Научная статья на тему 'К вопросу о введении курортного сбора: исторический опыт и реалии сегодняшего дня'

К вопросу о введении курортного сбора: исторический опыт и реалии сегодняшего дня Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ И СБОРЫ / СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ / КУРОРТНЫЙ СБОР / ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ / ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / TAXES AND FEES / SYSTEM OF TAXES AND FEES OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGIONAL TAXES / LOCAL TAXES AND FEES / RESORT COLLECTING / TOURIST TAX / CARRYING OUT AN EXPERIMENT ON DEVELOPMENT OF RESORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е.В.

Статья посвящена исследованию проблем нормативно-правового обеспечения установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. Целью данного исследования является обобщение исторического опыта установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора на основе анализа постановления ЦИК СССР № 74, СНК СССР № 1646 от 17.08.1933г. «О курортном сборе», закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», закона РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц», закона Краснодарского края «О курортном сборе» от 03 июня 1997 года № 77-КЗ, закона Республики Бурятия «О курортном сборе с физических лиц» 31 января 1997 г. № 474 -1, а также Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 № 2755-VI, что позволило рассмотреть предмет исследования курортный сбор как важный инструмент налоговой политики государства. В ходе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости и обоснованности введения курортного сбора с целью поддержания и развития курортной и туристической инфраструктуры в Российской Федерации и ее субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of introduction of resort collecting: historical experience and realities of today

Article is devoted to a research of problems of standard legal support of establishment, introduction, collection and transfer of resort collecting in the Russian Federation and territorial subjects of the Russian Federation. Objective of this research is synthesis of historical experience of establishment, introduction, collection and transfer of resort collecting on the basis of the analysis of the resolution of the Central executive committee № 74, Council of People's Commissars of USSR N 1646 of 17.08.1933. "About resort collecting", the law of the Russian Federation from 12/27/1991 N 2118-1 "About bases of tax system in the Russian Federation", the law of RSFSR from 12/12/1991 N 2018-1 "About resort collecting from natural persons", the law of Krasnodar region "About resort collecting" of June 03, 1997 No. 77-KZ, the law of the Republic of Buryatia "About resort collecting from natural persons" on January 31, 1997 No. 474 1 and also the Tax Code of Ukraine from 12/2/2010 No. 2755-VI that has allowed to consider an object of research resort collecting as the important instrument of tax policy of the state. During the carried-out analysis, the author comes to a conclusion about need and validity of introduction of resort collecting for the purpose of maintenance and development of resort and tourist infrastructure in the Russian Federation and its subjects.

Текст научной работы на тему «К вопросу о введении курортного сбора: исторический опыт и реалии сегодняшего дня»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 2. - С. 196-209.

УДК 2.951: 336.221

К ВОПРОСУ О ВВЕДЕНИИ КУРОРТНОГО СБОРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕАЛИИ СЕГОДНЯШЕГО ДНЯ

Евсикова Е. В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Статья посвящена исследованию проблем нормативно-правового обеспечения установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. Целью данного исследования является обобщение исторического опыта установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора на основе анализа постановления ЦИК СССР № 74, СНК СССР № 1646 от 17.08.1933г. «О курортном сборе», закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», закона РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц», закона Краснодарского края «О курортном сборе» от 03 июня 1997 года № 77-КЗ, закона Республики Бурятия «О курортном сборе с физических лиц» 31 января 1997 г. № 474 -1, а также Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 № 2755-У1, что позволило рассмотреть предмет исследования - курортный сбор как важный инструмент налоговой политики государства. В ходе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости и обоснованности введения курортного сбора с целью поддержания и развития курортной и туристической инфраструктуры в Российской Федерации и ее субъектах.

Ключевые слова: налоги и сборы, система налогов и сборов Российской Федерации, региональные налоги, местные налоги и сборы, курортный сбор, туристический налог, проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры.

Актуальность темы. Налоги - это важный атрибут государства, который возникает и развивается вместе с ним. Согласно ст. 57 Конституции РФ [1], каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом закреплена конституционная обязанность лиц, получающих доход, принимать участие в формировании федерального, региональных и местных бюджетов [2, с. 173].

Следует отметить, что происходящие сегодня процессы государственно-правового реформирования всех сфер управленческой деятельности, в том числе сферы налогов и сборов, требует выработки новой концепции построения системы налогов и сборов, отвечающей реалиям сегодняшнего дня [3, с. 172].

