Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ, КАСАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ'

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ, КАСАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимов А.Ю.

В статье исследуются определения понятий и терминов, касающихся различных субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении. Анализируются соответствующие положения Правил дорожного движения Российской Федерации в первоначальной редакции, последующих редакциях и новой редакции, вступившей в силу 1 марта 2023 года. На основании результатов проведенного сравнительно-правового анализа обосновываются выводы о целесообразности внесения определенных коррективов в Правила дорожного движения Российской Федерации и формулируются конкретные предложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Якимов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEFINITIONS OF CONCEPTS AND TERMSCONCERNING VARIOUS SUBJECTS AND OBJECTSTHAT PARTICIPATE IN ROAD TRAFFIC

The article explores the definitions of concepts and terms concerning various subjects and objects that participate in road traffic. The relevant provisions of the Traffic Rules of the Russian Federation in the original edition, subsequent editions and the new edition, which entered into force on March 1, 2023, are analyzed. Based on the results of the comparative legal analysis, conclusions are substantiated on the expediency of making certain adjustments to the Traffic Rules of the Russian Federation and specific proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ, КАСАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ»

Научная статья © Якимов А.Ю., 2023

УДК 342.9

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ, КАСАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Александр Юрьевич Якимов

Российский Союз Автостраховщиков yakimovay@autoins.ru

Аннотация. В статье исследуются определения понятий и терминов, касающихся различных субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении. Анализируются соответствующие положения Правил дорожного движения Российской Федерации в первоначальной редакции, последующих редакциях и новой редакции, вступившей в силу 1 марта 2023 года. На основании результатов проведенного сравнительно-правового анализа обосновываются выводы о целесообразности внесения определенных коррективов в Правила дорожного движения Российской Федерации и формулируются конкретные предложения.

Ключевые слова: механические транспортные средства, определения понятий и терминов, Правила дорожного движения Российской Федерации, средства индивидуальной мобильности, транспортные средства, участники дорожного движения

Для цитирования: Якимов А.Ю. Анализ определений понятий и терминов, касающихся различных субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 21-27.

Original article

ANALYSIS OF DEFINITIONS OF CONCEPTS AND TERMS CONCERNING VARIOUS SUBJECTS AND OBJECTS THAT PARTICIPATE IN ROAD TRAFFIC

Alexander Yu. Yakimov

Russian Association of Motor Insurers yakimovay@autoins.ru

Abstract. The article explores the definitions of concepts and terms concerning various subjects and objects that participate in road traffic. The relevant provisions of the Traffic Rules of the Russian Federation in the original edition, subsequent editions and the new edition, which entered into force on March 1, 2023, are analyzed. Based on the results of the comparative legal analysis, conclusions are substantiated on the expediency of making certain adjustments to the Traffic Rules of the Russian Federation and specific proposals are formulated.

Keywords: mechanical vehicles, definitions of concepts and terms, Traffic rules of the Russian Federation, means of individual mobility, vehicles, road users

For citation: Yakimov A.Yu. Analysis of definitions of concepts and terms concerning various subjects and objects that participate in road traffic // Road Safety. 2023. № 1. P. 21-27.

Определения понятий и терминов, касающихся различных субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении, содержатся в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [1] (далее - ПДД РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 указанное постановление Совета Министров -Правительства Российской Федерации (с учетом внесенных изменений) действует до 1 марта 2029 года.

Принятое решение обусловливает необходимость существенной переработки целого ряда положений ПДД РФ, что в полной мере относится и к упомянутым определениям.

Важно обратить внимание на то, что тем же постановлением Правительства Российской Федерации в ПДД РФ внесено значительное количество разнообразных изменений.

Некоторые из них имеют прямое отношение к определениям понятий и терминов, касающихся субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении.

С учетом этого представляется целесообразным провести сравнительно-правовой анализ положений ПДД РФ в первоначальной редакции, в последующих редакциях и в новой редакции, вступившей в силу 1 марта 2023 года.

Основные понятия и термины содержатся в п. 1.2 ПДД РФ, поэтому основное внимание будет уделено исследованию положений, включенных именно в данный пункт.

