Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в противодействии коррупции'

Роль средств массовой информации в противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9458
1103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / MASS MEDIA / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / COMBAT CORRUPTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голубовский Владимир Юрьевич, Синюкова Татьяна Николаевна

Коррупционные проявления наносят серьезный ущерб имиджу Российской Федерации, поэтому противодействие коррупции носит государственный характер. Авторами показана роль средств массовой информации как институтов гражданского общества в решении данной проблемы. Выявлена необходимость нормативно-правового закрепления реагирования органов правопорядка на сведения, появляющиеся в средствах массовой информации и сети Интернет по коррупционным правонарушениям. Авторами разработаны условия повышения эффективности средств массовой информации в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of media in combating THe corruption

The manifestations of corruption damage the image of the Russian Federation, so the issue of combatting the terrorism is of state significance. The authors reveal the role of mass media as civil society institutions, its specificity in dealing with the problem. The authors educe the necessity of regulatory basis of law enforcement agencies’ response at the information on the corruption that mass media and the Internet contain. The authors developed the conditions of increasing the effectiveness of mass media in combatting the corruption.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в противодействии коррупции»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

В.Ю. Голубовский, Т.Н. Синюкова

Аннотация. Коррупционные проявления наносят серьезный ущерб имиджу Российской Федерации, поэтому противодействие коррупции носит государственный характер. Авторами показана роль средств массовой информации как институтов гражданского общества в решении данной проблемы. Выявлена необходимость нормативно-правового закрепления реагирования органов правопорядка на сведения, появляющиеся в средствах массовой информации и сети Интернет по коррупционным правонарушениям. Авторами разработаны условия повышения эффективности средств массовой информации в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: средства массовой информации, институты гражданского общества, противодействие коррупции.

THE ROLE OF MEDIA IN COMBATING THE CORRUPTION

V. Golubovskiy, T. Sinyukova

Abstract. The manifestations of corruption damage the image of the Russian Federation, so the issue of combatting the terrorism is of state significance. The authors reveal the role of mass media as civil society institutions, its specificity in dealing with the problem. The authors educe the necessity of regulatory basis of law enforcement agencies' response at the information on the corruption that mass media and the Internet contain. The authors developed the conditions of increasing the effectiveness of mass media in combatting the corruption.

Keywords: mass media, civil society institutions, combat corruption.

Коррупционные проявления на сегодняшний день являются мощным барьером на пути развития национальной экономики, наносят серьезный ущерб имиджу Российской Федерации, порождают недоверие со стороны гражданского общества, стремятся не только к государственной власти и установлению контроля над ней, но и к негативному изменению права [1, с.336]. В связи с этим проблема противодействия коррупции приобрела актуальность и поистине общегосударственный характер. Хотелось бы отметить, что в нашей стране проделана колоссальная работа:

- разработаны, приняты и вступили в силу базовый Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- специальные изменения внесены в федеральное законодательство по вопросам государственной и муниципальной службы, парламентской деятельности и многим другим;

- в стране сформирован и выполняется Национальный план противодействия коррупции.

Россия присоединилась к:

- Конвенции Объединенных Наций (UNCAC) против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., подписанной от имени Российской Федерации в г. Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 г.;

- Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в г. Страсбурге 27 января 1999 г., тогда же подписанной от имени РФ (обе названные конвенции ратифицированы РФ в 2006 г.).

Кроме того, 1 февраля 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» и т.д.

Но, несмотря на усилия государства, значительное число исследований, приходится констатировать, что, к сожалению, не все проблемные вопросы изучены. В частности, к ним можно отнести то, что российское гражданское общество еще не сказало своего

веского слова и не показало свой истинный потенциал.

На данный момент тезис о том, что в отрыве от институтов гражданского общества государственная власть не сможет решить проблему борьбы с коррупцией, стал аксиомой. Данную позицию поддерживают большинство ученых и специалистов данной сферы [2, с.48-53].

Вместе с тем, антикоррупционное законодательство, на наш взгляд, предоставляет широкие возможности для участия институтов гражданского общества в решении данного вопроса, и именно их деятельность выходит на первые позиции. Особое место здесь, по нашему мнению, принадлежит средствам массовой информации (далее — СМИ), так как они имеют доступ к различной информации, в том числе и о коррумпированности в сферах общественной жизни, таким образом, являясь наиболее эффективным контролирующим инструментом. При этом они способны оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для определенного поведения [3, с.148].

В Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в частности в ст. 2, говорится, что под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средствами массовой информации понимаются

периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма,

кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [4].

