Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ '

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая политика / эффективность / правоохранительная деятельность / органы государственной власти / правовая культура / институты гражданского общества / legal policy / efficiency / law enforcement / public authorities / legal culture / civil society institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются правовые аспекты функционирования правовой политики Российской Федерации в сфере повышения эффективности правоохранительной деятельности. Автор анализирует опыт взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества. Исследует опыт привлечения молодежных инициативных групп к организационно-управленческой деятельности государства, так как их участие в охране общественного порядка способствует повышению соответствующего уровня правосознания и правовой культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF LAW ENFORCEMENT

The article discusses the legal aspects of the functioning of the legal policy of the Russian Federation in the field of improving the effectiveness of law enforcement. The author analyzes the experience of interaction between law enforcement agencies and civil society institutions. Explores the experience of attracting youth initiative groups to the organizational and managerial activities of the state, since their participation in the protection of public order contributes to an increase in the appropriate level of legal awareness and legal culture in general.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_47 УДК 247

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ LEGAL POLICY IN THE FIELD OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS

OF LAW ENFORCEMENT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты функционирования правовой политики Российской Федерации в сфере повышения эффективности правоохранительной деятельности. Автор анализирует опыт взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества. Исследует опыт привлечения молодежных инициативных групп к организационно-управленческой деятельности государства, так как их участие в охране общественного порядка способствует повышению соответствующего уровня правосознания и правовой культуры в целом.

Abstract: The article discusses the legal aspects of the functioning of the legal policy of the Russian Federation in the field of improving the effectiveness of law enforcement. The author analyzes the experience of interaction between law enforcement agencies and civil society institutions. Explores the experience of attracting youth initiative groups to the organizational and managerial activities of the state, since their participation in the protection of public order contributes to an increase in the appropriate level of legal awareness and legal culture in general.

Ключевые слова: правовая политика, эффективность, правоохранительная деятельность, органы государственной власти, правовая культура, институты гражданского общества.

Keywords: legal policy, efficiency, law enforcement, public authorities, legal culture, civil society institutions.

Для цитирования: Фастович Г.Г. Правовая политика в сфере повышения эффективности правоохранительной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 47-49. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_47.

For citation: Fastovich G.G. Legal policy in the field of improving the effectiveness of law enforcement // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 47-49. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_47.

Статья поступила в редакцию: 02.09.2023

Среди основных направлений деятельности государственной политики по повышению эффективности правоохранительной деятельности в современной России государственным механизмом обозначено создание правовых конструкций взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными институтами по вопросам противодействия коррупции, а также установления доверительного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества [1]. Для достижения эффективности требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры сотрудников правоохранительных органов, с другой - совершенствование качества правотворчества и реализации норм права при функционировании правоохранительного аппарата.

Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством наделены рядом задач, которые осуществляются в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. Можно говорить о том, что правоохранительная деятельность это работа специализированных государственных структур и негосударственных организаций (санкционированных в установленном порядке) осуществляемая с целью охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина [2]. В рамках такой деятельности путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного конституционного порядка осуществляется профилактика нарушений прав человека и гражданина. На наш взгляд, реформирование государственного механизма невозможно без эффективной и слаженной работы правоохранительных структур и органов внутренних дел в частности, но стоит отметить, что проводимые реформы в области государственного механизма должны быть целостными, системными и последовательными, в результате которых будет достигнута эффективность государственной политики[3]. Так, выработка новых методов работы государственных органов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с принципами деятельности правоохранительной деятельности и стремлениями гражданского общества позволит говорить об эффективном функционирования государственного механизма современной России.

Однако, наиболее актуальная проблема взаимоотношений населения с сотрудниками правоохранительных органов состоит в том, что порой они сами нарушают их права и свободы. Несмотря на продолжающееся реформирование правоохранительной системы, например МВД России [4], серьезные недостатки еще имеют место быть. Используемые данными органами формы и методы деятельности не всегда бывают адекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в некоторых случаях не соответствуют нормативным предписаниям. Стоит отметить, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность охватывает различные сферы жизни современного общества, а именно от охраны конституционного (государственного) строя до гарантирования цивилизованного состояния культуры и духовности общества [5]. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

внешней политики, создание условий для развития науки и образования, выполнение других важных функций - также относится к многообразной и многоплановой деятельности правоохранительных органов.

Особое место в деятельности правоохранительных органов отводится их взаимодействию с институтами гражданского общества, а именно состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов, которое приводит к достижению социальных благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, развитие гармоничного взаимодействия правоохранительных институтов и граждан [6].

Одним из важных аспектов эффективной работы правоохранительных органов является их взаимодействие с институтами гражданского общества. Общество заинтересованно в продуктивном взаимодействии с государством в сфере противодействия коррупция, формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в деятельности компетентных структур [8]. Так, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [9]. Несмотря на продолжающееся реформирование правоохранительной системы, например МВД России, серьезные недостатки еще имеют место быть. Используемые данными органами формы и методы деятельности не всегда бывают адекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в некоторых случаях не соответствуют нормативным предписаниям. Действительно недостаточная четкость приоритетов и форм государственной политики по привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, отсутствие согласованного обеспечения обратной связи в этом вопросе снижает эффективность совместного противодействия коррупции [10].