Необходимость и возможность совершенствования налоговой системы РФ обуславливаются основными событиями в сфере экономической политики, происходящими сегодня в нашей стране, что обусловлено, в том числе, сложной геополитической обстановкой, масштабным оттоком капитала за рубеж, снижением цен на энергоносители, введением санкций, масштабным ослаблением курса рубля. Таким образом, проблемы финансово-экономических условий актуализируют вопросы разработки и формирования эффективных механизмов налоговой политики, способных работать на стабилизацию экономической системы страны, обеспечивая благоприятный налоговый климат для бизнеса с одновременным решением проблем социально-экономической сферы [4, с. 83].

В этой связи следует отметить принятие и вступление в силу 02 августа 2017 г. Федерального закона от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента

196

по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее - ФЗ № 214-ФЗ) [5], который вызвал неоднозначную реакцию как со стороны научного сообщества, так и со стороны правоприменительных органов и юристов-практиков, а также широкой общественности, поскольку предусматривает проведение эксперимента по введению курортного сбора в отдельных субъектах РФ.

Таким образом, актуальность исследования проблемных вопросов введения курортного сбора в Российской Федерации и ее отдельных субъектах в контексте исторического опыта по установлению и взиманию данного сбора, который был накоплен за предшествующие периоды, а также проблемных вопросов, которые могут возникнуть на практике непосредственно при администрировании данного вида сбора у правоприменительных органов и перечислении его в соответствующий бюджет, не вызывает сомнений и является обоснованной как с научной, так и с практической точки зрения.

Основной текст. Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [6, ч. 1 ст. 8], налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, однако налогом признается только тот платеж, который соответствует всем юридическим признакам, предусмотренным НК РФ, т. е. взнос, который не отвечает хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется [7, с. 138]. В свою очередь, сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [6, ч. 2 ст. 8].

В то же время Конституция Российской Федерации в качестве системообразующих терминов для обязательных платежей с физических лиц использовала словосочетание «налоги и сборы», что должно было упорядочить систему обязательных платежей. Вместе с тем, несмотря на разграничение НК РФ налогов и сборов и четкое закрепление данных категорий, а также в связи с наличием огромного массива сборов, не включенных в систему налогов и сборов, ситуация с определением круга таких платежей усложнилась [8]. В настоящее время в систему налогов и сборов НК РФ включены только три вида сбора - государственная пошлина, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, торговый сбор. Иные сборы (лицензионные сборы, таможенные пошлины и сборы, консульские сборы, различные виды природоресурсных платежей, патентные пошлины, страховые взносы во внебюджетные фонды и др.) отнесены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджета [9].

Так, исходя из смысла ч. 2 ст. 1 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор является местным сбором, поскольку вводится в муниципальных образованиях, территории кото-

197

рых включены в территорию эксперимента, а не на территориях соответствующих субъектов, что соответствует принципам построения налоговой системы Российской Федерации, закрепленных в НК РФ, который предусматривает, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, соответственно, региональные налоги устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - субъектов РФ) и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные - вводятся в действие и прекращают действие на территориях соответствующих муниципальных образований, что предусмотрено и ФЗ № 214-ФЗ. Однако, исходя из смысла ст. 5 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор является региональным сбором, поскольку вводится законом соответствующего субъекта РФ, устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ, т. е. доходы от курортного сбора будут поступать в бюджет субъекта РФ, а не в местный бюджет, что еще раз подтверждает, что курортный сбор, по замыслу авторов ФЗ № 214-ФЗ, является региональным сбором.

В то же время при разработке и принятии ФЗ № 214-ФЗ не учтено, что система налогов и сборов включает только региональные налоги, а именно: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, т. е. региональные сборы и, в частности, курортный сбор НК РФ не предусмотрен. В свою очередь, к местным налогам и сборам относятся только земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

Таким образом, курортный сбор будет устанавливаться ФЗ № 214-ФЗ и вводиться в действие законом соответствующего субъекта РФ, на территории которого он будет взиматься, а также будет зачисляться в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент [10, с. 146- 147].

Как видим, вопрос правовой природы данного вида сбора остается открытым и неразрешенным даже на законодательном уровне. В свою очередь, ФЗ № 214-ФЗ не дает определение категории «курортный сбор», однако, исходя из смысла ФЗ № 214-ФЗ, можно определить, что курортный сбор - это плата за пользование курортной инфраструктурой, которая будет взиматься в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

Кроме того, нет единого мнения и среди ученых, занимающихся научной разработкой проблем налоговых правоотношений в целом и курортного (туристического) сбора (налога) в частности [3; 4; 7; 8; 11; 12].

В силу чего определенный научный интерес представляет исторический опыт, накопленный Российской Федерацией и ее субъектами в части установления, введения и взимания курортного сбора.

