Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ПОЛОСАМ ДЛЯ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ПОЛОСАМ ДЛЯ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация дорожного движения / осуществление дорожного движения / полоса для маршрутных транспортных средств / Правила дорожного движения Российской Федерации / правовое регулирование / organization of road traffic / implementation of road traffic / lane for route vehicles / Traffic rules of the Russian Federation / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Юрьевич Якимов

В статье исследуются правовая основа и практика организации и осуществления дорожного движения по полосам для маршрутных транспортных средств. Проводится сравнительно-правовой анализ изменений соответствующих положений Правил дорожного движения Российской Федерации, рассматриваются особенности практики организации и осуществления данного дорожного движения в г. Москве. На основании результатов проведенного анализа обосновываются выводы о целесообразности внесения определенных коррективов в Правила дорожного движения Российской Федерации и формулируются конкретные предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS AND PRACTICE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF ROAD TRAFFIC ON LANES FOR ROUTE VEHICLES

The article examines the legal basis and practice of the organization and implementation of traffic on lanes for route vehicles. A comparative legal analysis of changes in the relevant provisions of the Traffic Rules of the Russian Federation is carried out, the peculiarities of the practice of organizing and implementing this traffic in Moscow are considered. Based on the results of the analysis, conclusions are substantiated about the expediency of making certain adjustments to the Traffic Rules of the Russian Federation and specific proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ПОЛОСАМ ДЛЯ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Научная статья УДК 342.9

© Якимов А.Ю., 2023

ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ПОЛОСАМ ДЛЯ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Александр Юрьевич Якимов

Российский Союз Автостраховщиков yakimovay@autoins.ru

Аннотация. В статье исследуются правовая основа и практика организации и осуществления дорожного движения по полосам для маршрутных транспортных средств. Проводится сравнительно-правовой анализ изменений соответствующих положений Правил дорожного движения Российской Федерации, рассматриваются особенности практики организации и осуществления данного дорожного движения в г. Москве. На основании результатов проведенного анализа обосновываются выводы о целесообразности внесения определенных коррективов в Правила дорожного движения Российской Федерации и формулируются конкретные предложения.

Ключевые слова: организация дорожного движения, осуществление дорожного движения, полоса для маршрутных транспортных средств, Правила дорожного движения Российской Федерации, правовое регулирование

Для цитирования: Якимов А.Ю. Правовая основа и практика организации и осуществления дорожного движения по полосам для маршрутных транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 17-22.

LEGAL BASIS AND PRACTICE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF ROAD TRAFFIC ON LANES FOR ROUTE VEHICLES

Alexander Yu. Yakimov

Russian Association of Motor Insurers yakimovay@autoins.ru

Abstract. The article examines the legal basis and practice of the organization and implementation of traffic on lanes for route vehicles. A comparative legal analysis of changes in the relevant provisions of the Traffic Rules of the Russian Federation is carried out, the peculiarities of the practice of organizing and implementing this traffic in Moscow are considered. Based on the results of the analysis, conclusions are substantiated about the expediency of making certain adjustments to the Traffic Rules of the Russian Federation and specific proposals are formulated.

Keywords: organization of road traffic, implementation of road traffic, lane for route vehicles, Traffic rules of the Russian Federation, legal regulation

For quotation: Yakimov A.Yu. Legal basis and practice organization and implementation of road traffic on lanes for route vehicles // Road Safety. 2023. № 3. P. 17-22.

Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [1] (далее - ПДД РФ).

За прошедшие 30 лет правовая основа организации и осуществления дорожного движения по полосам для маршрутных транспортных средств неоднократно изменялась.

Это касается как самих маршрутных транспортных средств и иных транспортных средств, допущенных к движению по данным полосам, так и правил движения по таким полосам, а также соответствующих дорожных знаков и дорожной разметки.

Проанализируем внесенные изменения в хронологической последовательности, обращая при этом внимание на коррективы других положений, которые предшествовали исследуемым изменениям, или осуществлялись одновременно с ними.

В первоначальной редакции ПДД РФ согласно абзацу первому п. 18.2 на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных информационно-указательными знаками 5.9, 5.10.1 -5.10.3, движение и остановка других транспортных средств на этой полосе были запрещены.

