Ю.М. РАШЕВСКИИ,
старший преподаватель кафедры теории и методологии государственного управления,
кандидат юридических наук, доцент
В.Ф. САЕТГАРАЕВ,
слушатель* 2 факультета (Академия управления МВД России)
Yu.M. RASHEVSKY,
Senior Lecturer at the Department of Theory and Methodology of Government,
Candidate of Law, Associate Professor
V.F. SAYETGARAYEV, Student** of Faculty 2 (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 342.9
Сущность и основные элементы организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции
Nature and principal organizational and Legal parts of the Mechanism of Joint Action by law Enforcement and civil society to combat corruption
В статье раскрываются сущность и основные элементы организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции, в рамках которого предлагаются новые подходы к противодействию коррупции.
Коррупция, органы внутренних дел, общественные объединения, механизм, организационный механизм, организационно-правовой механизм взаимодействия.
The author explains the nature and main organizational and legal elements of the current mechanism of joint action by law enforcement and civil society organizations to combat corruption. New approaches are proposed that would keep this mechanism intact while adding to its bite.
Corruption, bodies and units of the Ministry of Internal Affairs, civil society groups, mechanism, organizational mechanism, organizational and legal mechanism of joint action.
Противодействие коррупции — многоаспектная и многосубъектная деятельность, в которую вовлечены, помимо правоохранительных органов, представительные и исполнительные органы государственной власти федерального и регионального уровня, различные общественные организации и средства массовой информации (далее — СМИ). Данное обстоятельство порож-
дает в обществе сложные коммуникативные процессы, сопровождаемые многовекторным движением соответствующей информации, которую необходимо систематизировать и использовать в управленческих решениях. Гражданское общество обладает знаниями и связями, необходимыми для решения проблем коррупции, которыми не могут обладать ни органы государственной
S
н и о X
Л
<
ы н
к
£
»S о X
Л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а
С
<
iC S н
iC <
а С
к S а О ы е-
59
Ранее - заместитель начальника отдела Информационного центра МВД по Республике Татарстан.
Formerly - Deputy Section Head at the Information Center of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Republic of Tatarstan.
S
н и
0
1
J3 <
ы н
к
£
»S
0
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а
С
<
ЬЙ S н
ЬЙ <
а С
К S а О ы е-
60
власти (местного самоуправления), ни частный сектор [8]. Информированность общественности является важным фактором устранения условий для коррупции.
Сегодня возможности общественных объединений недооценены, общественность является важнейшим ресурсом, позволяющим обеспечить последовательное и заинтересованное противодействие этому негативному явлению. Однако деятельность отдельных общественных объединений, имеющих определенные успехи в противодействии коррупции, нельзя назвать сложившимся механизмом.
Взаимодействие органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции должно быть выведено на принципиально новый системный уровень организации, адекватный тенденциям развития общества и государства.
В настоящий момент формируется новая модель организации взаимоотношений общественных объединений и органов внутренних дел, в которой общественные объединения выступают в роли первоначального звена сбора информации от неограниченного круга лиц. Из массива данной информации выбирается та, которая представляет профессиональный интерес для органов внутренних дел. Указанная модель представляет научный интерес в исследовании нестандартных путей и разработке нового механизма преодоления коррупции. С целью упорядочивания отношений сторон для совместной деятельности на начальном этапе требуется организационный механизм.
По мнению одних ученых, в рамках механизма мы должны вести речь о сложной системе элементов, обладающих структурно-функциональными параметрами, целевыми характеристиками, качественно взаимодействующих между собой на основе определенных принципов [3]. Однако в настоящее время наличествуют не связанные между собой структурно-функциональными параметрами элементы (органы внутренних дел и общественные объединения), имеющие стремление к взаимодействию для достижения общей целевой направленности (противодействию коррупции).
В связи с указанными противоречиями другие авторы считают, что поскольку механизм реализации задач взаимодействия является весьма разноплановым понятием, включающим в себя экономическую, политическую, техническую и другие сферы, при его исследовании основное внимание необходимо обращать на проблемы организации взаимодействия, а именно на формирование организационного механизма, который включает в себя три основных компонента: организацию процесса функционирования; организацию структурного построения; формиро-
вание организационных условий, необходимых для эффективного функционирования первых двух компонентов [9]. Реальным инструментом повышения эффективности деятельности органов внутренних дел является совершенствование управления [2]. От решения организационно-управленческих вопросов зависит реализация социальной сущности органов внутренних дел, постановка задач, определение их форм и методов достижения, оценка достигнутого.