Так, в целях усиления средств местных советов на благоустройство курортов и культурное обслуживание трудящихся Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР на основания постановления ЦИК СССР №74, СНК СССР № 1646 от 17.08.1933г. [13] разрешили местным советам устанавливать и взимать на усиление местных средств курортный сбор на следующих основаниях:

1) курортный сбор должен взиматься с граждан, приезжающих в курортные местности для лечения или отдыха в течение лечебного сезона;

198

2) перечень курортных местностей, в которых разрешается взимание курортного сбора, а равно начальный и конечный сроки взимания сбора в каждой местности будут устанавливаться народными комиссариатами финансов союзных республик по соглашению с народными комиссариатами здравоохранения;

3) размер курортного сбора составлял 3 руб.;

4) взимание курортного сбора производилось при прописке паспорта или заменяющего его документа, независимо от установленного прописочного сбора.

Вместе с тем от уплаты курортного сбора освобождались:

- военнослужащие кадрового рядового состава (кроме долгосрочно-отпускных) и лица, приравненные к ним по своему положению, а также члены их семей;

- рабочие и служащие с месячным заработком не выше 100 рублей и члены их семей.

Как видим, в СССР курортный сбор был введен для частичного возмещения расходов на благоустройство курортов и улучшения бытового обслуживания отдыхающих. Он оплачивался гражданами при прописке паспортов в местностях и периоды года, определяемыми наркомфинами союзных республик по согласованию с наркомздравами. Однако с 7 мая 1936 года курортный сбор был заменен единой государственной пошлиной [12, с. 107].

Следует отметить, что изначально в Российской Федерации общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определял Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 21181 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 2118-1), который вступил в силу с 01 января 1992 г. [14].

Так, Закон РФ № 2118-1 к местным налогам и сборам относил следующие:

а) налог на имущество физических лиц;

б) земельный налог;

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

д) курортный сбор;

е) сбор за право торговли;

ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели;

з) налог на рекламу;

и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

к) сбор с владельцев собак;

л) лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями;

м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру;

о) сбор за парковку автотранспорта;

п) сбор за право использования местной символики;

р) сбор за участие в бегах на ипподромах;

199

с) сбор за выигрыш на бегах;

т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

х) сбор за уборку территорий населенных пунктов.

При этом курортный сбор мог вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность, а суммы налоговых платежей зачислялись в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В то же время в сельской местности сумма налоговых платежей от курортного сбора равными долями зачислялись в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность [14, ст. 21].

Как видим, анализ положений Закона РФ № 2118-1 показывает, что курортный сбор входил в систему налогов и сборов Российской Федерации на законодательном уровне, относился к местным налогам и сборам, имел налоговую природу.

Кроме того, с 01 января 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» (далее - Закон «О курортном сборе с физических лиц») [15], который регламентировал порядок удержания и уплаты курортного сбора на территории Российской Федерации до 01 января 2004 г.

Следует отметить, что Закон «О курортном сборе с физических лиц» предусматривал, что плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывающие в курортные местности. Перечень курортных местностей определяется Правительством Российской Федерации. Однако предельный размер ставки курортного сбора не мог превышать 5 % от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации. Конкретный размер ставки курортного сбора устанавливался Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области и автономного округа, на территории которого находятся курортные местности.

Курортный сбор уплачивался плательщиками по месту их временного проживания. Поэтому в качестве налоговых агентов, исчисляющих, удерживающих и перечисляющих курортный сбор в местный бюджет при наличии соответствующего решения органов местного самоуправления, могли выступать принимающие курортников администрации гостиниц и иных учреждений гостиничного типа; квартирно-посредническими организациями при направлении лиц (кроме прибывших по путевкам туристско-экскурсионных предприятий и организаций) на поселение в дома (квартиры) граждан. В этом случае курортный сбор взимался при регистрации прибывших отдыхающих. При перемене плательщиком места проживания в пределах курортной местности сбор повторно не взимался.

В то же время от оплаты курортного сбора освобождались: дети в возрасте до 16 лет; инвалиды и сопровождающие их лица; лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха; лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства; лица, следующие по плановым туристским маршрутам ту-

200

ристско-экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам; мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше; дети, приезжающие к родителям указанного возраста [15, ст. 3].

Лица, останавливающиеся в домах (квартирах) граждан без направления квар-тирно-посреднических организаций, а также лица (кроме совершающих путешествия по маршрутным книжкам), проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном, самостоятельно уплачивали курортный сбор в бюджет путем перечисления денежных средств через банковские учреждения или в поселковые, сельские Советы народных депутатов. Лица, прибывшие в курортную местность, уплачивали сбор не позднее, чем в 3-дневный срок со дня прибытия.

