УДК 351.74 ББК 67.629
© 2022 г. Заброда Дмитрий Григорьевич,
профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД
Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
Капранова Юлия Витальевна,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России,
кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
Литвиненко Сергей Владимирович,
участковый уполномоченный полиции отдела Министерства внутренних дел России
по Симферопольскому району, Республика Крым.
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В КУРОРТНЫХ МЕСТНОСТЯХ
В статье конкретизируется содержание понятия «формы охраны общественного порядка» применительно к условиям курортной местности, выявляются и характеризуются их разновидности с учетом практики деятельности органов внутренних дел в Республике Крым. Определяется роль планирования мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка в курортной местности, в том числе их нормативного закрепления в решениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также отражения их специфики в планах оперативно-профилактических операций территориальных органов МВД России.
Ключевые слова: полиция, обеспечение охраны общественного порядка, курортная местность, организационно-правовые формы деятельности полиции, профилактическая операция, планирование.
Zabroda Dmitry Grigorievich - Professor, Department of Administrative Law and Administrative Activity, Department of Internal Affairs, the Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
Kapranova Yulia Vitalievna - Associate Professor, Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
Litvinenko Sergey Vladimirovich - District police officer, Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Simferopol district, Republic of Crimea.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF POLICE ACTIVITY FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN RESORTAREAS
The article concretizes the content of the concept of «forms of public order protection» in relation to the conditions of the resort area, identifies and characterizes their varieties, taking into account the practice of the internal affairs bodies in the Republic of Crimea. The role of planning measures to ensure the protection of public order in the resort area is determined, including their normative consolidation in the decisions of state authorities of the subjects of the Russian Federation, as well as reflecting their specifics in the plans of operational and preventive operations of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: police, ensuring the protection of public order, resort area, organizational and legal forms of police activity, preventive operation, planning.
Необходимость обеспечения спокойного пребывания туристов в курортных городах и других населенных пунктах, поддержание стабильной оперативной ситуации, адекватное реагирование на угрозы общественному порядку и безопасности в период курортного сезона актуализируют потребность в совершенствовании форм и методов охраны общественного порядка. Вопросы специфики форм
охраны общественного порядка в курортной местности вызывают практический и научно-исследовательский интерес, которые рассматриваются в трудах различных авторов, в том числе С.Н. Алферова, Л.А. Закаляпиной, Д.Г. Заброды, Р.Н. Кучмезова [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7] и др. Исследователями изучались административно-правовые и криминологические аспекты охраны правопорядка в местностях с
развитой туристической инфраструктурой, акцентировалось внимание на определенных населенных пунктах России и функционировании в этих условиях отдельных подразделений полиции. Представляется, что в связи с этим дополнительного анализа требуют проблемы, связанные с оптимизацией форм и методов охраны общественного порядка в курортных местностях, внедрением современных технических средств и информационно-телекоммуникационных систем, позитивного отечественного опыта охраны общественного порядка в условиях крупных спортивных мероприятий в городах-курортах, обусловленные увеличением количества туристических территорий, а также изменением структуры туристических потоков.
Необходимо отметить, что уникальный туристический и санаторно-оздоровительный потенциал России является значимым ресурсом для восстановления, оздоровления и культурного развития как россиян, так и иностранных граждан. Важным условием для его дальнейшего развития является обеспечение безопасности туристов, сохранности их имущества, защита местного населения, а также ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, окружающей среде, безопасности государства [8].
Следует отметить, что курортный сезон, особенно летний, существенно влияет на оперативную обстановку большинства курортов Краснодарского края, Ставрополья, Крыма и требует повышения эффективности функционирования полиции как основного субъекта охраны правопорядка.
В частности, Крымский регион с 2014 по 2021 г. посетило около 48,3 млн человек (в 2021 г. турпоток составил 9,390 млн человек (+49 %), что является максимальным показателем (с 2014 г.) отдыхающих. Это более чем в 3,8 раза превышает население Республики Крым и г. Севастополя [15]. Большинство туристов посещают южное и западное побережья Крыма.