Стоит отметить, что при всей значимости средств массовой информации в борьбе с коррупцией практика показывает, что их деятельность носит преимущественно разоблачительный характер. Нет четко выработанной политики в данной области, вследствие чего средства массовой информации являются неэффективным ресурсом в борьбе с коррупцией, а они, на наш взгляд, должны таким стать. В частности, средства массовой информации в антикоррупционной деятельности могли бы:

- просвещать граждан и чиновников о возможных сферах и формах проявления коррупции (повышать уровень правосознания). Тем самым средства массовой информации привлекут аудиторию, усилят общественную

поддержку, увеличат доходы от рекламы; обществу откроются скрытые механизмы проявления коррупции, что будет мешать ее дальнейшему развитию;

- организовывать коммуникацию гражданина, государственного служащего, представителей бизнеса, предоставляя площадку для публичного обсуждения; приводить способы и примеры исключения коррупционной практики из деятельности всех субъектов общества;

- описывать положительный опыт и освещать практику борьбы с коррупцией в регионах Российской Федерации;

- просвещать общество о методах успешного противодействия коррупции в зарубежных странах и сравнивать применимость этих способов в современной российской действительности;

- проводить обширные мониторинговые, социологические, юридические исследования в данной области с обязательным опубликованием результатов и предложений по их устранению;

- способствовать выделению финансирования со стороны бизнеса и государства для борьбы с коррупцией;

- содействовать открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и бизнеса, которые снижают коррупцию в целом и др. [5, с.35].

Представляется, что на сегодняшний день данная политика отсутствует или выполняется частично, так как финансируется органами государственной власти разного уровня. Важно отметить, что при таких условиях актуальность приобретают независимые средства массовой информации. Так, Указом Президента РФ от 17.04.2012 № 455 «Об общественном телевидении в Российской Федерации» в целях оперативного, достоверного и всестороннего информирования граждан Российской Федерации о текущих событиях в области внутренней и внешней политики, культуры, образования, науки, духовной жизни и в других областях создан телеканал «Общественное телевидение России» в форме автономной некоммерческой организации (далее -Общественное телевидение) [6]. В соответствии с Уставом организации ее деятельность заключается в распространении и продвижении идей гражданского общества, в том числе путем информирования российской аудитории о событиях в стране и за рубежом посредством осуществления телевизионного вещания [7]. Следует подчеркнуть, что вещание осуществляется в прямом эфире, что позволяет открыто и по существу обсуждать острые

проблемы, в том числе связанные с противодействием коррупции.

По мнению Ю.А. Тихомирова и ряда ученых, роль средств массовой информации в противодействии коррупции видится также в том, что законодательством установлена обязанность для целого ряда органов государственной власти по мониторингу публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции.

Указанное обстоятельство будет

способствовать совершенствованию механизмов противодействия коррупции и, в конечном итоге, повысит доверие общества к органам государственной власти.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что для увеличения роли и эффективности антикоррупционной

деятельности основополагающим фактором должна стать независимость средств массовой информации от органов государственного управления и власти; нормативно-правового закрепления реагирования органов правопорядка на сведения, появляющиеся в средствах массовой информации и сети Интернет по коррупционным правонарушениям. В продолжение отметим, что роль средств массовой информации в борьбе с коррупцией является ключевой. Чиновники и правоохранительные органы должны обращать внимание на материалы о коррупции в прессе и проверять их. «Мы обязаны, начиная от президента и заканчивая сельским старостой, реагировать на публикации в средствах массовой информации». Притом что «презумпцию невиновности никто не отменял» и что нельзя считать чиновника коррупционером, пока его вина не доказана. Ответственность за информацию, появляющуюся в прессе, должна быть взаимной [8].

Следует обратить внимание на то, что огромную роль в противодействии коррупции на сегодняшний день играет виртуальное Интернет-пространство, так как большое количество расследований независимого характера в области коррупционной деятельности проводится на ряде специальных ресурсов и сайтов. Эта разновидность средств массовой информации и коммуникации остается, на наш взгляд, единственно независимой от внешнего вмешательства и представляет обществу достаточно объективную информацию по вопросам коррупции. Объективность, неограниченные возможности в

распространении информации и свободного доступа граждан к ресурсам и общению между пользователями способствуют формированию

гражданского общества, антикоррупционного, правового сознания и морально-этических норм современных россиян. Не стоит забывать, что главной целью противодействия коррупции должно стать снижение ее до такого уровня, при котором не будут создаваться угрозы для развития государства, экономики и общества, отмечает в своем исследовании Н.Н. Маршакова [9, а67-71]. Так, информационная открытость является решающим фактором в противодействии коррупции. Средства массовой информации могут изменить существующее сознание и отношение общества к коррупции на уровне негативного восприятия этого отрицательного явления.

