Научная статья на тему 'Особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ'

Особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2179
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПРЕДМЕТ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / TRANSPORT CRIME / VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES / OBJECT OF THE TRANSPORT OFFENCES / MECHANICAL VEHICLE / VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кейдунова Елена Резовна, Саядова Асмик Саргисовна

Рассматриваются особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Даются определения различным видам механических транспортных средств, являющихся предметом исследуемого преступления. Для понятия сущности последнего определяются признаки, ему присущие, проводится их анализ и подчеркивается их взаимосвязь. Уделяется внимание совершенствованию уголовного законодательства относительно исследуемой темы. В частности, обосновывается необходимость закрепления в ст. 264 УК РФ более четкого определения механического транспортного средства как предмета преступления в целях устранения ошибок правоприменения ст. 264 УК РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Crime Subject under Art. 264 of the Criminal Code

The article considers the peculiarities of the subject of crime, envisaged by article 264 of the criminal code of the Russian Federation. The authors provide definitions of various types of mechanical vehicles, which are the subject of the investigated crime. To understand the essence of the crime the characteristic features of mechanical transport are determined, their analysis is carried out and their interconnection is stressed. The attention is paid to the improvement of the criminal legislation concerning of the topic of study. In particular, the necessity of incorporating the more clear definition of a mechanical transport vehicle as the subject of crime in the article 264 of the criminal code of the Russian Federation in order to eliminate errors of law enforcement article 264 of the criminal code of the Russian Federation is determined.

Текст научной работы на тему «Особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ»

УДК 343.346

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 264 УК РФ

© 2013 г. Е.Р. Кейдунова, А.С. Саядова

Кейдунова Елена Резовна -

кандидат юридических наук, доцент,

кафедра уголовного права и криминологии,

юридический факультет,

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: t2i8g1r2@yandex.ru.

Keydunova Yelena Rezovna -

Candidate of Law, Associate Professor,

Department of Criminal Law and Criminology,

Faculty of Law,

Southern Federal University,

Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: t2i8g1r2@yandex.ru.

Саядова Асмик Саргисовна -преподаватель,

кафедра уголовного права и криминологии,

юридический факультет,

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: asminka@mail.ru.

Sayadova Asmik Sargisovna -Lecturer,

Department of Criminal Law and Criminology,

Faculty of Law,

Southern Federal University,

Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: asminka@mail.ru.

Рассматриваются особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Даются определения различным видам механических транспортных средств, являющихся предметом исследуемого преступления. Для понятия сущности последнего определяются признаки, ему присущие, проводится их анализ и подчеркивается их взаимосвязь. Уделяется внимание совершенствованию уголовного законодательства относительно исследуемой темы. В частности, обосновывается необходимость закрепления в ст. 264 УК РФ более четкого определения механического транспортного средства как предмета преступления в целях устранения ошибок правоприменения ст. 264 УК РФ.

Ключевые слова: транспортные преступления, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предмет транспортных преступлений, механическое транспортное средство, транспортные средства.

The article considers the peculiarities of the subject of crime, envisaged by article 264 of the criminal code of the Russian Federation. The authors provide definitions of various types of mechanical vehicles, which are the subject of the investigated crime. To understand the essence of the crime the characteristic features of mechanical transport are determined, their analysis is carried out and their interconnection is stressed. The attention is paid to the improvement of the criminal legislation concerning of the topic of study. In particular, the necessity of incorporating the more clear definition of a mechanical transport vehicle as the subject of crime in the article 264 of the criminal code of the Russian Federation in order to eliminate errors of law enforcement article 264 of the criminal code of the Russian Federation is determined.

Keywords: transport crime, violation of traffic rules and operation of vehicles, object of the transport offences, mechanical vehicle, vehicles.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) относится к предметным преступлениям. Данная точка зрения является господствующей в науке уголовного права России, однако некоторые авторы относят механические транспортные средства, закрепленные в ст. 264 УК РФ, к объективной стороне состава преступления, признавая их средствами совершения преступления [1 - 2], обосновывая свою позицию тем, что это преступление совершается с помощью самого транспортного средства лицом, управляющим им. Кроме того, существует мнение об отнесении транспорта в случае его повреждения или уничтожения к предмету транспортного преступления, а в случае нарушения на нем правил движения и причинения указанных в уголовном законе последствий - к средству совершения преступления [3]. Оригинальной выглядит точка зрения Н.И. Исаева, который полагает, что механическое транспортное средство не является ни предметом, ни орудием преступления, а представляет собой особый источник повышенной опасности, проявляющий свои возможности в рамках дорожного движения и требующий соблюдения установленных правил [4]. При этом предмет преступления имеет большое значение для квалификации данного состава: его отсутствие исключает наличие в действиях лица данного состава, его установление имеет важную роль при разграничении данного состава со смежными составами, сходными по объекту и объективной стороне.