Анализ состояния преступности в Республике Крым показывает, что в 2021 г. произошло: уменьшение количества убийств (-2,9 % АППГ; всего 66), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-13,3 %; 156), изнасилований (-41,7 %; 21), разбойных нападений (-5,4 %; 53), грабежей (-26,6 %; 237), краж (-13,2 %; 6 288), в т. ч. из квартир (-21,1 %; 371), транспортных средств (-30,1 %; 130), фактов неправомерного завладения транспортными средствами (-26,9 %; 122),
мошенничеств (-0,1 %; 3 272), преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации (-0,8 %; 3 997); преступлений, совершенных в общественных местах - 5 (-14,0 %; 485), преступлений, совершенных на улице (-13,3 %; 4 181). Меньше допущено противоправных деяний, совершенных лицами, ранее судимыми (-3,0 %; 3 629), в состоянии алкогольного опьянения (-7,1 %; 2 512), несовершеннолетними (-5,6 %; 374). Однако возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений (+4,1 %; 5 036), количество нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (+20 %; 336); число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (+5,6 %; 76), лицами, ранее их совершавшими (+2,2 %; 6 826); преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (+0,5 %; 1 020). Практика МВД по Республике Крым также показывает, что в период летнего сезона (июнь-октябрь) увеличивается число убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, краж (в том числе из квартир), мошенничества. Отмечается рост преступности в городах-курортах: Алуште, Евпатории, Судаке, Ялте; а также активно осваиваемых курортных зонах: Ленинском, Черноморском и других районах [10].
В теории понятие форм охраны общественного порядка, в аспекте управленческой и административной деятельности ОВД, исследовано достаточно полно. В частности, в ряде учебных изданиях под «формой административной деятельности полиции» понимают «...однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции» [11, с. 59-63; 12, с. 105-109].
Более расширенное толкование данной категории предложил В.С. Климченя, который считает, что административно-правовая форма деятельности ОВД - это «.внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности, совершаемое ОВД (должностным лицом) в пределах его компетенции, направленное на выполнение задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях и в иных общественных местах, создание условий для реализации прав и свобод граждан, защиту жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина,
нравственности, собственности физических и юридических лиц от противоправных посягательств, которое вызывает последствия юридического характера или имеет определенное юридическое значение» [13].
В основе их классификации находится критерий деления в зависимости от юридических последствий на: правовые (правоустановитель-ные и правоприменительные, иные юридически значимые действия); неправовые (организационные действия и материально-технические операции) [11, с. 59-63; 12, с. 105-109].
Еще в одном источнике форма охраны общественного порядка - это «...внешнее выражение расстановки сил и средств полиции, отражающее содержание их конкретной деятельности по решению оперативно-служебных задач» [14, с. 72-73]. Считаем, что данный подход наиболее подходит для раскрытия особенностей их проявления в курортных местностях.
Рассматриваемое понятие не закреплено в нормативных актах, однако содержится перечень некоторых их видов. Так, ФЗ «О полиции» к формам охраны общественного порядка относит: патрулирование населенных пунктов и общественных мест; оборудование контрольных и контрольно-пропускных пунктов; выставление постов, в том числе стационарных, а также заслонов; другие формы охраны общественного порядка (п. 6 ч. 1 ст. 13).
Кроме этого, нормативными актами МВД России устанавливаются и другие, преимущественно комплексные, формы охраны общественного порядка, такие как: единая дислокация; оперативно-профилактические мероприятия (в том числе рейды, проверки) и целевые операции; создание патрульных участков и патрульных групп; передвижные пункты полиции и подвижные полицейские группы; создание временных пунктов размещения приданных нарядов; сопровождение транспортных средств, перевозящих организованные группы людей, в первую очередь детей; использование в охране общественного порядка служебных животных (собак и лошадей), транспорта (катеров, велосипедов, мотороллеров), малой авиации и др.
Изучение практики деятельности полиции городов-курортов показывает, что к особенностям приведенных форм могут быть отнесены следующие характеристики.
