Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье исследуется институт правоохранительных органов современной России, с точки зрения его эффективности. Автор приходит к выводу, что одним из важнейших аспектов эффективной деятельности правоохранительных органов является его взаимодействие с институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EFFICIENCY LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the institute of law enforcement agencies of modern Russia, from the point of view of its effectiveness. The author comes to the conclusion that one of the most important aspects of the effective activity of law enforcement agencies is its interaction with civil society institutions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_52 УДК 342.726

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

IN THE RUSSIAN FEDERATION

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института, Красноярский государственный аграрный университет. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется институт правоохранительных органов современной России, с точки зрения его эффективности. Автор приходит к выводу, что одним из важнейших аспектов эффективной деятельности правоохранительных органов является его взаимодействие с институтами гражданского общества.

Abstract: The article examines the institute of law enforcement agencies of modern Russia, from the point of view of its effectiveness. The author comes to the conclusion that one of the most important aspects of the effective activity of law enforcement agencies is its interaction with civil society institutions.

Ключевые слова: правоохранительные органы, эффективность, гражданское общество, общественный контроль, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, антикоррупционная деятельность.

Keywords: law enforcement agencies, efficiency, civil society, public control, observance of human and civil rights and freedoms, anticorruption activities.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу об эффективности правоохранительных органов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 52-54. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_52.

For citation: Fastovich G. G. On the issue of the effectiveness of law enforcement agencies in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 52-54. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_52.

Статья поступила в редакцию: 01.06.2023

Одним из важных аспектов эффективного взаимодействия правоохранительных органов и общества и выступает определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции, так как без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Так, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Пока данный антикоррупционный механизм во многом декларативен. Для улучшения ситуации требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры у граждан и государственных служащих, с другой -совершенствование качества правотворчества и реализации норм права. Так, граждане могут быть привлечены к организационно-управленческой деятельности государства через их участие в охране общественного порядка, где требуется соответствующий уровень и характер их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом.

В юридической науке к частному механизму, обеспечивающему обратную связь государства и гражданского общества, относится правовой мониторинг. В рассматриваемой сфере он реализуется как систематическое отслеживание уровня коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов, определение динамики данного уровня. Осуществлением мониторинга занимаются не только органы публичной власти, но и общественные институты. Ведь без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Потому Российское государство и общество должны совместно формировать правовой механизм борьбы с коррупцией. Таким образом, одним из ключевых условий противодействия коррупции в России выступает участие в данном процессе представителей гражданского общества, основа которого - обратная связь государства с гражданским обществом. В соответствии с Конституцией РФ правоохранительные органы занимают одно ключевых место в деятельности государственного механизма современной России, выполняя ключевые задачи по обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод человека. Степень эффективной деятельности государственного механизма, его преимущества и недостатки по сравнению с другими правовыми кате-

Теоретико-исторические правовые науки

гориями находятся в прямой зависимости от деятельности государственных органов, где особое место отводится правоохранительным структурам. Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством наделены рядом задач, которые осуществляются в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. Можно говорить о том, что правоохранительная деятельность, как государственная или санкционированная государством деятельность, осуществляется с целью охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В рамках такой деятельности осуществляется профилактика нарушений прав человека путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного конституционного порядка. Правоохранительная деятельность включает в себя три составляющие: охрана существующего в государстве правопорядка, защита существующего правопорядка, предупреждение нарушений существующего в государстве правопорядка. Если деятельность органа государственной власти или иной организации связана только с одной или двумя составляющими, то он (она) вряд ли может быть причислен(-а) к числу правоохранительных, а выступает либо правозащитным, либо контрольно-надзорным органом и др. При этом согласно точки зрения Р.В. Шагиевой правоохранительная деятельность по полноте своего содержания должна включать полный комплекс указанных составляющих [1].

Особое место в деятельности правоохранительных органов отводится их взаимодействию с институтами гражданского общества, а именно состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов, который приводит к достижению социальных благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, развитие гражданского общества. Данное положение в полной мере находит отражение и в приоритетных принципах деятельности полиции. Так, например Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции", закрепляет обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Одним из важнейших принципов, обеспечивающего права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граждан, реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа ОВД в целом [2].

Стоит отметить, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность охватывает различные сферы жизни современного общества, а именно от охраны конституционного (государственного) строя до охраны культуры и духовности общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, а также выполнение других важных функций - также относится к многообразной и многоплановой деятельности правоохранительных органов.

При всей широте возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции, предоставляемых российским законодательством, нельзя не отметить их декларативность и неконкретность, равно как и неопределенность форм и механизмов их реализации. Особенно остро стоит вопрос обеспечения обратной связи с государством при реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Как было отмечено участниками круглого стола «Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией» при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ «...В настоящее время расчет на то, что сама практика взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества определит механизмы прямой и обратной связи в порядке самоорганизации, не оправдался, полная свобода антикоррупционной общественной деятельности может порождать деструктивные проявления, политическую спекуляцию на теме борьбы с коррупцией. В итоге мы наблюдаем либо пассивность общества в борьбе с коррупцией, либо неконструктивную критику государства и его институтов» [3]. Действительно недостаточная четкость приоритетов и форм государственной политики по привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, отсутствие согласованного обеспечения обратной связи в этом вопросе снижает эффективность совместного противодействия коррупции. На наш взгляд именно государство является тем правовым субъектом, который определяет формы взаимодействия гражданского общества и правоохранительных органов. Также важным аспектом эффективного обеспечения антикоррупционной политики выступает определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции. Критерии определения может выступать заинтересованность граждан во взаимодействии, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества, определяемых сферой его деятельности. Эффективность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти - воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга в своей профессиональной деятельности.

