Научная статья на тему 'К вопросу Об усовершенствовании законодательства Республики Крым в части проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры'

К вопросу Об усовершенствовании законодательства Республики Крым в части проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНЫЙ СБОР / ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ / ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / RESORT COLLECTING / PAYMENT FOR USE OF RESORT INFRASTRUCTURE / AN EXPERIMENT ON DEVELOPMENT OF RESORT INFRASTRUCTURE / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е. В., Тихомаева В. С.

В статье проводится исследование и анализ категории «курортный сбор», а также позиции разных представителей отечественной юридической науки, исследующих проблемы и последствия введения и взимания курортного сбора в Российской Федерации и ее субъектах Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Целью статьи является изучение и анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым путем установления, взимания и перечисления платы за пользование курортной инфраструктурой курортного сбора. Автор раскрывает основные положения Закона Республики Крым от 30 ноября 2017 г. № 435-ЗРК/2017 "О введении курортного сбора" и приходит к выводу о необходимости доработки и усовершенствования большинства положений указанной Закона. На основе проведенного анализа автор вырабатывает рекомендации по усовершенствованию урегулирования правоотношений в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым путем установления, взимания и перечисления курортного сбора путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 г. № 435-ЗРК/2017 "О введении курортного сбора" и Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», что позволит обеспечить более качественное и эффективное проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of improvement of the legislation of the Republic of Crimea regarding carrying out the experiment on development of resort infrastructure

In article the research and the analysis of category "resort collecting" and also a position of the different representatives of domestic jurisprudence investigating problems and consequences of introduction and collection of resort collecting in the Russian Federation and its subjects the Republic of Crimea, the Altai, Krasnodar and Stavropol regions is conducted. The purpose of the present article is studying and the analysis of the standard and legal base regulating questions of carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea by establishment, collection and transfer of a payment for use of resort infrastructure resort collecting. The author opens basic provisions of the Law of the Republic of Crimea of November 30, 2017 No. 435-ZRK/2017 "About introduction of resort collecting" and comes to a conclusion about need of the completion and improvement of the majority of provisions specified the Law. On the basis of the carried-out analysis the author develops recommendations about improvement of settlement of legal relationship in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea by establishment, collection and transfer of resort collecting by entering of corresponding changes and additions into the Law of the Republic of Crimea of November 30, 2017 No. 435-ZRK/2017 "About introduction of resort collecting" and the Law of the Republic of Crimea of June 25, 2015 No. 117-ZRK/2015 "About administrative offenses in the Republic of Crimea" that will allow to provide better and effective carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об усовершенствовании законодательства Республики Крым в части проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 3. - С. 272-281.

УДК342.951: 336.221

К ВОПРОСУ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Евсикова Е. В., Тихомаева В. С.

Крымский филиал ФГБОУВО "Российский государственный университет правосудия"

В статье проводится исследование и анализ категории «курортный сбор», а также позиции разных представителей отечественной юридической науки, исследуюшдх проблемы и последствия введения и взимания курортного сбора в Российской Федерации и ее субъектах - Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Целью статьи является изучение и анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым путем установления, взимания и перечисления платы за пользование курортной инфраструктурой - курортного сбора. Автор раскрывает основные положения Закона Республики Крым от 30 ноября 2017 г. № 435-ЗРК/2017 "О введении курортного сбора" и приходит к выводу о необходимости доработки и усовершенствования большинства положений указанной Закона. На основе проведенного анализа автор вырабатывает рекомендации по усовершенствованию урегулирования правоотношений в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым путем установления, взимания и перечисления курортного сбора путем внесения соответствуюших изменений и дополнений в Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 г. № 435-ЗРК/2017 "О введении курортного сбора" и Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», что позволит обеспечить более качественное и эффективное проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым.

Ключевые слова: курортный сбор; плата за пользование курортной инфраструктурой; эксперимент по развитию курортной инфраструктуры; Республика Крым.

Актуальность темы. Налоги - это важный атрибут государства, который возникает и развивается вместе с ним. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом закреплена конституционная обязанность лиц, получающих доход, принимать участие в формировании федерального, региональных и местных бюджетов [1].