Под субъектами, которые участвуют в дорожном движении, в настоящей статье понимаются соответствующие физические лица. Прежде всего, имеются в виду участники дорожного движения.

«Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо). Кроме того, к водителю приравнивается лицо, обучающее вождению.

Из приведенного определения понятия «Водитель» вытекает, что он неразрывно связан с транс-

портным средством. Не случайно, в целях упрощения восприятия текста ПДД РФ в нем нередко указываются не водители, а только управляемые ими транспортные средства, которые тем самым как бы «одушевляются».

Например, согласно п. 13.9 ПДД РФ на перекрестках неравнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Уместно сделать следующую оговорку: в настоящее время идет активная разработка так называемых «беспилотных автомобилей», однако их реальное внедрение в процесс дорожного движения сопряжено с решением целого комплекса проблем технического, информационного, экономического и иного характера.

Следует обратить внимание на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 в п. 1.2 ПДД РФ введено понятие «Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом. При этом велосипедист по-прежнему не упомянут в определении понятия «Участник дорожного движения».

Отметим, что до включения в ПДД РФ данной новеллы в положениях, касающихся этих лиц, фигурировали и велосипедисты (п. 6.5, 8.3, 13.1), и водители велосипедов (п. 24.3 и 24.4 в первоначальной редакции).

Понятие «Пассажир» тоже отсутствовало в первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67 пассажиром является лицо (кроме водителя), находящееся в транспортном средстве (на нем), а равно входящее в транспортное средство (садящееся на него) или выходящее из транспортного средства (сходящее с него).

Согласно первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ под пешеходом понималось лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

К пешеходам приравнивались лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 и от 24 ноября 2018 г. № 1414 в приведенное определение внесены дополнения.

Во-первых, с учетом расширения дорожной инфраструктуры указано, что пешеход может находиться также на пешеходной или велопешеходной дорожке (не производя на них работу).

Во-вторых, к пешеходам приравнены лица, передвигающиеся в любых инвалидных колясках (независимо от наличия или отсутствия двигателя), а равно использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Теперь перейдем к рассмотрению объектов, которые участвуют в дорожном движении. Под ними мы будем понимать различные устройства (начиная с обычных роликовых коньков и заканчивая автомобильным транспортом), которые предназначены для передвижения по различным элементам дорожной инфраструктуры, во многих случаях сопряженного с перевозкой кого-либо или чего-либо.

Наиболее общим термином, отражающим наличие множества разнообразных объектов, которые

участвуют в дорожном движении, безусловно, является «Транспортное средство». Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Обратим внимание на то, что в этом определении упоминается перевозка именно людей (во множественном числе). Следовательно, никак не имеется в виду устройство, которое предназначено для передвижения только лица, находящегося на нем (в нем) и как бы «перевозящего» самого себя.

Механические транспортные средства представляют собой важнейший вид рассматриваемых объектов. В первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ под таким транспортным средством понималось транспортное средство, приводимое в движение двигателем, причем термин распространялся также на любые тракторы и самоходные машины.

Однако была сделана следующая оговорка: «кроме мопеда». При этом определение мопеда не имело принципиальных отличий от действующей редакции (за исключением отсутствия упоминания об электродвигателе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 данная оговорка исключена, в силу чего мопед отнесен к механическим транспортным средствам.

На наш взгляд, исходя из конструктивных особенностей, технических характеристик, функционального назначения, целесообразно выделить следующие базовые разновидности механических транспортных средств: мопеды, мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, а также тракторы и самоходные машины, составляющие отдельную группу [2].

В п. 1.2 ПДД РФ даны определения терминов лишь двух упомянутых базовых разновидностей механических транспортных средств - мопеда и мотоцикла. Вначале рассмотрим термин «Мопед».

В первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ под мопедом понималось двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 в данное определение внесены следующие изменения, касающиеся двигателей: 1) уточнено, что речь идет о двигателе внутреннего сгорания; 2) предусмотрена альтернатива в виде оснащения электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Кроме того, если ранее к мопедам приравнивались велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками, то в настоящее время в соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации речь идет только о квадрициклах, имеющих аналогичные технические характеристики.

