Научная статья на тему 'Оптимизация организации деятельности органов внутренних дел в курортных местностях (по материалам Республики Крым)'

Оптимизация организации деятельности органов внутренних дел в курортных местностях (по материалам Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / STATE OF PUBLIC ORDER PROTECTION / REPUBLIC OF CRIMEA / ORGANIZATION OF ACTIVITIES / INTERNAL AFFAIRS BODIES / POLICE / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заброда Д.Г., Гурченко А.В.

В статье проанализированы основные показатели состояния охраны общественного порядка в Республике Крым. Названы факторы, влияющие на организацию деятельности ОВД в курортных местностях РК. Выделены проблемы, решение которых позволит оптимизировать функционирование подразделений полиции в РК во время курортного сезона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the organization of activity of bodies of internal affairs in resort areas (based on materials of the Republic of Crimea)

The article analyzes the main indicators of the state of public order in the Republic of Crimea. The factors that have the greatest impact on the organization of police in the resort areas of Republic of Crimea. The main problems are identified, the solution of which requires optimization of the organization of the internal Affairs bodies in the resort areas and the ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Оптимизация организации деятельности органов внутренних дел в курортных местностях (по материалам Республики Крым)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 3. - С. 143-149.

УДК342.95

ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КУРОРТНЫХ МЕСТНОСТЯХ

(по материалам Республики Крым)

Заброда Д. Г., Гурченко А. В.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье проанализированы основные показатели состояния охраны общественного порядка в Республике Крым. Названы факторы, влияющие на организацию деятельности ОВД в курортных местностях РК. Выделены проблемы, решение которых позволит оптимизировать функционирование подразделений полиции в РК во время курортного сезона.

Ключевые слова: состояние охраны общественного порядка, Республика Крым, организация деятельности, органы внутренних дел, полиция, оптимизация.

Развитие Республики Крым (далее - РК) как полноправного субъекта Российской Федерации сопровождается реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе и сферы обеспечения безопасности человека, общества и государства.

Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы. Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), имеющийся рекреационный потенциал (минеральные воды, лечебные грязи и др. полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных), исторический опыт определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове [1].

При этом Стратегией социально-экономического развития РК до 2030 г. определено, что лечебно-оздоровительный и туристский комплекс определяется как один из ключевых в экономике республики [2].

В свою очередь обеспечение безопасности туристов отнесено данной программой к приоритетам деятельности соответствующих органов власти.

Основным субъектом охраны общественного порядка в Крыму выступают подразделения МВД России по РК.

Так, в 2017 г. оперативная обстановка в регионе характеризовалась уменьшением, по сравнению с 2016 г., количества зарегистрированных преступлений (-8,6 %; 21711), в т. ч. тяжких и особо тяжких (-2,8 %; 4608). Снизилось количество зарегистрированных убийств (-17,6 %, 84), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-19,6 %; 185), разбоев (-3,9 %;

143

122), грабежей (-17,8 %; 671), краж (-23,0 %; 9632), в т. ч. с проникновением из квартир (-30,5 %; 1215), краж транспортных средств (-25,7 %; 272), краж мобильных телефонов (-31,0 %; 2275). В то же время увеличилось количество зарегистрированных фактов мошенничеств (+11,0 %; 1851), неправомерного завладения транспортными средствами (+3,3 %; 216). В общественных местах совершено 8298 (38,2 %; 2016 - 9802; -15,3 %) преступлений, в т. ч. на улицах - 5759 (26,5 %; 2016 - 6420; -10,3%). Основную часть преступлений, совершенных на улицах, составили кражи (2370; 41,2 %) [3].

Характеризуя состояние уличной преступности в 2015-2017 гг., необходимо отметить высокий удельный вес преступлений, совершенных на улицах и иных общественных местах: в Симферополе - 52,6 %, Керчи - 49,9 %, Ялте - 43,2 %, Евпатории - 44,5 %, Феодосии - 49,3 %. Наибольшее количество грабежей на улицах совершено на территории обслуживания УМВД России по г. Симферополю, УМВД России по г. Керчи, ОМВД России по г. Феодосии, ОМВД России по г. Евпатории.