Во-первых, организация патрулирования курортных населенных пунктов осуществляется с учетом необходимости перекрытия мест
наиболее массового пребывания и отдыха граждан (вокзалы, причалы, набережные, природные и культурные объекты, детские оздоровительные учреждения и др.), их наполняемости (в том числе в вечернее и ночное время; к патрулированию привлекаются сотрудники как патрульно-постовой службы полиции, так и других подразделений ОВД, военнослужащие Федеральной службы войск национальной гвардии, военнослужащие Вооруженных сил России и представители общественности (особенно при проведении массовых мероприятий, на набережных, в вечернее и ночное время); создаются специализированные патрульные группы для противодействия наиболее распространенным правонарушениям, старшими смешанных нарядов назначаются наиболее подготовленные сотрудники полиции, знающие местные условия; при определении режима несения службы нарядами полиции учитывают температурный режим; для патрулирования набережных применяются вело- или мотопатрули; сотрудники полиции обеспечиваются облегченным форменным обмундированием (шорты, безрукавки-поло, кепи), а сотрудники «туристической» полиции - специальной нарукавной повязкой (жилетом).
Можно согласиться с мнением С.Н. Алферова, что использование таких форм, как патрульный участок и патрульная зона, имеет преимущество перед другими. В частности, их мобильность, гибкость управления, концентрация сил и средств под единым руководством позволяют дифференцировать усилия полиции по стабилизации криминогенной ситуации на микроучастке в целом и с учетом сменяемости криминологической обстановки в течение суток, мобильности отдыхающих и правонарушителей [15, с. 13].
В частности, в г. Евпатории охрана общественного порядка организована с учетом деления территории на шесть административных зон. Также создаются ночные группы по профилактике совершения преступлений в местах массового скопления и проживания отдыхающих (краж «доброе утро»), а также группы по недопущению совершения краж из автотранспорта и краж велосипедов, мопедов [16].
Велосипедный патруль используется на набережной г. Керчи. Общение с сотрудниками полиции, которые привлекаются к такому виду патрулирования, свидетельствует о позитивном восприятии велосипедного
патруля гражданами города, а также возможности дальнейшего применения данного вида нарядов для патрулирования набережных других городов-курортов Крыма.
Во-вторых, стационарные посты выставляются для охраны объектов общественной и туристкой инфраструктуры, в местах концентрации граждан с целью оперативного реагирования на правонарушения, предоставления справочной и иной информации гражданам по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения условий для несения службы нарядами полиции, а также для контроля за передвижением транспорта.
Например, с февраля 2020 г. на подходах к Крымскому мосту - в Крыму и на Тамани функционируют стационарные посты ДПС ГИБДД. Пост представляет собой здание, оснащенное необходимым оборудованием для обеспечения транспортной безопасности, оперативного выявления нарушителей, опознания угнанных автомобилей и находящихся в розыске граждан, осмотра транспортных средств, поиска спрятанных в них запрещенных веществ и контрабанды. Здание также оснащено всем необходимым для комфортного несения службы сотрудниками полиции [17].
В-третьих, контрольные и контрольно-пропускные пункты оборудуются в случае необходимости обеспечения режимов перемещения транспорта на автомагистралях и улицах, пребывания граждан в местах проведения массовых акций, проведения контртеррористических мероприятий, во время специальных операций, а также карантинных и иных мероприятий.
В-четвертых, основной формой охраны общественного порядка в курортных местностях является комплексное использование сил и средств органов внутренних дел. При этом результативность деятельности полиции повышается за счет: глубокого знания оперативной обстановки на территории обслуживания и прогнозирования ее развития в период курортного сезона; рациональной расстановки и маневрирования нарядами полиции в зависимости от меняющейся обстановки, в том числе и в ночной период; привлечения к несению службы сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии, военнослужащих, народных дружинников; своевременного реагирования на правонарушения путем повышения мобильности нарядов полиции, а также раскрытия преступлений пре-
имущественно по горячим следам: использования систем видеонаблюдения для выявления и фиксации правонарушений, установления разыскиваемых лиц по приметам, определения необходимости оказания помощи лицам, которые в ней нуждаются; ориентирования служб и подразделений полиции на активный поиск лиц, совершающих наиболее распространенные правонарушения (кражи, мошенничества), распространяющих наркотические средства, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную или антиобщественную деятельность, и др.
