Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования эффективного механизма противодействия коррупции в России'

Актуальные вопросы формирования эффективного механизма противодействия коррупции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CORRUPTION / MECHANISM OF COOPERATION / STATE AUTHORITIES / CIVIL SOCIETY / CIVIL SOCIETY GROUPS / BRANCHES AND BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашевский Ю.М., Саетгараев В.Ф.

В статье приводится анализ современного состояния и тенденций противодействия коррупции в России, субъектов, участвующих в этой деятельности, и предлагаются пути формирования механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Problems in Putting Together a Workable Mechanism to Combat Russian Corruption

The authors review the progress of and trends in Russia’s struggle against corruption. A detailed explanation is offered of exactly who is in charge of this struggle. Proposals are also put forward on how branches and bodies of the Ministry of Internal Affairs can join hands with civil society groups in battling and eradicating corruption.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования эффективного механизма противодействия коррупции в России»

Ю.М. РАШЕВСКИИ,

старший преподаватель кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент

В.Ф. САЕТГАРАЕВ,

слушатель* 2 факультета (Академия управления МВД России)

Yu.M. RASHEVSKY,

Senior Lecturer of the Department of Theory and Sociology of Police Management,

Candidate of Law, Associate Professor

V.F. SAYETGARAYEV,

Student** of Faculty 2 (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 328.185

Актуальные вопросы формирования эффективного механизма противодействия коррупции в России

Current Problems in Putting Together a Workable Mechanism to Combat Russian Corruption

В статье приводится анализ современного состояния и тенденций противодействия коррупции в России, субъектов, участвующих в этой деятельности, и предлагаются пути формирования механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции.

Коррупция, механизм взаимодействия, органы государственной власти, гражданское общество, общественные объединения, органы внутренних дел.

The authors review the progress of and trends in Russia's struggle against corruption. A detailed explanation is offered of exactly who is in charge of this struggle. Proposals are also put forward on how branches and bodies of the Ministry of Internal Affairs can join hands with civil society groups in battling and eradicating corruption.

Corruption, mechanism of cooperation, state authorities, civil society, civil society groups, branches and bodies of the Ministry of Internal Affairs.

Одним из ключевых факторов благополучия государства и общества в целом является экономическое развитие. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. [8] указывает, что коррупция является препятствием для развития России. Она представляет системную угрозу национальной безопасности и требует консолидации ресурсов государственных и общественных институтов.

Мы разделяем точку зрения В.В. Астанина о том, что методологическую базу взаимодействия

Ранее - заместитель начальника отдела Информационного центра МВД по Республике Татарстан.

гражданского общества с органами государственной власти в противодействии коррупции можно рассматривать через организацию общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, общественные слушания по различным проблемам. Такие меры могут реализовать любые некоммерческие организации независимо от сферы их деятельности, и они направлены не только на достижение эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов, но и на взаимодействие с ними [9].

' Formerly - Deputy Section Head at the Data Center of the Branch of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Tatarstan.

2 J3 H

и о X

л

<

и

H

к

:|S

о X

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

са <

а С

К

s

X

и <

са <

а

и <

ш О а С

37

Таблица

Количество преступлений коррупционной направленности, выявленных субъектами учета

Год СК РФ ОВД РФ ФСИН России ФСБ России ФССП России

2013 1 110 37 342 0 46 1

2014 669 26 948 197 1 298 198

2015 933 26 033 211 1 834 205

2 Л

н и

0

1

л

<

и н к

:|5

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о

0

са <

а С

К S

1

и <

м

<

а

и <

ш О а С

38

Кроме того, считаем необходимым отметить, что основой механизма противодействия коррупции являются организационные и правовые аспекты. Относительно частное направление взаимодействия гражданского общества с государственными органами в области противодействия коррупции определено указами Президента Российской Федерации в связи с проверкой полноты и достоверности представляемых государственными служащими и их ближайшими родственниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Речь идет о вспомогательной роли в обеспечении профилактики коррупции со стороны политических партий, общероссийских общественных объединений, Общественной палаты Российской Федерации, а также общефедеральных средств массовой информации (далее — СМИ). Такие элементы общественного контроля имеют целевое назначение для выявления полноты декларируемых доходов и их соотношения с расходами [9].

Сложность решения проблемы видится в отсутствии эффективного организационно-правового механизма объединения усилий ключевых субъектов противодействия коррупции. В нашей стране функционируют специальные федеральные органы государственной власти (Следственный комитет, МВД, ФСБ и т. д.), для которых борьба с коррупцией является одним из направлений служебной деятельности. Основную нагрузку в этой деятельности несут на себе органы внутренних дел (табл.) [14].

По мнению Ю.Г. Наумова, корруптологи-ческий анализ с позиций органов внутренних дел имеет для России очень большое значение: с одной стороны, именно органы внутренних дел должны играть роль одного из наиболее активных субъектов антикоррупционной политики; с другой — правоохранительные органы сами в определенной степени поражены коррупцией [12]. В некоторых случаях органы внутренних дел как социальный институт, близко находящийся к населению, воспринимается им как источник коррупции.

