Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье определены содержательные основы применения права с участием граждан, их объединений и иных институтов общества. Дается авторское определение правоприменительной деятельности. На основе действующего законодательства обозначены основные формы правоприменительной деятельности с участием общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF THE PUBLIC AND ITS ROLE IN LAW ENFORCEMENT

The article defines the substantive foundations of the application of law with the participation of citizens, their associations and other institutions of society. The author's definition of law enforcement activity is given. On the basis of the current legislation, the main forms of law enforcement activity with public participation are outlined.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_86 УДК 342.726

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INSTITUTE OF THE PUBLIC AND ITS ROLE IN LAW ENFORCEMENT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института, Красноярский государственный аграрный университет. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье определены содержательные основы применения права с участием граждан, их объединений и иных институтов общества. Дается авторское определение правоприменительной деятельности. На основе действующего законодательства обозначены основные формы правоприменительной деятельности с участием общественности.

Abstract: The article defines the substantive foundations of the application of law with the participation of citizens, their associations and other institutions of society. The author's definition of law enforcement activity is given. On the basis of the current legislation, the main forms of law enforcement activity with public participation are outlined.

Ключевые слова: государство, право, общественный контроль, эффективность, правоприменительная деятельность, органы государственной власти, гражданское общество.

Keywords: state, law, public control, efficiency, law enforcement, public authorities, civil society.

Для цитирования: Фастович Г.Г. Институт общественности и его роль в правоприменительной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 86-87. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_86.

For citation: Fastovich G. G. Institute of the public and its role in law enforcement // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 86-87. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_86.

Статья поступила в редакцию: 06.06.2023

В современный период развития правовой государственности важное значение имеет факт вовлечения в систему управленческих процессов и государственного механизма институтов общественности. Это затрагивает многие сферы: образование, медицина, правотворчество, государственная служба, противодействие коррупции и др. При этом в основу принципа общественного участия положены ключевые формы демократии, обратная связь между гражданским обществом и государственным аппаратом.

Соответствующее внимание следует уделять и правоприменительной деятельности с участием граждан. Юридическая наука комплексно подходит к вопросу правовой деятельности граждан, которая способна оказывать императивное воздействие на правовые процессы. Согласимся с тем, что сегодня продуктивным представляется системный подход в исследовании общественных отношений, в т.ч. в вопросе соотношения понятий «государство», «общество», «народ» и доктринальной картине российской демократии в целом [1].

В свою очередь под общественностью следует понимать только часть общества, а именно ее передовую составляющую, которая способна выражать основополагающие идеи и ценности развития и функционирования самого общества. В состав общественности можно включить независимых экспертов, членов общественных советов, инициативные группы, блогеров, представителей культуры и искусства, членов избирательных комиссий, депутатов представительных органов местного самоуправления, активную молодежь, предпринимательское сообщество [12], негосударственные средства массовой информации, научное сообщество и др. Эти субъекты в первую очередь реализуют настроения общества и выступают активным участником организационно управленческих мероприятий и решений.

В свою очередь правоприменительная деятельность может характеризоваться тем, что это система императивно-властных средств и основанных на них процессуальных волевых действий осуществляемая в отношении субъектов правоотношений с целью достижения публичных задач и функций в интересах общества и государства.

Определим основные формы правоприменительной деятельности с участием общественности.

1. Особая роль граждан просматривается в сфере функционирования органов управления и противодействия коррупции, где участие граждан, общественных инициативных и экспертных групп является просто необходимым [2]. Это работа общественных советов при органах государственной власти, органах местного самоуправления. Отдельного внимания заслуживают комиссии и советы с участием представителей общественности при Президенте РФ, Правительстве РФ. Решения общественного совета носят исключительно рекомендательный характер. Анализируя положения ФЗ «Об основах общественного контроля» можно прийти к выводу, что общественные советы могут создаваться как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [3] .

2. Опосредованное участие в правоприменительной деятельности органов государственной и муниципальной власти, прежде всего в правотворческой сфере. Например, по состоянию на 31.12.2022 г. Минюстом России внесено в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных пра-

Теоретико-исторические правовые науки

вовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, 3405 независимых эксперта, из них 1150 физических лиц и 250 юридических лиц [4]. Работа данных независимых экспертов влияет на содержание принимаемых нормативных правовых актов. Это также деятельность представителей Общественной палаты РФ, Ассоциации юристов России, иных общественных структур при законодательных органах власти, связанная, прежде всего, с обсуждением на заседаниях комитетов и комиссий инициатив и мнений граждан, мнений узких специалистов, данных общественного мониторинга.

3. Важное место может быть отведено участникам судопроизводства. Суд присяжных заседателей в процессе принятия решения по уголовному делу и вынесения вердикта. Это также могут быть и иные участники судебного разбирательства: эксперты, специалисты в конкретной области знаний, адвокаты. При этом, следует заметить, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления [5].