Необходимость ориентации государства на реформирование и усовершенствование системы налогов и сборов РФ сегодня уже никого не вызывает сомнений, что обусловлено теми событиями, которые происходят в экономической жизни нашей страны.

Так, вопросы усовершенствования и реформирования системы налогов и сборов РФ активно обсуждаются в фоне общественной дискуссии [2], начиная от предложений установления и введения новых налогов и сборов в системе налогов и сборов РФ [3], до повышения уровня налоговой культуры населения в целом, что будет способствовать повышению уровня собираемости налогов в бюджет и сокращению количества налоговых правонарушений [4, с. 47], повышения качества и усовершенствования осуществления администрирования [5, с. 44-45], постоянного реформирования системы государственного (муниципального) контроля [6, с. 69], усовершенствования и качественной регламентации порядка привлечения к налоговой

ответственности [7, с. 59-63], до необходимости формирования новой экономической политики регионов в целом [8, с. 13-14] и институционального придания российской экономике качеств транзитивности [9, с. 35], а также учета и прогнозирования социально-экономических показателей развития региона [10, с. 62-63].

В силу того, что дискуссии относительно целесообразности установления, введения и взимания в Российской Федерации и ее субъектах (далее - субъектах РФ) курортного или туристического сбора или налога ведутся достаточно давно, однако, единой позиции относительного обоснованности введения курортного сбора ни среди законодателей, ни среди сотрудников практических органов, ни среди ученых представителей науки административного и финансового на сегодняшний день не выработано, целью данного исследования является проведение анализа нормативно-правового обеспечения установления курортного сбора в Республике Крым и выработка предложений по его усовершенствованию.

Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что 02 августа 2017 г. вступил в силу ФЗ от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - ФЗ № 214-ФЗ) [11], который вызвал неоднозначную реакцию, как со стороны общественности, так стороны правоприменительных органов, юристов-практиков и научного сообщества в целом.

Так, Берлин С. И. и Уберия А. Р. отмечают, что введение курортного сбора может привести к неоднозначным последствиям для туристско-рекреационной отрасли России, а именно:

- увеличению стоимости путевок и проживания во всех категориях средств размещения, что негативно скажется на возможностях отдыха граждан с более низким уровнем дохода, что, в конечном итоге, приведет к снижению конкурентоспособности российского санаторно-курортного и туристского комплексов как на отечественном, так и на международном рынках туристско-рекреационных услуг;

- риску возникновения и развития коррупционной составляющей вследствие желания плательщиков курортного сбора уклониться от его уплаты, а также, возникновения различных коррупционных схем при создании Фонда, в который будут направляться средства на развитие курортной инфраструктуры;

- неопределенности и неурегулированности методологической составляющей взимания курортного сбора, как на законодательном, так и на правоприменительном уровне;

- введение курортного сбора на территории РФ будет нецелесообразно и малоэффективно, поскольку принесет довольно малую сумму в бюджеты [12].

В свою очередь, Джанжугазова Е. А. указывает, что проблема курортного сбора не просто актуальна, она имеет серьезное общественное значение, так как курорты и туристские центры всегда будут нуждаться в дополнительном финансировании, позволяющем содержать и развивать курортную инфраструктуру, а, следовательно, туристы, пользующиеся этой инфраструктурой должны принимать в этом участие. В этой связи органы местного самоуправления территорий, на которых туристы уплачивают курортный сбор, должны сделать эту процедуру понятной и прозрачной для туристов, особенно если это касается информации о том, куда расходуются собранные средства, обеспечить целевое использование собранных средств [2].

273

Следует отметить, что ФЗ № 214-ФЗ предусматривает порядок проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Ставропольском крае и Краснодарском крае путем установления, введения и взимания курортного сбора, а также перечисления собранных средств в Фонд развития курортной инфраструктуры для дальнейшего строительства, ремонта, поддержания, восстановления, благоустройства объектов санаторно-курортной инфраструктуры, в соответствии с которым, вопросы установления ответственности за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта РФ регламентируются соответствующим законодательством субъектов РФ [13].

