Административное право; административный процесс
К ВОПРОСУ О РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА КУДАШОВА Ирина Владимировна,
к.ф.н., доцент кафедры административного права и административной деятельности Сибирского юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается функционирование органов внутренних дел в системе государственного механизма с точки зрения его эффективности. Автор приходит к выводу, что эффективность деятельности органов внутренних дел в современной России выступает одним из ключевых критериев качества государственного механизма в целом.
Abstract: The article discusses the functioning of the internal affairs bodies in the system of the state mechanism from the point of view of its effectiveness. The author concludes that the effectiveness of the activities of the internal affairs bodies in modern Russia is one of the key criteria for the quality of the state mechanism as a whole/
Ключевые слова: эффективность, государство, механизм, органы внутренних дел, структура государственного механизма, правоохранительная деятельность.
Keywords: efficiency, state, mechanism, internal affairs bodies, structure of the state mechanism, law enforcement.
В соответствии с Конституцией РФ правоохранительные органы занимают одно ключевых место в деятельности государственного механизма современной России, выполняя ключевые задачи по обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод человека. Степень эффективной деятельности государственного механизма, его преимущества и недостатки по сравнению с другими правовыми категориями находятся в прямой зависимости от деятельности государственных органов, где особое место отводится правоохранительным структурам. Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством наделены рядом задач, которые осуществляются в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. С учетом сказанного можно определить правоохранительную деятельность, как государственную или санкционированную государством деятельность, которая осуществляется с целью охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также предупреждение его нарушений специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка. Правоохранительная деятельность включает в себя три составляющие: охрана существующего в государстве правопорядка, защита существующего правопорядка, предупреждение нарушений существующего в государстве правопорядка. Если деятельность органа государственной власти или иной организации связана только с одной или двумя составляющими, то он (она) вряд ли может быть причислен(-а) к числу правоохранительных, а выступает либо правозащитным, либо контрольно-надзорным органом и др. При этом согласно точки зрения А.В. Безрукова, правоохранительная деятельность по полноте своего содержания должна включать полный комплекс указанных составляющих [1].
Особое место в деятельности правоохранительных органов отводится их взаимодействию с институтами гражданского общества, а именно состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов,
который приводит к достижению социальных благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, развитие гражданского общества. Данное положение в полной мере находит отражение и в приоритетных принципах деятельности полиции. Так, например Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции", закрепляет обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан [2]. Одним из важнейших принципов, обеспечивающего права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граждан, реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа ОВД в целом.
Стоит отметить, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность охватывает различные сферы жизни современного общества, а именно от охраны конституционного (государственного) строя до охраны культуры и духовности общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, а также выполнение других важных функций -также относится к многообразной и многоплановой деятельности правоохранительных органов.
Одним из важных аспектов эффективного взаимодействия правоохранительных органов и общества и выступает определение институтов гражданского общества, заинтересованных в продуктивном взаимодействии с государством в противодействии коррупции, так как без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Так, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Среди основных направлений дея-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)
тельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Пока данный антикоррупционный механизм во многом декларативен. Для улучшения ситуации требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры у граждан и государственных служащих, с другой - совершенствование качества правотворчества и реализации норм права. Так, граждане могут быть привлечены к организационно-управленческой деятельности государства через их участие в охране общественного порядка, где требуется соответствующий уровень и характер их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом [3].
В юридической науке к частному механизму, обеспечивающему обратную связь государства и гражданского общества, относится правовой мониторинг. В рассматриваемой сфере он реализуется как систематическое отслеживание уровня коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов, определение динамики данного уровня. Осуществлением мониторинга занимаются не только органы публичной власти, но и общественные институты. Ведь без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Потому Российское государство и общество должны совместно формировать правовой механизм борьбы с коррупцией. Таким образом, одним из ключевых условий противодействия коррупции в России выступает участие в данном процессе представителей гражданского общества, основа которого - обратная связь государства с гражданским обществом.
