Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 3. - С. 264-271.
УДК342.951: 336.221
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ФОНДА РАЗВИТИЯ КУРОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ
КУРОРТНОГО СБОРА
Евсикова Е. В.
Крымский филиал ФГБОУВО "Российский государственный университет правосудия"
Статья посвящена исследованию правовой и экономической сущности категории «курортный сбор», который введен в рамках проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также анализу отдельных положений Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», регламентирующих вопросы организации и функционирования Фонда развития курортной инфраструктуры. Целью настоящей статьи является исследование и анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации, участвующих в проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, регламентирующей вопросы организации и функционирования Фонда развития курортной инфраструктуры. На основе проведенного анализа автор вырабатывает рекомендации по усовершенствованию урегулирования правоотношений в сфере введения курортного сбора и организации его администрирования и распределения путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и соответствующее законодательство субъектов РФ.
Ключевые слова. Курортный сбор; плата за пользование курортной инфраструктурой; эксперимент по развитию курортной инфраструктуры; Фонд развития курортной инфраструктуры.
Актуальность темы. Налоговая система Российской Федерации за последние 27 лет много раз претерпевала существенные изменения, направленные на ее оптимизацию и развитие и совершенствование, что обусловлено необходимостью дальнейшего усовершенствования концептуальной основы развития системы налогов и сборов в Российской Федерации [1].
Одним из проблемных и, одновременно, перспективных направлений государственно-правового реформирования в целом и элементов налоговой политики РФ в частности сегодня является проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры путем установления, введения и взимания курортного сбора на территориях муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента, в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае, что подтверждает особую значимость и актуальность данной темы исследования.
Так, в июле 2017г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - ФЗ № 214-ФЗ) [2], который предусматривает порядок проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Ставропольском крае и Краснодарском крае путем установления, введения и взимания курортного сбора, а также перечисления собранных средств в Фонд развития курортной инфраструктуры для дальнейшего строительства, ремонта, поддер-
жания, восстановления, благоустройства объектов санаторно-курортной инфраструктуры, в соответствии с которым, вопросы установления ответственности за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта РФ регламентируются соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации (далее - субъектов РФ) [3].
Отметим, что в связи с принятием и вступлением в силу 02 августа 2017 г. ФЗ №214-ФЗ, который вызвал неоднозначную реакцию, как со стороны законодателей, так и стороны правоприменительных органов, юристов-практиков, представителей юридической и экономической науки [4, с. 193], перед нашим государством и его субъектами стоят новые задачи, в том числе, организация и функционирование соответствующих Фондов развития курортной инфраструктуры.
Следует отметить, что, несмотря на повышенный интерес к проблеме установления и взимания курортного сбора в Российской Федерации, комплексного исследования, посвященного проблемам проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры путем установления и взимания курортного сбора в Российской Федерации и формирования Фонда развития курортной инфраструктуры, практически не проводилось, этим и обусловлен выбор обозначенной темы научного исследования.
В то же время, в научной среде до сих пор ведутся дискуссии относительно правовой природы курортного сбора (указывается на то, что «туристический налог следует отнести к местным налогам и сборам») [5, с.139], обоснованности и необходимости включения в «систему налогов и сборов РФ» всей совокупности имеющихся на сегодня сборов [6, с.54], а также относительно необходимости и обоснованности введения курортного сбора и его последствий для санаторно-курортной и туристической отрасли [7].
Так, Баранова А. Ю. считает курортный сбор своеобразной платой за пользование туристическими, рекреационными и природными ресурсами, которая по своей экономической сути является туристической рентой [8, с.324].
Сабитова Е. Ю. указывает, что по своей экономическо-правовой характеристике указанный платеж, хоть и именуется курортным сбором, однако относится к целевым налогам, поскольку он направлен на достижение определенных целей, а именно: развитие санаторно-курортной и туристической инфраструктуры тех регионов, где введен курортный сбор [9, с. 29].
