_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ КУДАШОВА Ирина Владимировна,
к.ф.н., доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России, Россия, г. Красноярск. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследуется стратегии развития Российской Федерации в контексте эффективности антикоррупционной политики. В статье обоснована актуальность темы, исследованы приоритеты в их взаимосвязи с основными принципами развития эффективного государственного механизма. Исследование приоритетов осуществляется с использованием стратегических документов, нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять правовое обеспечения противодействия коррупции. Институт противодействия коррупции анализируются как базовое условие, наряду со стратегической целью осуществления приоритетов. Обоснован вывод о необходимости проведения дальнейшего правового мониторинга с целью сохранения стратегических ориентиров в сфере борьбы с коррупционными проявлениями. При анализе научных концепций автор приходит к выводу о необходимости системного и последовательного развития механизмов по противодействию коррупции, широкого использования информационно-телекоммуникационных технологий и усиления правовых средств.
Abstract: The article explores the development strategies of the Russian Federation in the context of the effectiveness of anticorruption policies. The article substantiates the relevance of the topic, explores the priorities in their relationship with the basic principles of the development of an effective state mechanism. The study of priorities is carried out using strategic documents, regulatory legal acts that allow for the implementation of legal support for combating corruption. The anti-corruption institution is analyzed as a basic condition, along with the strategic goal of implementing priorities. The conclusion about the need for further legal monitoring in order to maintain strategic guidelines in the fight against corruption is substantiated. When analyzing scientific concepts, the author comes to the conclusion that there is a need for a systematic and consistent development of anti-corruption mechanisms, the widespread use of information and telecommunication technologies and strengthening legal tools.
Ключевые слова: государственный механизм, коррупция, эффективность, правоохранительные органы, государство.
Keywords: state mechanism, corruption, efficiency, law enforcement agencies, state.
В настоящее время для современного мирового сообщества роль правоохранительной сферы имеет всё большую роль с каждым днем, поскольку именно сфера выступает системообразующим фактором, активно влияющим на состояние политической и экономической сфер жизни развитого общества, становясь его основой. В связи с этим трудно не отметить, деятельность правоохранительных органов оказывают существенное влияние на развитие эффективности государственного механизма в целом [1], сферы государственного управления, обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка и входят в состав их управленческих систем.
Именно поэтому одной из самых важных стратегических задач для Российской Федерации в цифровом веке становится борьба с коррупционными проявлениями. Данная задача требует для своего решения, формирования принципов и планирования продуманной и целенаправленной государственной политики в области развития антикоррупционной экспертизы. [2]. Среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Пока данный антикоррупционный механизм во многом декларативен. Для улучшения ситуации требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры у граждан и государственных служащих, с другой - совершенствование качества правотворчества и реализации норм права. Так, граждане могут быть привлечены к организационно-управленческой деятельности государства через их участие в охране общественного порядка, где требуется соответствую-
щий уровень и характер их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом.
В юридической науке к частному механизму, обеспе-чивающму обратную связь государства и гражданского общества, относится правовой мониторинг. В рассматриваемой сфере он реализуется как систематическое отслеживание уровня кор-рупциогенности нормативных правовых актов и их проектов, определение динамики данного уровня. Осуществлением мониторинга занимаются не только органы публичной власти, но и общественные институты. Ведь без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Потому Российское государство и общество должны совместно формировать правовой механизм борьбы с коррупцией. Таким образом, одним из ключевых условий противодействия коррупции в России выступает участие в данном процессе представителей гражданского общества, основа которого - обратная связь государства с гражданским обществом.
При всей широте возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции, предоставляемых российским законодательством, нельзя не отметить их декларативность и неконкретность, равно как и неопределенность форм и механизмов их реализации. Особенно остро стоит вопрос обеспечения обратной связи с государством при реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Как было отмечено участниками круглого стола «Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией» при Институте законодательст-
Административное право; административный процесс
ва и сравнительного правоведения при Правительстве РФ «...В настоящее время расчет на то, что сама практика взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества определит механизмы прямой и обратной связи в порядке самоорганизации, не оправдался, полная свобода антикоррупционной общественной деятельности может порождать деструктивные проявления, политическую спекуляцию на теме борьбы с коррупцией. В итоге мы наблюдаем либо пассивность общества в борьбе с коррупцией, либо неконструктивную критику государства и его институтов» [3]. Действительно недостаточная четкость приоритетов и форм государственной политики по привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, отсутствие согласованного обеспечения обратной связи в этом вопросе снижает эффективность совместного противодействия коррупции. На наш взгляд именно государство является тем правовым субъектом, который определяет формы взаимодействия гражданского общества и правоохранительных органов. Также важным аспектом эффективного обеспечения антикоррупционной политики выступает определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции. Критерии определения может выступать заинтересованность граждан во взаимодействии, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества, определяемых сферой его деятельности. Эффективность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти - воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга в своей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, важно проводить правовую политику в сфере функционирования правоохранительных органов, ОВД. Следующие меры позволят повысить качество и эффективность работы ОВД в современной России [4]: Библиография:
- широкое использование технических средств и научно-технического прогресса в деятельности соответствующих подразделений (криминалистических, оперативно-розыскных, следственных и пр.);
- привлечение общественности к деятельности правоохранительных структур, что может быть выражено в формировании общественных советов при соответствующих органах, повышении качества их деятельности с последующим освещением в средствах массовой информации;
- системный мониторинг промежуточных результатов работы ОВД в конкретных сферах, использование представленной информации в специализированных учебных заведениях ведомственного назначения [5];
- привлечение к работе отдельных подразделений ОВД представителей научно-исследовательских институтов, независимых экспертов, юристов-ученых, специалистов в узких областях;
- качественное и широкое привлечение граждан к охране общественного порядка, посредством участия народных добровольческих дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в работе органов полиции и иных подразделений ОВД;
- использование передового зарубежного опыта в сфере противодействия коррупции и иных правонарушений в органах внутренних дел.
В итоге здесь, хотелось бы обратить внимание на то, что реформирование государственного механизма невозможно без эффективной и слаженной работы правоохранительных структур и органов внутренних дел в частности. Проводимые реформы в области государственного механизма должны быть целостными, системными и последовательными [6], в результате которых будет достигнута демократизация и эффективность государственного управления. Выработка новых методов работы государственных органов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с принципами правового государства позволит говорить об эффективности функционирования государственного механизма современной России.
1. Фастович Г.Г. Функционирование институтов гражданского общества как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2016. № 7 (139). С. 51-55.
2. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Конституционный правопорядок как условие развития гражданского общества в современной России // Современное право. 2018. № 12. С. 33-39.
3. Тихомиров Ю.А. "Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие" /отв. ред. Ю.А. Тихомиров. "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ". 2013.
4. Кононов А.М. Проблема законодательной легитимизации участия граждан в охране общественного порядка и варианты её решения // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 10.
5. Алексеева А.П. Перспективы дальнейшего реформирования российских органов внутренних дел и повышение качества работы по борьбе с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 81.
6. Фастович Г.Г. Эффективность правоохранительной деятельности как критерий и качество функционирования государственного механизма // Аграрное и земельное право. 2018. № 2 (158). С. 11-15.