В соответствии с п. 1.2 указанной редакции ПДД РФ под «Маршрутным транспортным средством» понималось транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движу-

щееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

Что касается упомянутых дорожных знаков, то в первоначальной редакции Приложения 1 к ПДД РФ они имели следующее содержание:

5.9 «Полоса для маршрутных транспортных средств» - полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен, а при установке его справа от дороги - распространяется на правую полосу;

5.10.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» -дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств;

5.10.2 и 5.10.3 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».

Кроме того, в первоначальной редакции Приложения 2 к ПДД РФ под номером 1.23 была включена специальная горизонтальная разметка в виде буквы «А», обозначающая специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

Абзац второй п. 18.2 ПДД РФ содержал два положения, касающиеся других транспортных средств, которые сохранились неизменными до настоящего времени:

1) если полоса для маршрутных транспортных средств отделена от остальной проезжей части преры-

Безопасность до]

вистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее;

2) в этих местах разрешается также заезжать на данную полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Спустя 10 лет постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. № 595 в определение термина «Маршрутное транспортное средство» было внесено небольшое редакционное изменение: вместо «остановочных пунктов (остановок)» упомянуты «места остановок».

Затем согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 767 изменилась нумерация ряда дорожных знаков в Приложении 1 к ПДД РФ, причем раздел 5 стал именоваться иначе: «Знаки особых предписаний».

Это повлекло соответствующую коррекцию абзаца первого п. 18.2 ПДД РФ:

5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»;

5.13.1 и 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»;

5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 254 впервые было предусмотрено исключение из общего правила о запрете движения и остановки других транспортных средств на этой полосе.

Редакция абзаца первого п. 18.2 ПДД РФ была дополнена следующей оговоркой: «(за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси)».

Соответственно в определения дорожных знаков 5.11 и 5.14 также были включены упоминания о транспортных средствах, используемых в качестве легкового такси (Приложение 1).

Одновременно с установлением подобной преференции в отношении транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, ужесточены требования к ним путем внесения изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [2] (далее - Основные положения).

Так, в п. 5(1) Основных положений установлено, что указанное транспортное средство должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Более того, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (п. 11 Основных положений).

Через два года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 из-

>жного движения -

менена нумерация горизонтальной разметки, обозначающей специальную полосу для маршрутных транспортных средств: вместо номера 1.23 она имеет номер 1.23.1 (Приложение 2).

Отметим, что данное постановление представляет интерес и в связи с тем, что оно во многом посвящено правовому регулированию движения велосипедистов, о чем свидетельствуют следующие юридические новеллы.

Во-первых, в первоначальной редакции ПДД РФ термин «Велосипед» означал транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем (п. 1.2).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 содержание данного термина включает не только транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности («в частности» исключено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769) при помощи педалей или рукояток, но и транспортное средство, которое может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Приведенное дополнение может вызвать некоторые сомнения, так как наличие электродвигателя дает основание для отнесения указанной разновидности велосипеда к механическим транспортным средствам.

Однако с учетом установленных ограничений для мощности двигателя указанного велосипеда и его максимальной конструктивной скорости, сопоставимой со скоростью обычного велосипеда, не оснащенного электродвигателем, представляется логичным приравнять этот велосипед к обычному велосипеду [3].

Во-вторых, имеются и другие терминологические изменения, к которым относится включение в п. 1.2 ПДД РФ новых терминов: «Велосипедная дорожка» и «Полоса для велосипедистов».

В-третьих, в новой редакции изложен раздел 24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» ПДД РФ, а Приложение 1 дополнено такими дорожными знаками, как, например, 4.4.1 «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов» и 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. № 315 сохранилась та же тенденция (например, дорожный знак 4.4.1 теперь именуется только «Велосипедная дорожка» и одновременно добавлен новый знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов»).

При этом наиболее существенной новеллой является следующее дополнение абзаца первого п. 18.2 ПДД РФ: в порядке исключения запрет на движение и остановку на полосе для маршрутных транспортных средств не распространялся и на велосипедистов -в случае, если указанная полоса располагается справа (очевидно, что данная оговорка относилась только к велосипедистам).