В-пятых, важной составляющей охраны общественного порядка в курортных местностях является планирование и осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению курортного сезона в соответствующих регионах.
Изучение решений органов государственной власти Краснодарского края и Республики Крым показало, что в соответствующие планы включаются следующие разделы: мероприятия по разработке законодательных и нормативных правовых актов; организационные мероприятия; мероприятия в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса, обеспечение и контроль своевременной подготовки и стабильного функционирования пляжей, санитарно-гигиенические и экологические мероприятия, организация транспортного обеспечения, мероприятия в области пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, рекламно-информационные мероприятия, мероприятия по обеспечению проведения обязательной классификации гостиниц, мероприятия по пресечению незаконной деятельности в сфере предоставления услуг автомототуризма (джиппинга) [18; 19; 20; 21]. Планирование мероприятий осуществляется с марта по октябрь текущего года, а также выделяются периоды «начало и в течение курортного сезона», «в течение купального сезона». Указанные периоды следует учитывать и при подготовке плановой документации органами внутренних дел.
Непосредственные задачи, стоящие перед органами внутренних дел в 2019-2021 гг. в период курортного сезона, состояли в следующем: обеспечение в рамках полномочий защиты населения от вредного влияния шума путем ограничения работы звуковоспроизводящего оборудования в кафе, барах, дискотеках и
т. д. после 23:00; проведение рейдовых осмотров с целью выявления и пресечения фактов оказания услуг по фотографированию с использованием диких животных и птиц; пресечение незаконной деятельности в сфере предоставления услуг автомототуризма (джиппинга); усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения и техническим состоянием транспортных средств, используемых для предоставления услуг автомототуризма (джиппинга); контроль и ликвидация незаконных парковок на территории муниципальных образований РК; обеспечение безопасности дорожного движения при подъеме на Ай-Петри и на территории плато с целью обеспечения безопасности туристов; обеспечение запрета на коммерческое использование животных на территории всех общественных пространств (пляжи, парки, набережные и др.), а также проведение в пределах установленной компетенции рейдовых осмотров с целью выявления и пресечения фактов оказания услуг по фотографированию с использованием объектов животного мира. Координация действий субъектов обеспечения правопорядка и безопасности граждан в период курортного сезона осуществляется штабами, возглавляемыми руководителями субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения решения комплекса задач, возлагаемых на полицию в период курортного сезона, ежегодно проводится оперативно-профилактическая операция «Курорт». Ее целью является обеспечение общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан в пути следования к местам отдыха, а также непосредственно на самих курортах, недопущение терактов и диверсий на объектах транспорта и объектах курортной инфраструктуры в период курортного сезона.
Литература
1. Алферов С.Н. Деятельность органов внутренних дел по противодействию преступности в курортных регионах (криминологическое исследование по материалам Запорожской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 2003.
2. Закаляпина Л.А. Предупреждение преступности в городах-курортах России: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук, М., 2014.
3. Кучмезов Р.Н. Особенности административной деятельности участкового уполномоченного полиции в курортном регионе:
Ход реализации комплексных мероприятий обсуждается на заседаниях оперативного штаба, коллегий территориальных ОВД, освещается в средствах массовой информации, доводится до общественности. Кроме этого, в период курортного сезона проводятся ежегодные профилактические операции «Берег», «Каникулы», «Подросток», «Дети России», «Антитеррор», «Перевозчик», «Нелегальный мигрант», «Поднадзорный» и др.