Анализ результатов и практики деятельности подразделений полиции Крыма по охране общественного порядка и противодействия правонарушениям в Республике Крым в целом и в период курортного сезона позволяют к факторам, влияющим на организацию их деятельности, относить такие группы обстоятельств:

1) географические: привлекательное для отдыха месторасположение курортов, наличие различных видов труизма на относительно небольшой территории (горный, морской, подводный, оздоровительный); сосредоточение курортов в определенных населенных пунктах с развитой туристкой инфраструктурой;

2) экономические: длительное непропорциональное развитие традиционных курортов (г. Ялты, г. Евпатории, г. Судака) и иных местностей, имеющих значительный курортный потенциал (г. Феодосии, г. Керчи, Восточного Крыма); интенсификация развития экономики Крыма в последние четыре года, обусловленная присоединением к России, большая доля частного капитала в структуре сферы туристских услуг, не имеющего возможностей для существенного улучшения качества их предоставления; диспропорция между официальным и реальным уровнем безработицы, неразвитость сфер с высоким уровнем занятости (легкой и тяжелой промышленности, крупных животноводческих производств, агротехнических комплексов);

3) демографические: высокая сезонность миграции и концентрация лиц, пребывающих в РК на отдых в курортный период, наличие условий для анонимности пребывания граждан в летний период (например, нерегистрируемое проживание в частном секторе, «дикий» туризм);

4) социально-политические: специфика становления Крыма в составе России, обусловленная переходным периодом; переформатирование системы государственных органов и органов местного самоуправления; транспортная, энергетическая обособленность; необходимость приведения правового поля Крыма к российским стандартам.

Считаем, что для полиции в период курортного сезона актуализируются такие задачи: создание и поддержание условий для безопасного отдыха российских и иностранных туристов в общественных и иных местах; эффективное использование приданных и дополнительных сил, привлекаемых для охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями; усиление контроля за миграционной обстановкой, оборотом оружия, наркотиков, археологических и культурных ценностей;

активизация предупреждения и пресечения правонарушений, типичных в период курортного сезона (совершаемых в общественных местах, мошенничества, краж личного имущества граждан, сбыт наркотиков, нарушение порядка предоставления услуг отдыхающим); налаживание взаимодействия между ОВД и местными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественностью в сфере содействия в выполнении задач полиции, профилактики терроризма, краж имущества граждан, антиалкогольной и антинаркотической пропаганде и др.

Выполнение этих задач требует от ОВД и иных правоохранительных структур полуострова совершенствования форм и методов охраны общественного порядка и противодействия правонарушениям.

Вопросы охраны общественного порядка в курортных местностях раскрыты в научных работах С. Н. Алфёрова, М. М. Бабаева, С. Ю. Волкова, В. В. Денисенка, А. О. Дрозд, И. А. Закаляпиной, А. Н. Игнатова, А. А. Кашкарова, Е. В. Киричка, Р. Н. Кучмезова, С. Я. Лебедева О. Ю. Мелехина, Н. П. Мышляева, Р. В. Полтарыгина, Л. И. Поспелова, В. Н. Прокопенка, А. С. Прудникова, Ф. С. Разаренова, А. Н. Шитова и др. Ими разработаны концептуальные основы противодействия преступности и административной деликтности, методология криминологического анализа, учитывающие региональную специфику, раскрыты особенности деятельности отдельных подразделений полиции в курортных зонах и др. Однако совершенствование организации охраны общественного порядка в населенных пунктах с развитой туристической инфраструктурой в РК комплексно не исследовались либо раскрывались в рамках более широкой проблематики.

Целью данной публикации является формулирование предложений, направленных на совершенствование охраны общественного порядка в населённых пунктах с развитой туристкой инфраструктурой (на материалах РК).

Для достижения указанной цели предполагается выделить основные проблемы, решение которых требует совершенствования форм и методов охраны общественного порядка в курортных местностях, и на основе такого анализа сделать предложения для совершенствования деятельности ОВД в РК.

Источниками информации о проблемах, возникающих в сфере охраны общественного порядка в РК, являются: положения нормативных правовых актов как федерального, так и субъектового и местного уровней; данные официальной статистики о деятельности субъектов правоохраны в Крыму, в том числе и отчетов руководителей; научные и иные публикации, касающиеся вопроса; результаты опросов практических сотрудников полиции и др. [4; 5].

Изучение значительного массива данных позволяет выделить две группы проблем, возникающих на различных уровнях организации деятельности ОВД.

Первая опосредована необходимостью улучшения организации, правового, ресурсного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности полиции курортных зон в целом (общие проблемы). Вторая - непосредственно связана с деятельностью подразделений МВД по РК.

Так, к первой группе проблем мы относим: необходимость совершенствования ведомственного, субъектового и локального правового регулирования деятельности полиции курортных регионов, основанного на учете имеющегося позитивного опыта; усиление воздействия на наиболее распространённые в курортных местностях правонарушения при одновременном обеспечении стабильности оперативной об-

145

становки в иных населенных пунктах; широкое использование возможностей Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; совершенствование взаимодействия между ОВД и иными субъектами системы охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также институтами гражданского общества; дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационных средств реагирования на правонарушения и чрезвычайные ситуации в населенных курортных пунктах; повышения профессионализма сотрудников ОВД, несущих службу в курортной местности, а также входящих в состав дополнительных и приданных сил; развитие научно-методического, аналитического обеспечения организации функционирования ОВД в курортных зонах.

