysis and synthesis) were used, as well as the method of system analysis.

Keywords: digital transformation, registry model, legal policy, dissertation councils, Federal information system of .state .scientific certification.

История развития отечественного варианта цифрового правительства (как нового этапа становления правительства электронного) началась еще в 90-х гг. прошлого столетия, хотя и выделилась в отдельное стратегическое направление только в начале 2000-х, когда Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [1] (далее - ФЦП «Электронная Россия»). В частности, в указанной концепции в числе

прочего было заявлено повышение эффективности межведомственно-

„ а

го взаимодействия и внутренней организации деятельности органов ц

государственной власти на основе организации межведомственного §

информационного обмена и обеспечения эффективного использова- *

ния органами государственной власти информационных и телеком- |

муникационных технологий, повышения эффективности управления |

внедрением информационных и телекоммуникационных технологий ю

в деятельность органов государственной власти. I

Однако проведенная в 2008 г. Министерством связи и массовых ®

коммуникаций РФ оценка реализации ФЦП «Электронная Россия» д

показала низкую эффективность проводимых мероприятий, ориенти- д |

1 §<

рованность их на ведомственные нужды, неповышающееся качество | д взаимодействия государства и граждан [2]. С этого же года начинается ® Ю подготовка законодательной базы к новому формату такого взаимо- о д действия, апробируются отдельные проекты. Ю О В 2010 г. на смену ФЦП «Электронная Россия» пришла новая го- || сударственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 | годы)» [3], обозначившая новый этап развития электронного прави- I Э тельства. В том же году был принят Федеральный закон от 27 июля Э § 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных 8 | и муниципальных услуг» [4] (далее - Закон № 210-ФЗ), в котором § 3 появилось понятие государственных и муниципальных услуг, предо- I. д ставляемых федеральным органом исполнительной власти, органом 3 | государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом | | государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. С этого момента вектор развития электронного правительства был 13 официально «развернут» на оказание услуг населению. Так, в 2011 г. о } заработал портал «Госуслуги», что стало существенным скачком I 5 в развитии отечественного электронного государственного управле- 3 3 ния и было оценено в том числе и на международном уровне - речь || | идет об оценке эффективности процесса формирования и развития | -ю национальных электронных правительств, которая проводится ООН раз в два года посредством составления рейтинга стран по уровню развития электронного правительства (после начала работы портал

госуслуг уже в 2012 г. занял 27-е место, в то время как в 2010 г. он занимал 59-е место [5]).

Между тем дальнейший анализ рейтинга показывает, что с 2014 г. простого наращивания количества электронных государственных услуг уже недостаточно, требуется цифровая трансформация всего института государственного управления, перестройка его под возможности информационных технологий, а не наоборот. Поэтому следующим этапом развития электронного правительства стала национальная программа «Цифровое государственное управление» [6] (далее - Национальная программа), предусматривающая переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государственными органами, в том числе роботизацию [7].

Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что качественные изменения государственного управления возможны только „о в рамках научно обоснованной стратегии, приводящей множество го отдельных подзадач в единую сбалансированную систему. На юридическом поле стратегический научный фундамент закладывается а в рамках правовой политики, представляющей собой научно обосно-§ ванную, комплексную и последовательную деятельность государства, § индивидов, их объединений, включая все общество, по созданию 2 и реализации стратегических правовых идей в целях формирования ^ правовой государственности [8].

— Одним из направлений, заданных Национальной программой, § выступает реализация реестровой модели предоставления государ-^ ственных и муниципальных услуг в электронной форме. Такая цель по-§ явилась не случайно, ее возникновение связано с тенденцией к предо-^ ставлению электронных услуг без необходимости личного посещения получателем государственных органов, что как раз и обеспечивается о реестровой моделью, подразумевающей полный отказ от бумажного ^ документа как результата государственной услуги, а также придание

^ юридической значимости записи в соответствующем реестре.

Реестровая форма оказания государственных услуг имеет ряд 14 серьезных достоинств: упрощение процедуры получения необходимой услуги; возможность организации процесса получения услуги (V в электронной форме, без визита в соответствующие органы госу-® дарственной власти; возможность получения целого комплекса услуг ^ по жизненной ситуации по принципу одного окна. Однако введение реестровой модели не исключает и определенных рисков [9], в том числе отсутствие методик разработки административных регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, неготовность ИКТ-инфраструктуры некоторых регионов или

муниципалитетов к подключению к общим системам предоставления услуг в электронном виде, опасность глобального сбоя инфраструктуры электронного правительства, неготовность законодательной базы и др. [10]

Одни из перечисленных рисков являются типичными для переходного периода (несвоевременно утвержденные нормативные правовые и подзаконные акты, препятствующие легальному переходу на реестровую модель); другие - более глобальными (например, обеспечение