Вместе с тем, анализ ст. ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) показывает, что курортный сбор не входит в систему налогов и сборов РФ ни на федеральном, ни на региональном, ни на местном уровне [10, ст. ст. 13, 14, 15].
В свою очередь, ФЗ № 214-ФЗ относит курортный сбор одновременно и к местным сборам (ч. 2 ст. 1), и к региональным (ст. 5) [4, с. 193-195], однако, на сегодняшний день курортный сбор не входит в «систему налогов и сборов РФ» и НК РФ не предусмотрен.
В то же время, анализ соответствующих законов субъектов Российской Федерации (далее - субъектов РФ) показывает, что даже на уровне субъектов РФ подход к нормативно-правовому определению данного платежа, а также порядку его исчис-
265
ления, уплаты и привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере курортного сбора, весьма неоднозначен.
Васильева Н.В. справедливо отмечает, что «назрела насущная необходимость законодательного закрепления критериев отнесения тех или иных доходов к обязательным, а также их закрытого перечня [6, с. 47-56].
Таким образом, для начала на законодательном уровне нужно решить вопрос о правовой природе или сущности курортного сбора и его месте в системе налогов и сборов РФ путем внесения изменений, и дополнений в НК РФ и ФЗ № 214-ФЗ, законодательно закрепив, что курортный сбор входит в систему региональных либо местных налогов и сборов.
В то же время, вопрос о необходимости введения курортного сбора не вызывает сомнений, поскольку данный платеж поможет собрать дополнительные средства на поддержание, восстановление, модернизацию и развитие санаторно-курортной и туристической инфраструктуры. Так, одной из основных проблем российских курортов является именно недостаточно удовлетворительное состояние санаторно-курортной и туристической инфраструктуры, многие средства размещения требуют обновлений, что можно решить только путем дополнительных средств и вложений [11, с. 93].
При этом, уровень конкурентоспособности регионального туризма во многом определяет успешность и перспективность развития туристической отрасли в целом; указывает на наличие определенных проблем в отрасли и позволяет выявлять пути их решения [12, с. 227].
Джанжугазова Е. А., исследуя проблемы введения курортного сбора в России, обоснованно, указывает на первоочередную необходимость правильной организации взимания и системы контроля за уплатой курортного сбора, а также, обеспечения целевого использования собранных средств [13, с.112].
Денисенко Т. А., Мамонова И. В. отмечают, что за целевое использование собранных средств от уплаты курортного сбора отвечают созданные на уровне субъектов РФ Фонды развития курортной инфраструктуры, а соответствующие направления использования ресурсов таких фондов будут определяться законодательством и включать в себя работы по проектированию, строительству, содержанию, реконструкции, благоустройству и ремонту объектов санаторно-курортной и туристической инфраструктуры [15, с. 76].
Так, ФЗ № 214-ФЗ определяет Фонд развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд) как часть средств бюджета субъектов РФ, которая подлежит использованию для целей развития курортной инфраструктуры [2, ч. 1 ст. 9].
Как указывают Червоная Ю. А. и Чернов Ю. И., Фонд должен будет взаимодействовать с объектами санаторно-курортной и туристической инфраструктуры регионов и решать проблемы их улучшения [15, с. 592-593].
Следует отметить, что бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансирование проектирования, строительства, реконструкции, содержания, благоустройства объектов санаторно-курортной инфраструктуры на территории эксперимента. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта РФ от уплаты сбора [2, ч. 2-3 ст. 9].
В то же время, бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, для финансирования проектирования, строительства, реконструкции, содержания, благоустройства объектов санаторно-курортной инфраструктуры, за исключением тех, которые находятся в федеральной собственности. Однако, не использованные в текущем финансовом году, бюджетные ассигнования Фонда, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году [2, ч. 4 ст. 9].
Отметим, что во исполнение требований норм ФЗ № 214-ФЗ в соответствующих субъектах РФ, участвующих в проведении эксперимента, должны быть созданы данные Фонды, которые будут являться частью бюджета субъектов РФ (Республики Крым, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края).