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 утверждена «Структура федеральных органов исполнительной власти», которая регламентирует всю иерархию органов государственной власти (министерства, службы, агентства) [4]. Особая роль отводится Правительству в развитии и повышения эффективной деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Так, приоритетными направлениями политики правительства Российской Федерации является разграничению полномочий между федерацией и субъектами федерации, повышение качества государственного управления в регионах, эффективное межбюджетное сотрудничество субъектов, разви-
тие экономических зон государства, развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, Северного Кавказа, интеграция и развитие Крыма, проведение исследовательской деятельности Арктического региона. Правительства Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
Физические и юридические лица также имеют право на обращение в федеральные министерства и другие органы исполнительной власти, которые имеют свои локальные акты по работе с обращениями граждан. Стоит отметить, что одним из самых действенных органом государственной власти, осуществляющим работу с обращениями граждан, является МВД России. Так, за 3 квартал 2019 года в адрес Министерства внутренних дел Российской Федерации и его руководства поступило 33 612 обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, что на 14% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (29 527). Наибольшее количество обращений направлено жителями Центрального федерального округа (13 871 или 46%), из Приволжского федерального округа поступило 4 073 обращения (13%), из Южного - 3 254 (11%), из Северо-Западного - 2 589 (8%), из Сибирского - 2 380 (8%), из Уральского - 1 664 (5%), из Северо-Кавказского - 1 283 (4%), из Дальневосточного - 1 207 (3%), из Крымского - 664 (2%) [5]. В Приемной МВД России принято 1 747 граждан, из них руководством Министерства - 62, руководителями структурных подразделений МВД России - 276. Указанные статистические данные наглядно демонстрируют доверие граждан, организаций к органам исполнительной власти, в лице МВД России, что безусловно говорит об эффективной деятельности указанных органов. Большое влияние Правительство Российской Федерации уделяет формированию федеральных целевых программ и обеспечению их реализацию, так в соответствии с распоряжением от 30 декабря 2015 г. №2776-р Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция совершенствования механизмов саморегулирования», которая направлена на формирование единой общегосударственной модели саморегулирования. Модель, отраженная в Концепции позволяет использовать институт саморегулирования для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация указанной Концепции будет способствовать повышению уровня доверия к институту саморегулирования, совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также повышению уровня защиты интересов потребителей товаров (работ, услуг) и уровня конкурентоспособности, качества и безопасности этих товаров (работ, услуг).
На Правительство РФ возлагается обязанность по реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения, органы исполнительной власти принимает меры по реализации миграционных, трудовых прав граждан,
Административное право; административный процесс
право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду. Государственные органы осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Взаимодействие граждан с органами исполнительной власти происходит постоянно и поэтому для эффективной деятельности государственного механизма важно учитывать мнение граждан о деятельности органов государства [6]. Ведущая роль в этом плане принадлежит закрепленному в Конституции РФ праву граждан на подачу различного рода обращений, и в частности жалоб, ходатайств, заявлений, которые одновременно являются и правом, и способом защиты других прав, т. е. выступают в роли организационно-правовой гарантии прав и свобод человека и гражданина. Сто-Библиография:
ит отметить, что граждане активно используют данное право и направляют свои обращения в Аппарат.
Анализируя вышеизложенное, хотелось бы обратить внимание на то, что реформирование государственного механизма невозможно без эффективной и слаженной работы правоохранительных органов. Проводимые реформы в области государственного механизма должны быть целостными, системными и последовательными, в результате которых будет достигнута демократизация и эффективность государственного управления в целом, выработка новых методов работы государственных органов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с принципами правового государства позволят говорить об эффективности функционирования государственного механизма современной России.
1.Безруков А.В., Тепляшин И.В. Конституционный правопорядок как условие развития гражданского общества в современной России // Современное право. 2018. № 12. С. 33-39.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». Российская газета. 20 февраля. № 3.
3. Безруков А.В. Участие правоохранительных структур в обеспечении конституционного права граждан на манифестации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4.
4. О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/letters/ (дата обращения: 28 ноября 2019 г.).
5. Обзоры обращений в МВД России в третьем квартале 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http:// https://mvd.ru/mvd/structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotrenii_obrashhenij (дата обращения: 28 ноября 2019 г.).
6. Фастович Г.Г. К вопросу о цифровой экономике в юриспруденции// Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170). С. 62-65.