Важно заметить, что нормативная база частно-публичного партнерства в противодействии преступлениям и правонарушениям в целом создана, но реализация нормативных положений, направленных на противодействие, в частности коррупции, далека от совершенства. Определенный задел данному направлению дает относительно недавно принятый Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который в ст. 8 наделяет граждан правом, в частности, информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях, участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, а также оказывать иное содействие правоохранительным органам. Фактически данный закон вторит обоснованной позиции А.М. Кононова о «возможности привлечения населения (граждан, проживающих на территории муниципального образования) к решению вопросов охраны общественного порядка в рамках муниципально-общественного формирования по охране общественного порядка» [4]. Социальная обусловленность принятия данного закона достаточно точно отразили А.Г. Елагин и С.А. Капитонов: «Формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должно всячески содействовать увеличению «функционального потенциала полиции», а если это необходимо - подключать для повышения его эффективности и собственные возможности» [5].

Также специалистами аргументировано отмечается, что «широкое участие общественности в профилактической деятельности позволит существенно снизить латентность преступности и её реальный уровень» [6]. Более глубинным направлением такого публично-частного партнерства должно стать дальнейшее предметное развитие законодательства. Например, принятие Федерального закона «О трудовых коллективах», обсуждение которого уже имели место более десяти лет назад. В этом плане заслуживает внимания Закон СССР от 17 июня 1983 года «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», в ст. 15 которого содержались положения о полномочиях трудовых коллективов в улучшении условий и охране труда.

На наш взгляд, важно проводить правовую политику в сфере функционирования правоохранительных органов, ОВД [7]. Следующие меры позволят повысить качество и эффективность работы ОВД в современной России:

- широкое использование технических средств и научно-технического прогресса в деятельности соответствующих подразделений (криминалистических, оперативно-розыскных, следственных и пр.);

- привлечение общественности к деятельности правоохранительных структур, что может быть выражено в формировании общественных советов при соответствующих органах [8], повышении качества их деятельности с последующим освещением в средствах массовой информации;

- системный мониторинг промежуточных результатов работы ОВД в конкретных сферах, использование представленной информации в специализированных учебных заведениях ведомственного назначения;

- привлечение к работе отдельных подразделений ОВД представителей научно-исследовательских институтов, независимых экспертов, юристов-ученых, специалистов в узких областях [9];

- качественное и широкое привлечение граждан к охране общественного порядка, посредством участия народных добровольческих дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в работе органов полиции и иных подразделений ОВД [10];

- использование передового опыта дружественных стран в сфере противодействия коррупции и иных правонарушений в органах внутренних дел.

Библиография:

1. Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № 8.

2. Безруков А.В. Участие правоохранительных структур в обеспечении конституционного права граждан на манифестации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4.

3. Тихомиров Ю.А. "Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие" /отв. ред. Ю.А. Тихомиров. "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ". 2013.

4. Кононов А.М. Проблема законодательной легитимизации участия граждан в охране общественного порядка и варианты её решения // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 10.

5. Елагин А.Г., Капитонов С.А. Административный потенциал полиции и безопасность в обстановке формирования российского правового государства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 4. С. 33.

6. Алексеева А.П. Перспективы дальнейшего реформирования российских органов внутренних дел и повышение качества работы по борьбе с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 81.

7. Фастович Г.Г.К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

8. Тепляшин И.В., Новиков Д.О. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка // Вестник Казанского института МВД России. 2015. №3 (21). С. 17-18.

9. Фастович Г.Г. Эффективность правоохранительной деятельности как критерий и качество функционирования государственного механизма // Аграрное и земельное право. 2018. № 2 (158). С. 11-15.

10. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Семинар-конкурс по избирательному праву как способ повышения правовой культуры и электоральной активности в студенческой среде // Избирательное право. 2019. № 2 (40). С. 50-53.

References:

1. Shagieva R.V., Shagiev B.V. Law enforcement activity: problems of theoretical substantiation // Administrative and municipal law. 2014. No. 8.

2. Bezrukov A.V. Participation of law enforcement agencies in ensuring the constitutional right of citizens to manifest // Constitutional and municipal law. 2013. № 4.

3. Tikhomirov Yu.A. "Participation of civil society institutions in the fight against corruption: A scientific and practical guide" / ed. Yu.A. Tikhomirov. "Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation". 2013.

4. Kononov A.M. The problem of legislative legitimization of citizens' participation in the protection of public order and its solutions // Gaps in Russian legislation. 2010.

No. 4. p. 10.

5. Elagin A.G., Kapitonov S.A. The administrative potential of the police and security in the context of the formation of the Russian rule of law // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2012. No. 4. p. 33.

6. Alekseeva A.P. Prospects for further reform of the Russian internal affairs bodies and improving the quality of work to combat crime // Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2014. No. 1. p. 81.

7. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the State of the Russian Federation: general theoretical aspects // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

8. Teplyashin I.V., Novikov D.O. Legal regulation of citizens' participation in the protection of public order // Bulletin of the Kazan Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No.3 (21). pp. 17-18.

9. Fastovich G.G. Efficiency of law enforcement activity as a criterion and quality of functioning of the state mechanism // Agrarian and land law. 2018. No. 2 (158). pp.

11-15.

10. Teplyashin I.V., Bogatova E.V. Seminar-competition on electoral law as a way to increase legal culture and electoral activity in the student environment // Electoral law. 2019. No. 2 (40). pp. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.