С учетом того, что транспортное средство предназначено для перевозки по дорогам людей или грузов, может возникнуть вопрос о правомерности отнесения мопеда к транспортным средствам.

В соответствии с содержанием первоначальной редакции п. 24.3 ПДД РФ на мопеде не запрещалось перевозить ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками, определенные грузы, а также

буксировать прицеп, предназначенный для эксплуатации с мопедом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 соответствующие положения были включены в п. 24.8 и 24.9 ПДД РФ. При этом в перевозочном «функционале» мопедов произошли некоторые изменения.

Отличие состояло в том, что не запрещалась перевозка не только детей в возрасте до 7 лет при наличии специально оборудованных для них мест, но и пассажиров, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 в п. 24.8 и 24.9 ПДД РФ также внесены определенные изменения.

Согласно новой редакции п. 24.8 ПДД РФ в отношении мопедов исключена норма, предусматривавшая запрещение перевозки пассажиров в случае отсутствия соответствующей конструкции.

Что касается определения термина «Мотоцикл», то согласно первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ мотоциклом являлось двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 определение мотоцикла также содержит указание на важные технические характеристики этого транспортного средства: рабочий объем двигателя (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Таким образом, изложенные определения мопеда и мотоцикла логично включают отличающиеся и органично дополняющие друг друга значения важных технических характеристик указанных транспортных средств.

Существуют различия первоначальной и действующей редакций рассматриваемого определения, которые касаются того, какие транспортные средства приравниваются к мотоциклам.

В первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ речь шла вообще о трех- и четырехколесных механических транспортных средства, имеющих массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Действующая редакция содержит намного больше конкретики: имеются в виду трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

В п. 1.2 ПДД РФ также имеются определения терминов, касающихся некоторых других разновидностей механических транспортных средств: «Маршрутное транспортное средство» (речь идет о транспортном средстве общего пользования - автобусе, троллейбусе, трамвае) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769), «Школьный автобус» (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 1184), «Гибридный автомобиль» и «Электромобиль» (введены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. № 832).

При этом определения иных терминов, касающихся базовых разновидностей механических транспортных средств, отсутствуют, что, на наш взгляд, является существенным пробелом, заслуживающим специального рассмотрения.

Более того, в тексте ПДД РФ вообще не упоминаются отдельные разновидности механических транспортных средств. В частности, это имеет отношение к таким мототранспортным средствам, как мотовелосипеды, мокики (ранее о них уже шла речь) и мотороллеры.

В то же время упомянутые мототранспортные средства включены в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)».

Данный Перечень содержится в приложении № 1 к этому техническому регламенту, принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 [3].

Органичным дополнением механических транспортных средств являются прицепы. Термин «Прицеп», который означает транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством, распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Имеется и термин «Автопоезд», означающий механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами), который включен в п. 1.2 ПДД РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. № 595.

Такая широкая формулировка представляется неудачной, поскольку в ПДД РФ предусмотрены прицепы для легковых автомобилей, мотоциклов (в том числе боковые прицепы) и мопедов.

Помимо описанных транспортных средств к объектам, которые участвуют в дорожном движении, также относится упомянутый ранее велосипед.

В первоначальной редакции п. 1.2 ПДД РФ речь шла о транспортном средстве (кроме инвалидных колясок), имеющем два и более колеса и приводимом в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 в определение этого термина внесены редакционные изменения: велосипед «имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток».

Важное значение имеет следующее дополнение: велосипед «может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Остановимся на определении термина «Велосипед» и обратим внимание на несколько моментов. Во-первых, по аналогии с рассмотрением определения термина «Мопед» встает вопрос о том, относится ли велосипед к транспортным средствам, которые, как было указано ранее, предназначены для перевозки по дорогам людей или грузов.

С учетом наличия рассмотренных ранее первоначальной редакции п. 24.3 ПДД РФ, последующей и новой редакции п. 24.8 и 24.9 ПДД РФ, касающихся как мопедов, так и велосипедов, ответ должен быть положительным.