устойчивости в работе информационных систем, информационная З1

безопасность и др.). Тем не менее с точки зрения дальнейшего раз- §

вития электронного правительства и цифровой экономики транс- *

формационный сценарий перехода на реестровую модель - един- |

ственный возможный вариант. Более того, он уже принят за основное |

направление цифровой модернизации государственного управления. ю

Закон № 210-ФЗ определил основные принципы предоставления I

государственных и муниципальных услуг, к которым, в частности, ц

относится возможность их получения в электронной форме, если это з о

не запрещено законом. о |

Федеральными законами от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О вне- | О

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской ® Ю

Федерации» (далее - Закон № 509) [11] и от 29 декабря 2020 г. о10

№ 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ю О

Российской Федерации» (далее - Закон № 479) [12] были добавлены | |

следующие законодательные новеллы: 1 Ю

I §

с 1 января 2022 г. реестровая модель учета результатов вводится з 0 с 1 января 2023 г. для государственных услуг федерального

при предоставлении всех государственных и муниципальных услуг; -0 §

||

3 1 о I

уровня подготовка и согласование административных регламентов § 3 будут осуществляться в ФРГУ или в региональных реестрах услуг 3 ° по единым (типовым) требованиям. 1 |

Таким образом, осуществляемый в настоящее время переход ока- | | зания государственных услуг на реестровую модель (далее - реестр) неизбежно повлечет за собой цифровизацию данной услуги.

Конечно, имеют место характерные особенности, присущие от- о } дельным, переводимым на реестровую модель, государственным 3 з услугам. Не лишена таких особенностей и государственная услуга, 11 оказываемая по ходатайствам образовательных организаций высшего 3 | образования, образовательных организаций дополнительного профес- | з сионального образования и научных организаций, по предоставлению разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой

степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты на основе реестровой модели.

Процесс перехода к реестровым моделям уже сегодня имеет серьезную законодательную базу, включая упоминаемые ранее Законы № 210-ФЗ, № 509 и № 479, в которых содержатся только основные положения. Для каждой отдельной государственной услуги дополнительно также необходимо обновить законодательный массив.

Как полагает Л. К. Терещенко, базу реестровой модели оказания услуг составляет собственно реестр, представляющий собой систематизированный перечень данных, формируемый в соответствии с поставленными задачами [13]. Согласно ее же мнению, в нормативных правовых актах встречаются термины «регистр», «информационная .а система», «кадастр», «база данных» и другие, т.е. у законодателя нет единого подхода к названию. Это положение представляется по меньшей мере спорным. Так, если сравнивать государственные а кадастр и реестр, то существует разница в их статусе и наполнении: § государственный реестр представляет собой записи прав, в то время § как государственный кадастр содержит информацию об учете объ-2 ектов. То есть реестр фактически является частью кадастра. ^ Что касается государственного регистра, то таким термином опи-— сывается обычно официальный список некоторых зарегистрирован-§ ных «объектов»: предприятий (организаций), населения и пр. Регистр, ^ в принципе, более широкое понятие, чем реестр. Так, словари дают § множественные значения термина «регистр», например: «регистр -^ список, перечень чего-либо, указатель, имеющий правовое значение;

книга для записей» [14]. И в этом ключе он похож на кадастр, а значит, о соотношение с реестром у него такое же.

^ Под базой данных (п. 2 ст. 1260 ГК РФ) понимается представлен-С ная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных 16 подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. (V Отождествлять данное понятие с реестром тоже не представляется ® возможным, их соотношение видится скорее следующим: технической ^ реализацией реестра может быть программный продукт, выполненный в форме базы данных.

Существует разница между понятиями «реестр» и «государственная информационная система». Так, информационная система представляет собой совокупность содержащейся в базах данных инфор-

мации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) [15]). Целью государственной информационной системы является реализация полномочий государственных органов и обеспечение обмена информацией между этими органами. Снова по сути реестр и государственная информационная система не являются идентичными понятиями, реестр может

составлять часть государственной информационной системы, а может З

быть самостоятельной информационной системой. §

Нюансы в терминологии важны для данного исследования в силу *

того, что особенность рассматриваемой услуги заключается в име- ||

ющейся частичной цифровизации: речь идет об уже существующей |

федеральной информационной системе государственной научной ю

аттестации (далее - ФИС ГНА), представляющей собой террито- 0

риально распределенную инфраструктуру аппаратно-программных ц

средств, обеспечивающих сбор информации, ее обработку, хранение, 3 о

передачу и предоставление пользователям. Нормативное сопрово- о |

ждение данной системы уже разработано (включает Федеральный | 0

закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной * Ю

научно-технической политике» (далее - Закон о науке) [16], Приказ о 0

Минобрнауки России от 16 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении по- Ю О