В качестве проблем, составляющих основу второй группы, можно выделить: совершенствование реагирования на правонарушения лиц, временно или транзитно пребывающих на территории Крыма, в том числе граждан сопредельного с регионом государства; профилактика правонарушений в отношении иностранцев; повышение эффективности воздействия на «очаговость» преступлений и правонарушений в местах отдыха граждан и объектах туристкой инфраструктуры; ускорение процессов внедрения АПК «Безопасный город»; пресечение распространения идеологии экстремизма, в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи; предупреждение распространения наркотиков и иных психоактивных веществ; уменьшение числа правонарушений, совершённых лицами, находящимися в состоянии опьянения, в местах массового отдыха, на объектах транспорта, культурного досуга; снижение виктимологических рисков; обеспечение безопасности перевозок организованных групп отдыхающих; задействование возможностей сил общественности для обеспечения правопорядка в летний период; уточнение статуса ОВД курортных населенных пунктов в соответствии с особенностями их функционирования; использование средств массовой коммуникации как эффективного пропагандистского ресурса.

Решение обозначенных «общих» и «специфических» проблем, на наш взгляд, невозможно без консолидации усилий местных органов власти и органов внутренних дел, учета региональных особенностей, имеющегося российского и крымского опыта, наличия людских, материально-технических, финансовых и иных ресурсов.

С целью оптимизации организации деятельности полиции Крыма, по нашему мнению, целесообразно:

- при расстановке сил и средств, используемых в комплексных формах охраны общественного порядка (единая дислокация, зона охраны общественного порядка, патрульный участок и др.), учитывать реальное и прогнозируемое состояние оперативной обстановки;

- применять временные целевые структуры, продемонстрировавшие свою эффективность в курортных местностях, такие как: мобильный пункт полиции, пункт приема граждан участковыми уполномоченными полиции в местах регулярного скопления граждан, патрульный участок и др.;

- расширить арсенал комплексных профилактических мероприятий и специальных целевых операций, направленных на отработку наиболее деликтоопасных сфер курортов, оздоровление оперативной обстановки в общественных местах, проверку состояния криминогенной и антитеррористической защищенности объектов

туристской инфраструктуры (например, мест массового отдыха и досуга граждан, где возможно потребление и распространение наркотиков, потенциальных потребителей наркотиков, документированию сбыта наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ растительного и синтетического происхождения, с использованием телекоммуникационных средств и др.);

- проводить общие и целевые (по аудитории, видам правонарушений, местностям) пропагандистские акции, целью которых является профилактика виктимоло-гических рисков во время курортного сезона;

- создать систему делового партнерства с туристическими агентствами, в том числе и предоставляющими услуги иностранным гражданам и их группам;

- разработать методику дальнейшего внедрения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» на территории конкретных муниципальный образований в курортной местности, в том числе и систем видеонаблюдения, мониторинга и экстренной связи, а также единой системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях [6; 7];

- при разработке положений об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД России в курортной местности учитывать особенности: территории обслуживания конкретного подразделения полиции; наличия у руководителей таких ОВД полномочий по управлению приданными силами и средствами материально-технического обеспечения и финансирования оперативно-служебной деятельности ОВД в этот период и др. [9];

- при разработке правоохранительных региональных и местных программ в курортных зонах использовать риск-ориентированный подход, криминологический анализ и моделирование, метод проектов, анализ общественного и экспертного мнения;

- совершенствовать подготовку лиц, впервые принимаемых на службу в подразделения полиции, обслуживающими курортные местности, повышающими квалификацию, проходящими переподготовку в образовательных организаций МВД России, учитывая при этом особенности организации их деятельности;

- активизировать научные исследования проблем организации деятельности ОВД в курортной местности в целом и конкретного региона в частности, в том числе и выполняемые по заказу территориальных органов внутренних дел.

Подытоживая, можем сделать вывод о том, что оптимизация деятельности полиции в курортной местности предусматривает разработку и внедрение комплекса организационных, правовых, финансовых, практических и других мероприятий, инициатором которых выступает соответствующий территориальный ОВД субъекта Российской Федерации.

Их реализация требует консолидации усилий органов внутренних дел с государственными органами и органами местного самоуправления, представителями туристского бизнеса, средствами массовой информации и общественностью.