Таким образом, формам охраны общественного порядка в курортных местностях присущи общие и специальные свойства, обусловленные комплексом факторов, характеризующих элементы оперативной обстановки. Эффективность их использования зависит от реализации принципа комплексности в управлении силами и средствами полиции и других субъектов охраны правопорядка, привлечении общественности, внедрении современных технических средств и информационных технологий в выявлении и фиксации правонарушений, управлении силами и средствами органов внутренних дел [22, с. 46]. К специальным (применяемым преимущественно в условиях курортной местности) формам охраны общественного порядка предлагается относить: создание групп по проверке паспортизации отдельных объектов туристической инфраструктуры, специальных оперативно-поисковых групп для выявления правонарушений, наиболее часто совершаемых в общественных местах в период курортного сезона; оборудование мобильных пунктов полиции; выставление стационарных постов полиции в местах массового пребывания граждан (крупных пляжах, вокзалах, набережных); проведение целевых и оперативно-профилактических мероприятий (отработок, рейдов, операций).
Bibliography
1. Alferov S.N. Activity of internal affairs bodies on combating crime in resort regions (criminological research based on the materials of the Zaporozhye region): auth. abstr. dis. ... Cand. of Law. Kharkiv, 2003.
2. Zakalyapina L.A. Crime prevention in Russian resort cities: auth. abstr. dis. ... Cand. of Law. Moscow, 2014.
3. Kuchmezov R.N. Features of the administrative activity of the district police commissioner in the resort region: auth. abstr. dis. ... Cand. of Law. Krasnodar, 2016.
автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2016.
4. Заброда Д.Г., Сапунова Т.Г., Тихий И.В. Понятие и содержание категории «правопорядок» как сферы деятельности полиции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. Т. 6(72). № 3.
5. Заброда Д.Г. «Туристическая» полиция в Республике Крым: аргументы «за» и «против» // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2017;
6. Заброда Д.Г. Туристическая полиция: зарубежный опыт и перспективы его внедрения в России // Актуальные проблемы науки и практики: сборник научных трудов. Хабаровск, 2018.
7. Заброда Д.Г. Использование временных целевых структур для оптимизации деятельности органов внутренних дел в курортных местностях // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2018.
8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxm WSpB4lrM.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
9. Предварительная оценка численности постоянного состава населения на 1 января 2022 г. и в среднем за 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstatgov.ru/storage/media-bank/PrPopul2022_Site.xls (дата обращения: 10.02.2022).
10. Комплексный анализ состояния преступности на территории обслуживания и результатов оперативно-служебной деятельности министерства внутренних дел по Республике Крым за январь-декабрь 2021 г. Симферополь, 2022.
11. Бражников С.А. Административная деятельность полиции: курс лекций. Ч. 1. Воронеж, 2015.
12. Административная деятельность полиции: учебное пособие. М., 2014.
13. Климченя В.С. Административно-правовые формы деятельности органов внутренних
4. Zabroda D.G., Sapunova T.G., Tikhy I.V. The concept and content of the category «law and order» as a sphere of police activity // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2020. T. 6(72). №» 3.
5. Zabroda D.G. «Tourist» police in the Republic of Crimea: arguments «for» and «against» // Ensuring public safety and countering crime: tasks, problems and prospects: materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Krasnodar, 2017.
6. Zabroda D.G. Tourist police: foreign experience and prospects of its implementation in Russia // Actual problems of science and practice: collection of scientific papers. Khabarovsk, 2018.
7. Zabroda D.G. The use of temporary target structures to optimize the activities of internal affairs bodies in resort areas // Ensuring public safety and countering crime: tasks, problems and prospects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Simferopol, 2018.
8. The strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035: approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 20.09.2019 № 2129-r [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/ files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (date of access: 12.02.2022).
9. Preliminary estimate of the permanent population as of January 1, 2022 and on average for 2021 [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/PrPopul2022_Site.xls (date of access: 10.02.2022).
10. Comprehensive analysis of the state of crime in the service area and the results of operational and official activities of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Crimea for January-December 2021. Simferopol, 2022.
11. Brazhnikov S.A. Administrative activities of the police: a course of lectures. Part 1. Voronezh, 2015.
12. Administrative activities of the police: textbook. Moscow, 2014.
13. Klimchenya V.S. Administrative and legal forms of activity of internal affairs bodies to ensure public order and public safety during mass events: concept and classification [Electronic resource]. URL: https ://elib.amia.by/b itstream/docs/33/1/ 30_032 .pdf (date of access: 12.02.2022).