Кроме того, в домовых книгах или карточках прописки, которые ведутся в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории Российской Федерации законодательством, делалась отметка об уплате курортного сбора с указанием номера квитанции и даты уплаты, поскольку курортный сбор взимался по квитанциям установленного образца, а сумма средств курортного сбора зачислялась в соответствующий бюджет в порядке, определяемом Законом РФ № 2118-1 и другими законодательными актами [15, ст. 4].

В том случае, если плательщик освобождался от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки делалась об этом соответствующая запись с указанием номера и иных реквизитов документа, подтверждающего его право на льготу.

Как нами было отмечено выше, в соответствии с п. 3 ст. 21 Закон РФ № 2118-1, курортный сбор мог вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность, а суммы налоговых платежей зачислялись в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачислялись в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность.

Для того чтобы этот механизм эффективно заработал, необходимо было проделать большую работу: принять федеральные и региональные законы, разработать и утвердить различные нормативные документы на новый сбор со стороны налоговой службы. Целесообразность введения сбора с туристов объясняется необходимостью поддержания и улучшения инфраструктуры курортных территорий.

Так, на основе Закона «О курортном сборе с физических лиц» в целях совершенствования правового механизма, обеспечивающего развитие санаторно-курортного комплекса в интересах населения Краснодарского края и России в целом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края «О курортном сборе» от 03 июня 1997 года № 77-КЗ (далее - Закон Краснодарского края «О курортном сборе») [16], который регулировал отношения между физическими лицами, прибывающими в курортные местности и на курорты Краснодарского края, и учреждениями, уполномоченными на право взимания курортного сбора органами местного самоуправления края.

201

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края «О курортном сборе» плательщиками курортного сбора являлись физические лица, прибывшие в курортные местности и на курорты федерального, краевого и местного значения.

В то же время перечень курортных местностей и курортов федерального значения определялся правительством Российской Федерации, а перечень курортных местностей и курортов краевого и местного значения - исполнительным органам государственной власти Краснодарского края

Следует отметить, что в соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края «О курортном сборе», предельная ставка курортного сбора устанавливалась в размере 5 % МРОТ установленного законом Российской Федерации. В то же время конкретный размер ставки курортного сбора устанавливался представительным органом местного самоуправления, на территории которого находятся курортные местности и курорты.

Суммы курортного сбора зачислялись в бюджеты муниципальных образований на специальный счет. Средства, полученные от взимания курортного сбора, перечислялись ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Учреждения, имеющие право на взимание курортного сбора, проводили работу по выявлению и учету плательщиков данного сбора, а также осуществляли контроль за своевременностью и полнотой его уплаты.

Документами, удостоверяющими уплату курортного сбора, являлись: 1) квитанция к приходному кассовому ордеру - при уплате курортного сбора в администрациях гостиниц и иных учреждений гостиничного типа, а также в квартирно-посреднических организациях; 2) квитанция установленного образца - при уплате курортного сбора в банковские учреждения или органы местного самоуправления [16, ст. 3].

Также Законом Краснодарского края «О курортном сборе» было предусмотрено, что средства, поступающие от уплаты курортного сбора, в соответствии со сметой расходов, утверждаемой органами местного управления, вправе направляться ими на: 1) развитие общекурортной инфраструктуры курортных местностей и курортов; 2) проведение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих санитарную охрану и рациональное использование природных лечебных ресурсов; 3) берегоукрепительные мероприятия; 4) разработку и корректировку проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов краевого и местного значения; 5) маркетинг, рекламу курортов и курортных местностей [16, ст. 5].

Вместе с тем за нарушения установленного порядка уплаты курортного сбора и расходования средств, поступающих от его уплаты, виновные привлекались к ответственности в соответствии с действующим законодательством [16, ст. 6].

Аналогичным образом вводился курортный сбор и на территории Республики Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия «О курортном сборе с физических лиц» [17]. Следует отметить, что средства от сбора расходовались целевым назначением дополнительно к бюджетным ассигнованиям на развитие инфраструктуры курортных зон и туризма [17, ст. 3].

Кроме того, в рамках данного исследования определенный научный и практический интерес представляет опыт Республики Крым по взиманию туристического сбора в период нахождения в составе Украины.

202

Следует отметить, что до 1 января 2015 г. на территории Республики Крым взимался туристический сбор - местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет по ставке от 0,5 % до 1 % от стоимости всего периода проживания (ночлега) у налоговых агентов, которым в соответствии с Налоговым кодексом Украины (далее - НК Украины) [18] в 2011 году был заменен авансовый туристический патент.