Соответствующим образом дополнены и определения дорожных знаков 5.11 и 5.14, в которые также включены упоминания о велосипедистах (Приложение 1).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 1184 перечень анализируемых исключений, содержащийся в круглых скобках в абзаце первом п. 18.2 ПДД РФ, еще более расширен: на первое место поставлены школьные автобусы.

При этом в п. 1.2 ПДД РФ включен новый термин «Школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

В этой связи следует упомянуть о содержании ГОСТа 33552-2015 «Межгосударственный стандарт. Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний», который введен с 1 апреля 2017 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. № 662-ст [4] (далее - Межгосударственный стандарт).

Так, автобусы, максимальная конструктивная скорость которых превышает 60 км/ч, должны быть оборудованы устройством ограничения скорости (п. 2.2.1). При этом в соответствии с п. 8 Основных положений на указанных автобусах должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости».

В п. 2.2.2 - 2.2.4 Межгосударственного стандарта предусмотрено следующее обозначение рассматриваемого автобуса: 1) спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей»; 2) кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета; 3) на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» определенного размера.

Рассматриваемым постановлением Правительства Российской Федерации в очередной раз скорректирована редакция определений соответствующих дорожных знаков, причем изменена нумерация знака «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»: вместо номера 5.11 он имеет номер 5.11.1.

Обращает на себя внимание, что перечисление соответствующих транспортных средств в определениях знаков 5.11.1 и 5.14 (Приложение 1) отличалось от того, которое было установлено в п. 18.2 ПДД РФ.

В данных определениях после указания маршрутных транспортных средств упоминались велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси.

В 2018 году в рассматриваемый перечень исключений также вносились изменения: в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. № 156 и от 27 августа 2018 г. № 995 в него входили транспортные средства, которыми планировалось перевозить сперва определенных лиц, принимающих участие в мероприятиях чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации, а затем вместо них - определенных лиц, принимающих участие в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске.

При внесении изменений в абзац первый п. 18.2 ПДД РФ были допущены редакционные неточности: в первом постановлении такие транспортные средства упоминались после слова «велосипедисты», а во втором постановлении была изложена аналогичная редакция всего абзаца.

В результате получилось, что относившаяся исключительно к велосипедистам фраза «в случае если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа» вполне могла восприниматься иначе - как оговорка, касающаяся всех перечисленных транспортных средств, что вызвало обоснованную критику в юридической литературе [5].

В самом конце этого года было принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. № 1478, с помощью которого удалось навести порядок в отношении содержания абзаца первого п. 18.2 ПДД РФ: он разделен на несколько отдельных абзацев, касающихся перечисленных разновидностей транспортных средств. Отдельный абзац с соответствующей оговоркой касается движения велосипедистов.

Кроме того, появился новый абзац, дополняющий рассматриваемые исключения. Имеются в виду следующие транспортные средства: 1) они используются для перевозки пассажиров; 2) они имеют более 8 мест для сидения (за исключением места водителя); 3) их технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн; 4) перечень их утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (до настоящего времени разыскать подобный перечень в базе данных, содержащей сведения о нормативных правовых актах города Москвы, не удалось).

Разумно затронуть вопрос о том, каковы перспективы дальнейшего расширения анализируемого перечня исключений. На наш взгляд, заслуживает внимания следующее предложение, выдвинутое несколько лет назад: разрешить движение и остановку на полосе для маршрутных транспортных средств автобусов, осуществляющих организованные перевозки групп детей, включив упоминание о них в п. 18.2 ПДД РФ [6].

Согласно определению термина «Организованная перевозка группы детей» имеется в виду перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей (п. 1.2 ПДД РФ).

В соответствии с п. 22.6 ПДД РФ и п. 8 Основных положений на автобусе, используемом для организованной перевозки группы детей, должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» и «Ограничение скорости» (в п. 10.3 ПДД РФ на таком автобусе разрешено двигаться вне населенных пунктов со скоростью не более 60 км/ч).

Кроме того, при осуществлении подобной перевозки на автобусе должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета (п. 3.4 ПДД РФ).

Нужно отметить, что при этом в п. 16 Основных положений до недавнего времени отсутствовало упоминание об установке такого маячка, однако в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 данный пробел ликвидирован.

В п. 22.6 ПДД РФ указано также, что организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Имеются в виду Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. № 1527 [7].

