Научная статья на тему 'К проблеме определения "маршрутное транспортное средство" при рассмотрении дел об административных правонарушениях'

К проблеме определения "маршрутное транспортное средство" при рассмотрении дел об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC REGULATIONS / МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ROUTE VEHICLE / КАТЕГОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / CATEGORIES OF VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков А. А.

В статье анализируются проблемы определения понятия маршрутное транспортное средство. Раскрываются наиболее спорные аспекты определения самого понятия. Анализируются нормы, регламентирующие общественные отношения, которые возникают в процессе движения данных транспортных средств. Автор исследует Правила дорожного движения, ряд других законов и подзаконных актов, регулирующих эту сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of definition of “route vehicle”

In article problems of definition of concept the route vehicle are analyzed. The most disputable aspects of definition of the concept reveal. The norms regulating the public relations which arise in the course of the movement of these vehicles are analyzed. The author investigates traffic regulations, some other laws and bylaws regulating this sphere.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения "маршрутное транспортное средство" при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

УДК 342.9

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ "МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО" ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Жуков А.А.

Аннотация

В статье анализируются проблемы определения понятия - маршрутное транспортное средство. Раскрываются наиболее спорные аспекты определения самого понятия. Анализируются нормы, регламентирующие общественные отношения, которые возникают в процессе движения данных транспортных средств. Автор исследует Правила дорожного движения, ряд других законов и подзаконных актов, регулирующих эту сферу.

Ключевые слова: административная ответственность, Правила дорожного движения, маршрутное транспортное средство, категории транспортных средств.

TO THE PROBLEM OF DEFINITION OF "ROUTE VEHICLE"

Zhukov A.A.

Abstract

In article problems of definition of concept - the route vehicle - are analyzed. The most disputable aspects of definition of the concept reveal. The norms regulating the public relations which arise in the course of the movement of these vehicles are analyzed. The author investigates traffic regulations, some other laws and bylaws regulating this sphere.

Keywords: administrative responsibility, traffic regulations, route vehicle, categories of vehicles.

Отсутствие единого подхода к терминологии в законодательных актах, как правило, приводит к определенным затруднениям в правоприменительной практике. В данной статье хотелось бы обсудить проблему, связанную с пониманием такой категории транспортных средств, как маршрутное транспортное средство.

Для начала обратимся к толкованию такого слова как «маршрут» - «заранее намеченный путь следования», которое пришло

в русский язык из немецкого во времена Петра I. Немецкое Marschroute было образовано с помощью двух французских слов -marche «ход» и route - «дорога» [1, с. 1110]. Транспорт - отрасль, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств [1, с. 995]. Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [2].

LAW

Пока законодатель не внес расширительного толкования в Правила дорожного движения в части понятия "маршрутное транспортное средство", споры практикующих юристов, а также правоприменителей не будут утихать.

Само понятие маршрутное транспортное средство появилось с введением в действие постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. Ранее в советском законодательстве данного понятия не имелось. Так, в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090)[2] «маршрутное транспортное средство» - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Однако если трактовать данный пункт непосредственно, то указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Так, если «автобус с пассажирами движется по маршруту, то его водителю разрешено использовать указанные выше преимущества, поскольку в этом случае автобус является маршрутным транспортным средством.

Но при движении того же автобуса на автозаправочную станцию, в парк, в ремонтную зону водитель обязан полностью выполнять требования Правил, так как в этом случае данное транспортное средство не считается маршрутным». Правила не относят маршрутные такси к маршрутным транспортным средствам [3, с. 29].

Следует отметить, что не намного прояснилась ситуация с данным понятием после принятия Правительством Российской Федерации "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением от 14 февраля 2009 года № 112 [4].

Они устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Так, в соответствии с вышеназванными Правилами появились следующие понятия: «транспортное средство категории "М1"» - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

«транспортное средство категории "М2"» - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более, 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

«транспортное средство категории "М3"» - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет, помимо места водителя более, 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

Ясности данное постановление также не вносит, из указанных понятий можно сделать вывод о том, что транспортные средства категории «М1» «М2» и «М3» могут являться маршрутными транспортными средствами.

Возникает вопрос о маршрутных транспортных средствах различных перевозчиков ООО и ЧП, которых, помимо автобусов МУПов, очень много. Это различные по классу и типу транспортные средства: "Газель", "Форд", "Пежо", "Ситроен", "ПАЗ", "Богдан" и т.д.

В реалиях повседневной жизни появились «легальные» (имеющие договор с администрацией муниципального образования) и «нелегальные» (договор с муници-

палитетом у которых отсутствует) маршрутные транспортные средства.

Имеется некое разграничение административной ответственности между легальными и нелегальными перевозчиками, поскольку у легальных перевозчиков имеются преференции, предоставленные действующими Правилами дорожного движения.

