Научная статья на тему 'Анализ практики заключения договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом'

Анализ практики заключения договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
973
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / ПЕРЕВОЗЧИК / ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ / БИЛЕТ / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колпаков Роман Владимирович

Эффективное функционирование транспорта, как одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, требует наличия четкого и адекватного современным условиям механизма управления. В этом механизме существенную роль играют правовые средства, в частности гражданско-правовые договоры. Актуальность исследования проблем, связанных с договорным обеспечением перевозок, обусловлена необходимостью повышения роли договорного регулирования во всех видах перевозок. Причиной написания статьи послужил большой практический опыт автора по представлению интересов сторон такого договора и желание способствовать изменению сложившейся негативной практики в отношении потребителя в случае оказания ему услуг перевозки. Исследования, содержащиеся в представленной статье, проводятся с позиций диалектической теории познания, применяются основанные на ней общенаучные и частно-научные методы исследования: анализа и синтеза, статистический, формально-юридический методы. Областью исследования стала практика применения норм гражданского законодательства о перевозках, но особое внимание уделено именно перевозке пассажиров и багажа. В работе представлен анализ практических ситуаций, возникающих в сфере применения норм о договоре перевозки. Анализируются основные нарушения, которые допускает как перевозчик так и пассажир. Высказывается мнение о пробелах действующего законодательства относительно защиты прав пассажира. Результат исследования заключается в проведенном глубоком анализе возникающих на практике проблем правоприменения. Выявлены основные недостатки правового регулирования, не позволяющие эффективно обеспечивать и защищать права пассажира, их устранение может иметь положительные социальные последствия повысит качество обслуживания и уровень безопасности пассажирских перевозок. Работа может служить базой более глубокого исследования по теме, а также для дальнейшего совершенствования законодательства, изучения и применения действующих норм о перевозке, предназначена специалистам, работающим в сфере договорных правоотношений по перевозке, ученым-цивилистам, но, будет интересна и широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agreement on the carriage of passengers and baggage by road Practice analysis

The following case study touches upon contract of carriage legal standards application. The main contract violations made by carriers as well as passengers are under discussion. The article passes an opinion on the current legal gaps in passenger rights protection. The reasons for such an analysis are the author's wide experience in the field of representing passengers and carriers' rights and a desire to promote changes of the existing negative practice in provision of transportation services to customers. Carriage legislation practice is the realm of the research with particular emphasis on the passengers and baggage carriage resulting in a thoughtful analysis of emerging practical problems in law enforcement. The article might provide the basis for more detailed study of the topic and further legislation improvement, research and application of current carriage legal standards. It would interest experts in carriage contractual relationship, civil law scholars as well as non-specialist audiences.

Текст научной работы на тему «Анализ практики заключения договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом»

3.5. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Колпаков Роман Владимирович, канд. юрид. наук, юрист, магистр юриспруденции. Должность: управляющий партнер. Место работы: Общество с ограниченной ответственностью «ИНТРАЛЕКС». E-mail: kolpakov@intra-lex.ru

Аннотация. Эффективное функционирование транспорта, как одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, требует наличия четкого и адекватного современным условиям механизма управления. В этом механизме существенную роль играют правовые средства, в частности гражданско-правовые договоры. Актуальность исследования проблем, связанных с договорным обеспечением перевозок, обусловлена необходимостью повышения роли договорного регулирования во всех видах перевозок. Причиной написания статьи послужил большой практический опыт автора по представлению интересов сторон такого договора и желание способствовать изменению сложившейся негативной практики в отношении потребителя в случае оказания ему услуг перевозки. Исследования, содержащиеся в представленной статье, проводятся с позиций диалектической теории познания, применяются основанные на ней общенаучные и частно-научные методы исследования: анализа и синтеза, статистический, формально-юридический методы.

Областью исследования стала практика применения норм гражданского законодательства о перевозках, но особое внимание уделено именно перевозке пассажиров и багажа. В работе представлен анализ практических ситуаций, возникающих в сфере применения норм о договоре перевозки. Анализируются основные нарушения, которые допускает как перевозчик так и пассажир. Высказывается мнение о пробелах действующего законодательства относительно защиты прав пассажира.