Список литературы:

1. Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 650 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы». -URL: http://minek.rk.gov.ru/fde/File/minek/2018/strategy/gosprog/utv/19.pdf

147

2. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым от 28 декабря 2016 г. URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf.

3. Информационно-аналитическая справка о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности МВД по Республики Крым в январе-декабре 2017 года. - URL: http ://82 .xn--b1 aew. xn--p1 ai/Dejatelno st/Rezultati_dejatelno sti/2017.

4. О результатах оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Ростовской области за 2013 год: информационно-аналитическая записка. - ГУ МВД России по Ростовской области, 2014, 30 с. - URL: https://61.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site62/folder_page/007/191/062.pdf.

5. Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю в 2016 году.- URL: https://23.мвд.рф/actionотчетьI-должностньIх-лиц/item/9462643.

6. О некоторых вопросах реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: Распоряжение Главы Республики Крым от 26 декабря 2014 г. №326-рг. -URL:http://mchs.rk.gov.ru/file/326. pdf.

7. План основных организационных мероприятий по построению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Республике Крым: Совет Министров РК, 2015. -URL:http://mchs.rk.gov.ru/file/plan_meropriyatiy_po_sozdaniyu_apk_laquobezopasniy_gorodraquo. pdf.

8. Об утверждении муниципальной программы «Внедрение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в муниципальном образовании городской округ Алушта Республики Крым на 2017-2019 годы»: проект. - URL: http://alushta-adm.ru/wp-content/uploads/2015/02/tmp51da.pdf.

9. Приказ МВД РФ от 01 сентября 2017 г. № 690 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

Zabroda D. G., Gurchenko A.V. Optimization of the organization of activity of bodies of internal affairs in resort areas (based on materials of the Republic of Crimea) // Scientific notes of V. I. Ver-nadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 3. - Р. 145-151.

The article analyzes the main indicators of the state of public order in the Republic of Crimea. The factors that have the greatest impact on the organization of police in the resort areas of Republic of Crimea. The main problems are identified, the solution of which requires optimization of the organization of the internal Affairs bodies in the resort areas and the ways of their solution are proposed.

Keywords: state of public order protection, Republic of Crimea, organization of activities, internal Affairs bodies, police, optimization.

Spisok literatury

1. Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 29 dekabrya 2016 g. № 650 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya kurortov i turizma v Respublike Krym na 2017 - 2020 gody». -URL:http://minek.rk.gov.ru/file/F ile/minek/2018/strategy/gosprog/utv/19.pdf

2. O strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda: Zakon Respubliki Krym ot 28 dekabrya 2016 g. URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf.

3. Informacionno-analiticheskaya spravka o sostoyanii prestupnosti i osnovnyh rezul'tatah operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti MVD po Respubliki Krym v yanvare-dekabre 2017 goda. - URL: http ://82.xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti/ 2017.

4. O rezul'tatah operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti GU MVD Rossii po Rostovskoj oblasti za 2013 god: informacionno-analiticheskaya zapiska. - GU MVD Rossii po Rostovskoj oblasti, 2014, 30 s. -URL: https://61.xn--b1 aew.xn--p1ai/upload/site62/folder_page/007/191/062.pdf.

5. Informacionno-analiticheskaya zapiska o rezul'tatah deyatel'nosti policii GU MVD Rossii po Kras-nodarskomu krayu v 2016 godu.- URL: https://23.mvd.rf/action/otchety-dolzhnostnyh-lic/item/9462643.

6. O nekotoryh voprosah realizacii Koncepcii postroeniya i razvitiya apparatno-programmnogo kom-pleksa «Bezopasnyj gorod»: Rasporyazhenie Glavy Respubliki Krym ot 26 dekabrya 2014 g. №326-rg. -URL:http://mchs.rk.gov.ru/file/326. pdf.

7. Plan osnovnyh organizacionnyh meropriyatij po postroeniyu apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» v Respublike Krym: Sovet Ministrov RK, 2015. -URL:http://mchs.rk.gov.ru/file/plan_meropriyatiy_po_sozdaniyu_apk_laquobezopasniy_gorodraquo. pdf.

8. Ob utverzhdenii municipal'noj programmy «Vnedrenie i razvitie apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» v municipal'nom obrazovanii gorodskoj okrug Alushta Respubliki Krym na

Saöpoöa ff. r., rypueuKO A. B.

2017-2019 gody»: proekt. - URL: http://alushta-adm.ru/wp-content/uploads/2015/02/tmp51da.pdf. 9. Prikaz MVD RF ot 01 sentyabrya 2017 g. № 690

«Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob otdele (otdelenii, punkte) policii territorial'nogo organa Mi-nisterstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii na rajonnom urovne».

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.