рядка размещения в информационно-телекоммуникационной системе | |

«Интернет» информации, необходимой для обеспечения порядка при- 1 ^

суждения ученых степеней» [17]; Постановление Правительства РФ 3 0

от 18 ноября 2013 г. № 1035 «О федеральной информационной системе -0 §

государственной научной аттестации» [18] и др.). Административный 3 |

регламент по рассматриваемой услуге также разработан и учитывает о 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИС ГНА [19]. И 3

Так, в настоящее время, согласно действующему Админи- 3 1

стративному регламенту Министерства науки и высшего образования | | Российской Федерации по предоставлению государственной услуги

по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего 17

образования, образовательных организаций дополнительного про- о ь

фессионального образования и научных организаций разрешений 3 3

на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание 3 3

§ 3

ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора 3 |

^ о

наук, определению и изменению составов этих советов, определению 1 з

3

перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, для предоставления государственной услуги заявитель представляет в Минобрнауки

России документы, указанные в пп. 17.1-17.3 Административного регламента, в электронной форме (через ФИС ГНА) и на бумажном носителе.

Такая форма подачи документов как раз и приводит к выводу о том, что процесс подачи ходатайств оцифрован лишь частично, что противоречит сути реестровой модели. В свете того, что все подаваемые документы подписываются исключительно руководителем организации с помощью средств электронной подписи, дублирование бумажным вариантом представляется избыточным, как и сама возможность подачи документов в бумажном виде. Тем не менее с технической точки зрения поданные в электронном виде ходатайства и решения по ним могут напрямую добавляться в реестр через ФИС ГНА. Порядок взаимодействия ФИС ГНА и реестра может быть установлен техническим регламентом. „о Основываясь на высказанных ранее рассуждениях о соотношении го государственной информационной системы с реестром, можно сделать вывод о том, что, поскольку эти два понятия не тождественны, прежде чем делать окончательные выводы касательно желаемого состояния рассматриваемой услуги, необходимо описать возможные варианты порядка и способа ее предоставления. Исходя из изложенного, вы-

I §

00 ■в

а делим два варианта:

I

С

I

1. База советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук оформляется в форме отдельного реестра, содержащего записи о диссертационном совете, его статусе (включая реквизиты приказа Минобрнауки России, его устанавливающие), составе, перечне научных специальностей, по которым действует совет. Юридическую значимость имеет запись в соответствующем реестре, т.е. предостав-

о ление государственной услуги будет подтверждаться записью в рее-^ стре. Сама же процедура работы с реестром остается практически без С изменений и организована через ФИС ГНА.

2. База советов по защите диссертаций на соискание ученой степе-18 ни кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук оформляется как часть ФИС ГНА, содержащая записи о диссертационном (V совете, его статусе (включая реквизиты приказа Минобрнауки России, ® его устанавливающие), составе, перечне научных специальностей, ^ по которым действует совет. Юридическую значимость имеет запись в соответствующем реестре, т.е. предоставление государственной услуги будет подтверждаться записью в реестре. Сама же процедура работы с реестром остается практически без изменений и организована через ФИС ГНА.

В обоих предложенных вариантах результатами оказания рассматриваемой государственной услуги станут:

а) приказ Минобрнауки России о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационный совет) на базе заявителя с определением состава диссертационного совета и перечня научных специальностей, по которым диссертационному совету предоставляется право приема диссертаций для защиты; 03

б) приказ Минобрнауки России о внесении изменений в состав § диссертационного совета на базе заявителя; *

в) внесение соответствующей записи в реестр советов по защите ||

диссертаций; I

3

г) предоставление выписки из реестра, копии акта о принятом ре- ю шении либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая Ц выдается в случае отсутствия в реестре соответствующих сведений. ц

Предложенные варианты приводят к одному и тому же результату, -3 о т.е. они похожи между собой. Разница состоит в объеме подготови- о | тельной работы: первый вариант сложнее с технической стороны, | 0 тогда как второй влечет за собой серьезные изменения на уровне фе- * Ю дерального законодательства, следовательно, он будет более растянут по времени. Учитывая сжатые сроки, установленные Законом № 210 О для перехода к реестровой модели, первый вариант представляется * 3 предпочтительным. | ^

Особого внимания требуют вопросы, связанные с определением 3 круга субъектов, обязанных предоставлять информацию, и субъектов, имеющих право получать информацию из реестра. Порядок предоставления информации и субъекты, на которых лежит обязанность представлять информацию в государственную информационную 3 ° систему, определяются в законодательных актах, но чаще их регла- § | ментация осуществляется на уровне подзаконных актов. Что касается | | формы издания приказов Минобрнауки России, то на данном этапе она не изменится, т.к. в реестре будет размещаться только информация 19 о реквизитах данных приказов. о 5