Результат исследования заключается в проведенном глубоком анализе возникающих на практике проблем правоприменения. Выявлены основные недостатки правового регулирования, не позволяющие эффективно обеспечивать и защищать права пассажира, их устранение может иметь положительные социальные последствия - повысит качество обслуживания и уровень безопасности пассажирских перевозок. Работа может служить базой более глубокого исследования по теме, а также для дальнейшего совершенствования законодательства, изучения и применения действующих норм о перевозке, предназначена специалистам, работающим в сфере договорных правоотношений по перевозке, ученым-цивилистам, но, будет интересна и широкому кругу читателей.

Ключевые слова: пассажир, перевозчик, пункт назначения, билет, возмещение ущерба.

AGREEMENT ON THE CARRIAGE OF PASSENGERS AND BAGGAGE BY ROAD PRACTICE ANALYSIS

Kolpakov Roman Vladimirovich, PhD at law, legal expert, Master of Jurisprudence. Position: managing partner. Place

of employment: Limited liability company "Intralex". E-mail: kolpakov@intra-lex.ru

Annotation: The following case study touches upon contract of carriage legal standards application. The main contract violations made by carriers as well as passengers are under discussion. The article passes an opinion on the current legal gaps in passenger rights protection. The reasons for such an analysis are the author's wide experience in the field of representing passengers and carriers' rights and a desire to promote changes of the existing negative practice in provision of transportation services to customers.

Carriage legislation practice is the realm of the research with particular emphasis on the passengers and baggage carriage resulting in a thoughtful analysis of emerging practical problems in law enforcement.

The article might provide the basis for more detailed study of the topic and further legislation improvement, research and application of current carriage legal standards. It would interest experts in carriage contractual relationship, civil law scholars as well as non-specialist audiences.

Keywords: passenger, carrier, destination, ticket, compensation of damage.

Договор перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом при кажущейся простоте не лишен проблемных аспектов. В ряде недавно опубликованных работ авторов С. А. Кудриной [6], Гречухи В.Н.[4], Киреева М. П. [5], уже рассмотренные некоторые из них. Мы же обратим внимание на те из них, которые остались неисследованными названными авторами, однако, по нашему мнению, требуют самого пристального внимания со стороны законодателя и регулирующих органов.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения, а если транспортное средство неисправно, незамедлительно предоставить другое. В некоторых случаях мы наблюдаем злоупотребление пассажиром своими права. Так, «Р.А. обратился с иском к ЕМУП «Автоколонна 1499» г. Ельца о взыскании платы за проезд, компенсации морального вреда и штрафа, ссылаясь на то, что по вине ответчика была прервана поездка на рейсовом автобусе до прибытия им к месту назначения из-за дорожно-транспортного происшествия, хотя виновник не был установлен, ему было отказано в просьбе вернуть плату за проезд, уплаченных им за билет, он был вынужден ожидать другой рейсовый автобус, прибывший на место через 30 минут, в результате чего он опоздал на работу примерно на 35 минут, был взволнован, ему причинены нравственные страдания. Просил обязать ответчика вернуть ему деньги за проезд, взыскать компенсацию морального вреда и штраф.

Представитель ответчика, иск не признал, объяснил, что водитель автобуса действовал в соответствии с инструкцией, правильно остановил автобус в связи с дорожно-транспортным происшествием, т.к. автомобиль, допустивший касательное столкновение с автобусом, скрылся с места происшествия. В соответствии со ст. 53 Правил перевозок пассажиров и багажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года №112, кондуктором автобуса была организована пересадка пассажиров, в том числе Р.А. по проездному билету в другом автобусе предприятия, в связи с чем потребительских прав истца нарушено не было. Суд отказал в удовлетворении исковых тре-бований»[1] .