Так, в соответствии со ст. 268 НК Украины, туристический сбор - это местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет.

Плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые прибывают на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночлегу) при обязательстве оставить место пребывания в указанный срок.

В то же время от уплаты туристического сбора освобождались лица, которые: 1) постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор; 2) прибыли в командировку; 3) инвалиды, дети-инвалиды и лица, которые сопровождают инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего); 4) ветераны войны; 5) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 6) прибыли по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, которые имеют лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны здоровья; 7) дети возрастом до 18 лет; 8) детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения.

Ставка туристического сбора устанавливалась в размере от 0,5 % до 1 % от базы уплаты сбора, которой является стоимость всего периода проживания (ночлега) у налоговых агентов, за вычетом налога на добавленную стоимость [18].

Напомним, что в соответствии с нормами нового Налогового кодекса Украины с начала 2011 года все объекты размещения в Крыму перешли с авансового туристического патента на туристический сбор, который рассчитывался в размере 1 % от стоимости проживания.

Так, в 2011 году в Крыму поступления от туристического сбора составили около 8,5 млн грн. (приблизительно 32,3 млн руб.). 91 территориальная община аккумулировала в своих бюджетах туристический сбор, средства которогош ли на развитие их инфраструктур. В первую очередь это советы, территории которых отнесены к курортным зонам.

Вместе с тем в 2012 г. в Крыму поступления от туристического сбора в бюджет выросли на 14 % и составили только за май-август 6 млн грн. (около 22,8 млн руб.).; в 2013 г. собрали 11,7 млн грн. (около 44,6 млн руб.) туристического сбора, что на 7,3 % больше, чем за 2012 г. (10,9 млн грн. - около 41,5 млн руб.).

По официальным данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, налоговые поступления в бюджет Крыма от туристического сбора в переходный период составили 19 млн 345 тыс. руб., что на 57 % меньше, чем поступило за аналогичный период 2013 года (44 млн 693 тыс. руб.). Уменьшение поступлений в

203

бюджет от туристического сбора было связано с рядом причин: 1) предприятия, которые прошли перерегистрацию в соответствии с законодательством РФ, не взимают туристический сбор; 2) предприятия, которые в 2013 г. взимали туристический сбор и имели менее 29 койко/мест, в 2014 г. не взимали туристический сбор, а выбрали патент [3, с. 173].

Также в переходный период в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ [19], в целях увеличения доходов местных бюджетов от легализации доходов, получаемых гражданами от предоставления мест для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения на территории Республики Крым, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2091-6/14 [20] был утвержден Порядок уплаты налога на доходы физических лиц гражданами, предоставляющими места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения, по фиксированным ставкам (далее - Порядок) без регистрации как индивидуального предпринимателя.

Согласно вышеуказанному Порядку, граждане, имеющие индивидуальное средство размещения (не более 29 мест) для предоставления платных услуг по временному проживанию отдыхающих, обязаны были уплачивать с таких доходов налог на доходы физических лиц по фиксированным ставкам на основе Свидетельства об уплате налога на доходы физических лиц, полученных от предоставления услуг по кратковременному проживанию в индивидуальных средствах размещения, которое выдавалось на каждое индивидуальное средство размещения в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговыми органами заявления от налогоплательщика.

Базовая фиксированная ставка налога на доходы физических лиц составляла: 12 руб. за 1 м2 общей площади средства размещения в месяц при площади средства размещения до 50 м2; 20 руб. за 1 м2 общей площади средства размещения в месяц при площади средства размещения свыше 50 м2.

Так, например, в 2014 году в налоговые органы Республики Крым обратились за получением свидетельств 2289 граждан, которым выдано 2576 свидетельств. Наибольшее количество свидетельств в 2014 году приобретено в Ялтинском регионе - 1327 свидетельств, Евпаторийском - 388, Феодосийском - 286, Алуштинском - 230, Симферополе - 222. По данным приобретаемых Свидетельств официально уплачиваются налоги с 2633 объектов недвижимости, в которых предоставляются места для кратковременного проживания, в том числе 1671 объекта с общей площадью до 50 кв. м.