Согласно диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ, предметом преступления являются автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Под автомобилем понимается самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по суше [5]. Пункт «р» ст. 1 Конвенции «О дорожном движении, дорожных знаках и сигналах» от 08.11.1968 г. определяет автомобиль как механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. В их число входят и троллейбусы, т.е. нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; но исключение составляют сельскохозяйственные тракторы, ис-

пользование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией [5].

Трамвай - вид уличного и частично уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам (обычно на электротяге), используемый преимущественно в городах.

Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК РФ, под которым понимаются троллейбусы, тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого.

Троллейбус - вид городского безрельсового механического транспорта (сочетающего преимущества трамвая и автобуса) с использованием постоянного тока для питания тяговых двигателей, поступающего от контактной сети через подвесные (троллейные) провода.

Трактор представляет собой самоходную машину на гусеничном или колесном ходу для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий (сельскохозяйственных, строительных, дорожных и т.п.), для привода стационарных машин, буксирования прицепов [5].

«Иные самоходные машины» - специальные машины, предназначенные для выполнения различных работ (строительных, дорожных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, который позволяет им самостоятельно передвигаться (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины).

Правила дорожного движения Российской Федерации к механическому транспортному средству относят и мотоциклы, т.е. двухколесные механические транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

В п. «о» ст. 1 вышеупомянутой Конвенции механическое транспортное средство определяется как любое самоходное дорожное транс-

портное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, которые не приравнивают их к мотоциклам, и за исключением рельсовых транспортных средств. При этом под «велосипедом с подвесным двигателем», согласно п. «т» ст. 1 Конвенции, понимается «любое двух или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 куб. см (3,05 куб. дюйма), и максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/час (30 миль/час)» [6].

В пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 28.03.2012 г.) указывается, что механическое транспортное средство - это транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины [7]. Мопедом считается двух-или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие ими и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ (см. п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 09.12.2008 № 25 (с изм.) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения») [8].

Следует отметить, что наиболее полный перечень транспортных средств приведен в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647) (с изм.) [9]. В них транспортное средство определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты,

трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных). Как видим, в сравнении с приведенным выше перечнем транспортных средств, в перечне механических средств, закрепленных в ст. 264 УК РФ, не упоминаются мотороллер, мотоколяска, велосипед с подвесным двигателем и мотонарты. Однако по п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Поэтому водители мопедов, мотороллеров, мотоколясок, мотонарт, велосипедов в подвесным двигателем и иных самодвижущихся механизмов с объемом двигателя менее 50 куб. см и конструктивной скоростью менее 50 км/час к числу субъектов ст. 264 УК РФ не относятся и несут ответственность по ст. 268 УК РФ.

Таким образом, в ст. 264 УК РФ не дается исчерпывающего перечня механических транспортных средств. Ими считаются некоторые виды транспортных средств (автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор и иные самоходные машины) и иные механические транспортные средства. При этом последние в уголовном законе не раскрываются. На наш взгляд, в диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ необходимо словосочетание «автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство» заменить на словосочетание «механическое транспортное средство», а в примечании к ст. 264 УК РФ закрепить его унифицированное определение.

Предмет преступления ст. 264 УК РФ достаточно специфичен - механическое транспортное средство, понятие которого обусловлено бурным развитием самого транспорта, возникновением его новых видов, появлением многофункциональных транспортных средств, сочетающих в себе качества их различных видов. Привести полный перечень механических транспортных средств очень сложно, так как их разновидности и модификации появляются практически постоянно и связаны с интенсивным развитием науки и техники, по-

этому их формальное перечисление не совсем логично. Кроме того, для понятия сущности механического транспортного средства необходимо определить признаки, ему присущие.

Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (с изм. от 28.07.2012 г.) «О безопасности дорожного движения» определяет транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Механическое транспортное средство является разновидностью транспортных средств, поэтому оно должно быть предназначено именно для выполнения указанной функции в качестве основной или дополнительной. На этом основании понятием механического транспортного средства в рамках ст. 264 УК РФ охватываются различные дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины, т.е. иные самоходные машины (экскаваторы, грейдеры, асфальтоукладчики, бульдозеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики, комбайны и т.п.), но только выполняющие транспортную функцию во время их движения по улицам или дорогам. В случае же нарушения правил дорожного движения или эксплуатации таких самоходных машин при выполнении ими производственных работ (сельскохозяйственных, строительных, дорожных, погрузо-разгрузочных и т.п.), повлекших причинение вреда здоровью человека, ответственность наступает не по ст. 264 УК РФ, а по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ. Эта позиция также сформулирована в п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 09.12.2008 № 25 (с изм.) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», в котором подчеркивается, что «действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне

дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ» [8].

