К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ КОБЗЕВА Екатерина Ивановна
Аннотация. В статье затрагивается вопрос обеспечения безопасности детей на транспорте, анализируются нормы законодательства РФ, регламентирующие правила перевозки детей, выявляются проблемы, связанные с обеспечением безопасности детей на транспорте, и пути их разрешения.
Annotation. The article discusses the issue of child safety in transportation, analyzes the norms of the legislation of the Russian Federation, regulating the rules of transportation of children, identifies the problems associated with ensuring the safety of children in transport and ways of their permission.
Ключевые слова: транспортная безопасность, безопасность детей на транспорте, правила перевозки детей, нарушения в сфере перевозки детей.
Keywords: transport safety, the safety of children in transport, rules of transportation of children, violations in the sphere of transportation of children.
Любой вид транспорта представляет потенциальную опасность для человека. Транспорт относится к числу успешно функционирующих в настоящее время отраслей, имеющих производственную специфику, обусловленную существующей материально-технической базой и реализуемой социально-экономической функцией. К транспортным средствам относятся воздушные суда; суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства; железнодорожный подвижной состав; подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на транспорте. В Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»1 дается следующее определение понятия транспортной безопасности: «Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».
Обеспечение безопасности на транспорте является одной из стратегически важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации и в последнее время приобретает особую актуальность. Аварийность на транспорте наносит огромный физический, имущественный и моральный вред как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
1 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».
Как свидетельствует статистика, ежегодно в результате транспортных аварий гибнет более 500 тыс. чел., около 10 млн людей получают увечья. В числе перечисленных потерпевших имеются и дети, причем их число в удельном весе потерпевших имеет тенденцию к увеличению. Так, за последние девять лет погибли 9 852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209 223 ребенка2. В этой связи обеспечение безопасности детей на транспорте является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений.
Особую настороженность приобретают факты получения увечья и гибели детей при групповой их перевозке на транспорте. Как показывает практика, нарушение правил перевозки детей фиксируется при оформлении каждого десятого дорожно-транспортного происшествия3 (далее - ДТП). Например, из результатов проведенной Ространснадзором внеплановой проверки и расследования по факту ДТП с особо тяжкими последствиями в Красноярском крае, в котором пострадало 18 человек, в том числе восемь детей, произошедшем 14 июня 2016 г., установлены следующие грубые нарушения:
- организатором перевозки - Дворцом спорта «Сибгауз» г. Красноярска и перевозчиком - владельцем автобуса Быковским С.Л. перевозка детей - группы спортсменов по пла-
2 Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N° 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Там же.
ванию осуществлялась по устной договоренности между заказчиком и исполнителем без составления списка перевозимой группы детей;
- путевой лист требуемым образом при заказной перевозке не оформлен: не вписаны ФИО, должности сопровождающих лиц;
- водитель выехал в рейс без прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра;
- автотранспортное средство - автобус ГАЗ-322132, находящийся в личной собственности и эксплуатации водителя, - для перевозки детей оборудован не был;
- разрешительных документов - лицензии на осуществление вида деятельности по перевозке или уведомления о начале деятельности по предоставлению услуг по заказам автомобильным транспортом владельцем автобуса, поданных в соответствующий федеральный орган, у перевозчика не было;
- организация деятельности и эксплуатация транспортного средства в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перевозчиком не выполнялась: автобус в технически исправном состоянии на линию никем не выпускался, данных о периодическом техническом обслуживании транспортного средства в ходе расследования не представлено;
- водитель автобуса (его владелец) Быковский С.Л., имея стаж вождения 18 лет, за период январь - май 2016 года привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения восемь раз; ни один штраф перевозчиком оплачен не был; за период с 2013 г. по июнь 2016 г. данный автовладелец привлекался к административной ответственности 126 раз.
Таким образом, в процессе организации перевозки установленные законодательством требования, предъявляемые к исполнителю услуги, заказчиком не запрашивались и не проверялись, а со своей стороны исполнителем перевозки - не предоставлялись и не подтверждались.
Следует отметить, что в 2013 г. Министерством транспорта РФ были предприняты меры по созданию условий для обеспечения безопасности детей на транспорте, разработаны правила их организованной перевозки в автобусах. Данные правила приняты Постановлением Правительством РФ от 17 декабря
2013 г.4 и определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
Анализ законодательства РФ указывает на то, что изначально понятие «организованная перевозка группы детей» включало перевозку в автобусе, не относящемуся к маршрутному транспортному средству5. При этом в раскрытии данного понятия законодатель не делал акцент на строго установленную численность детей. В последующем содержание рассматриваемого понятия было дополнено указанием на специальную перевозку двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемую в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству6. Внесенные же в 2015 г. изменения в некоторые акты Правительства РФ, касающиеся совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами конкретизировали понятие «организованная перевозка группы детей» и закрепили его содержание следующим образом: «Организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представи-тель(ли) является(ются) назначенным(и) со-провождающим(и) или назначенным медицинским работником»7. Вместе с тем не совсем понятно, на чем основывался законодатель, обозначая строго фиксированное число детей -восемь. В данном случае, как вполне обоснованно отмечает Т.Ю. Антропова, исходя из содержания указанных правил, если группа детей следует к месту назначения в общественном транспорте или если она состоит из
4 Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» // СПС «КонсультантПлюс».
5 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СПС «Консуль-тантПлюс».
6 Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 767 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // СПС «КонсультантПлюс».
7 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами» // СПС «Кон-сультантПлюс».