Реестры, имеющие статус государственных информационных си- 3 3 стем, как правило, создаются на основании норм федеральных законов 3 |

£ "О

Ю 2

0

3 3 1 §

93 ® |

3 1 о 3

о 3

;

(законов субъектов РФ, нормативных правовых актов муниципальных 3 |

2

органов), хотя в ряде случаев могут быть созданы во исполнение || решений Правительства РФ (органа исполнительной власти субъекта РФ). В нашем случае поскольку Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической

политике» (далее - Закон о науке) лишь в самом общем виде говорит о системе государственной научной аттестации, отсылая на уровень подзаконных актов, при внесении изменений в регламент предоставления рассматриваемой услуги возможно ограничиться подзаконными актами (хотя представляется желательным внесение корректировок в ч. 1 ст. 6.4 Закона о науке путем расширения назначения создания и функционирования ФИС ГНА, т.е. дополнения фразы «в целях информационного обеспечения проведения государственной научной аттестации» словами «и ведения реестров в сфере государственной научной аттестации»).

Поскольку изменится процедура оказания услуги, потребуется изменение приказа Минобрнауки России от 13 января 2021 г. № 5 в части корректировки порядка создания, приостановления, возобновления и прекращения деятельности диссертационных советов „о Административного регламента.

Кроме того, в силу наличия в них положений, касающихся непосредственно цифровой формы оказания рассматриваемой услуги, а требуют изменения следующие нормативные правовые акты: о5 - постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 237 § «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при 2 Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации», ^ приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. — № 1393 «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей § аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки ^ Российской Федерации» - в части корректировки полномочий экс-§ пертных советов ВАК и изменения порядка их работы;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2017 г. № 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите дис-

99

о сертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ^ ученой степени доктора наук».

С Таким образом, перевод рассматриваемой услуги на реестровую модель неизбежен и требует серьезной организационной работы, 20 включая выбор рабочего варианта порядка и способа предоставления услуги, четкое обозначение результатов оказания рассматриваемой СЧ государственной услуги, подготовку законодательной базы, в том ® числе корректировку Закона о науке, а также подзаконных норматив* ных правовых актов.

Список литературы:

1. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» : постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 5, ст. 531.

2. Электронная Россия (2002-2010 годы) : федеральная целевая программа // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - ЦКЬ: https://digital.gov.ru/ru/activity/ programs/6/ (дата обращения: 16.10.2021).

3. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» : распоряжение Правительства РФ от 20 октября 3 2010 г. № 1815-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 46, § ст. 6026. *

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных | услуг : федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Собр. законода- | тельства Рос. Федерации. - 2010. - № 31, ст. 4179. 3

5. Опубликован новый рейтинг ООН развития электронного правитель- Ю ства // Официальный сайт Института развития информационного общества. |0 - иКЬ: http://www.iis.ru/content/view/795/91/ (дата обращения: 16.10.2021). ц

6. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения: 16.10.2021). 0

7. Юридическая концепция роботизации : монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. - М. : Проспект, 2019. - 240 с.

8. Солдаткина, О.Л. К вопросу о содержании термина «правовая политика» / О.Л. Солдаткина // Современное право. - 2010. - № 4. - С. 23-25.

9. Зубарев, С.М. Правовые риски цифровизации государственного 3 .с управления / С.М. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. -2020. - № 6. - С. 23-32. | §

10. Системный проект электронного правительства Российской Федерации // Минкомсвязь России. 2016. - ЦКЬ: https://digital.gov.ru/ uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf (дата обращения: 16.10.2021). | |

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской 3 *

I ?

m -3

О Q1

о г

За ш о 3

0 т

1 в II

0

Федерации : федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ // Собр. за- 3 § конодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 1, ч. 1, ст. 48. | |

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской 5, 1

21

. ь.

Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 1, ч. 1, ст. 18.

13. Терещенко, Л. К. Реестровая модель оказания государственных и муниципальных услуг / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. - 2021. . д - № 7. - С. 110-120.

ä О

14. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ. - URL: http:// | § new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_171 (дата обращения: 3 g

16.10.2021). I'

15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, ст. 3448.

16. О науке и государственной научно-технической политике : федеральный закон от 23 августа 1996 г. N° 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 35, ст. 4137; 2020. - № 50, ст. 8044.

17. Об утверждении порядка размещения в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней : приказ Минобрнауки России от 16 апреля 2014 г. № 326 // Рос. газ. - 2014. - 11 июня.

18. О федеральной информационной системе государственной научной аттестации : постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1035 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 48, ст. 6251.

19. Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты : приказ Минобрнауки России от 13 января 2021 г.

Се № 5. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». - URL: http://www.

§ garant.ru/products/ipo/prime/doc/400471249/ (дата обращения: 16.10.2021).

О

22

о

«V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.