Общая сумма поступившего налога на доходы физических лиц граждан, предоставляющих места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения, по фиксированным ставкам за 2014 год составила 8 млн 803 тыс. руб. В условиях переходного периода в 2014 году на территории Республики Крым продолжалось взимание туристического сбора, что позволило пополнить бюджет Республики Крым на 19 млн 345 тыс. руб. В то же время осуществлялось привлечение к налогообложению индивидуальных предпринимателей и граждан, незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сдачу жилья внаем и получающих доходы от такой сдачи путем приобретения соответствующего свидетельства, что позволило собрать 8 млн 803 тыс. руб. В связи с взиманием туристического сбора в Республике Крым в переходный период проблемными оставались такие вопросы, как: 1) отсутствие доступа на территорию частных домовладений для проверки достоверности информации собственника о стоимости проживания, количестве койко-мест, сдаваемых в наём, количестве проживающих человек и дней их пребывания; 2) отсутствие возможности доступа в квартиры много-

204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

квартирных домов, собственники которых используют их для предоставления услуг временного размещения, для ведения учета и привлечения их к налогообложению; 3) отсутствие четко прописанных штрафных санкций [3, с. 174].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что курортный (туристический) сбор был важным источником пополнения местного бюджета для курортного региона и был направлен на развитие общекурортной инфраструктуры курортных местностей, курортов и туризма, а также на проведение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих санитарную охрану и рациональное использование природных лечебных ресурсов; берегоукрепительные мероприятия; разработку и корректировку проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов краевого и местного значения; маркетинг, рекламу курортов и курортных местностей.

Следует отметить, что ФЗ № 214-ФЗ предусматривает, что в Республике Крым, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском крае в рамках проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, а также с целью обеспечения сохранения, восстановления и развития курортов и туризма, создания благоприятных условий для стабильного и эффективного развития сферы туризма, формирования единого туристского пространства и оценки его эффективности будет взиматься курортный сбор на соответствующих муниципальных образованиях, включенных в территорию эксперимента, что позволит использовать собранные средства на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт объектов санаторно-курортной и туристической инфраструктуры.

Согласно пояснительной записке к проекту ФЗ № 214-ФЗ указывается, что целью законопроекта является формирование единого туристического пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, сохранение, восстановление и развитие курортов, в том числе курортной инфраструктуры, путем проведения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае. В ходе эксперимента предполагается с учетом особенностей курортной и туристкой сфер в основных российских курортах апробировать различные механизмы курортного сбора. Так, по итогам эксперимента будет принято решение распространить лучший опыт для применения на всей территории Российской Федерации либо отказаться от его внедрения. Законопроектом определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, необходимые для его реализации. Размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта РФ, перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, порядок информирования о результатах эксперимента законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о достижении показателей эффективности и перечня построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры устанавливаются соответствующим законом субъекта РФ. Прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитываются исходя из общего туристического потока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом 5 % ежегодного роста), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), ставки курортного сбора 50 руб. за сутки. Предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 г. по 2022 г. в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд руб., в Краснодарском крае - 8,3 млрд руб., в Республике Крым -16,4 млрд руб., (при ставке в 50 руб.) [21].

205

Таким образом, введение курортного сбора на территории Республики Крым и ряда других субъектов РФ, при условии правильной организации его взимания, дифференцированного определения его размера, сыграет важную роль в создании современных санаторно-курортных и туристических объектов Российской Федерации, сохранении, восстановлении и развитии курортов, формировании единого туристского пространства, создании благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. Однако введение курортного сбора в Российской Федерации и ее субъектах окажет достаточно положительное влияние на индустрию туризма в том случае, если все планируемые условия будут соблюдены без трудностей и дополнительных проблем, а уплата курортного сбора не будет вызывать «финансовый дискомфорт» у отдыхающих.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). [Электронный ресурс] // [Режим доступа ]: http://base.garant.ru/10103000/1/#block_1111.

2. Евсикова Е. В. Проблемы усовершенствования законодательства, регулирующего налоговые правоотношения, в контексте административной реформы / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 5 (84). - С. 173-175.

3. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и в Республике Крым / Е. В. Евсикова, В. В. Жигулина // Вестник Краснодарского университета МВД России. - Краснодар. - 2016. - № 2 (32). - С. 172-176.

4. Ряховский Д. И. Неналоговые платежи в налоговой системе России / Д. И. Ряховский // Проблемы современной экономики. - 2015. - С. 83-86.

5. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1125891/.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2015 г. и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 8 июня 2015 г.). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001.

7. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. К вопросу о введении туристического налога (сбора) в Российской Федерации / Е. В. Евсикова, В. В. Жигулина // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 3 (94). -С. 137-139.

8. Васильева Н. В. Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект / Н. В. Васильева // Baikal Research Journal. - Т. 7, № 2. - 2016. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennoe-sostoyanie-sistemy-nalogov-i-sborov-pravovoy-aspekt.

9. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

10. Евсикова Е. В. Проблемы законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях / Е. В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - С. 143-161.

11. Бабич М. Е. Пробелы законодательства о курортах и перспективы введения курортного сбора в России // М. Е. Бабич / Имущественные отношения в Российской Федерации. Экономика и экономические науки. - № 11 (182). - 2016. - С. 96-105.

12. Джанжугазова Е. А. Курортный сбор в фокусе общественной дискуссии / Е. А. Джанжугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. Экономика и экономические науки. - 2018. - С. 99-113. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://cyberleninka.ru/article/n/kurortnyy-sbor-v-fokuse-obschestvennoy-diskussii.

13. Постановление ЦИК СССР N 74, СНК СССР № 1646 от 17.08.1933г. «О курортном сборе» [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://lawru.info/dok/1933/08/17/n1197008.htm.

206

14. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207/.

15. Закон РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178/.

16. Закон Краснодарского края «О курортном сборе» от 03 июня 1997 года № 77-КЗ (с изменениями и дополнениями от 05.11.2002г.). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://docs.cntd.ru/document/461607501.

17. Закон Республики Бурятия «О курортном сборе с физических лиц» 31 января 1997 г. № 474-1. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.buryatia.ru/buryatia/gov/isp_vlas/pages/kom-mol/kur-sbor.html.

18. Податковий кодекс Украши/ Верховна Рада Украши; Кодекс Украши, Закон, Кодекс вщ 02.12.2010 № 2755-VI (ред от 19.04.2018г.). URL: [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/ed20140302/page35.

19. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с изменениями и дополнениями 28.12.2017 г.). URL: [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : URL: http://base.garant.ru/70618342/.

20. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. № 2091-6/14 «Об утверждении Порядка уплаты налога на доходы физических лиц гражданами, предоставляющими места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения, по фиксированным ставкам в переходный период» [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.garant.ru/hotlaw/crimea/545062/#review

21. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B3A6A341E82A843B4325811A003A58CD/SFILE/169585 -7.PDF?OpenElement

Evsikova E. V. To the question of introduction of resort collecting: historical experience and realities of today // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - T. 4 (70). № 2. - P. 196-209.

Article is devoted to a research of problems of standard legal support of establishment, introduction, collection and transfer of resort collecting in the Russian Federation and territorial subjects of the Russian Federation. Objective of this research is synthesis of historical experience of establishment, introduction, collection and transfer of resort collecting on the basis of the analysis of the resolution of the Central executive committee № 74, Council of People's Commissars of USSR N 1646 of 17.08.1933. "About resort collecting", the law of the Russian Federation from 12/27/1991 N 2118-1 "About bases of tax system in the Russian Federation", the law of RSFSR from 12/12/1991 N 2018-1 "About resort collecting from natural persons", the law of Krasnodar region "About resort collecting" of June 03, 1997 No. 77-KZ, the law of the Republic of Buryatia "About resort collecting from natural persons" on January 31, 1997 No. 474 - 1 and also the Tax Code of Ukraine from 12/2/2010 No. 2755-VI that has allowed to consider an object of research - resort collecting as the important instrument of tax policy of the state. During the carried-out analysis, the author comes to a conclusion about need and validity of introduction of resort collecting for the purpose of maintenance and development of resort and tourist infrastructure in the Russian Federation and its subjects.

Keywords: taxes and fees; system of taxes and fees of the Russian Federation; regional taxes; local taxes and fees; resort collecting; tourist tax; carrying out an experiment on development of resort infrastructure.

Spisok literaturi:

207

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g.) (s poprav-kami ot 30 dekabria 2008 g., 5 fevralia, 21 iiulia 2014 g.). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa ]: http://base.garant.rU/10103000/1/#block_1111.

2. Evsikova E.V. Problemy usovershenstvovaniia zakonodatel'stva, reguliruiushchego nalogovye pravoot-nosheniia, v kontekste administrativnoi reformy / E.V. Evsikova // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal. - 2015. -№ 5 (84). - S. 173-175.

3. Evsikova E.V., Zhigulina V.V. Problemy ustanovleniia i vzimaniia turisticheskogo naloga v Rossiiskoi Federatsii i v Respublike Krym / Evsikova E.V., Zhigulina V.V. / Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. - Krasnodar, 2016. - № 2 (32). - S. 172-176.

4. Riakhovskii D.I. Nenalogovye platezhi v nalogovoi sisteme Rossii / D.I. Riakhovskii // Problemy sov-remennoi ekonomiki. - 2015. - S. 83-86.