Более того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 в п. 24.2 ПДД РФ предусмотрено, что в установленных случаях допускается буксировка велосипедом прицепа определенной габаритной ширины, перевозка на велосипеде груза определенной габаритной ширины, а также перевозка ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, что в определении термина «Велосипед» речь идет о мускульной энергии лиц, находящихся на этом транспортном средстве (именно во множественном числе).

Можно предположить, что таким образом учитывается наличие разнообразных велосипедных конструкций. В качестве примера можно привести вело-тандем (тандем) - велосипед, предназначенный для нескольких (чаще всего, для двух) человек, которые, как правило, сидят один за другим.

В Википедии отмечается, что типичный вело-тандем представляет собой велосипед с одной рамой и двумя колесами, причем каждый человек имеет свое седло и собственные педали.

Обычно таким велосипедом управляет человек, сидящий спереди, однако встречаются конструкции, в которых имеется возможность переключать рулевое управление.

В-третьих, принципиальное значение имеет упомянутая ранее техническая характеристика, касающаяся электродвигателя: его номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки, не должна превышать 0,25 кВт.

По нашему мнению, это требование обусловлено наличием ранее рассмотренного определения мопеда, в соответствии с которым величина аналогичной мощности мопеда должна более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Есть еще один момент, носящий технический характер. Как было указано ранее, электродвигатель велосипеда должен автоматически отключаться на скорости более 25 км/ч.

С учетом содержания рассмотренных определений терминов «Мопед» и «Мотоцикл» представляется более удачной формулировка об ограничении максимальной конструктивной скорости данного транспортного средства.

Говоря об объектах, которые участвуют в дорожном движении, необходимо вновь упомянуть о таких средствах, используемых для индивидуального передвижения, как роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (например, скейтборды).

В п. 1.2 ПДД РФ указанная разновидность объектов до сих пор не получила своего наименования, несмотря на достаточно широкое распространение, а использующие их лица приравнены к пешеходам, на что ранее уже было обращено внимание.

Кроме того, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема определения статуса устройств, также используемых для индивидуального передвижения, которые оснащены электродвигателем. Имеются в виду электросамокаты, электроскейтборды, моноколеса и другие устройства.

В предыдущих редакциях ПДД РФ данные устройства вообще не были упомянуты. Это повлекло активное обсуждение разнообразных вопросов, возникающих по поводу их участия в дорожном движении, в материалах средств массовой информации [4-11] и в юридической литературе [12-17].

Имели место и судебные разбирательства, в том числе на уровне Верховного Суда Российской Федерации, связанные с определением виновных в случаях совершения дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали лица, использовавшие электросамокаты, что тоже освещалось в подобных источниках [18-20; 17, 21-23].

Именно решению вышеуказанной проблемы во многом посвящено неоднократно упомянутое ранее постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769.

Так, в новой редакции п. 1.2 ПДД РФ в определениях терминов «Велосипедная дорожка», «Велосипедная зона», «Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» фигурируют новые субъекты, которые участвуют в дорожном движении, -лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

При этом понятие «Лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности» в п. 1.2 ПДДД РФ не включено, а определение понятия «Участник дорожного движения» осталось прежним.

Соответственно расширен круг объектов, участвующих в дорожном движении. В новой редакции п. 1.2 ПДД РФ перечень основных понятий и терминов дополнен новым термином «Средство индивидуальной мобильности» (которое в материалах СМИ нередко обозначается аббревиатурой СИМ).

Под средством индивидуальной мобильности понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Приведенное определение вызывает обоснованное недоумение, поскольку содержит очевидное противоречие: в названии термина и его определении ясно указано на то, что данное средство предназначено для индивидуального передвижения человека, однако оно заявлено как транспортное средство, предназначением которого является перевозка людей или грузов.

Одновременно внесено изменение в определение термина «Механическое транспортное средство» (им, как уже было отмечено, является транспортное средство, приводимое в движение двигателем).

В новой редакции п. 1.2 ПДД РФ определение данного термина дополнено следующим предложением: «Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.».