Уместно обратить внимание на то, что для организованной перевозки группы учащихся (например, на экскурсии и другие мероприятия) нередко исполь-

Безопасность до]

зуются упомянутые ранее школьные автобусы, предназначенные для перевозки учащихся в образовательные учреждения и из этих учреждений [6].

В этой связи представляется целесообразным предусмотреть, что при любой перевозке детей на школьном автобусе на нем должен быть установлен и включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета, одновременно внеся соответствующие изменения в п. 16 Основных положений и в п. 3.4 ПДД РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. № 1478 в п. 18.2 ПДД РФ введен еще один абзац, имеющий важное значение для водителей транспортных средств, которым разрешаются движение и остановка на полосе для маршрутных транспортных средств.

Дело в том, что согласно Приложению 1 действие предписывающих знаков 4.1.1 «Движение прямо», 4.1.2 «Движение направо», 4.1.3 «Движение налево», 4.1.4 «Движение прямо или направо», 4.1.5 «Движение прямо или налево» и 4.1.6 «Движение направо или налево», а также знаков особых предписаний 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» не распространяется только на маршрутные транспортные средства.

Таким образом, для водителей указанных транспортных средств имелись определенные сложности, обусловленные особенностями локальных схем организации дорожного движения.

Именно поэтому в упомянутом новом абзаце предусмотрено, что при въезде на перекресток с полосы для маршрутных транспортных средств можно отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 -4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.

Редакционные изменения внесены в определения дорожных знаков 5.11.1 и 5.14 (Приложение 1): вместо перечисления конкретных разновидностей транспортных средств и велосипедистов использована обобщенная формулировка - «транспортные средства, допущенные к движению по полосам для маршрутных транспортных средств».

С 1 марта 2023 года вступило в силу упомянутое ранее постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769, которое имеет непосредственное отношение к теме настоящей статьи.

Прежде всего, следует указать на то, что в п. 1.2 ПДД РФ изменена редакция определения термина «Маршрутное транспортное средство»: транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Таким образом, введен дополнительный критерий отнесения транспортных средств общего пользования к маршрутным транспортным средствам -использование их при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с профильным федеральным законодательством.

Как уже было отмечено, незначительные коррективы внесены в редакцию термина «Велосипед»: акцент сделан на том, что в случае приведения велосипеда в движение мускульной энергией лиц, находящихся на таком транспортном средстве, это осуществляется именно при помощи педалей или рукояток.

Наконец-то утратил силу абзац, касавшийся транспортных средств, которыми планировали пе-

>жного движения -

ревозить лиц, участвовавших в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме того, в очередной раз изменилась нумерация отдельных дорожных знаков. В настоящее время знак «Полоса для маршрутных транспортных средств» вместо номера 5.14 имеет номер 5.14.1 (Приложение 1), однако это пока не отражено в первом абзаце п. 18.2 ПДД РФ.

Теперь обратимся к содержанию последнего абзаца п. 18.2 ПДД РФ, который, как уже было отмечено, остается в первоначальной редакции. Проанализируем содержание второго предложения, включенного в этот абзац.

В местах, где полоса для маршрутных транспортных средств отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, разрешается заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

В этой связи акцентируем внимание на определениях двух очень важных взаимосвязанных терминов, содержащихся в п. 1.2 ПДД РФ, которые также не подвергались каким-либо изменениям.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, которое означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Преимущество (приоритет)» представляет собой право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

В ПДД РФ приоритеты устанавливаются путем указания на наличие преимущества перед другими участниками движения (права на первоочередное движение) либо обязанности уступить дорогу (не создавать помех). Иногда фактически одновременно применяются оба варианта [8].

Следует отметить, что существующая формулировка анализируемого термина «Уступить дорогу (не создавать помех)» не охватывает ситуацию, когда для выполнения данного требования необходимо освободить место на данной полосе (в данном ряду) для проезда транспортного средства, имеющего приоритет.

Это можно сделать путем перестроения на соседнюю полосу (в соседний ряд), съезда с проезжей части на обочину для остановки или осуществления иного маневра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо подчеркнуть, что чаще всего подобная ситуация возникает, когда требуется уступить дорогу транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цвета) и специальным звуковым сигналом [9].