5. Federal'nyi zakon ot 29 iiulia 2017 goda № 214-FZ «O provedenii eksperimenta po razvitiiu kurortnoi infrastruktury v Respublike Krym, Altaiskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae». [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1125891/.

6. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii chast' pervaia ot 31 iiulia 1998 g. N 146-FZ (s izmeneniiami i dopolneniiami ot 13 iiulia 2015 g. i chast' vtoraia ot 5 avgusta 2000 g. N 117-FZ (s izmeneniiami i dopolne-niiami ot 8 iiunia 2015 g.). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001.

7. Evsikova E. V., Zhigulina V. V. K voprosu o vvedenii turisticheskogo naloga (sbora) v Rossiiskoi Federatsii / E. V. Evsikova, V. V. Zhigulina // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal. - 2016. - № 3 (94). - S. 137-139.

8. Vasil'eva N. V. Sovremennoe sostoianie sistemy nalogov i sborov: pravovoi aspekt / N.V. Vasil'eva // Baikal Research Journal. - T. 7, № 2. - 2016. [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-sistemy-nalogov-i-sborov-pravovoy-aspekt.

9. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 28.12.2017). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

10. Evsikova E. V. Problemy zakonodatel'nogo uregulirovaniia vvedeniia kurortnogo sbora v Respublike Krym, Altaiskom, Krasnodarskom i Stavropol'skom kraiakh / E.V. Evsikova // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Iuridicheskie nauki. - 2017. - T. 3 (69). № 2. - S. 143-161.

11. Babich M.E. Probely zakonodatel'stva o kurortakh i perspektivy vvedeniia kurortnogo sbora v Rossii // M.E. Babich / Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii. Ekonomika i ekonomicheskie nauki. -№ 11 (182) 2016. - 2016. - S. 96-105.

12. Dzhanzhugazova E. A. Kurortnyi sbor v fokuse obshchestvennoi diskussii // E.A. Dzhanzhugazova // Rossiiskie regiony: vzgliad v budushchee. Ekonomika i ekonomicheskie nauki. - 2018. - S. 99-113. [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : https://cyberleninka.ru/article/n/kurortnyy-sbor-v-fokuse-obschestvennoy-diskussii.

13. Postanovlenie TsIK SSSR N 74, SNK SSSR N 1646 ot 17.08.1933g. "O kurortnom sbore". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://lawru.info/dok/1933/08/17/n1197008.htm.

14. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 27.12.1991 N 2118-1 "Ob osnovakh nalogovoi sistemy v Rossiiskoi Federatsii". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207/.

15. Zakon RSFSR ot 12.12.1991 N 2018-1 "O kurortnom sbore s fizicheskikh lits". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178/.

16. Zakon Krasnodarskogo kraia «O kurortnom sbore» ot 03 iiunia 1997 goda № 77-KZ (s izmeneniiami i dopolneniiami ot 05.11.2002g.). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://docs.cntd.ru/document/461607501.

17. Zakone Respubliki Buriatiia «O kurortnom sbore s fizicheskikh lits» 31 ianvaria 1997 g. № 474 -1. [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.buryatia.ru/buryatia/gov/isp_vlas/pages/kom-mol/kur-sbor.html.

18. Podatkovii kodeks Ukraïni/ Verkhovna Rada Ukraïni; Kodeks Ukraïni, Zakon, Kodeks vid 02.12.2010 № 2755-VI (red ot 19.04.2018g.). URL: [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/ed20140302/page35.

208

EecuKoea E. B.

19. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 21 maria 2014 g. № 6-FKZ «O priniatii v Rossiiskuiu Federatsiiu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossiiskoi Federatsii novykh sub"ektov - Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniia Sevastopolia» (s izmeneniiami i dopolneniiami 28.12.2017 g.). URL: [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : URL: http://base.garant.ru/70618342/.

20. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 30 aprelia 2014 g. N 2091-6/14 "Ob utver-zhdenii Poriadka uplaty naloga na dokhody fizicheskikh lits grazhdanami, predostavliaiushchimi mesta dlia kratkovremennogo prozhivaniia v individual'nykh sredstvakh razmeshcheniia, po fiksirovannym stavkam v perekhodnyi period" URL: [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.garant.ru/hotlaw/crimea/545062/#review

21. Poiasnitel'naia zapiska k proektu Federal'nogo zakona «O provedenii eksperimenta po razvitiiu kurortnoi infrastruktury v Respublike Krym, Altaiskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae». [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B3A6A341E82A843B4325811A003A58CD/SFILE/169585 -7.PDF?OpenElement

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.