Так, постановлением Губернатора Алтайского края, Председателя правительства Алтайского края от 20.04.2018г. №134 «Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края» (далее - Постановление №134) утвержден порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края, а также полномочиями по заключению от имени Алтайского края соглашений об организации работ по развитию курортной инфраструктуры с муниципальными образованиями наделено управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу [16].
В соответствии с Постановлением № 134, ассигнования Фонда формируются: за счет уплаты курортного сбора плательщиками данного сбора, а также за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансирование мероприятий, направленных на развитие курортной инфраструктуры соответствующих муниципальных образований Алтайского края, на территории которых введен курортный сбор. Однако, объем бюджетных ассигнований Фонда в 2018 году должен составлять не менее 70% прогнозируемого объема доходов бюджета Алтайского края от уплаты курортного сбора на территории каждого муниципального образования, а в последующие годы эксперимента - не менее 100 %.
Кроме того, ассигнования Фонда предоставляются не менее чем один раз в полугодие, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем представления в Уполномоченный орган документов, связанных с проведением конкурсных процедур по исполнению расходных обязательств муниципального образования, в пределах размера, установленного законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, но не более суммы, поступившей в Фонд на дату перечисления иного межбюджетного трансферта.
Следует учитывать, что в случае нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов Фонда и (или) нарушения муниципальными образованиями Алтайского края, входящими в территорию эксперимента, условий, целей и порядка их предоставления (расходования), к таким муниципальным образованиям применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В свою очередь, Ставропольский край урегулирован вопросы формирования и функционирования Фонда на законодательном уровне путем принятия соответствующего Закона Ставропольского края от 08.12.2017г. №131-кз «О фонде разви-
267
тия курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» (далее - Закон Ставропольского края №131-кз) [17], который прямо предусматривает, что Фонд развития курортной инфраструктуры в Ставропольском крае - это часть средств бюджета Ставропольского края, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры Ставропольского края.
Следует отметить, что объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета Ставропольского края от: 1) платы за пользование курортной инфраструктурой в Ставропольском крае на территории муниципальных образований Ставропольского края, на которых введен курортный сбор; 2) безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие курортной инфраструктуры в Ставропольском крае, в том числе, добровольных пожертвований в отношении объектов курортной инфраструктуры в Ставропольском крае. При этом, перечисление в доход фонда безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц направленных на финансовое обеспечение мероприятий на развитие курортной инфраструктуры в Ставропольском крае, в том числе, добровольных пожертвований, в отношении объектов курортной инфраструктуры в Ставропольском крае осуществляется после заключения договора пожертвования между указанными физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и органом исполнительной власти Ставропольского края, ответственным за проведение эксперимента, - с другой.
В то же время, в Краснодарском крае и Республике Крым отсутствует специальное законодательство, регламентирующее порядок формирования и функционирования соответствующих Фондов. Согласно Закона Краснодарского края от 27.11.2017г. № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» (далее - Закон Краснодарского края № 3690-КЗ) [18], объем бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов краевого бюджета от уплаты курортного сбора. Бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, ФЗ № 214-ФЗ и Законом Краснодарского края № 3690-К. При этом, перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансированию за счет бюджетных ассигнований Фонда, определяется соглашением, заключенным между Краснодарским краем и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры, с учетом предложений органов местного самоуправления в Краснодарском крае [18, ст. 10].
По нашему мнению, Краснодарскому краю и Республике Крым, в целях надлежащего и качественного урегулирования правоотношений по администрированию, распределению и использованию средств, поступивших от уплаты курортного сбора, следует на законодательном уровне решить вопрос о формировании и функционировании Фонда развития курортной инфраструктуры путем разработки и принятия соответствующих законов субъектов РФ «О Фонде развития курортной инфраструктуры», в которых предусмотреть порядок создания и формирования такого Фонда, его структуру, полномочия, порядок администрирования, распределения и использования средств, поступивших от уплаты курортного сбора, что позволит избежать ошибок, противоречий, правонарушений и преступлений данной сфере, а также обеспечить ее прозрачность, доступность и понятных для простых граждан.