Если обратиться к статистике, то Российская Федерация занимает 153 место из 175 позиций по уровню свободы слова в мире. Это говорит о том, что современная государственная система Российской Федерации имеет большой уровень закрытости от общественного контроля, утаивания правды [10]. Как справедливо отмечает Э.З. Идрисов, средства массовой информации являются незначительным ресурсом, хотя они должны являться основой в продвижении антикоррупционных стратегий в современном российском обществе и базироваться на принципах [11, с.155]:

- всеобщей открытости и доступности информации;

- достоверности получаемой информации;

- обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- свободного доступа и права на получение, поиск и передачу информации и защиту права на нее;

- осуществления постоянного гражданского контроля за деятельностью государственных органов.

Важным, на наш взгляд, является и то, что вся деятельность средств массовой информации должна осуществляться в рамках правового поля. Поэтому мы считаем, что для повышения эффективности средств массовой информации в борьбе с коррупцией необходимо выполнение следующих условий:

- выработать меры и нормативно закрепить обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и управления;

- законодательно закрепить способы взаимодействия СМИ и органов государственной власти в вопросах антикоррупционной политики;

- определить рамки полномочий СМИ в антикоррупционных экспертизах и расследованиях, а также правила их

взаимоотношений с правоохранительными органами и доступа к информации о коррупции;

- определить порядок участия в антикоррупционной экспертизе нормативно-правового законодательства;

- нормативно определить возможности СМИ проводить самостоятельные журналистские расследования;

- внедрить систему повышения профессионального уровня СМИ в вопросе коррупции;

- принять меры по избавлению от коррупции в самих средствах массовой информации;

- активно включать в антикоррупционную деятельность блогосферу и активистов;

- повысить и обеспечить уровень безопасности представителей СМИ;

- разработать принципы поведения СМИ в антикоррупционной деятельности.

Таким образом, исследование проблем антикоррупционного воздействия СМИ в современных российских условиях будет повышаться, но мы считаем, что основной акцент будет смещаться от телевизионных и печатных изданий в сторону Интернет-сообщества и блогосферы.

Литература:

1. Синюкова Т.Н. Понятие и подходы к содержанию коррупции / Т.Н. Синюкова // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - № 1(29). - С. 336.

2. Билоус Е.Н., Васильев Н.Н., Харченко С.В. К вопросу об организации взаимодействия органов внутренних дел и их оперативных подразделений с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции / Е.Н. Билоус, Н.Н. Васильев, С.В. Харченко // Труды Академии управления МВД России. - 2011. - № 2. - С. 48-53.

3. Никодимов И.Ю. Место и роль средств массовой информации в механизме реализации информационно-коммуникативной функции государства / И.Ю. Никодимов // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 8. - С. 148.

4. Официальный сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.rU/popular/smi/42_1.html#p42

5. Тихомиров Ю.А. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, А.В. Сороко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013. - С. 35.

6. Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 455 «Об общественном телевидении в Российской Федерации» - Российская газета. - 2012. - № 86.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.09.2012 № 1679-р СЗ РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5185).

8. Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://er.ru/news/2012/3/22/medvedev-zayavlyaet-o-ЫуиЛеуо^гоИ^тьу-ЬогЬе^-коггираеУ

9. Маршакова Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах / Н.Н. Маршакова. -Российская юстиция. - 2010. - № 11. - С. 67-71.

10. Львов С.В., Баскакова Ю.М. Индекс свободы слова в российских регионах [Электронный ресурс] / С.В. Львов, Ю.М. Баскакова. - Режим доступа: http://www.gazetaprotestant.ru/2012/08/indeks-svobody-slova-v-rossij skix-regionax/

11. Идрисов Э.З. Средства массовой информации в системе антикоррупционной политике современной России: дис ... канд. политических наук: 23.00.02 / Идрисов Эдуард Зиннурович. - Пятигорск, 2013. - С. 155.

Сведения об авторах:

Голубовский Владимир Юрьевич (г. Москва, Россия), доктор юридических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского.

Синюкова Татьяна Николаевна (г. Москва, Россия), аспирантка Московского государственного университета технологий и управления К. Г. Разумовского , кафедра теории и истории государства и права, e - mail: tati1385@mail.ru

Data about the authors:

V. Golubovskiy (Moscow, Russia), doctor of law, full professor, professor at the Department of Theory and History of State and Law of Moscow State University of Technologies and Management named after K. Razumovskiy.

T. Sinyukova (Moscow, Russia), graduate student of Moscow State University technologies and managements K. G. Razumovsky's, Department of theory and history of state and law, e-mail: tati 1385@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.