Однако одними организационными мерами «механизм» невозможно завести, для этого необходимы правовые рычаги его взвода. Поэтому целесообразно говорить об организационно-правовом механизме, сущность и элементы которого наиболее точно отражает следующее определение: «Под организационно-правовым механизмом обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (в правовом смысле) следует понимать сложную, целостную, многостороннюю и многоуровневую систему статистических и динамических элементов (организационно-правовых средств), имеющих свое функциональное предназначение, с помощью которых осуществляется целенаправленное результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации (охраны и защиты) конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного их функционирования (в том числе взаимодействия) с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод)» [5]. Мы согласны с автором данного определения в том, что организационно-правовой механизм состоит из статических и динамических элементов. Основу статических элементов составляет право, духовность и нравственность, т. е. потенциал всего общества: культурно-историческое наследие и духовно-нравственные основания многонационального российского народа. Динамическая сторона отражает процедуру функционирования статических элементов. Коррупция является непреодолимым препятствием использования людьми социальных благ, в связи с чем условием функционирования системы воздействия на общественные отношения для обеспечения прав и свобод граждан является выстраивание коммуникации между органами внутренних дел и общественными объединениями.
Таким образом, организационно-правовой механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере противодействия коррупции представляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов взаимодействия, целенаправленно используемых
принципов, форм и методов, а также ресурсов взаимодействия на различных уровнях и этапах достижения результата и критериев его оценки (с точки зрения социальной полезности). Он должен обеспечивать эффективное решение основных задач противодействия коррупции, в число которых входят, прежде всего, профилактика коррупции, борьба с коррупцией и минимизация последствий коррупционных преступлений и правонарушений.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 31 декабря 2015 г. Указом Президента Российской Федерации № 683, называется одна из главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики — сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [1]. Борьба с коррупцией возведена на уровень стратегических задач по обеспечению экономической безопасности страны, и достижение этой цели видится во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества.
По мнению некоторых авторов, справиться с этой угрозой невозможно паллиативными средствами, через «усиление» работы регулирующих и правоохранительных структур. Необходимы решительные, системные меры, способные дать моментальный устрашающий эффект. Для их реализации должна быть создана межведомственная комиссия с участием представителей силовых структур и СМИ (с целью максимального резонанса в публичной сфере) [4]. На современном этапе формирования отношений государства и общества в сфере противодействия коррупции направление усилий на организацию взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в достижении положительных для общества результатов должно быть организовано в форме социального партнерства (с разработкой передовых социальных технологий).
Организационно-правовой механизм взаимодействия органов внутренних дел представляет собой системное явление, в связи с чем ему свойственна определенная структура, формируемая современными социальными технологиями гармонизации и взаимосвязи ее элементов. Формируемые социальные технологии должны рассматриваться как развивающиеся, гибкие системы: не жесткие неизменные рациональные конструкции, а трансформирующиеся в зависимости от динамики социальных отношений, уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей, степени реализации интересов людей [6].
Некоторые ученые видят построение методологических стратегий совершенствования управления в подчинении процесса проектирования
социальных технологий поиску гибких государственных организационных структур, способных оперативно реагировать на происходящие социальные изменения. Здесь важно использовать не только механические или органические формы организации, но и смешанные «органико-меха-нические» формы, отличающиеся, например, более высокой концентрацией специалистов и большим числом функциональных органов; наличием значительного количества горизонтальных связей и взаимозависимостью задач; меньшей централизацией процесса принятия решений и т. д. [6]. Эффективность организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями видится в организации гибких организационных управленческих структур — общественных советов. В настоящее время общественные советы, обладая высоким организационным потенциалом установления коммуникаций с общественными объединениями, не в полной мере реализуют свои возможности.
Таким образом, к основным элементам организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции следует отнести:
1. Совокупность взаимосвязанных субъектов взаимодействия, действующих в рамках гибких организационных управленческих структур при посредничестве общественных советов органов внутренних дел. В такие структуры со стороны ОВД могут входить подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, по связям с общественностью, следственные подразделения, со стороны гражданского общества — СМИ, общественные объединения, специализирующиеся на борьбе с коррупцией.