Таким образом, в Республике Крым, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском крае в рамках проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, а также с целью обеспечения сохранения, восстановления и развития курортов и туризма, создания благоприятных условий для стабильного и эффективного развития сферы туризма, формирования единого туристского пространства и оценки его эффективности, будет взиматься курортный сбор на соответствующих муниципальных образованиях, включенных в территорию эксперимента, что позволит использовать собранные средства на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт объектов санаторно-курортной и туристической инфраструктуры, а обоснованность и результативность его введения и уплаты покажет эксперимент по развитию курортной инфраструктуры, по итогам которого будет принято решение, вводить курортный сбор на всей территории Российской Федерации или нет.

В то же время, во исполнение основных положений и требований ФЗ № 214-ФЗ 29.11.2017г. Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 "О введении курортного сбора" (далее - ЗРК № 435-ЗРК/2017), который вступил в силу 13.12.2017 г. [14].

Анализ положений ЗРК № 435-ЗРК/2017 показывает, что:

1. Изначально предполагалось взимать курортный сбор будет исключительно на территориях следующих муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента, а именно: городской округ Алушта; городской округ Евпатория; городской округ Саки; городской округ Судак; городской округ Феодосия; городской округ Ялта; Черноморский район.

Вместе с тем, возникает вопрос относительно установления и взимания курортного сбора в городском округе Саки, поскольку Саки (городской округ) является центром муниципального образования Сакский район, но в состав района не входит. Таким образом, при фактической уплате курортного сбора отпадает большая часть объектов санаторно-курортной и туристической инфраструктуры, которые также нуждаются в дополнительном финансировании на развитие санаторно-курортной и туристической инфраструктуры, но относятся муниципальному образованию Сак-ский район, где курортный сбор не взимает, и это, несомненно, нужно учитывать при установлении и введении курортного сбора на территории муниципального образования - городской округ Саки.

С учетом того, что 3 муниципалитета отказались от участия в эксперименте, с 01 мая 2019 года курортный сбор будут взимать: городской округ Алушта; городской округ Судак; городской округ Ялта; городской округ Феодосия;

2. курортный сбор будет взиматься на территории эксперимента с 1 мая 2019 года по 31 декабря 2022 года в размере за одни сутки проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения: с 1 мая до 30 сентября - 10 руб.; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря - 0 руб. Как видим, курортный сбор установлен в пределах минимальных и очень лояльных ставок, которые никаким образом не лягут серьезной финансовой нагрузкой на отдыхающих - плательщиков курортного сбора и не отпугнет туристов и курортников, отдыхающих в соответствующих субъектах РФ;

3. сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и установленного размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания. Как видим, установление и введение курортного сбора не повлияет на стоимость путевки и отдыха, поскольку сумма курортного сбора уплачивается отдельно и в стоимость путевки не включается;

4. исчисление и взимание курортного сбора осуществляется не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения оператором курортного сбора, который обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты;

5. при досрочном выбытии плательщика курортного сбора из объекта размещения оператор курортного сбора в день выезда осуществляет перерасчет суммы курортного сбора, а излишне уплаченная сумма возвращается плательщику курортного сбора не позднее момента выезда;

6. при невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора не позднее 30 календарных дней по истечении момента выезда плательщика курортного сбора уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым, ответственный за проведение эксперимента о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате;

7. от уплаты курортного сбора освобождаются: а) лица, указанные в части 1 статьи 7 ФЗ № 214-ФЗ (однако, этот перечень, по нашему мнению, является неполным и требует существенной доработки и расширения); б) лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования; в) лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории Республики Крым (т.е. лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории Республики Крым освобождаются от уплаты курортного сбора на всей территории Республики Крым, а не только на территории своего муниципального образования, где это лицо зарегистрировано, в случае участия такого муниципального образования в проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры;

8. перечисление курортного сбора в бюджет Республики Крым осуществляется оператором курортного сбора не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным;