Получается парадоксальная ситуация: средство индивидуальной мобильности заявлено как транспортное средство, но при этом, несмотря на использование электродвигателя (причем при отсутствии установленных предельных значений его мощности, а равно максимальной конструктивной скорости средства индивидуальной мобильности), оно не отнесено к механическим транспортным средствам.

Кстати говоря, приведенное дополнение имеет определенную логику в отношении велосипедов. Ранее было обращено внимание на то, что в соответствии с определением термина «Велосипед» данное транспортное средство может иметь электродвигатель. Следовательно, имеется основание для отнесения указанной разновидности велосипеда к механическим транспортным средствам.

Однако с учетом установленных ограничений для мощности двигателя указанного велосипеда и его максимальной конструктивной скорости, сопоставимой со скоростью обычного велосипеда, не оснащенного электродвигателем [14], его логичнее приравнять к обычному велосипеду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к ситуации с определением термина «Средство индивидуальной мобильности», по аналогии с рассмотрением определений терминов «Мопед» и «Велосипед» имеет смысл поставить вопрос о том, можно ли считать данное средство транспортным средством.

Вновь обратимся к новой редакции п. 24.8 и 24.9 ПДД РФ. В соответствии с изменениями, которые внесены в эти пункты, не запрещается перевозить на средствах индивидуальной мобильности определенные грузы, а также пассажиров, если это предусмотрено оборудованием или конструкцией данного средства (причем аналогичная норма сохраняется в отношении велосипеда, но исключается в отношении мопеда, что было отмечено ранее), и буксировать средством индивидуальной мобильности прицеп, предназначенный для эксплуатации с таким средством.

Таким образом, запрет на перевозку грузов и пассажиров на средствах индивидуальной мобильности, а равно на буксировку ими прицепов отсутствует, что вызывает серьезную тревогу.

Дело в том, что конструкции практически всех моделей рассматриваемых средств - электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес - таковы, что использование их для перемещения чего-либо, а равно кого-либо (кроме лица, использующего это средство для собственного передвижения) является реально опасным как для самих «пользователей», так и для других участников дорожного движения.

Данное утверждение относится главным образом к электросамокатам (наиболее широко распространенной разновидности средств индивидуальной мобильности), поскольку далеко не единичными являются случаи (в том числе приведшие к дорожно-транспортным происшествиям), когда на электросамокате наряду с взрослым находился ребенок (в качестве пассажира) либо одновременно «размещались» два подростка.

Отнесение перечисленных средств индивидуальной мобильности к транспортным средствам приводит и к другим казусам технического и юридического характера.

Так, в соответствии с новым п. 24.2(1) ПДД РФ использование средства индивидуальной мобильности для движения по правому краю проезжей части дороги допускается, если оно оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

Однако в новой редакции п. 19.5 ПДД РФ установлено, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов), к которым почему-то отнесены и средства индивидуальной мобильности, с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (без каких-либо оговорок).

На наш взгляд, для исправления сложившегося положения целесообразно изменить формулировку определения термина «Средство индивидуальной мобильности» следующим образом: «устройство,

предназначенное для передвижения лица, находящегося на нем, которое приводится в движение мускульной энергией этого лица (роликовые коньки, самокат, скейтборд и иное аналогичное средство) либо энергией электродвигателя».

Собственно говоря, отнесение перечисленных в скобках средств передвижения к средствам индивидуальной мобильности было предусмотрено в проекте соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, подготовленном Минтрансом России.

В связи с изложенным представляется необходимым всесторонне оценить, насколько обоснованно приравнивать лиц, использующих данные средства, которые не оснащены электродвигателем, к пешеходам. Имеются основания полагать, что по своим скоростным параметрам упомянутые средства передвижения достаточно близки к велосипедам [14].

Одновременно следовало бы ввести термин «Электрическое средство индивидуальной мобильности». Речь идет о средствах индивидуальной мобильности, приводимых в движение электродвигателем. К ним, как уже было отмечено, относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства.

