Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ С РАЗВИТОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ С РАЗВИТОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая основа / законы / подзаконные акты / административная деятельность полиции / населенные пункты с развитой санаторно-курортной инфраструктурой. / egal basis / laws / by-laws / administrative activities of the police / settlements with developed sanatorium and resort infrastructure.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Заброда Д.Г., Кашкаров А.А.

В статье выделены основные подходы для систематизации законодательных и подзаконных актов, составляющих правовую основу административной деятельности полиции в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой: место в иерархии источников правового регулирования деятельности полиции; закрепление в качестве предмета правового групп общественных отношений, определяющих особенности построения системы охраны правопорядка в курортных местностях на федеральном, региональном и местном уровнях, статус подразделений полиции, участвующих в обеспечении общественного порядка и безопасности, а также специфику реализации административно-правовых форм и методов деятельности полиции в таких условиях. С использованием этих подходов осуществлена их характеристика. Высказаны предложения, которые будут содействовать совершенствованию правовой основы административной деятельности полиции в рассматриваемой нами области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Заброда Д.Г., Кашкаров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF POLICE IN SETTLEMENTS WITH DEVELOPED HEALTH AND RESORT INFRASTRUCTURE

The article highlights the main approaches for systematizing legislative and by-laws that form the legal basis for the administrative activities of the police in settlements with a developed sanatorium and resort infrastructure: place in the hierarchy of sources of legal regulation of police activities; consolidation as a subject of legal groups of social relations that determine the features of building a law enforcement system in resort areas at the federal, regional and local levels, the status of police units involved in ensuring public order and security, as well as the specifics of the implementation of administrative and legal forms and methods of police activity in such conditions. Using these approaches, their characterization was carried out. Proposals have been made that will help improve the legal basis for the administrative activities of the police in the area under consideration.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ С РАЗВИТОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ»

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.23.16.004 УДК 342.9

ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ С РАЗВИТОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Заброда Д.Г., Кашкаров А.А.

Крымский филиал Краснодарского университета России

Аннотация. В статье выделены основные подходы для систематизации законодательных и подзаконных актов, составляющих правовую основу административной деятельности полиции в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой: место в иерархии источников правового регулирования деятельности полиции; закрепление в качестве предмета правового групп общественных отношений, определяющих особенности построения системы охраны правопорядка в курортных местностях на федеральном, региональном и местном уровнях, статус подразделений полиции, участвующих в обеспечении общественного порядка и безопасности, а также специфику реализации административно-правовых форм и методов деятельности полиции в таких условиях. С использованием этих подходов осуществлена их характеристика. Высказаны предложения, которые будут содействовать совершенствованию правовой основы административной деятельности полиции в рассматриваемой нами области.

Ключевые слова: правовая основа, законы, подзаконные акты, административная деятельность полиции, населенные пункты с развитой санаторно-курортной инфраструктурой.

LEGAL BASIS OF ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF POLICE IN SETTLEMENTS WITH DEVELOPED HEALTH AND RESORT INFRASTRUCTURE

Dmitry G. Zabroda, Alexey A. Kashkarov

Crimean branch of Krasnodar University of Russia

Abstract. The article highlights the main approaches for systematizing legislative and by-laws that form the legal basis for the administrative activities of the police in settlements with a developed sanatorium and resort infrastructure: place in the hierarchy of sources of legal regulation of police activities; consolidation as a subject of legal groups of social relations that determine the features of building a law enforcement system in resort areas at the federal, regional and local levels, the status of police units involved in ensuring public order and security, as well as the specifics of the implementation of administrative and legal forms and methods of police activity in such conditions. Using these approaches, their characterization was carried out. Proposals have been made that will help improve the legal basis for the administrative activities of the police in the area under consideration.

Keywords: legal basis, laws, by-laws, administrative activities of the police, settlements with developed sanatorium and resort infrastructure.

Введение. Комплексный характер социальных отношений, формирующихся в процессе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в условиях курортной местности, предусматривает их регулирование нормативными правыми актами различных отраслей права, основными среди которых являются нормы административного законодательства.

Изучение научной и учебной литературы позволил выделить несколько подходов, которые могут быть использованы для систематизации законодательных и подзаконных актов, составляющих правовую основу административной деятельности полиции в рассматриваемой нами области.

Так, первый подход предусматривает характеристику соответствующих правовых актов в зависимости от порядка их перечисления в статье 3 ФЗ «О полиции» [1]. Этот подход основан на иерархии источников правового регулирования деятельности полиции.