2. Целенаправленно используемые общие и специальные принципы взаимодействия.
В качестве общих принципов организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, по нашему мнению, целесообразно рассматривать такие принципы, как научная обоснованность, плановость, законность, полномочность, единство целей и задач, целевая направленность, общность интересов, взаимная заинтересованность, взаимопомощь, равенство (паритетность), адаптивность (гибкость), оптимальность.
К группе специальных принципов взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере противодействия коррупции следует отнести: непрерывность и систематичность, комплексность и системность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, коллегиальность в выработке совместных решений, социальное партнерство, взаимная ответственность.
S
н и о X
л
<
ы н
к
£
»S о X
л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а
С
<
ЬЙ S н
ЬЙ <
а С
к S а О ы е-
61
S
н и
0
1
J3 <
ы н
к
£
»S
0
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а
С
<
ЬЙ S н
ЬЙ <
а С
К S а О ы е-
62
3. Формы и методы взаимодействия, основанные на социальном партнерстве: общественное обсуждение и экспертиза нормативно-правовых актов, обмен информацией, совместное обсуждение проблемных вопросов, современные технологичные проекты: «Активный гражданин», «Сердитый гражданин» (г. Москва), «Народный контроль» (Республика Татарстан), «Наш Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург), «За честные закупки» (Общероссийский народный фронт), форум активных граждан «Сообщество» (Общественная палата РФ), а также «горячие линии» Общественной палаты РФ, различных организаций правозащитной и правоохранительной направленности.
4. Ресурсы взаимодействия, которые могут быть мобилизованы для достижения поставленной общей цели: нормативно-правовые, кадровые, организационные, материальные, технические, социальные, информационные.
5. Критерии оценки взаимодействия (с точки зрения социальной полезности): обеспечение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина; неподкупность должностных лиц; действенность общественного контроля; транспарентность (ясность, основанная на доступности информации) деятельности органов внутренних дел, их должностных лиц; динамика снижения показателей уровня коррупции; динамика повышения уровня антикоррупционной гражданской активности; уровень доверия граждан к органам власти и т. д.
Как отмечают отдельные авторы, гражданская активность может способствовать отказу чинов-
Список литературы:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности ОВД (опыт системного исследования): монография. СПб., 1998.
3. Алиуллов Р.Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.
4. Банкир А. Лебедев: Снимут с нас санкции — чиновники опять начнут воровать и прятать все на Западе // Комсомольская правда. Фед. вып. от 18.02.2016. URL: http://www. dv.kp.ru/daily/26495.4/3363640/ (дата обращения: 28.04.2016).
5. Киричёк Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов граж-
ников, предпринимателей и граждан от коррупционной практики. Для этого предлагается:
— сформировать коалиции гражданского общества, бизнеса и правительства для противодействия коррупции, в рамках которых должны разрабатываться концепции и стратегии российских реформ в условиях ответственности друг перед другом;
— создать институциональную базу противодействия коррупции (через интересы граждан и государственную политическую волю);
— разработать антикоррупционные программы и проекты, сопровождающиеся проведением социологических, экономических и политических исследований, стратегическим прогнозированием и планированием;
— включить моральные и нравственные категории в оценки деятельности государства, бизнеса и некоммерческой сферы;
— провести комплекс мероприятий по предотвращению формирования новых рынков коррупционных услуг и перемещения их финансовых потоков [7].
Мы ограничились рассмотрением отдельных элементов организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции. Выбранные элементы являются основными, каждый из них, в свою очередь, имеет сложную структуру и требует особого изучения с целью выявления закономерностей для организации взаимодействия субъектов.
данского общества в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.
6. Коробов В.Б. Социальные технологии в современном государственном управлении (вопросы теории, методологии, практики): дис. ... д-ра соц. наук. М., 2002.
7. Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия: монография. М, 2012.
8. Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. М., 2012.
9. Рашевский Ю.М. Обеспечение экономической безопасности Дальневосточного региона: организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с органами налоговой полиции: монография. Хабаровск, 2002.
E-mail: [email protected]