Об их сходстве с обычными средствами индивидуальной мобильности наглядно свидетельствует существование следующих «родственных пар»: самокат - электросамокат, скейтборд - электроскейтборд (конструктивные отличия заключаются в отсутствии или наличии электродвигателя).

Что касается средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем, то с учетом технических характеристик отдельных моделей электросамокатов, моноколес, электроскейтбордов и сигвеев [14] представляется необходимым ограничить допуск подобных средств к участию в дорожном движении путем установления предельных значений соответствующих параметров и юридического закрепления их в определении предлагаемого термина.

Прежде всего, речь идет об установлении предельного значения их максимальной конструктивной скорости, что обусловлено следующим важным обстоятельством: согласно новой редакции п. 24.6 ПДД РФ движение лиц, использующих для передвижения рассматриваемые средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Введение данной нормы, безусловно, является обоснованным, поскольку лица, использующие указанные средства, отличаются повышенной уязвимостью, которая обусловлена конструктивными особенностями этих средств, в частности, отсутствием элементов пассивной безопасности.

Одновременно необходимо учитывать, что при использовании подавляющего большинства моделей существующих разновидностей средств индивидуальной мобильности их «пользователи» передвигаются стоя.

В результате даже незначительный дефект дорожного покрытия или неловкий маневр легко могут привести к потере устойчивости и падению лица, использующего такое средство.

Отметим также, что согласно новому п. 24.2(1) ПДД РФ движение лиц, использующих упомянутые средства индивидуального передвижения, в пешеходной зоне, по тротуару и по пешеходной дорожке допускается в случае, если масса данного средства не превышает 35 кг.

При этом одной из основных проблем представляется обеспечение соблюдения приведенных норм

ПДД РФ, так как организация эффективной надзорной деятельности, осуществляемой в отношении непосредственного использования указанных средств индивидуальной мобильности в процессе дорожного движения, вызывает обоснованные сомнения.

Показательно, что, комментируя анализируемое постановление Правительства Российской Федерации, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ М. Блинкин высказал критические замечания, которые заслуживают цитирования.

Он заявил, что «электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, например, в парках. Но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны двигаться вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно.» [24].

Весьма скептически оценивают внесенные изменения и другие специалисты. Например, представитель сообщества Е1еС;го.с1иЬ, руководитель Центра индивидуальной мобильности М. Денисов охарактеризовал их следующим образом: «На самом деле новые ПДД добавили больше вопросов, чем ответов.» [25].

По нашему мнению, принципиально важно откорректировать новеллы, включенные в п. 24.8 и 24.9 ПДД РФ, установив запрет на перевозку грузов и пассажиров на средствах индивидуальной мобильности, а также на буксировку ими прицепов, поскольку возможность осуществления таких действий создает угрозу безопасности дорожного движения.

Одновременно с учетом наличия нескольких достаточно редко встречающихся трехколесных конструкций средств передвижения, специально приспособленных для перевозки пассажиров и грузов, которые в настоящее время также именуются электросамокатами, было бы логично приравнять подобные средства к соответствующим разновидностям транспортных средств.

В заключение рассмотрим вопрос о том, на какие объекты распространяется и не распространяется введенный в действие с 1 февраля 2023 года ГОСТ Р 70514-2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 70514-2022), утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии [26].

На наш взгляд, соответствующие положения данного национального стандарта, носящего, к сожалению, добровольный характер, в определенной степени подтверждают обоснованность некоторых выводов и предложений, изложенных в настоящей статье.

В п. 3.27 раздела 3 «Термины и определения» ГОСТа Р 70514-2022 воспроизводится определение термина «средство индивидуальной мобильности», которое включено в п. 1.2 ПДД РФ.

Однако в примечании к этому пункту имеется оговорка, содержание которой корреспондирует названию национального стандарта: «В отношении средств индивидуальной мобильности с электродвигателем, являющихся объектом настоящего стандарта, применяется термин «электрическое средство индивидуальной мобильности».

В приложении Г ГОСТа Р 70514-2022 выделены такие категории электрических средств индивидуальной мобильности (далее - ЭСИМ), как электросамокаты (двухколесный и две разновидности трехколесного), моноколесо, гироскутер и сигвей, причем в приложении А даны рисунки и описания их образцов.