1-2015

Пробелы в российском законодательстве

Обязанностью перевозчика также является безопасность услуги. Другими словами, перевозчик обязан соблюдать ПДД, а также содержать транспортное средство в технически исправном состоянии. В случае причинения вреда пассажир имеет право на компенсацию, в том числе и морального вреда. Однако, не стоит забывать, что законом определен размер ответственности перевозчика и он может быть обозначен как «разумные и необходимые» расходы потерпевшего. Так, «...истец обратилась в суд с иском к ответчику ИП Б.о возмещении вреда, причиненного услугой перевозки пассажиров ненадлежащего качества и компенсации морального вреда. В обоснование указала, что согласно заключенному договору пассажирской перевозки от 22 января 2011 года, на основании купленного билета, она следовала в маршрутном такси. В период следования, при пересечении «лежачего полицейского», в связи с неаккуратным управлением и ненадлежащим техническим состоянием транспортного средства, маршрутное такси сильно подбросило, отчего она ударилась головой о его потолок, резко приземлилась на пассажирское сиденье, испытала нестерпимую боль в позвоночнике, начала терять сознание. Пассажирами ей была оказана посильная помощь. На карете скорой помощи она была доставлена в Республиканскую больницу, где проходила стационарное лечение с 25 января 2011 года по 16 февраля 2011 года с диагнозом - краевой перелом тела второго поясничного позвонка.

В результате полученного вреда здоровью ей был причинен значительный материальный ущерб и моральный вред. 24 мая 2011 года она обратилась с претензией в адрес ответчика ИП Б. Ответы на претензию не получены. Истец просила взыскать с ИП Б. в ее пользу компенсацию за утрату заработной платы, компенсацию морального вреда, расходы на лечение, расходы по оплате экспертизы, штраф в доход государства (за отказ добровольно возместить истцу расходы на основании претензии). Решением суда требования удовлетворены частично, так как судом установлено, что по желанию пациентки ей назначены интерференционные токи, которые в Территориальную программу ОМС не входят. По настойчивой просьбе пациентки занятия по лечебной физкультуре проводились индивидуально на платной основе. Такие медицинские услуги Истица могла получить бесплатно, однако не воспользовалась своим правом. Таким образом, сумма возмещения была судом снижена» [2].

Заметим, что доказать низкое качество оказываемой услуги по перевозке пассажиру достаточно трудно. Дело в том, что силу п. 130 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. №112, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков при перевозках пассажиров и багажа удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы [7].

Органы местного самоуправления разрабатывают и применяют законодательство, отнесенное в сфере перевозок непосредственно к компетенции указанных органов. Например, согласно п. 8.1, 8.3. Правил пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове, утв. Решением Кировской городской Думы от 28 апреля 2004 г. №26/8, водитель автобуса (троллейбуса) обязан проявлять заботу о пассажирах, быть внимательным и предупредительным с ними. Соблюдать требования безопасной перевозки пассажиров, Пра-

вил дорожного движения. Осуществлять движение строго по утвержденному маршруту и расписанию. Правильно и четко объявлять пассажирам при полной остановке автобуса (троллейбуса): название остановки в момент открывания дверей; название следующей остановки сразу после завершения посадки до начала движения автобуса (троллейбуса). Согласно п. 10.2, 10.4 Правил водителю троллейбуса запрещается: отвлекаться и разговаривать (в том числе по телефону, рации) во время движения, включать в салоне автобуса (троллейбуса) радиовещание или музыкальное сопровождение, не относящееся к процессу перевозки пассажиров по данному маршруту. Согласно п. 8.6 Правил водитель автобуса (троллейбуса) обязан открывать по прибытии на остановку все двери автобуса (троллейбуса), предусмотренные заводом-изготовителем для посадки и высадки пассажиров [8].

При этом, в случае нарушении прав пассажира, составление коммерческого акта либо акта общей формы для пострадавшей стороны бывает весьма затруднительно, во - первых по причине нехватки времени либо элементарного отказа диспетчера в составлении акта. Например, «К.Е. обратился в суд с иском к ОАО «Кировское транспортное предприятие» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано на то, что 17 ноября 2010 г. истец сел в троллейбус первого маршрута №549, под управлением водителя К.А., купил билет №354407, тем самым заключив договор перевозки, который не был исполнен надлежащим образом. Троллейбус двигался с малой скоростью, хотя необходимости в этом не было, тем самым раздражая пассажиров, водитель всю дорогу отвлекался от вождения, разговаривая по рации, тем самым создавая угрозу аварии, которая могла повлечь травмирование пассажиров; в салоне был посторонний шум, громко работало радио, при этом остановки не объявлялись, отказался открыть переднюю дверь для выхода пассажира, т.е. нарушил п. 8.3,8.4, 8.6, 10.2, 10.4, 10.5, 11.13 Правил пользования автобусами и троллейбусами в г. Кирове. Суд в иске отказал, обосновав свое решение Истец доехал до места назначения, покинул салон троллейбуса через среднюю дверь. Иных доказательств, кроме устных объяснений, Истцом не представлено» [3].