275

9. региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, связанных с проведением эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, осуществляется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, связанных с проведением эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, в порядке, установленном законодательством Республики Крым, с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [15], что, по нашему мнению, является не совсем верным и правильным в силу того, что контроль за полной и правильностью исчисления, перечисления и уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты осуществляется специально уполномоченными сотрудниками налоговых органов, являющихся специалистами в сфере налоговых правоотношений, в сфере налогового законодательства, а сотрудники специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Крым на осуществление государственного контроля за исполнением требований ФЗ № 214-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, т.е. Министерства курортов и туризма Республики Крым, никак не смогут обеспечить полноценный и качественный финансовый контроль в указанной сфере в силу недостаточной компетентности и квалификации в указанной сфере, которая сегодня уже вызывает достаточно много споров и противоречий, а при осуществлении мер регионального государственного контроля в указанной сфере просто повлечет к резкому увеличению споров и обжалований решений соответствующих органов, в том числе, и в судебном порядке;

10. Законодательством Республики Крым должна быть предусмотрена административная ответственность за нарушение положений ЗРК № 435-ЗРК/2017 и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушение порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Республики Крым, однако, на сегодняшний день, административная ответственность плательщиков курортного сбора, операторов курортного сбора, должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Крым в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры админи-стративно-деликтным законодательством Республики Крым не предусмотрена.

По нашему мнению, ЗРК № 435-ЗРК/2017 требует доработки и усовершенствования в силу того, что размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ, порядок осуществления контроля за исполнением требований ФЗ № 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ, территория эксперимента -устанавливаются соответствующими законами субъектов РФ, однако, налог считается установленным лишь при определении и законодательном закреплении всех обязательных элементов налогообложения: налогоплательщики, объекты налогооб-

ложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки (а не размера), порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях -налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками. Таким образом, в ЗРК№ 435-ЗРК/2017 отсутствуют все необходимые для установления курортного сбора элементы, такие, как налоговые ставки, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период.

На основе проведенного исследования, считаем необходимым предложить следующие изменения в ЗРК № 435-ЗРК/2017, в целях его усовершенствования и обеспечения его эффективности:

1. Территорией эксперимента, на которой с 1 мая 2019 года по 31 декабря 2022 года уплачивается курортный сбор, являются территории следующих муниципальных образований Республики Крым: городской округ Ялта; городской округ Алушта; городской округ Феодоссия; городской округ Судак. Территории вышеуказанных муниципальных образований могут быть исключены из территории эксперимента на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении его территории из территории эксперимента, которая подается в течение 30 дней после принятия соответствующего решения в орган исполнительной власти Республики Крым, ответственный за проведение эксперимента;

2. Ставка курортного сбора в 2019году составит 10 рублей за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения. В 2020-2022 годах ставка курортного сбора составит 30-50 рублей за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте. Конкретная ставка курортного сбора в 2020-2022 годах устанавливается соответствующим решением органа местного самоуправления на соответствующей территории в пределах от 30 до 50 рублей;

3. Объектом обложения курортным сбором являются услуги по временному проживанию (ночлегу) в санаторно-курортных, оздоровительных организациях, кемпингах, гостиницах, базах отдыха, общежитиях, домах (квартирах) принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма и т.д.;

4. Налоговым периодом курортного сбора признается период с 01 января по 31 декабря текущего календарного года;

5. Отчетным периодом по курортному сбору признается календарный месяц;

6. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается;

7. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора не позднее 3 рабочих дней со дня выезда плательщика курортного сбора уведомляет орган исполнительной власти Республики Крым, ответственный за проведение эксперимента, о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате.

8. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым. Перечисление курортного сбора в бюджет Республики Крым осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление курортного сбора, но не ранее истечения срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения;

277

9. Плательщиками курортного сбора признаются физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие совершеннолетия, прибывающие на территорию эксперимента и проживающие в объектах размещения более 24 часов;

10. От уплаты курортным сбором освобождаются: лица, указанные в ч. 1 ст. 7 ФЗ № 214-ФЗ; лица, постоянно проживающие на территории Республики Крым; лица, временно пребывающие, временно проживающие или постоянно проживающие на территории Республики Крым, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; лица в возрасте до 18-ти лет; дети-инвалиды и лица, которые сопровождают детей-инвалидов (не более одного сопровождающего); лица, которые прибыли в командировку на территорию эксперимента; лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования; лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание; граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; многодетные семьи, т.е. семьи, имеющие 3-х и более детей [16];

11. С целью подтверждения правомерности предоставления льготы оператор курортного сбора должен иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность лица к льготной категории. Лица, которые не предоставили соответствующие документы, удостоверяющие их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками курортного сбора на общих основаниях. Докумен-

тами, подтверждающими право на льготу, являются: паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, подтверждающий постоянное (временное) проживание (пребывание) в Российской Федерации; свидетельство о рождении; удостоверение соответствующей государственной награды; приказ (распоряжение) о направлении работника предприятия в командировку с указанием: пункта назначения, названия предприятия, куда командирован работник, срока и цели командировки (связь такой командировки с основной деятельностью предприятия подтверждают: приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью предприятия, направляющего в командировку; заключенный договор или контракт; другие документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения; документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, проводимых по тематике, совпадающей с деятельностью направляющего предприятия); пенсионное удостоверение, иное удостоверение, подтверждающее статус лица и его принадлежность к одной из категорий, дающих право на получение льготы по уплате курортного сбора; студенческий билет; иные документы, подтверждающие статус лица и его принадлежность к одной из категорий, дающих право на получение льготы по уплате курортного сбора. Лица, которые сопровождают инвалидов I группы или детей-инвалидов, для подтверждения права на льготу предоставляют документ, который удостоверяет это лицо. Операторам курортного сбора необходимо иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность к льготной категории.

12. Ежегодно, не позднее 1 апреля, начиная с года, следующего за годом введения курортного сбора, Совет министров Республики Крым представляет в Государственный Совет Республики Крым сведения о ходе эксперимента в порядке, установленном Государственным Советом Республики Крым;

13. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Республики Крым устанавливается в соответствии с Законом Республики Крым от 25 июня 2015г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» [17].

14. В связи с чем, предлагается внести изменения и дополнения в Закон Республики Крым от 25 июня 2015г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в части установления административной ответственности за неисполнение действующего законодательства в сфере установления и введения курортного сбора в Республике Крым, как для граждан, пребывающих в объектах размещения на территориях Республики Крым, входящих в территорию эксперимента, в виде штрафа в размере от 500 до 2000 руб. в случае неуплаты курортного сбора; так и для операторов курортного сбора: в случае нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в виде штрафа - для ИП в размере от 2000 до 5000 руб., для юридических лиц в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Таким образом, указанные изменения позволят более эффективно и качественно урегулировать правоотношения в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора в Республике Крым, а также отношения по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением федерального и регионального законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, и привлечения к ответственности за нарушение требова-

279

ний и норм федерального и регионального законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры.

Список литературы

1.Евсикова Е. В. К вопросу о введении курортного сбора (общие методические рекомендации для плательщиков и операторов курортного сбора в Республике Крым) / Е.В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2018. № 6 (121). - С. 142-144.

2. Джанжугазова Е. А. Курортный сбор в фокусе общественной дискуссии // Е. А. Джанжугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. Экономика и экономические науки. - 2018 Т. 5 № 1. - С. 99113.

3.Алиев Б. Х. Правовые возможности и проблемы введения экологического налога в Российской Федерации/ Б.Х. Алиев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. -Вып. 2. - С. 43-46.

4.Арсланбекова А. З., Амиров Н. З. Проблемы повышения налоговой культуры населения Дагестана /

A. З. Арсланбекова, Н. З. Амиров/ Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 2. - С. 47-48.

5.Иванова М. Д. Отдельные аспекты необходимости и значимости налогового администрирования / М.Д. Иванова // Вестник БГУ. Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - Улан-Удэ. - 2018. Выпуск 1. -С. 44-47.