Так, на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов -в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если она отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам (пункты 18.1, 18.2 Правил).

Пунктом 18.3 Правил предписано, что в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Правилами дорожного движения также предусмотрен дорожный знак 5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

Действие указанного дорожного знака, установленного перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки, 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

На маршрутные транспортные средства действие знака 5.15.2 «Направление движения по полосе» не распространяется» [2].

Указанные обстоятельства влияют на еще не до конца сформировавшуюся по данному вопросу судебную практику. Так, рассматривая конкретное дело по жалобе гражданина Р. на постановление должностного лица ГИБДД о привлечении его к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, судья районного суда установил, что Р. на основании договора возмездного оказания услуг от 11 декабря 2014 года, заключенного с ООО «К», обязуется оказывать услуги по перевозке пассажиров. Согласно путевому листу автобуса от 09 января 2015 года Р. управлял автобусом ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак ВВ ХХХ 74, номер маршрута 66. В соответствии со схемой движения, установленного администрацией города «Ч» маршрут № 66 проходит по улице Воровского.

В соответствии с ответом на судебный запрос из Управления транспорта администрации города «Ч», договор на обслуживание маршрута № 66 «Училище - станция Шершни» по маршрутной сети города «Ч» заключен с ООО «А», а не ООО «К».

В результате судом установлено, что автобус ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак ВВ ХХХ 74, которым управляло лицо, привлекаемое к административной ответственности, не являлся рейсовым автобусом, которому был присвоен № 66, поскольку между ООО «К» и Управлением транспорта администрации города «Ч» не было заключено соответствующего договора, вследствие чего указанное транспортное средство не являлось маршрутным транспортным средством, и на него распространялось действие знака 5.15.1 «Направление движения по полосам», предусмотренное ПДД РФ.

Анализируя судебную практику судов Челябинской области, можно сказать, что маршрутное транспортное средство - это транспортное средство категории «М1», «М2» и «М3», владелец которого имеет лицензию на перевозку пассажиров и утвер-

LAW

жденный администрацией муниципального образования маршрут движения [6].

Вместе с тем не все организации, осуществляющие перевозку на маршрутах, соответствуют вышеприведенному понятию. В этом случае возникает закономерный вопрос о правом статусе данных перевозчиков.

С данной позицией не все согласятся, но это реалии повседневной жизни и, как правило, в данном случае появляется относительный порядок в секторе перевозок маршрутными транспортными средствами. Оценив в совокупности все инспектируемые нормы, можно прийти к выводу, что на транспортные средства, не являющимися маршрутными, хотя и являющимися транспортными средствами категорий "М2", и "М3" не распространяются указанные преференции Правил, и водители данных транспортных средств подлежат ответственности на общих основаниях.

Анализируя обозначенную в данной статье проблему об определении понятия "маршрутное транспортное средство", полагаю, что она будет существовать пока исполнительная власть в лице Правительства РФ не внесет изменения в Правила дорожного движения в части более точного определения понятия "маршрутное транспортное средство", и тогда, возможно, будет поставлена точка в спорах и обсуждениях практикующих юристов.

Учитывая изложенное, считаю необходимым высказать позицию о целесообразности внесения соответствующих изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, в части понятия "маршрутное транспортное средство" для формирования единого понимания данной категории транспортных средств. В связи с этим предлагаю определить «маршрутное транспортное средство» как транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай) и транспортное средство категории "М1", "М2", "М3", предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок, владелец которого имеет лицензию на перевозку пассажиров и утвержденный администрацией муниципального образования маршрут движения.

В заключение хотелось бы отметить, что высказанная позиция основана на практике применения правовых норм и возникающих в связи с этим проблем при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Полагаю, что предложения по внесению изменений в Правила дорожного движения в качестве закрепления понятия "маршрутное транспортное средство" заслуживают не только критических замечаний со стороны ученых и практиков, но и позволит обратить внимание на существующую проблему правоприменительной практики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Универсальный словарь по русскому языку. СПб.: Весь, 2009. 1110 с.

2. Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)» от 23 окт. 1993 г. № 1090, ред. от 30 июня 2015 г. // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. С. 4531.

3. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации / А.Н. Королев, Б.В. Россинский. 2-е изд., пересмотр. М. : Норма, 2011. С. 29.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» от 14 февр. 2009 г. № 112 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 9. Ст. 1102.

5. Решение судьи Челябинского областного суда по делу А2-000586/2015 // Банк судебных актов Челябинского областного суда.

6. Решение судьи Челябинского областного суда по делу А2-000585/2015 // Банк судебных актов Челябинского областного суда.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЖУКОВ Андрей Андреевич, судья Челябинского областного суда, г. Челябинск.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.