Тем не менее, полагаем, что определение термина «Уступить дорогу (не создавать помех)» обЪективно нуждается в критическом осмыслении и дополнении с учетом возможного наличия различных дорожных ситуаций.

Возвращаясь к содержанию последнего абзаца п. 18.2 ПДД РФ, еще раз акцентируем внимание на том, что одним из обязательных условий, позволяющих заезжать на полосу для маршрутных транспортных средств, является отсутствие помех, создаваемых этим транспортным средствам.

Следовательно, ограничения, связанные с разрешением заезжать на такую полосу, не касаются соз-

дания помех транспортным средствам, допущенным (в порядке исключения) к движению по полосам для маршрутных транспортных средств.

Полагаем, что было бы разумно устранить данный правовой пробел, дополнив рассматриваемый абзац соответствующим упоминанием об указанных транспортных средствах.

Одновременно, исходя из предназначения полосы для маршрутных транспортных средств, имеет смысл предусмотреть, что транспортные средства, допущенные к движению по этой полосе, в свою очередь, не должны создавать помехи маршрутным транспортным средствам, тем самым установив приоритет последних.

По нашему мнению, введение предлагаемой «иерархии» приоритетов соответствующих транспортных средств, способствовало бы упорядочиванию движения по полосам для маршрутных транспортных средств [5].

Однако на практике иногда прибегают к иным способам «упорядочивания» движения по указанным полосам. В качестве примера приведем город Москву.

Так, в городе Москве на протяжении длительного времени практикуется запрещение въезда транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, на эти полосы, которые расположены на отдельных участках улично-дорожной сети.

Данное запрещение устанавливается следующим образом. При въезде на такую полосу над ней размещаются два дорожных знака: запрещающий знак 3.1 «Въезд запрещен», а под ним - знак дополнительной информации (табличка) 8.14 «Полоса движения» (указывает полосу движения, на которую распространяется действие знака).

Описанное использование дорожных знаков объясняется просто: в соответствии с первоначальной редакцией Приложения 1 знак 3.1 запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении, однако его действие не распространяется на маршрутные транспортные средства.

В настоящее время можно ожидать использования в тех же целях и других комбинаций дорожных знаков, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 определено, что знак 3.1 может быть применен совместно с табличками 8.4.1 - 8.4.8 «Вид транспортного средства», 8.5.1 «Субботние, воскресные и праздничные дни», 8.5.2 «Рабочие дни», 8.5.3 «Дни недели», 8.5.4 - 8.5.7 «Время действия», 8.4.9 - 8.4.16 «Кроме вида транспортного средства» (отметим, что табличка 8.4.14 не распространяет действие знака на транспортные средства, используемые в качестве легкового такси).

Необходимо обратить внимание на следующее важное обстоятельство: в отношении транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, отсутствуют какие-либо ограничения, касающиеся этого движения, которые непосредственно предусмотрены положениями ПДД РФ.

В ПДД РФ не включена и оговорка о том, что соответствующие ограничения могут быть установлены путем применения дорожных знаков и (или) разметки.

По нашему мнению, было бы целесообразно проработать вопрос о том, чтобы предусмотреть подобную оговорку с одновременным определением случаев, когда это обусловлено объективной необхо-

димостью обеспечения беспрепятственного проезда маршрутных транспортных средств.

В настоящее время в городе Москве при въезде на полосы для маршрутных транспортных средств чаще всего подвергаются административным наказаниям в виде штрафа водители транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, которые являются наиболее многочисленной разновидностью транспортных средств, допущенных к движению по указанным полосам.

Следует учесть, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [9] (далее - КоАП РФ) есть специальная норма, установившая ответственность за совершение в городе Москве правонарушений в виде движения транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановки на данной полосе в нарушение ПДД РФ (за исключением случаев, связанных с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения).

Имеется в виду ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ, согласно которой совершение упомянутых правонарушений влечет наложение административного штрафа в размере 3000 руб. (отметим, что в той же части ст. 12.17 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за совершение аналогичного правонарушения в городе Санкт-Петербурге).

В рассматриваемых случаях осуществляется привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, содержащей следующую общую норму: за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, назначается административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 500 руб.