6. Осипова Г. М. Нормативно-правовая база как важнейший фактор повышения эффективности финансового контроля / Г.М. Осипова // Вестник БГУ. Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - Улан-Удэ. -2017. Выпуск 4. - С. 63-70.

7. Алиева Э. Б. Анализ норм давности привлечения к налоговой ответственности / Э.Б. Алиева / Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2016. - Вып. 2. - С. 59-63.

8.Беломестнов В. Г., Цыденов О. Д. Формирование новой экономической политики регионов / В. Г. Беломестнов, О. Д. Цыденов // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - Улан-Удэ. - Выпуск № 1. 2015. - С. 11-18.

9. Санковец А. А. Транзитивность российской экономики как важное условие в разработке региональной экономической политики / А.А. Санковец // Вестник БГУ. Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - Улан-Удэ. - Выпуск № 3. 2015. - С. 32-39.

10. Мхитарян В. С., Ванникова Е.Н. Прогнозы в системе регионального управления: цели и задачи /

B.С. Мхитарян, Е.Н. Ванчикова // Вестник БГУ. Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - Улан-Удэ. -Выпуск № 4. 2015. - С. 62-69.

11. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.garant.ru/1125891/.

12. Берлин С. И., Уберия А. Р. О целесообразности введения курортного сбора // С.И. Берлин, А.Р. Уберия // Юридические науки. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://cyberpedia.su/1x3fa8.html.

13. Евсикова Е. В. Некоторые вопросы внесения изменений и дополнений в налоговое и администра-тивно-деликтное законодательство Российской Федерации за правонарушения в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры / Е.В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2018. № 8 (123). - С. 69-71.

14. Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 "О введении курортного сбора". [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/12/05/krim-zakon435-reg-dok.html.

15. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

16. Евсикова Е.В. Проблемы законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях / Е.В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3. №2(69). С. 143-161.

17. Закон Республики Крым от 25 июня 2015г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rk.gov.ru/file/pub/pub_256272.pdf.

Evsikova E.V., Tikhomaeva V.S. To the question of improvement of the legislation of the Republic of Crimea regarding carrying out the experiment on development of resort infrastructure // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 3. - Р. 272-281.

In article the research and the analysis of category "resort collecting" and also a position of the different representatives of domestic jurisprudence investigating problems and consequences of introduction and collection of resort collecting in the Russian Federation and its subjects - the Republic of Crimea, the Altai, Krasnodar and Stavropol regions is conducted. The purpose of the present article is studying and the analysis of the standard and legal base regulating questions of carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea by establishment, collection and transfer of a payment for use of resort infrastructure - resort collecting. The author opens basic provisions of the Law of the Republic of Crimea of November 30, 2017 No. 435-ZRK/2017 "About introduction of resort collecting" and comes to a conclusion about need of the completion and improvement of the majority of provisions specified the Law. On the basis

of the carried-out analysis the author develops recommendations about improvement of settlement of legal relationship in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea by establishment, collection and transfer of resort collecting by entering of corresponding changes and additions into the Law of the Republic of Crimea of November 30, 2017 No. 435-ZRK/2017 "About introduction of resort collecting" and the Law of the Republic of Crimea of June 25, 2015 No. 117-ZRK/2015 "About administrative offenses in the Republic of Crimea" that will allow to provide better and effective carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea.

Keywords: Resort collecting; payment for use of resort infrastructure; an experiment on development of resort infrastructure; Republic of Crimea.

Spisok literaturi:

1. Evsikova E.V. K voprosu o vvedenii kurortnogo sbora (obshhie metodicheskie rekomendacii dlja platel'shhikov i operatorov kurortnogo sbora v Respublike Krym) / E.V. Evsikova // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2018. № 6 (121). - S. 142-144.

2. Dzhanzhugazova E.A. Kurortnyj sbor v fokuse obshhestvennoj diskussii // E.A. Dzhanzhugazova // Ros-sijskie regiony: vzgljad v budushhee. Jekonomika i jekonomicheskie nauki. - 2018 T. 5 № 1. - S. 99-113.