Согласно разделу 1 «Область применения» анализируемый национальный стандарт не распространяется на следующие устройства: без системы самобалансирования, имеющие сиденье; предназначенные для участия в соревнованиях; для инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями; а также некоторые иные устройства.

Важное значение имеет то, что ГОСТ Р 705142022 не распространяется на устройства, развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч.

При этом специально указано, что подобные устройства должны быть классифицированы, и сделана отсылка к упомянутому ранее техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)».

Отметим, что гарантией безусловного соблюдения установленного ограничения величины максимальной конструктивной скорости ЭСИМ (не более 25 км/ч) является оборудование их автоматическим устройством ограничения скорости (подраздел 8.1 «Общие требования» раздела 8 «Ограничение скорости» ГОСТа Р 70514-2022).

Список источников

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.03.2023).

2. Якимов А.Ю. Правовое регулирование статусов отдельных разновидностей транспортных средств, участвующих в дорожном движении, и основные направления его оптимизации // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов, посвященный 80-летию ГИБДД МВД России. Вып. 15. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2016. С. 22-34.

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.03.2023).

4. Абрамов А. Электросамокаты приравняют к самосвалам // Комсомольская правда. 04.04.2022.

5. Баршев В., Гайва Е. Не дадут разогнаться // Российская газета. № 101(8749). 12.05.2022.

6. Абрамов А. На улицах московских я главный самокат // Комсомольская правда. 30.05.2022.

7. Мананников М., Буранов И. Век самоката не видать // Коммерсантъ. № 108. 21.06.2022.

8. Граф Н., Баршев В. Прав или без прав // Российская газета. № 161(8809). 25.07.2022.

9. Дмитриенко О. Самокат притормозят // Российская газета. № 167(8815). 01.08.2022.

10. Буранов И. Электросамокатам добавляют скорости // Коммерсантъ. № 165. 08.09.2022.

11. Худякова Д. Умерить пыль // Российская газета. № 205(8853). 14.09.2022.

12. Бурова И.Л., Рудов М.В. О некоторых проблемах правового регулирования новых видов транспортных средств с электродвигателем // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2. С. 84-93.

13. Исаев М.М., Наумов С.Б. Персональные электрические средства передвижения малой мощности: проблемы

и перспективы определения порядка участия в дорожном движении // Современная наука. 2020. № 2. С. 21-25.

14. Якимов А.Ю. Подходы к правовому регулированию использования отдельных разновидностей средств индивидуальной мобильности // Современная наука. 2021. № 5. С. 53-61.

15. Ляхов П.В., Лопарев Е.А. Аварийность с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 35-41.

16. Шайдаев М.Ш. К вопросу о правилах пользования мобильным электротранспортом в городских условиях (зарубежный опыт) // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 57-62.

17. Роженчикова Д.В. Особенности административно-правового регулирования использования электросамокатов. Правовые риски и пути их преодоления // Административное право и процесс. 2022. № 10. С. 81-84.

18. Буранов И. Верховный суд просят оттолкнуться от правил // Коммерсантъ. № 46. 18.03.2022.

19. Буранов И. Верховный суд прокатил с самокатами // Коммерсантъ. № 72. 25.04.2022.

20. Баршев В. Пешеход с моторчиком // Российская газета. № 169(8817). 03.08.2022.

21. Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения // Транспортное право. 2021. № 3. С. 11-14.

22. Брунер Р.А. Проблемные вопросы юридической ответственности новых участников дорожного движения // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 34-37.

23. Иванов А.Ю. К вопросу о допуске колесных транспортных средств к эксплуатации по автомобильным дорогам // Административное право и процесс. 2022. № 8. С. 20-23.

24. Баршев В. Включили в правила // Российская газета. № 228(8876). 11.10.2022.

25. Буранов И. На СИМ не заканчиваем // Коммерсантъ. № 210. 14.11.2022.

26. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2022 г. № 1446-ст // Справочная система «Техэксперт» (дата обращения: 03.03.2023).