семи человек и менее, то требования этих правил на нее не распространяются8. Это, на наш взгляд, не совсем правильно. Исходя из общенаучных мнений относительно понятия «группа», в юридической литературе сформировалось единое понимание его содержания, как объединения, сложившегося из двух или более лиц, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом. В этой связи представляется не вполне удачным определение «организованная перевозка группы детей» в данном контексте, которое, полагаем, нуждается в осмыслении и корректировке.
Внесенные изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами указывают на соблюдение необходимых условий во время их транспортировки, к которым следует отнести следующие:
- согласно постановлению, с 1 июля 2017 г. для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- размещение детей должно осуществляться только на специальные места для сидения;
- транспортное средство должно быть оборудовано опознавательным знаком «перевозка детей»;
- с 1 апреля 2017 г. для перевозки детей до 12 лет стало необязательным использование детских автокресел; вместо них можно воспользоваться фиксаторами, бустерами, адаптерами и другими устройствами, соответствующими требованиям техрегламента Таможенного союза;
- в транспортном средстве должны иметься список перевозимых детей и сопровождающих, программа маршрута, договор фрахтования;
- водитель, управляющий автобусом, осуществляющим организованную перевозку детей, должен отвечать предъявляемым требованиям.
В соответствии с п. 8 Правил организованной перевозки группы детей автобусами
8 Антропова Т.Ю. Правила перевозки людей // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 10. С. 1.
к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории <Ю» не менее одного года за последние три года;
- не совершавшие в течение года административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров транспортом, утвержденными Министерством транспорта РФ;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.
Вместе с тем следует отметить, что на практике не всегда эти требования соблюдаются. Так, в ходе прокурорской проверки районной больницы выявлены нарушения при проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и детей в поселковые школы. В частности, на момент проверки необходимые сведения по итогам проведения пред-рейсовых медицинских осмотров водителей в журналы осмотров не вносились, сами журналы не соответствовали утвержденной форме, был вскрыт факт внесения в журнал недостоверной записи о прохождении водителем медицинского осмотра. Кроме того, в отношении сотрудника больницы, проводившего предрей-совые осмотры водителей, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 11.32 КоАП (нарушение установленного порядка проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров)9.
И это не единичный случай. Так, пренебрегая требованиями ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»10, касающимися обязательного проведения предрейсовых и по-
9 Ульянов А.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения посредством прокурорского надзора // Законность. 2016. № 7. С. 20-24.
10 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант-Плюс».
слерейсовых медицинских осмотров, руководители транспортных компаний выпускают для перевозки людей водителей, состояние здоровья которых не отвечает требованиям безопасности. В частности, в Волгоградской области водитель автобуса осуществлял перевозку, находясь в состоянии алкогольного опьянения; в Псковской области водитель, лишенный права управления транспортным средством, перевозил организованную группу детей11.
Проведенный анализ выявленных нарушений в сфере перевозки детей указывает на то, что исполнителям организованной перевозки групп детей необходимо выполнять качественно все требования, установленные нормативными правовыми актами и касающиеся допуска водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении, требования к режиму труда и отдыха водителей. В этой связи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
- организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры) и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- организовывать и проводить предрейсо-вый контроль технического состояния транспортных средств;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечиваю-
щими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения12.
Важно отметить, что требования п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, касающиеся года выпуска автобуса (не более 10 лет), вступили в силу с 1 июля 2017 г.
Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наступление административной ответственности по ст. 12.23 КоАП РФ и касается перевозки детей до 12-летнего возраста: без использования детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности транспортного средства, на переднем сиденье автомобиля без использования детского удерживающего устройства, на заднем сиденье мотоцикла; при организованной перевозке группы детей в нарушение установленных Правил; на транспортном средстве, не оборудованном соответствующими опознавательными знаками; в кузове грузового автомобиля. Вместе с тем следует отметить, что законодатель предусмотрел одинаковое наказание за совершение указанных административных правонарушений, несмотря на различную тяжесть последствий. В свою очередь ст. 55 Конституции РФ указывает критерии справедливого и соразмерного ограничения прав применительно к любым ситуациям. В отношении административного наказания соразмерность должна обеспечивать адекватность наказания и согласовываться с признанными в обществе понятиями. В этой связи представляется необходимым разграничение обозначенных правонарушений и закрепление в административном законодательстве назначения соразмерного наказания.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо констатировать, что для эффективного разрешения проблем, связанных
11 Русецкий А.Е. В добрый путь! Прокуроры уделяют первостепенное внимание соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения // Прокурор. 2015. № 4. С. 29-34.
12 Памятка организаторам перевозок групп детей автобусами (утв. МВД России) // Администратор образования. 2014. № 20, окт.
с обеспечением безопасности детей на транспорте, необходимо продолжение реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, урегулирования вопросов в части, касающейся реализации организационных правовых и технических функций в сфере организации движения транспорта, а также использование раз-
личных мер реагирования, направленных на устранение нарушений в сфере обеспечения безопасности перевозки детей и неукоснительное исполнение установленных законодательством РФ правил. За фразой «обеспечение безопасной перевозки пассажиров» стоит целый многонаправленный и сложный комплекс ежедневной трудной работы.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 767 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"» // СПС «КонсультантПлюс» .
6. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Памятка организаторам перевозок групп детей автобусами (утв. МВД России) // Администратор образования. - 2014. - № 20, окт.
9. Антропова, Т.Ю. Правила перевозки людей // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 10.
10. Ульянов, А.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения посредством прокурорского надзора // Законность. - 2016. - № 7.
11. Русецкий, А.Е. В добрый путь! Прокуроры уделяют первостепенное внимание соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения // Прокурор. - 2015. - № 4.