Согласно ст. 264 УК РФ, механическое транспортное средство должно быть составной частью общественных отношений, связанных с дорожным движением, которые не распространяются на другие виды движения (например, железнодорожное, водное или воздушное). В ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ (с изм.) дорожное движение определяется как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой считается «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». Поэтому нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена квалифицируется по ст. 263 УК (при наличии других признаков состава преступления).

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, обязательным признаком механического транспортного средства в смысле ст. 264 УК РФ является наличие у него автономного двигателя, с помощью которого оно приводится в движение. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации лицом, управляющим транспортным средством, не оборудованным двигателем (например, велосипед, самокат, инвалидные коляски, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные и др.), повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, подлежит квалификации по ст. 268 УК РФ. В случаях, когда двигатель механического транспортного средства вышел из строя и оно перемещается вручную (например, машину толкают), содеянное следует квалифицировать по ст. 268 УК РФ как нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, если же данное транспортное средство транспортируется

другим механическим транспортным средством, то нарушение водителем правил дорожного движения и эксплуатации следует квалифицировать по ст. 264 УК РФ.

В силу п. 1.2. Правил дорожного движения РФ механическое транспортное средство по смыслу ст. 264 УК РФ должно иметь рабочий объем двигателя более 50 см3 и конструктивную скорость более 50 км/час. Поэтому нарушение лицом, управляющим таким транспортным средством (например, мопед, моки-ки, мотороллер, мотоколяска, мотонарт, велосипед с подвесным двигателем), правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, необходимо квалифицировать по ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Кроме того, следует обратить внимание на то, что признаки, характеризующие механическое транспортное средство, взаимосвязаны, на что указывает соединительный союз «и», поставленный между объемом двигателя и скоростью. Действительно объем двигателя - важнейшая характеристика автомобиля, влияющая на большинство параметров машины, и чем выше объем и мощность, тем выше максимальная скорость и динамика разгона транспортного средства. Однако техническому совершенству нет предела, и в настоящее время существуют механические транспортные средства с небольшим объемом двигателя, но имеющие высокоскоростное движение и, наоборот, при низкой скоростной способности, имеющие объемный и мощный двигатель. Поэтому при определении понятия механического транспортного средства необходимо использовать союзы «и (или)», поставленные между «рабочим объемом двигателя более 50 см3» и «конструктивной скоростью более 50 км/час», что подчеркнет их самостоятельное значение.

К предмету преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, относят те транспортные средства, движение и эксплуатация которых регулируются нормативно-правовыми актами, обеспечивающими автотранспортную безопасность. В п.1.1. Правил дорожного движения указывается, что они устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, и другие

нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Поэтому под признаки ст. 264 УК РФ не подпадают случаи нарушения правил дорожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, принадлежащими военному ведомству (Вооруженным Силам РФ, Министерству обороны РФ, Министерству внутренних дел РФ). Следует отметить, что нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее за собой несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, подлежит квалификации по ст. 350 УК в том случае, если оно совершено при управлении машиной военнослужащим. В тех же случаях, когда военнослужащий нарушает правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств на личном транспорте или транспортном средстве, не принадлежащем военному ведомству, виновный подлежит уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в примечании к ст. 264 УК РФ должно быть закреплено более четкое определение механического транспортного средства, и, на наш взгляд, оно может быть следующим: Под механическими транспортными средствами в настоящей статье, а также в других статьях настоящей главы понимаются транспортные средства, приводимые в движение двигателем рабочим объемом более 50 кубических сантиметров и (или) конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Литература

1. Проценко С.В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления // Российский следователь. 2010. № 14. С. 25.

2. Сосновский А.Л. О проблемах безопасности дорожного движения в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации (РСФСР) // Следователь. 2009. № 10.

3. Батрова Т.А. Причинение вреда в экстремальных условиях осуществления профессиональной деятельности на транспорте (уголовно-правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 16.

4. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: науч.-практ. пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2010. С. 84 - 85.

5. Википедия - свободная энциклопедия. URL: Шр://ги.-тк1ре&а.о^М1к1/Автомобиль (дата обращения: 25.02.2013).

6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. M., 1979. С. 385 - 435.

Поступила в редакцию

7. Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 25.02.2013).

8. Официальный сайт Верховного суда РФ. URL: http://vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=6498 (дата обращения: 25.02.2013).

9. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/10104820 (дата обращения: 25.02.2013).

4 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.