Основной обязанностью пассажира является оплата стоимости проезда. Однако, как мы полагаем, выполнение этой обязанности для пассажира не всегда посильная задача. При этом контроль за пассажиром осуществляется гораздо тщательней. Например: «.постановлением Административной комиссии г. Омска от 15 июля 2009 года З. признана виновной в том, что она 28 мая 2009 года в 12 часов 25 минут не оплатила проезд в трамвае, следовавшем по маршруту №8, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 22 Закона Омской области №770-ОЗ от 24 июля 2006 года «Кодекс Омской области об административных правонарушениях», за что подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 100 рублей.

Считая указанное выше постановление незаконным и необоснованным, З. обжаловала его в Центральный районный суд г. Омска, просила данное постановление отменить, ссылаясь на отсутствие вины в совершении административного правонарушения. Факт того, что при проверке в транспортном средстве у З. не было билета, последней не отрицается. Она лишь ссылалась на то, что вошла в трамвай на предыдущей остановке и не успела купить билет. Но, суд пришел к

выводу: данный довод не может быть принят во внимание, поскольку согласно пп. 2 п. 83 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года безбилетным является лицо, обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета. Доказательств в подтверждение довода З., как посчитал суд, не имелось. Судьей Центрального районного суда г. Омска постановлено решение в удовлетворении жалобы отказать» [9].

Таким образом, анализ практики позволяет нам прийти к выводу о недостаточности и определенном несовершенстве норм о перевозке пассажиров. Не разработан в достаточной мере механизм защиты пассажиром своих прав, а также отсутствует четкое представление и о самой возможности такой защиты.

Список литературы:

1. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 17 декабря 2012г. по делу №33-3003/2012. URL:http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW _113887/html (дата обращения: 23.06.2014).

2. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11 апреля 2012г. по делу №333647/2012. URLhttp:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_113887/html (дата обр.: 23.06.20).

3. Апелляционное определение Кировского областного суда от 24 января 2012г. №33-202. URLhttp:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113887/ html (дата обращения: 28.06.2014).

4. Гречуха В.Н., Какорина О.К. Правовое регулирование расчетов за перевозку в прямом и смешанном направлении // Пробелы в российском законодательстве, №4, 2014 С. 53-57

5. Киреев М.П., Комаров В.В. Особенности организации безопасности на объектах воздушного транспорта // Пробелы в российском законодательстве, №1, 2014 С. 198-201

6. Кудина С. А. Чернова Г. Ш. Понятие потребительских договоров и их особенности// Пробелы в российском законодательстве, №5, 2014 С. 63-67

7. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009г. №112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». URL:http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113887/ html (дата обращения: 27.06.2014).

8. Решение Кировской городской Думы от 28 апреля 2004 г. №26/8 «Правила пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове». URL:http:// www. docs.cntd.ru>document/973003165/ html (дата обращения: 27.06.2014).

9. Решение Омского областного суда от 22 сентября 2009 г. №77-927(754)(2009г.). URL:http:// www.consul-tant.ru/document/cons_ doc_LAW_113887/html (дата обращения: 29.06.2014).

Рецензия

на статью Колпакова Романа Владимировича «Анализ практики заключения договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом»

Актуальность рецензируемой статьи предопределена необходимостью совершенствования регулирования бурно развивающегося рынка страховых услуг.

Появление новых видов страховых услуг требует и новых правовых подходов к их регулированию. В статье рассматриваются появившиеся недавно предложения от страховых компаний, основные проблемы применения страхового законодательства, связанные с обеспечением равных и выгодных условий для сторон договора добровольного и обязательного страхования и на основе анализа регулирующих норм страхового законодательства даются рекомендации по их совершенствованию.

Представленная статья, хотя и не претендует на полное освещение всех проблем, связанных с правовым определением и регулированием рынка страховых услуг, тем не менее позволяет выработать общий правовой подход ко вновь появляющимся видам страховых услуг, определять особенности правового регулирования отношений в этой сфере.

Вышеизложенное вполне позволяет рекомендовать статью к публикации в специализированных юридических изданиях.

Рецензент

Доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина», к.ю.н. Р.В.Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.