Тем не менее, важным субъектом противодействия коррупции являются институты граж-

данского общества, среди которых наибольшую активность проявляют общественные объеди-нения1, многие из которых заявляют о борьбе с коррупцией в качестве своей основной деятельности. Участие в противодействии коррупции институтов гражданского общества в качестве субъектов данной деятельности предусмотрено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4]. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами закреплено данным законом в качестве принципа противодействия коррупции. Кроме того, Национальной стратегией противодействия коррупции [6] коррупция признана одной из системных угроз безопасности Российской Федерации, и противодействие ей обеспечивается участием институтов гражданского общества в качестве одного из главных направлений борьбы. В этой связи эффективным механизмом противодействия коррупции является сотрудничество органов внутренних дел и общественных объединений.

Неэффективность мер осуществляемой антикоррупционной политики государства проявляется в серьезных коррупционных преступлениях на самом высоком уровне и выражается в несоразмерности наказания за них. Выявление подобных фактов проявления коррупции одобрительно принимается обществом, организация борьбы показывается с положительной стороны, однако в ряде случаев причиненный ущерб должностными лицами либо не возмещается, либо не сопоставим с возмещенным.

Общественное возмущение такой антикоррупционной политикой выразилось в критике Президентом РФ В.В. Путиным в 2013 г. на заседании Совета по противодействию коррупции либерализации наказаний за коррупционные правонарушения, не дающей нужных результатов. Толь-

1 Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ, «Общероссийский народный фронт», «Национальный антикоррупционный комитет», «Ассоциация адвокатов России за права человека», Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», «Комитет гражданских инициатив» и др.

ко 8 % взяточников получили реальные сроки лишения свободы. Большинство же приговорены к штрафам, которые не выплачивают, находя разные лазейки. Политика государства в борьбе с коррупцией должна быть основана на принципе неотвратимости наказания за такие правонарушения [13]. Как отмечает Б.Я. Гаврилов, формированию в последние годы такой, нередко негативной, практики назначения наказания способствовали следующие обстоятельства [11].

Во-первых, это исключение Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [2] из санкций абсолютного большинства преступлений средней тяжести и части тяжких преступлений нижних пределов наказания в виде лишения свободы, что привело к разрыву до 30 раз и даже более между верхним и нижним пределами размеров уголовного наказания в виде лишения свободы за совершение схожих по категории тяжести видов преступлений.

Последующие изменения уголовно-правовых норм Федеральным законом от 28 декабря 2008 г. № 280-ФЗ [3] увеличили этот разрыв до 40—60 раз. Например, за совершение тяжких преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях суд может назначить наказание в виде лишения свободы на срок от двух месяцев (минимальный срок лишения свободы, установленный ст. 56 УК РФ) до десяти и семи лет соответственно [1, ч. 2 ст. 201, ч. 3 ст. 204].

И наконец Федеральным законом от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [5] были сняты ограничения нижнего предела уголовного наказания в виде лишения свободы еще из 68 составов преступлений, в том числе за отдельные виды особо тяжких преступлений (например, ч. 3, 4 ст. 111 УК РФ): данный разрыв достиг 90-кратной величины.

Разнонаправленные тенденции государственной политики усиления борьбы с коррупционной преступностью и либерализацией санкций порождают негативное отношение общества к официально заявляемым тезисам усиления противодействия коррупции. Данные обстоятельства серьезно ослабляют эффективность участия общества в противодействии коррупции, которая выступает системным основанием для других вызовов и угроз безопасности личности, общества и государства, таких как организованная и миграционная преступность, экстремизм и терроризм, загрязнение окружющей среды и т. д.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 15 марта 2016 г. на расширенном заседании коллегии МВД России отметил снижение числа преступлений коррупционной направленности,

выявленных подразделениями МВД, дав указание проанализировать эту ситуацию для оценки достижений в данном направлении. Следует отметить, что была сформулирована цель противодействия коррупции: оздоровление ситуации в экономике и повышение доверия к органам власти. По словам Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева, на фоне общего сокращения количества выявляемых фактов взяточничества увеличилось количество выявляемых взяток в крупных и особо крупных размерах, таким образом, акцент делается на более глубокую работу в данном направлении [10].

Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы (далее — Национальный план), утвержденным 1 апреля 2016 г. Президентом РФ [7], среди основных мероприятий определено повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанная задача является одним из основных направлений противодействия экономической преступности для органов внутренних дел. Оценивая участие общественных институтов в противодействии коррупции в различных направлениях, необходимо отметить, что наиболее часто с их помощью выявляются различные схемы хищений бюджетных средств при организации закупок для государственных нужд, которые публикуются в СМИ. Правоохранительные органы, призванные бороться с коррупцией, не всегда реагируют на публикации в СМИ, вследствие чего не видна реакция правоохранительных органов на вскрывшийся коррупционный факт, а также отсутствует обратная связь, выражающаяся в результатах принятых мер. Именно здесь, по нашему мнению, просматривается важная роль общественных объединений, когда органам государственной власти необходимо оказать помощь в мониторинге и систематизации нужной информации в рамках взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, подчеркивая необходимость совместного решения сложных задач, мы наблюдаем определенные противоречия в направленности деятельности взаимодействующих сторон: органы внутренних дел заинтересованы в возбуждении уголовных дел и направлении их в суд как в одном из основных показателей работы, общественные объединения - в профилактике коррупционных проявлений и устранении их условий.

Для преодоления этих противоречий необходимо провести системный анализ, на основе которого сопоставить цели организаций, призванных к взаимодействию, сделать упор в работе на профилактические мероприятия, однако это требует уже институциональных реформ государственных органов. В этой связи нами предла-

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

о X

Л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

39

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

0

1

Л

<

и н S

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

аз <

а

и <

ш О а С

40

гается новая модель механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений. Ядром решения этой проблемы, по нашему мнению, является именно взаимодействие на основе понимания его сущности и накопления совместного опыта противодействия коррупции. Общественные объединения аккумулируют достаточно большой объем информации о фактах, причинах, условиях, лицах, имеющих отношение к коррупции, однако существуют барьеры, прежде всего административные, предания их гласности. Учитывая, что правовая регламентация противодействия коррупции находится в удовлетворительном состоянии, основным вектором преодоления административных барьеров в этом направлении представляется совершенствование ее организации.

По нашему мнению, важные задачи решаются только при реализации эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественности. В качестве успешного примера можно привести опыт Республики Татарстан, где эти механизмы обеспечены посредством ряда мер: включение представителей общественности в проводимые контролирующими органами проверки, ежегодная организация журналистского конкурса «СМИ против коррупции» и социологических опросов граждан о распространенности, формах коррупции и наиболее пораженных ей сферах [9].

Одной из важных задач СМИ при построении партнерских отношений с общественными объединениями для противодействия коррупции является формирование положительного образа и повышение доверия общества к органам внутренних дел с целью преодоления тенденции сбора и публикации скандальной информации, направленной на повышение рейтинга СМИ.

На наш взгляд, причина социальной неудовлетворенности населения решением проблемы видится в несовершенстве организационных мероприятий взаимодействия субъектов противодействия коррупции, в их разной целевой направленности, отсутствии диалога, сложившихся традиций, хотя стороны имеют хороший потенциал полномочий, знаний и умений в противодействии исследуемой угрозы. При объединении усилий появляется возможность сформировать эффективный механизм противодействия коррупции. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 30.03.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации:

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества, являющееся одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, и сотрудничество с правоохранительными органами, являющееся обязательной мерой по предупреждению коррупции [4].

Национальным планом Министерству внутренних дел Российской Федерации, помимо традиционных задач по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на предотвращение хищения средств, выделяемых из федерального бюджета, государственного и муниципального имущества, выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо организованными группами, поставлена новая задача по выявлению фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, в том числе при осуществлении международных коммерческих сделок.

Одним из способов достижения социальной удовлетворенности, решения традиционных и новых задач в сфере противодействия коррупции мы считаем построение эффективного организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции, основанного на общности целевой направленности, совместном сборе, анализе и обмене значимой информацией, путем:

— объединения усилий органов внутренних дел и общественных объединений в противодействии коррупции на принципах партнерских отношений (независимости, самостоятельности сторон);

— отражения в Национальном плане принципов, конкретных целей и задач совместной деятельности МВД России и общественных объединений;

— разработки и принятия Концепции взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848. 3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Ор-

ганизации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 28 декабря 2008 г. № 280-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6235.

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 11. Ст. 1495.

6. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

7. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы: Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 // СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 1985.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // СПС КонсультантПлюс.

9. Астанин В.В. Об эффективных механизмах взаимодействия государства с гражданским

обществом в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2011. № 4.

10. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел 15 марта 2016 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/51515 (дата обращения: 16.03.2016).

11. Гаврилов Б.Я. Актуальные проблемы формирования уголовно-судебной политики при назначении наказания: сб. матер. науч.-практич. конф. / под ред. А.В. Бриллианто-ва и Ю.Е. Пудовочкина. М., 2015.

12. Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция в системе экономических институтов постсоветской России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7.

13. Путин: смягчение наказаний за коррупцию не помогло. Давайте ужесточим. URL:http:// www.odnako.org/blogs/putin-smyagchenie-nakazaniy-za-korrupciyu-ne-pomoglo-davayte-uzhestochim/ (дата обращения: 25.01.2016).

14. Состояние преступности России за январь — декабрь 2013, 2014, 2015 гг.: стат. сб. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/1057317/ (дата обращения: 01.04.2016).

E-mail: vilson78@list.ru

2 •а н и о X

л

<

и н к

:'5 О X

Л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.