В частности, к ним относятся Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России, а также законами субъектов

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Второй подход позволяет выделить группы правовых норм, раскрывающих содержание элементов охраны общественного порядка, устанавливающих:

- правовой режим населенных пунктов с развитой санаторно-курортной инфраструктурой, особенности функционирования организаций оздоровления и отдыха, статуса отдельных объектов санаторно-курортной инфраструктуры;

- режим поведения граждан в общественных местах и пребывания на отдельных объектах курортной инфраструктуры, полиции среди субъектов обеспечение правопорядка в соответствующих населенных пунктах;

- специфику использования технических и специальных средств обеспечения правопорядка в общественных местах;

- перспективы развития систем обеспечения правопорядка в рассматриваемых нами регионах и т. п .

Третий подход связан с выделением нормативных правовых актов, регулирующих реализацию функций полиции, закрепленных в ст. 2 ФЗ «О полиции», формы и методы административной деятельности полиции, взаимодействие с государственными органами и общественностью. Например, можно, выделить законодательные и подзаконные акты, регулирующие деятельность полиции по защите личности, общества, государства от протравных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране правопорядка в общественных местах и др.

Четвертый подход позволяет выделить группу законодательных и подзаконных правовых актов, которыми устанавливаются положения о подразделениях полиции, непосредственно осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой. Например, регламентирующие принятие решений на охрану правопорядка силами патрульно-постовой службы полиции, определении размеров административных участков участковых уполномоченных полиции, проведение оперативно-профилактических мероприятий в период курортного сезона и др.

Пятый подход предусматривает учёт построения системы российского законодательства на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [2]. В этом аспекте, необходимо обратить внимание на нормативные акты субъектового уровня, в которых содержаться нормы об административ-

ной ответственности в сфере рекреации, туризма, оздоровления, поведения отдыхающих и др., определяется компетенция полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях за их совершение, отражаются мероприятия по подготовке к проведению летнего курортного сезона, в том числе и с участием ОВД, осуществляется распределение финансирования региональных правоохранительных программ и др.

Обсуждение. Используя предложенные выше подходы, охарактеризуем правовую основу административной деятельности полиции в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой.

В статье 41 Конституции Российской Федерации прямо указывается на наличии у каждого права на «... охрану здоровья» (ч. 1), финансирование «...федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения», а также поощрение деятельность, способствующая укреплению здоровья человека» (ч. 2). Немаловажными является и гарантии реализации права граждан на отдых ч. 5 ст. 37 Конституции, а охрана здоровья людей отнесена к основам конструкционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) [3].

С 2018 по 2023 гг. правовая база, регулирующая деятельность полиции, была существенно обновлена. В первую очередь, это касается ФЗ «О полиции», положения которого претерпели изменения в части касающейся: перечня основных направлений и принципов деятельности полиции (ст. 2, 5, 7, 8, 9, 11), обязанностей и прав полиции (ст. 12, 13), применения отдельных мер государственного принуждения (ст. 14-17), порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 19, 21, 23), правового положения сотрудника полиции (ст. 26, 27-28, 30).

Эти изменения направлены на конкретизацию полномочий полиции в связи с изменениями в системе правоохранительных органов, произошедших в 2017 г., порядка обращения сотрудников полиции с гражданами, повышения эффективности реализации отдельных обязанностей и прав полиции, а также прав и обязанностей сотрудников полиции.

Кроме этого, в этот период были приняты новые нормативные акты мВд России, регламентирующие деятельность подразделений полиции, непосредственно участвующих в организации и практическом осуществлении охраны правопорядка (УУП, ДПС ГИБДД, ППС), а также устанавливающих порядок реализации контрольно-надзорных функций (например, в области безопасности дорожного движения, сфере миграции, оборона наркотических средств и др.).

Несмотря на значительные новации, содержащиеся в этих нормативных актах, особенности деятельности полиции в населенных пунктах различных категорий, в том числе с развитой

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

санаторно-курортной инфраструктурой, не определены. Количество лечебно-оздоровительных организаций, вместе с культурно-просветительскими, учитывается лишь при характеристике территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России, являющейся частью плана использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Среди федерального законодательства следует выделить Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ, «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ и др.