Таким образом, проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях путем введения курортного сбора позволит собрать дополнительные средства для финансирования реконструкции, восстановления, развития, содержания, ремонта, благоустройства объектов санаторно-курортной и туристической инфраструктуры на соответствующих территориях при условии грамотной, продуманной и прозрачной организации администрирования и распределения собранных средств с помощью соответствующих Фондов развития курортной инфраструктуры. Так, в настоящее время бюджетных средств не хватает для подержания и развития санаторно-курортной и туристической инфраструктуры, а, следовательно, для создания соответствующих надлежащих условий для качественного и полноценного отдыха на отечественных курортах, которые зачастую проигрывают зарубежным и в сервисной, и в ценовой политике. При этом, по предварительным подсчетам суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 года по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд. руб., в Краснодарском крае - 8,3 млрд. руб., в Республике Крым - 16,4 млрд. руб., (при ставке в 50 руб.) [19]. С этой позиции курортный сбор может стать существенной поддержкой развития российских курортов-участников территории эксперимента и основным источников средств финансирования их благоустройства, восстановления, реконструкции и развития. Необходимость введения курортного сбора также обосновывается ежегодным роста объема туристических услуг, оказанных туристам и курортникам.
Список литературы
1. Евсикова Е. В. К вопросу о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в части установления ответственности за нарушение норм Закона Республики Крым «О введении курортного сбора»/ Е.В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2018. № 8 (123). - С. 112-114.
2. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1125891/.
3. Евсикова Е. В. Некоторые вопросы внесения изменений и дополнений в налоговое и администра-тивно-деликтное законодательство Российской Федерации за правонарушения в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры / Е.В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2018. № 8 (123). - С. 69-71.
4. Оголь В. Л., Евсикова Е. В. Проблемы и перспективы развития курортной инфраструктуры в Республике Крым в контексте введения и взимания курортного сбора / В. Л. Оголь, Е.В. Евсикова //Молодая наука Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Научный редактор Н.Г. Гончарова. - 2017. - С. 193-195.
5. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. К вопросу о введении туристического налога (сбора) в Российской Федерации / Е. В. Евсикова, В. В. Жигулина / Евразийский юридический журнал. - 2016. - №3 (94). - С. 137-139.
269
6.Васильева Н. В. Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект / Н.В. Васильева // Baikal Research Journal. - Т. 7, № 2. - 2016. - С. 47-56.
7. Берлин С. И., Уберия А. Р. О целесообразности введения курортного сбора // С.И. Берлин, А.Р. Убе-рия // Юридические науки. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://cyberpedia. su/1x3fa8.html.
8.Баранова А.Ю. Курортный сбор как государственная поддержка инфраструктурного обеспечения индустрии гостеприимства / Баранова А.Ю. // Проблемы современной экономики. - 2011. - №1. - С. 324-328.
9. Сабитова, Е. Ю. Курортный сбор: перспективы его внедрения в Российской Федерации / Е. Ю. Сабитова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 3. — С. 26—30.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (31 июля 1998 г. № 146-ФЗ) [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http:// http://www.fsetan.rU/library/doc/nalogovyij-kodeks-rossijskoj-federatsii-chast-perv.
11. Ржепка Э. А. О развитии туристско-гостиничного бизнеса в Иркутской области / Э. А. Ржепка // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, №1. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).10
12. Ласси М. Ю. Анализ подходов к оценке конкурентоспособности регионального туризма в России / М. Ю. Ласси // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 2. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).24.
13. Джанжугазова Е. А. Курортный сбор в фокусе общественной дискуссии // Е.А. Джанжугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. Экономика и экономические науки. - 2018 Т. 5 № 1. - С. 99113.