3. Aliev B.H. Pravovye vozmozhnosti i problemy vvedenija jekologicheskogo naloga v Rossijskoj Federacii/ B.H. Aliev // Juridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - Vyp. 2. - S. 43-46.

4. Arslanbekova A.Z., Amirov N.Z. Problemy povyshenija nalogovoj kul'tury naselenija Dagestana / A.Z. Arslanbekova, N.Z. Amirov/ Juridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. -Vyp. 2 . - S. 47-48.

5. Ivanova M.D. Otdel'nye aspekty neobhodimosti i znachimosti nalogovogo administrirovanija / M.D. Ivanova // Vestnik BGU. Vestnik BGU. Jekonomika i menedzhment. - Ulan-Udje. - 2018. Vypusk 1. - S. 44-47.

6. Osipova G.M. Normativno-pravovaja baza kak vazhnejshij faktor povyshenija jeffektivnosti finansovogo kontrolja / G.M. Osipova // Vestnik BGU. Vestnik BGU. Jekonomika i menedzhment. - Ulan-Udje. - 2017. Vypusk 4. - S. 63-70.

7. Alieva Je.B. Analiz norm davnosti privlechenija k nalogovoj otvetstvennosti / Je.B. Alieva / Juridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - Vyp. 2. - S. 59-63.

8. Belomestnov V.G., Cydenov O.D. Formirovanie novoj jekonomicheskoj politiki regionov / V.G. Be-lomestnov, O.D. Cydenov // Vestnik BGU. Vestnik BGU. Jekonomika i menedzhment. - Ulan-Udje. - Vypusk № 1. 2015. - S. 11-18.

9. Sankovec A.A. Tranzitivnost' rossijskoj jekonomiki kak vazhnoe uslovie v razrabotke regional'noj jekonomicheskoj politiki / A.A. Sankovec // Vestnik BGU. Vestnik BGU. Jekonomika i menedzhment. -Ulan-Udje. - Vypusk № 3. 2015. - S. 32-39.

10.Mhitarjan V.S., Vanchikova E.N. Prognozy v sisteme regional'nogo upravlenija: celi i zadachi / V.S. Mhitarjan, E.N. Vanchikova // Vestnik BGU. Vestnik BGU. Jekonomika i menedzhment. - Ulan-Udje. -Vypusk № 4. 2015. - S. 62-69.

11. Federal'nyj zakon ot 29 ijulja 2017 goda № 214-FZ «O provedenii jeksperimenta po razvitiju kurortnoj infrastraktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae». [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.garant.ru/1125891/.

12. Berlin S.I., Uberija A.R. O celesoobraznosti vvedenija kurortnogo sbora // S.I. Berlin, A.R. Uberija // Ju-ridicheskie nauki. [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://cyberpedia.su/1x3fa8.html.

13. Evsikova E.V. Nekotorye voprosy vnesenija izmenenij i dopolnenij v nalogovoe i administrativno-deliktnoe zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii za pravonarushemja v sfere provedemja jeksperimenta po razvitiju kurortnoj infrastruktury / E.V. Evsikova // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2018. № 8 (123). - S. 69-71.

14. Zakon Respubliki Krym ot 30 nojabrja 2017 goda № 435-ZRK/2017 "O vvedenii kurortnogo sbora". [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/12/05/krim-zakon435-reg-dok.html.

15. Federal'nyj zakon ot 26 dekabrja 2008 goda № 294-FZ "O zashhite prav juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) i municipal'nogo kontrolja" (s iz-menenijami i dopolnenijami). [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

16. Evsikova E.V. Problemy zakonodatel'nogo uregulirovanija vvedenija kurortnogo sbora v Respublike Krym, Altajskom, Krasnodarskom i Stavropol'skom krajah / E.V. Evsikova // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki. 2017. T. 3. № 2 (69). S. 143-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Zakon Respubliki Krym ot 25 ijunja 2015g. № 117-ZRK/2015 «Ob administrativnyh pravonarushenijah v Respublike Krym» (s izmenenijami i dopolnenijami). [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rk.gov.ru/file/pub/pub_256272.pdf.

281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.