В них закреплены основы охраны здоровья, статус и особенности использования отдельных природных ресурсов и местностей для санаторно-курортной деятельности, основы безопасности туристов, полномочия служб по защите участников соответствующих отношений и др.

Так, в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ определено понятие «безопасность туристов», полномочия федерального органа исполнительной власти, туроператоров и турагентов по ее обеспечению, прав и обязанности туристов и др.

Предлагается обратить внимание на существование межгосударственного стандарта «Туристические услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», содержащий определение общей цели деятельности субъектов обеспечения туристкой безопасности (ИНрвУ/Сосэ. cntd.ru/document/1200110997). Например, в нём, определено, что «.в процессе оказания туристских услуг необходимо обеспечить приемлемый уровень риска для жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов) при совершении путешествий», указаны основные факторы, влияющие на безопасность туристов, перечень мер по ее обеспечению.

К таким мерам относят:

- информирование об угрозе безопасности в месте временного пребывания;

- выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги;

- обеспечение сохранности имущества отдыхающих в месте временного пребывания (в средствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);

- охрана их чести и достоинства в стране (месте) временного пребывания;

- оказание помощи пострадавшим туристам (в т.ч. доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).

Положения рассмотренных выше нами правых актов могут служить ориентирами в построении отношений между полицией и другими субъектами обеспечения безопасности, а также учитываться при планировании охраны общественного порядка в рамках границ курортных населённых пу н ктов.

Среди нормативных актов, в которых содержаться нормы, касающихся правил поведения отдыхающих, пользующихся пляжами, следует выделить приказ МЧС России от 30.09.2020 № 732 «Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации», в нем определены права и обязанности как посетителей, так и владельцев пляжей.

Общие положения, регулирующие организацию охраны общественного порядка в курортной местности, содержатся в приказах МВД России. Например, Наставление об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах (приложение к приказу МВД России от 25.11.2019 № 879) позволяет определять:

- порядок формирования видов и количества нарядов, маршрутов патрулирования, как относящихся к полиции, так и дополнительных и приданных (особенно в период летнего курортного сезона);

- субъекты и порядок принятия решения о привлечения к охране правопорядка в общественны дополнительных и приданных сил;

- виды средств обеспечения правопорядка: транспорта, связи, систем визуального контроля за общественными местами и т.п.;

- обязанности руководителей ОВД по организации управления силами и средствами полиции, в том числе и учёта условий местности, категорий и режима работы, размещенных на ней предприятий, учреждений и организаций, естественной миграции населения соответствующие периоды года (сезоны) и др.;

- порядок разработки, корректировки и применения плана использования сил и средств, маршрутных карточек и другой документации и др.

В Наставлении об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, выделяются положения, связанные с:

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

- конкретизацией такой задачи полиции, как «...оказание помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья»;

- организацией деятельности нарядов ППС по обеспечению правопорядка в общественных местах и управления ними в обычных условиях и при усложнении оперативной обстановки (чрезвычайных ситуациях);

- закреплением факторов, подлежащих учёту при принятии решения на организацию охраны общественного порядка и общественной безопасности на последующие сутки, среди которых и: особенности территории обслуживания территориального органа, характеристика улиц, мест размещения и режима работы предприятий, организаций и учреждений, расположения объектов особой важности, сезонности (времени года), мест эпизодического осложнения оперативной обстановки на улицах и в иных общественных местах, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры и др.;

- возможностью использования в ППС велосипедов, квадроциклов, маломерных суден (плавсредств), лошадей, что связано с особенностями местности (например, набережные, парковые зоны, пляжи и др.);

- установлением продолжительности непрерывного несения службы в сложных климатических условиях и др. [4].

К сожалению, как нами обозначалось ранее, положения, касающиеся охраны общественного порядка и обеспечения лиц, пребывающих в курортной местности, в рассмотренных выше правовых актах не установлены.