14. Денисенко Т.А., Мамонова И.В. Проблемы введения и администрирования курортного сбора / Денисенко Т.А., Мамонова И.В. // В сборнике: СБОРНИК СТАТЕЙ IV МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ НА ЮГЕ РОССИИ 2017. С. 76-79.
15. Червоная Ю. А., Чернов Ю.И. Административно-правовой статус органов, ответственных за взимание курортного сбора / Червоная Ю.А., Чернов Ю.И. // Современные научные исследования и разработки. 2017. - № 8 (16). - С. 592-593.
16. Постановление Губернатора Алтайского края, Председателя правительства Алтайского края от 20.04.2018г. № 134 «Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края». [Электронный ресурс]// [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw0162018-04-27.html/.
17. Закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 года № 130-кз "О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае". [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html.
18. Закон Краснодарского края от 27 ноября 2017 года № 3690-КЗ "О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях". [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/11/29/krasnodar-zakon3690-reg-dok.html.
19. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B3A6A341E82A843.
Evsikova E.V. To the question of creation of fund of development of resort infrastructure in the context of establishment and collection of resort collecting // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 3. - Р. 264-271.
Article is devoted to a research of a legal and economic entity of category "resort collection" which is entered within carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea, the Altai, Krasnodar and Stavropol regions and also to the analysis of the separate provisions of the Federal law "About Carrying Out an Experiment on Development of Resort Infrastructure in the Republic of Crimea, Altai region, Krasnodar region and Stavropol region" regulating questions of the organization and functioning of Fund of development of resort infrastructure.The purpose of the present article is the research and the analysis of a normative and legal basis of the territorial subjects of the Russian Federation participating in carrying out an experiment on development of the resort infrastructure regulating questions of the organization and functioning of Fund of development of resort infrastructure. On the basis of the carried-out analysis the author works out recommendations about enhancement of settlement of legal relationship in the sphere of introduction of resort collection and the organization of its administration and distribution by entering of corresponding changes into the Tax Code of the Russian Federation, the Federal law "About Carrying Out an Experiment on Development of Resort Infrastructure in the Republic of Crimea, Altai region, Krasnodar region and Stavropol region" and the relevant legislation of territorial subjects of the Russian Federation.
Keywords: Resort collecting; payment for use of resort infrastructure; an experiment on development of resort infrastructure; Fund of development of resort infrastructure.
Spisok literaturi
1. Evsikova E. V. K voprosu o vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Respubliki Krym «Ob administrativn-yh pravonarushenijah v Respublike Krym» v chasti ustanovlenija otvetstvennosti za narushenie norm Zakona Respubliki Krym «O vvedenii kurortnogo sbora»/ E.V. Evsikova // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2018. № 8 (123). - S. 112-114.
2. Federal'nyj zakon ot 29 ijulja 2017 goda № 214-FZ «O provedenii jeksperimenta po razvitiju kurortnoj infrastruktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae». [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1125891/.
EecuKoea E. B.
3. Evsikova E. V. Nekotorye voprosy vnesenija izmenenij i dopolnenij v nalogovoe i administrativno-deliktnoe zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii za pravonarushenija v sfere provedenija jeksperimenta po razvitiju kurortnoj infrastruktury / E.V. Evsikova // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2018. № 8 (123). - S.
4. Ogol' V.L., Evsikova E. V. Problemy i perspektivy razvitija kurortnoj infrastruktury v Respublike Krym v kontekste vvedenija i vzimamja kurortnogo sbora / V.L. Ogol', E.V. Evsikova //Molodaja nauka Sbornik nauchnyh trudov nauchno-prakticheskoj konferencii dlja studentov i molodyh uchenyh. Nauchnyj redaktor N.G. Goncharova. - 2017. - S. 193-195.
5. Evsikova E. V., Zhigulina V. V. K voprosu o vvedenii turisticheskogo naloga (sbora) v Rossijskoj Federacii / E.V. Evsikova, V.V. Zhigulina / Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - 2016. - № 3 (94). - S. 137-139.