14. Motrovich I.D. Administrative activities of the police. Special part: study guide. Khabarovsk, 2019.
15. Aferov S.N. Activity of internal affairs bodies on combating crime in resort regions (crimino-
дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий: понятие и классификация [Электронный ресурс]. URL: https:// elib. amia. by/bitstream/ docs/33/1/30_032.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
14. Мотрович И.Д. Административная деятельность полиции. Особенная часть: учебное пособие. Хабаровск, 2019.
15. Алферов С.Н. Деятельность органов внутренних дел по противодействию преступности в курортных регионах (криминологическое исследование по материалам Запорожской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 2003.
16. Анализ совершенных преступлений в общественных местах, в том числе на улицах, на территории г. Евпатории за 5 месяцев 2021 г. Евпатория, 2021.
17. На Крымском мосту открыли два современных поста ДПС ГИБДД [Электронный ресурс]. URL: https://vesti-k.ru/news/2020/02/15/ na-krymskom-mostu-otkryli-dva-sovremennyx-posta-dps-gibdd/ (дата обращения: 12.02.2022).
18. О мероприятиях по подготовке и проведению в Республике Крым курортного сезона 2019 г.: распоряжение Совета Министров Республики Крым от 22.01.2019 № 22-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs. cntd.ru/document/550355245 (дата обращения: 12.02.2022).
19. О мероприятиях по подготовке и проведению в Республике Крым курортного сезона
2020 г.: распоряжение Совета Министров Республики Крым от 11.02.2020 № 105-р [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/ru/docu-ment/show/20141 (дата обращения: 12.02.2022).
20. О мероприятиях по подготовке и проведению в Республике Крым курортного сезона
2021 г.: распоряжение Совета Министров Республики Крым от 16.02.2021 № 140-р [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/ru/docu-ment/show/27283 (дата обращения: 12.02.2022).
21. Вениамин Кондратьев поручил создать краевой штаб по подготовке и проведению курортного сезона [Электронный ресурс]. URL: https://www.temryuk.ru/presscenter/news/ veniamin-kondratev-poruchil-sozdat-kraevoy-sh-tab-po-podgotovke-i-provedeniyu-kurortnogo-se-zona/ (дата обращения: 12.02.2022).
22. Литвиненко С.В. Особенности форм и методов охраны общественного порядка в курортных местностях. Симферополь, 2021.
logical research based on the materials of the Zaporozhye region): auth. abstr. dis. ... Cand. of Law. Kharkiv, 2003.
16. Analysis of crimes committed in public places, including on the streets, on the territory of Evpa-toria for 5 months 2021. Evpatoria, 2021.
17. Two modern traffic police posts were opened on the Crimean Bridge [Electronic resource]. URL: https://vesti-k.ru/news/2020/02/15/na-krymskom-mostu-otkryli-dva-sovremennyx-posta-dps-gibdd/ (date of access: 12.02.2022).
18. On measures for the preparation and holding of the 2019 holiday season in the Republic of Crimea: decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea № 22-r dated 22.01.2019 [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 550355245 (date of access: 12.02.2022).
19. On the measures for the preparation and holding of the 2020 holiday season in the Republic of Crimea: decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea № 105-r dated 11.02.2020 [Electronic resource]. URL: https://rk.gov.ru/ru/doc-ument/show/20141 (date of access: 12.02.2022).
20. On measures for the preparation and holding of the 2021 holiday season in the Republic of Crimea: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated 16.02.2021 № 140-r [Electronic resource]. URL: https://rk.gov.ru/ru/doc-ument/show/27283 (date of access: 12.02.2022).
21. Veniamin Kondratiev instructed to create a regional headquarters for the preparation and conduct of the holiday season [Electronic resource]. URL: https://www.temryuk.ru/presscenter/news/ veniamin-kondratev-poruchil-sozdat-kraevoy-sh-tab-po-podgotovke-i-provedeniyu-kurortnogo-se-zona/ (date of access: 12.02.2022).
22. Litvinenko S.V. Features of forms and methods of public order protection in resort areas. Simferopol, 2021.