МВД России ежегодно издаются приказы, направленные на организацию деятельности ОВД в период летнего курортного сезона. В частности, в структуре приказов МВД России от 24 мая 2021 г. № 287 «О мерах по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период летнего курортного сезона

2021 года» и 29 апреля 2022 г. № 309 «О мерах по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период летнего, туристического, каникулярного и курортного сезонов

2022 года» отражены следующие группы мероприятий, определяющие содержание административной деятельности полиции, в указанные периоды:

1) организации основных и дополнительных сил и средств органов внутренних дел (подбора и подготовки сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка; командирования, денежного и материального довольствия, медицинского обеспечения сотрудников, прибывших из других территориальных органов МВД России; корректировке расстановки постов

и маршрутов патрулирования в планирующей документации, в том числе и закрепления ответственных сотрудников ОМВД России на районном уровне за загородными объектами детского отдыха, а также разработки для них временного должностного регламента (инструкции); проведения комплексных проверок мест организованного отдыха граждан и др.);

2) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными организациями по вопросам, связанным с: обеспечением безопасности в местах организации отдыха и оздоровления граждан; организации пассажирских перевозок, планирования сопровождения силами полиции групп граждан средствами пассажирского транспорта; принятием организационных мер по соблюдению законодательных ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, спорта, культуры и искусства (ст. 351.1 Трудового Кодекса РФ) [5]; создание рабочих групп по координации действий привлекаемых сил и средств и др.

3) меры по охране общественного порядка: предупреждение правонарушений в местах одновременного расположения пунктов временного размещения беженцев, прибывших их Донецкой, Луганской народных республик и Украины, и организованного отдыха граждан, детских загородных лагерей, сосредоточение усилий на предупреждении, выявлении и пресечении правонарушений в жилом секторе, совершаемых иностранными граждан, террористических актов и проявлений экстремизма, а также, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение противоправных деяний; усиление контроля за состоянием правопорядка в местах возможного стихийного отдыха людей (в том числе, лесных зонах, ландшафтных музеях-заповедниках, территориях, прилегающих к водоемам) и др.;

4) информационного обеспечения соответствующих мероприятий (обеспечение руководителей организаций отдыха и оздоровления контактной информации о соответствующем органе внутренних дел, осуществление обмена информацией с представителями перевозчиков на железнодорожном и воздушном транспорте о графиках передвижения организованных групп детей для проведения мероприятий по поддержанию правопорядка, личной и имущественной пассажиров на объектах транспорта и в пути следования; представление в ГУОООП МВД России и ГУТ МВД России текущих и итоговых данных о результатах реализуемых мероприятий, типичных проблемах и характерных недостатках, а также позитивном опыте).

В приложениях к этим приказам изложены: расчет сотрудников ОВД, командируемым в МВД по РК, ГУМВД России по Краснодарскому краю, УМВД по г. Севастополю, перечень материально-технических средств, необходимых этим со-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

трудникам, а также форма отчета о результатах работы по охране общественного порядка в соответствующий период (форма «Курорт»).

Среди нормативных актов ТОВД следует обратить внимание на регулирование статуса подразделений полиции, функционирующих в курортных населенных пунктах.

Так, приказом УМВД России по г. Ялте утверждено Положение об Отдельной роте патрульно-постовой службе полиции, в составе которой создан специализированный взвод № 1, выполняющий ряд функций «туристической полиции». Наряду с основными функциями, этот взвод: осуществляет патрулирование туристических зон, обеспечение безопасности граждан, в том числе, граждан зарубежных государств, во время их пребывания в г. Ялте; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности граждан на улицах и общественных местах, входящих в систему туристических маршрутов; оказание помощи иностранным гражданам по вопросам, связанным с соблюдением законодательства РФ и др. К специальным обязанностям сотрудников данного взвода отнесено знание иностранных языков, использование их в служебной деятельности и повышения уровня знаний иностранных языков, а также осуществлять устный перевод на иностранный язык прав и обязанностей иностранных граждан, являющихся участниками процессуальных действий.

Отдельную роль в повышении эффективности охраны общественного порядка в период курортного сезона играют нормативные акты, принимаемые в ходе организации и проведения ежегодной межведомственной специальной профилактической операции «Курорт» [6]. В рассматриваемых нами субъектах Российской Федерации она осуществляется в два этапа: подготовительный (с 01 апреля по 31 мая) и основной (с 01 июня по 01 октября) (временные периоды проведения операции могут корректироваться в зависимости от региона). Более детально содержание этапов будут рассмотрены в следующей части пособия.

В рамках операции, планируется проведение оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан в пути следования к местам отдыха, а также непосредственно на самих курортах.

Мероприятия по охране общественного порядка в курортной местности, в том числе и организация взаимодействия между полицией и другими субъектами обеспечения правопорядка, а также перспективы развития дальнейшего совершенствования этой деятельности в рамках отдельных курортных зон и населенных пунктов, содержаться в региональных и местных правоохранительных программах. Например, государственные программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», Ставропольского края «Профилактика правонаруше-

ний и обеспечение общественного порядка», РК «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» [7-9].