Отметим, что, при фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи к ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Подводя итоги проведенного анализа правового регулирования организации и осуществления дорожного движения по полосам для маршрутных транспортных средств, можно сделать следующие выводы:

имеется тенденция к расширению перечня транспортных средств, допущенных (в порядке исключения) к движению по данным полосам;

такому расширению данного перечня предшествуют или его сопровождают изменения других положений ПДД РФ, имеющих непосредственное отношение к соответствующим транспортным средствам;

указанное правовое регулирование носит комплексный характер и в целом заслуживает положительной оценки; в то же время в прошлом допускались очевидные неточности, которые требовалось устранять, а в настоящее время встречаются определенные правовые пробелы;

правомерность практической деятельности органов исполнительной власти города Москвы по запрещению въезда на полосы для маршрутных транспортных средств тех транспортных средств, которые допущены к движению по данным полосам, что имеет место на отдельных участках улично-дорожной сети, вызывает обоснованные сомнения.

- Безопасность дорожного движения -

Список источников References

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.09.2023).

2. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.09.2023).

3. Якимов А.Ю. Анализ определений понятий и терминов, касающихся различных субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 21-27.

4. ГОСТ 33552-2015. Межгосударственный стандарт. Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний» (введен с 1 апреля 2017 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. № 662-ст // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.09.2023).

5. Якимов А.Ю. Некоторые недостатки нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения и предложения по совершенствованию правового регулирования указанной деятельности // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 7-15.

6. Якимов А.Ю. Нормативно-правовая основа перевозки детей автомобильным транспортом // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра». М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2020. С. 30-40.

7. Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г № 1527 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.09.2023).

8. Якимов А.Ю. Механизм правового регулирования организации и осуществления дорожного движения (приоритеты и преимущества, связанные с участием в дорожном движении) // Административное право и процесс. 2020. № 12. С. 5-11.

9. Митрошин Д.В., Якимов А.Ю. Правовое регулирование реализации приоритетов в дорожном движении // Административное право и процесс. 2022. № 11. С. 45-52.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.09.2023).

1. Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On traffic rules» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.09.2023).

2. Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the responsibilities of officials to ensure road safety, approved by Resolution of the Council of Ministers -Government of the Russian Federation of 23.10.1993 № 1090 «On traffic rules» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.09.2023).

3. Yakimov A.Yu. Analysis of definitions of concepts and terms concerning various subjects and objects that participate in road traffic // Road Safety. 2023. № 1. P. 21-27.

4. GOST 33552-2015. Interstate standard. Buses for transporting children. Technical requirements and test methods (introduced on 01.04.2017 by order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated 22.06.2016 № 662-st // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.09.2023).

5. Yakimov A.Yu. Some shortcomings of the statutory basis of road traffic arrangement and implementation and proposals for improvement of the legal regulation of the indicated activities // Administrative law and process. 2018. № 6. P. 7-15.

6. Yakimov A.Yu. Regulatory and legal basis for transporting children by road // Road safety: collection of scientific papers based on the results of the scientific and practical conference «Science and practice in ensuring road safety: yesterday, today, tomorrow». M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2020. P. 30-40.

7. Rules for the organized transportation of a group of children by bus, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of 23.09.2020 № 1527 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.09.2023).

8. Yakimov A.Yu. The Mechanism of the legal regulation of the organization and movement of road traffic (priorities and advantages related to participation in road traffic) // Administrative law and process. 2020. № 12. P. 5-11.

9. Mitroshin D.V., Yakimov A.Yu. Legal regulation of preemption in road traffic // Administrative law and process. 2022. № 11. P. 45-52.

10. Code of the Russian Federation on administrative offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 28.09.2023).

Информация об авторе

А.Ю. Якимов - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, советник Президента Российского Союза Автостраховщиков по вопросам безопасности дорожного движения

Контакты: ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3, Москва, Россия, 115093 Information about the author

A.Yu. Yakimov - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Advisor to the President of the Russian Association of Motor Insurers on Road Safety issues

Contacts: ul. Lyusinovskaya, d. 27, str. 3, Moscow, Russia, 115093

Статья поступила в редакцию 03.10.2023; одобрена после рецензирования 10.10.2023; принята к публикации 17.10.2023. The article was submitted 03.10.2023; approved after reviewing 10.10.2023; accepted for publication 17.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.