References

1. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.03.2023).

2. Yakimov A.Yu. Legal regulation of the statuses of certain types of vehicles involved in road traffic, and the main directions of its optimization. Release. 15. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2016. P. 22-34.

3. Decision of the Commission of the Customs Union dated 09.12.2011 № 877 (as amended on 21.06.2019) «On the adoption of the technical regulation of the Customs Union «On the safety of wheeled vehicles (TR CU 018/2011)» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 03.03.2023).

4. Abramov A. Will electric scooters be equated to dump trucks // Komsomolskaya pravda. 04.04.2022.

5. Barshev V., Gaiva E. They will not let you accelerate // Rossiyskaya gazeta. № 101(8749). 12.05.2022.

6. Abramov A. On the streets of Moscow I am the main scooter // Komsomolskaya pravda. 30.05.2022.

7. Manannikov M., Buranov I. Never see a scooter century // Kommersant. № 108. 21.06.2022.

8. Count N., Barshev V. Rights or no rights // Rossiyskaya gazeta. № 161(8809). 25.07.2022.

9. Dmitrienko O. The scooter will slow down // Rossiyskaya gazeta. № 167(8815). 01.08.2022.

10. Buranov I. Electric scooters add speed // Kommersant. № 165. 08.09.2022.

11. Khudyakova D. Moderate the dust // Rossiyskaya gazeta. № 205(8853). 14.09.2022.

12. Burova I.L., Rudov M.V. On some problems of legal regulation of new types of vehicles with an electric motor // Property relations in the Russian Federation. 2019. № 2. P. 84-93.

13. Isaev M.M., Naumov S.B. Personal electric vehicles of low power: problems and prospects for determining the order of participation in road traffic // Modern Science. 2020. № 2. P. 21-25.

14. Yakimov A.Yu. Approaches to the legal regulation of the use of individual varieties of means of individual mobility // Modern Science. 2021. № 5. P. 53-61.

15. Lyakhov P.V., Loparev E.A. Accident rate with the participation of means of individual mobility equipped with an electric motor // Road Safety. 2022. № 1. P. 35-41.

16. Shaidaev M.Sh. To the question of the rules for the use of mobile electric transport in urban conditions (foreign experience) // Road Safety. 2022. № 2. P. 57-62.

17. Rozhenchikova D.V. Features of administrative and legal regulation of the use of electric scooters. Legal risks and ways to overcome them // Administrative law and process. 2022. № 10. P. 81-84.

18. Buranov I. The Supreme Court is asked to start from the rules // Kommersant. № 46. 18.03.2022.

19. Buranov I. The Supreme Court rolled with scooters // Kommersant. № 72. 25.04.2022.

20. Barshev V. Pedestrian with a motor // Rossiyskaya gazeta. № 169 (8817). 03.08.2022.

21. Sokolov D.V. The problem of legal responsibility of new road users // Transport law. 2021. № 3. P. 11-14.

22. Bruner R.A. Problematic issues of legal responsibility of new road users // Administrative law and process. 2022. № 5. P. 34-37.

23. Ivanov A.Yu. To the question of the admission of wheeled vehicles to operation on highways // Administrative law and process. 2022. № 8. P. 20-23.

24. Barshev V. Included in the rules // Rossiyskaya gazeta. № 228(8876). 11.10.2022.

25. Buranov I. We do not finish at SIM // Kommersant. № 210. 14.11.2022.

26. Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated 06.12.2022 № 1446-st // Techexpert Reference System (date of access: 03.03.2023).

Информация об авторе

А.Ю. Якимов - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, советник Президента Российского Союза Автостраховщиков по вопросам безопасности дорожного движения Контакты: ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3, Москва, Россия, 115093

Information about the author

A.Yu. Yakimov - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Advisor to the President of the Russian Association of Motor Insurers on Road Safety issues Contacts: ul. Lyusinovskaya, d. 27, str. 3, Moscow, Russia, 115093

Статья поступила в редакцию 06.03.2023; одобрена после рецензирования 13.03.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 06.03.2023; approved after reviewing 13.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.