6. Vasil'eva N.V. Sovremennoe sostojame sistemy nalogov i sborov: pravovoj aspekt / N.V. Vasil'eva // Baikal Research Journal. - T. 7, № 2. - 2016. - S. 47-56.
7. Berlin S. I., Uberija A. R. O celesoobraznosti vvedenija kurortnogo sbora // S.I. Berlin, A.R. Uberija // Ju-ridicheskie nauki. [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://cyberpedia.su/1x3fa8.html.
8.Baranova A.Ju. Kurortnyj sbor kak gosudarstvennaja podderzhka infrastrukturnogo obespechenija industrii gostepriimstva / Baranova A.Ju. // Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2011. - № 1. - S. 324-328.
9. Sabitova, E. Ju. Kurortnyj sbor : perspektivy ego vnedrenija v Rossijskoj Federacii / E. Ju. Sabitova // Vest-nik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pravo. — 2017. — T. 2, vyp. 3. — S. 26—30.
10. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) (31 ijulja 1998 g. № l46-FZ) [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http:// http://www.fsetan.ru/library/doc/nalogovyij-kodeks-rossijskoj-federatsii-chast-perv.
11. Rzhepka Je. A. O razvitii turistsko-gostinichnogo biznesa v Irkutskoj oblasti / Je. A. Rzhepka // Baikal Research Journal. — 2017. — T. 8, №1. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).10
12. Lassi M. Ju. Analiz podhodov k ocenke konkurentosposobnosti regional'nogo turizma v Rossii / M. Ju. Lassi // Baikal Research Journal. — 2017. — T. 8, № 2. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8 (2).24.
13. Dzhanzhugazova E.A. Kurortnyj sbor v fokuse obshhestvennoj diskussii // E.A. Dzhanzhugazova // Ros-sijskie regiony: vzgljad v budushhee. Jekonomika i jekonomicheskie nauki. - 2018 T. 5 № 1. - S. 99-113.
14. Denisenko T. A., Mamonova I. V. Problemy vvedenija i administrirovanija kurortnogo sbora / Denisenko T.A., Mamonova I.V. // V sbornike: SBORNIK STATEJ IV MEZhDUNARODNOJ ShKOLY MOLODYH UChENYH V OBLASTI JeKONOMIKI NA JuGE ROSSII 2017. S. 76-79.
15. Chervonaja Ju. A., Chernov Ju. I. Administrativno-pravovoj status organov, otvetstvennyh za vzimanie kurortnogo sbora / Chervonaja Ju. A., Chernov Ju.I. // Sovremennye nauchnye issledovanija i razrabotki. 2017. - № 8 (16). - S. 592-593.
16. Postanovlenie Gubernatora Altajskogo kraja, Predsedatelja pravitel'stva Altajskogo kraja ot 20.04.2018g. № 134 «Ob utverzhdenii porjadka formirovanija i ispol'zovanija bjudzhetnyh assignovanij Fonda razvitija kurortnoj infrastruktury Altajskogo kraja». [Jelektronnyj resurs]// [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw0162018-04-27.html/.
17.Zakon Stavropol'skogo kraja ot 8 dekabija 2017 goda № 130-kz "O nekotoryh voprosah provedenija jeksperimenta po razvitiju kurortnoj infrastruktury v Stavropol'skom krae". [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html.
18. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 27 nojabrja 2017 goda № 3690-KZ "O vvedenii kurortnogo sbora na terri-torii Krasnodarskogo kraja i vnesenii izmenenij v Zakon Krasnodarskogo kraja "Ob admimstrativnyh prav-onarushenijah". [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/11/29/krasnodar-zakon3690-reg-dok.html.
19. Pojasnitel'naja zapiska k proektu Federal'nogo zakona «O provedenii jeksperimenta po razvitiju kurortnoj infrastruktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae». [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B3A6A341E82A843.
271