4. В сфере охраны общественного порядка также может быть реализован институт общественного присутствия. В соответствии с федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» граждане могут принимать непосредственное участие в правоохранительной деятельности, обеспечении правопорядка и профилактике правонарушений [6].

5. Правоприменение на основе норм международного права. Так, справедливо отмечается, что в современной России имеет место применение норм, принципов и прецедентов международного права в российской правовой системе. В последние годы в отечественной правовой практике появилось новое явление: появление общепризнанных принципов и норм международного права и международных прецедентов, а также более широкое применение положений международных договоров. И хотя эта практика находится в стадии становления, количество дел, разрешаемых на основе норм и прецедентов международного права, неуклонно возрастает [7 с. 131]. Здесь можно говорить о возможности привлечения к данной деятельности представителей общественных объединений, предоставляющих юридические и представительские услуги [8].

6. Кроме обозначенных форм можно назвать и другие. Это, например, такие как: негосударственный нотариат, частные охранные и детективные агентства, молодежные парламенты и правительства дублеров, общественные комиссии по аккредитации образовательных учреждений, общественные комиссии по осуществлению государственных и муниципальных закупок в различных отраслях народного хозяйства [9,11].

В итоге установление основных форм правоприменительной деятельности с участием граждан [10], негосударственных общественных структур позволяет говорить о перспективности исследования вопросов правоприменения в целом. Кроме этого данные аспекты могут быть положены в основу исследования современного состояния прав граждан в управлении делами государства.

Библиография:

1. Черепанов В.А. О построении системной модели российского государства // Государство и право. 2017. № 3. С. 15-25.

2. Тепляшин И.В. Роль гражданского общества в противодействии коррупции: общетеоретические аспекты // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2009. № 9. С. 516-528.

3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (Часть 1).

Ст. 6228.

4. Фастович Г.Г. К вопросу о цифровой экономике в юриспруденции // Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170). С. 62-65.

5. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

6. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

7. Лукьянова Е.Г., Балытников В.В. Процессы глобализации в сфере правоприменения в России // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 126136.

8. Фастович Г.Г. О мерах государственной поддержки маломобильных граждан: некоторые вопросы теории // в сборнике: Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход. Материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 111-114.

9. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правопонимания понятия, сущности и особенности основных направлений развития российской аграрной науки// Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 17-20.

10. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Семинар-конкурс по избирательному праву как способ повышения правовой культуры и электоральной активности в студенческой среде // Избирательное право. 2019. № 2 (40). С. 50-53.

11. Власов В.А. Продовольственная безопасность как политико-правовой феномен // Аграрное и земельное право. 2012. № 8 (92). С. 120-124.

12. Тепляшин И.В., Власов В.А. Общественный контроль в сфере реализации алкогольной продукции: состояние, проблемы, предложения // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2018. № 4 (77). С. 119-125.

1. Cherepanov V.A. On the construction of a system model of the Russian state // State and law. 2017. No. 3. pp. 15-25.

2. Teplyashin I.V. The role of civil society in combating corruption: general theoretical aspects // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2009. No. 9. pp. 516-528.

3. Federal Law "On Combating Corruption" dated December 25, 2008 No. 273-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52 (Part 1). Article 6228.

4. Fastovich G.G. On the issue of the digital economy in jurisprudence // Agrarian and land law. 2019. No. 2 (170). pp. 62-65.

5. Federal Law "On Advocacy and Advocacy in the Russian Federation" dated May 31, 2002 No. 63-FZ // Assembly of Legislation of the Russian Federation. 2002. No.

23. St. 2102.

6. Federal Law "On the participation of citizens in protection of public order" dated April 2, 2014 No. 44-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 14. St. 1536.

7. Lukyanova E.G., Balytnikov V.V. Processes of globalization in the field of law enforcement in Russia // Journal of Russian Law. 2006. No. 6. pp. 126-136.

8. Fastovich G.G. On measures of state support for disabled citizens: some questions of theory // in the collection: Ensuring the rights of participants in criminal proceedings with disabilities: a compensatory approach. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2021. pp. 111-114.

9. Kurbatova S.M., Eisner L.Yu. Some aspects of the legal understanding of the concept, essence and features of the main directions of development of Russian agrarian science// Agrarian and land law. 2018. No. 7 (163). pp. 17-20.

10. Teplyashin I.V., Bogatova E.V. Seminar-competition on electoral law as a way to increase legal culture and electoral activity in the student environment // Electoral law. 2019. No. 2 (40). pp. 50-53.

11. Vlasov V.A. Food security as a political and legal phenomenon // Agrarian and land law. 2012. No. 8 (92). pp. 120-124.

12. Teplyashin I.V., Vlasov V.A. Public control in the sphere of sale of alcoholic beverages: state, problems, proposals // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Social Sciences series. 2018. No. 4 (77). pp. 119-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.