Реализация данных программ предусматривает выполнение следующих основных задач:

- повышение эффективности охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и государственной охраны имущества;

- повышение безопасности дорожного движения;

- снижение до социально приемлемого уровня количества преступлений и правонарушений;

- оптимизация работы системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних; обеспечение участия общественных организаций в деятельности по предупреждению правонарушений.

Изучение решений органов власти Краснодарского края и РК показало, что в планы, которые определяют реализацию программных документов, включаются следующие разделы:

- мероприятия по разработке законодательных и нормативных правовых актов;

- организационные мероприятия;

- мероприятия в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса, обеспечение и контроль своевременной подготовки и стабильного функционирования пляжей;

- санитарно-гигиенические и экологические мероприятия; организация транспортного обеспечения;

- мероприятия в области пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- рекламно-информационные мероприятия, мероприятия по пресечению незаконной деятельности в сфере предоставления услуг автомототуризма (джиппинга) и т.п.

Ряд мероприятий конкретизируются в нормативных актах органов власти курортных населенных пунктов. Например, в г. Алушта, Евпатория, Сочи, Ялта и ряде других курортных населенных пунктов, утверждены и реализуются муниципальные программы профилактики правонарушений, преступлений и обеспечение общественной безопасности, содержащие анализ криминогенной обстановки на территории соответствующих муниципальных образований, мероприятия, позволяющие повысить эффективность противодействия правонарушениям, обеспечить финансирование отдельных мероприятий в соответствующем порядке и др. [20-23].

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

В частности, программа, реализуемая в г. Ялта в 2023-2025 гг., предусматривает:

- увеличение числа населенных пунктов, в которых установлены камеры видеонаблюдения до 5;

- размещение более 100 публикаций в СМИ, повышающих уровень правовой культуры граждан в сфере профилактики терроризма, экстремизма и наркомании;

- создание системы интеллектуального видеонаблюдения с элементами ограничения доступа;

- финансирование приобретения арочных (мобильных) и ручных металлодетекторов;

- проведение профилактических мероприятий, направленных на направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,;

- изготовление социальной рекламы и печатной пропагандисткой продукции и др. [10].

Результаты. В процессе систематизации нормативных правовых актов, составляющих правовую основу административной деятельности полиции в населенных пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой, установлено, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- основы регулирования общественных отношений в сфере курортной деятельности закреплены в законодательстве о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;

- безопасность туристов и туристической деятельности является целью и результатом реализации стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года;

- приказы МВД России не отражают особенностей осуществления подразделениями полиции административной деятельности в рассматриваемых нами условиях;

- непосредственные задачи по обеспечению полицией общественного порядка общественного порядка в санаторно-курортных населенных

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

пунктах устанавливаются решением государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и ТОВД, как правило на поточный год (курортный сезон);

- важную роль в регулировании совместной деятельности полиции и других субъектов, осуществляющих охрану правопорядка, в условиях курортной местности играют положения государственных и местных правоохранительных программ, обеспечивающие развитие санаторно-курортной отрасли в России и в регионах.

Заключение. По нашему мнению, совершенствованию правовой основы административной деятельности полиции в рассматриваемой нами области, будет содействовать:

- дополнение нормативных актов МВД России положениями, учитывающими специфику несения службы в населенных пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой (например, ППС, ГИБДД, ПДН ОВД, УУП);

- конкретизация задач полиции в региональных и местных программных документах, устанавливающих специфику обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в период курортного сезона;

- разработка типового положения о территориальном органе внутренних дел, функционирующем в условиях курортной местности, а также специализированных подразделений полиции, которые реализуют полномочия «туристической» полиции;

- типологизация планов оперативно-профилактических мероприятий, проводимых органами внутренних дел в период курортного сезона;

- расширение полномочий органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации, наиболее часто выявляемых и пресекаемых сотрудниками полиции в общественных местах, а также характерных для курортных населенных пунктах.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы « Гарант».

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

2. Адмиралова И.А. Административная деятельность полиции и обеспечение прав граждан / И.А. Адми-ралова // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 60-67.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 28.06.2021 № 495 // Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

6. Закаляпина Л.А. Административно-профилактическая деятельность полиции в городах-курортах России / Л.А. Закаляпина // Полиция и общество: пути сотрудничества (к 300-летию российской полиции): Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 07 февраля 2018 года. Воронеж : Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С.102-107.

7. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения»: Постановление Главы администрации (губернатор) Краснодарского края постановление от 16 ноября 2015 года № 1039 (с изменениями). URL : https://docs.cntd.ru/document/430683258 (дата обращения 10.02.2024).

8. Государственная программа Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка»: постановление Правительства Ставропольского края от 29.12.2020 № 740-п (с изменениями). URL : http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:XI-dIoK2-1AJ:publication. pravo.gov.ru/File/GetFile/2600202101030006%3Ftype%3Dpdf+&cd=2&hl=ru&ct=clnk (дата обращения 10.02.2024).

9. Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» на 2017 -2019 годы: постановление Совета Министров Республики Крым от 08.11.2016 № 533 (с изменениями). URL : https://rk.gov.ru/file/gosudarstvennaya-programma-respubliki-krym-profilaktika-prestupnosti-i-pravonarushenij-v-respublike-.pdf (дата обращения 12.02.2024).

10. Обеспечение общественной безопасности, профилактика правонарушений в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым: Постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 27 декабря 2022 г. № 6392-п. URL : http://ivo.garant.ru/#/document/406518569/paragraph/1:0 (дата обращения 10.02.2024).

References:

1. On the police: Federal Law of February 07, 2011 № 3-FZ // Access from the reference legal system «Garant».

2. Admiralova I.A. Administrative activities of the police and ensuring the rights of citizens / I.A. Admiralova // Administrative and municipal law. 2014. № 6. P. 60-67.

3. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Access from the reference legal system «Garant».

4. On approval of the Manual on the organization of official activities of combat units of the patrol police service of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 28, 2021 № 495 // Access from reference. -legal system «Garant».

5. Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 № 197-FZ // Access from reference. -legal system «Garant».

6. Zakalyapina L.A. Administrative and preventive activities of the police in resort cities of Russia / L.A. Za-kalyapina / L.A. Zakalyapina // Police and society: ways of cooperation (to the 300th anniversary of the Russian police): Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Voronezh, February 07, 2018. Voronezh : Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. P. 102-107.

7. On approval of the state program of the Krasnodar Territory «Ensuring the safety of the population»: Resolution of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Territory, resolution № 1039 of November 16, 2015 (as amended). URL : https://docs.cntd.ru/document/430683258 (date of the application 02/10/2024).

8. State program of the Stavropol Territory «Prevention of crime and ensuring public order»: Decree of the Government of the Stavropol Territory dated December 29, 2020 № 740-p (as amended). URL : http://web cache.googleusercontent.com/search?q=cache:XI-dIoK2-1AJ:publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/26002021 01030006%3Ftype%3Dpdf+&cd=2&hl=ru&ct=clnk (date of the application 02/10/2024).

9. On approval of the State Program of the Republic of Crimea «Prevention of Crime and Delinquency in the Republic of Crimea» for 2017-2019: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated November 08, 2016 № 533 (as amended). URL : https://rk.gov.ru/file/gosudarstvennaya-programma-respubliki-krym-profilaktika-prestupnosti-i-pravonarushenij-v-respublike.pdf (date of the application 02/12/2024).

10. Ensuring public safety, crime prevention in the municipality of the city district of Yalta of the Republic of Crimea: Resolution of the Administration of the city of Yalta of the Republic of Crimea dated December 27, 2022 № 6392-p. URL : http://ivo.garant.ru/#/document/406518569/paragraph/1:0 (date of the application 02/10/2024).

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Заброда Дмитрий Григорьевич

кандидат юридических наук, доцент,

профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Крымский филиал

Краснодарского университета МВД России,

г. Симферополь

zabroda_dg@mail.ru

Кашкаров Алексей Александрович

доктор юридических наук, доцент,

начальник кафедры уголовного права и криминологии, Крымский филиал

Краснодарского университета МВД России,

г. Симферополь

kashkarov79@ya.ru

об авторах

Dmitry G. Zabroda

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor,

Professor of the Department

of Administrative Law and Administrative Activities

of the Department of Internal Affairs,

Crimean branch Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia, Simferopol

zabroda_dg@mail.ru

Alexey A. Kashkarov

Doctor of Law, Associate Professor,

Head of Department Criminal Law and Criminology, Crimean branch Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol kashkarov79@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.