Данное положение в полной мере находит отражение и в приоритетных принципах деятельности полиции. Так, например Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции", закрепляет обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Полиция - это особый орган, являющийся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющий профессиональную государственно-властную (управленческую) деятельность, урегулированную нормами права, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. При определении форм деятельности полиции необходимо иметь представление о том, что каждое ее структурное подразделение имеет свой комплекс специфических задач, а следовательно, и формы их решения. Такими формами являются правоприменительная, организационная, воспитательная, правоохранительная. Каждая форма, являясь неотъемлемой частью деятельности полиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, соотносится с ней как отдельное и общее, т. е. каждая форма служит выражением сущности всего процесса деятельности полиции в данной сфере. Но очень важно увидеть и роль институтов гражданского общества в деятельности правоохранительных органов. Так, при всей широте возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции, предоставляемых российским законодательством, нельзя не отметить их декларативность и неконкретность, равно как и неопределенность форм и механизмов их реализации. Особенно остро стоит вопрос обеспечения обратной связи с государством при реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Как было отмечено участниками круглого стола «Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией» [11] при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В настоящее время расчет на то, что сама практика взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества определит механизмы прямой и обратной связи в порядке самоорганизации, не оправдался, полная свобода антикоррупционной общественной деятельности может порождать деструктивные проявления, политическую спекуляцию на теме борьбы с коррупцией. В итоге мы наблюдаем либо пассивность общества в борьбе с коррупцией, либо неконструктивную критику государства и его институтов [12]. На наш взгляд, важно проводить последовательную правовую политику в сфере функционирования правоохранительных органов. Следующие меры позволят повысить качество и эффективность работы правоохранительных органов в современной России:

- привлечение молодежных инициативных групп к организационно-управленческой деятельности государства, так как их участие в охране общественного порядка будет способствовать повышению соответствующего уровня их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом. Так, качественное и широкое привлечение граждан к охране общественного порядка, посредством участия народных добровольческих дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в работе органов полиции и иных подразделений ОВД и т.д.

- формирование органами государственной власти [13] новых моделей участия граждан в правоохранительной деятельности. Так, критерием эффективности может выступать заинтересованность граждан во взаимодействии с органами публичной власти, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества, определяемых сферой его деятельности. Результативность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти - воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга в своей профессиональной деятельности.

Библиография:

1. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 4(160). С. 117-123.

2. Тепляшин И.В. Фастович Г.Г. Вопросы эффективности российской судебной системы в выступлениях президента в 2008-2010 гг. // История государства и права. 2011. № 8. С. 44-47.

3. Фастович Г.Г. Эффективность правоохранительной деятельности как критерий и качество функционирования государственного механизма // Аграрное и земельное право. 2018. № 2(158). С. 11-15.

4. Тихомиров Ю.А. "Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие" / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации». М.: Норма. 2013. С. 32.

5. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал.

2015. № 8(87). С. 140-142.

6. Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 14. Ст. 1536.

7. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3(159). С. 12-15.

8. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования процесса цифровизации сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. № 9(177). С. 58-59.

9. Фастович Г.Г. Функционирование институтов гражданского общества как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2016. № 7(139). С. 51 -55.

10. Богатова Е.В. Формы и реализации правовой культуры гражданского общества в антикоррупционном механизме // В сб.: ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРАВО: ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы II Международной межвузовской научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 48-52.

11. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12(72). С. 23-25.

12. Рябченок О.Н., Фастович Г.Г. Интернет и его воздействие на современное общество // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1. С. 143-145.

13. Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области обработки персональных данных // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-3. С. 199-202.

References:

1. Vlasov V.A. Some economic and legal aspects of ensuring food security in the Russian Federation // Agrarian and land law. 2018. No. 4(160). pp. 117-123.

2. Teplyashin I.V. Fastovich G.G. Questions of the effectiveness of the Russian judicial system in the speeches of the President in 2008-2010. // History of the State and Law. 2011. No. 8. pp. 44-47.

3. Fastovich G.G. Efficiency of law enforcement activity as a criterion and quality of functioning of the state mechanism // Agrarian and land law. 2018. No. 2(158). pp.

11-15.

4. Tikhomirov Yu.A. "Participation of civil society institutions in the fight against corruption: A scientific and practical guide" / Ed. Yu.A. Tikhomirov. "Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation". M.: Norm. 2013. p. 32.

5. Fastovich G.G. Efficiency of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8(87). pp. 140-142.

6. Federal Law No. 44-FZ of 02.04.2014 "On the participation of citizens in the protection of public order" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 14. St. 1536.

7. Fastovich G.G. Development of the system of interaction between public authorities and civil society institutions (on the example of modernization of public control) // Law and the State: theory and practice. 2018. No. 3(159). pp. 12-15.

8. Kurbatova S.M., Eisner L.Yu. Some aspects of legal regulation of the process of digitalization of agriculture // Agrarian and land law. 2019. No. 9(177). pp. 58-59.

9. Fastovich G.G. Functioning of civil society institutions as a factor of increasing the effectiveness of the state mechanism // Law and the state: theory and practice.

2016. No. 7(139). pp. 51-55.

10. Bogatova E.V. Forms and implementation of the legal culture of civil society in the anti-corruption mechanism // In the collection: HIGH-TECH LAW: GENESIS AND PROSPECTS. Materials of the II International Interuniversity Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2021. pp. 48-52.

11. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state of the Russian Federation: general theoretical aspects // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12(72). pp. 23-25.

12. Ryabchenok O.N., Fastovich G.G. Internet and its impact on modern society // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-1. pp. 143145.

13. Fastovich G.G., Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data processing // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 4-3. pp. 199-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.