Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 3. - С. 204-219.
УДК342.951: 336.221
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Евсикова Е. В.
Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Статья посвящена исследованию особенностей и проблем нормативно-правового обеспечения порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. В рамках данного научного исследования автор проводит анализ положений Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также законодательства субъектов Российской Федерации в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, раскрывая при этом особенности порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. На основе проведенного анализа автор выносит свои предложения по усовершенствованию отдельных положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, что позволит более качественно и эффективно реализовать законодательство в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры.
Ключевые слова: налоги и сборы, курортный сбор, проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, региональный государственный контроль, плановые и внеплановые проверки, документарные и выездные проверки.
Согласно ст. 57 Конституции РФ [1] каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом закреплена конституционная обязанность лиц, получающих доход, принимать участие в формировании федерального, региональных и местных бюджетов [2, с. 173].
Вместе с тем проблемы финансово-экономических условий актуализируют вопросы разработки и формирования эффективных механизмов налоговой политики, способных работать на стабилизацию экономической системы страны, обеспечивая благоприятный налоговый климат для бизнеса с одновременным решением проблем социально-экономической сферы [3, с. 83].
Отметим, что 23.06.2017 Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект, внесенный Правительством 04.05.2017, а 19.07.2017 приняла окончательный вариант Федерального закона «О проведении эксперимента по
развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 № 214-ФЗ (далее - ФЗ № 214-ФЗ) [4], в силу чего изучение проблем законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях [5, с. 144], а также особенностей нормативно-правового обеспечения порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры является особенно актуальным и востребованным.
Согласно требованиям ФЗ № 214-ФЗ с 01.05.2018 г. на территориях муниципальных образований Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края, а с 01 мая 2019 г. - на территориях муниципальных образований Республики Крым будет проводиться эксперимент по развитию курортной инфраструктуры путем установления, введения, взимания и перечисления платы за пользование курортной инфраструктурой - курортного сбора - в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
Напомним, что вопрос правовой природы курортного сбора как в научной среде, так и среди практиков на сегодняшний день остается открытым. Поскольку при разработке и принятии ФЗ № 214-ФЗ не учтено, что система налогов и сборов РФ включает только региональные налоги, а именно: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, т. е. региональные сборы и, в частности, курортный сбор, НК РФ не предусмотрен. В свою очередь, к местным налогам и сборам относятся только земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. Так, исходя из смысла ч. 2 ст. 1 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор является местным сбором, поскольку вводится в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, а не на территориях соответствующих субъектов, что соответствует принципам построения налоговой системы Российской Федерации, закрепленных в НК РФ, который предусматривает, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, соответственно, региональные налоги устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - субъектов РФ) и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные -вводятся в действие и прекращают действие на территориях соответствующих муниципальных образований, что предусмотрено и ФЗ № 214-ФЗ. Однако, исходя из смысла ст. 5 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор является региональным сбором, поскольку вводится законом соответствующего субъекта РФ, устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ, т. е. доходы от курортного сбора будут поступать в бюджет субъекта РФ, а не в местный бюджет, что еще раз подтверждает, что курортный сбор, по замыслу авторов ФЗ № 214-ФЗ, является региональным сбором [6, с. 199].
Таким образом, курортный сбор устанавливается ФЗ № 214-ФЗ и вводится в действие законом соответствующего субъекта РФ, на территории которого он будет взиматься, а также будет зачисляться в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент [5, с. 146-147].
Однако в рамках данного исследования определенный научный интерес представляет изучение вопросов нормативно-правового обеспечения порядка осуществ-
205
ления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры и выработка конкретных предложений по его усовершенствованию с целью повышения качества нормативно-правового регулирования данной сферы правоотношений.
Так, ст. 11 ФЗ № 214-ФЗ лишь предусматривает, что региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта РФ с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294-ФЗ) [7].
В то же время законодательством субъекта РФ устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта РФ.
Кроме того, законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8], с передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Таким образом, по поводу разрешения вопросов осуществления регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, федеральный законодатель отсылает к ФЗ № 294-ФЗ, а не к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) [9], который уже около 20 лет играет роль так называемой «Налоговой Конституции РФ», детально регламентируя все основные вопросы в сфере налогов и сборов, к которым, по нашему мнению, относится и курортный сбор.
Сразу отметим, что положения ФЗ № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении таких видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, как: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и т. д.
Под региональным государственным контролем (надзором) ФЗ № 294-ФЗ понимает деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятель-
ности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами.
В то же время к мероприятиям по контролю ФЗ № 294-ФЗ относит действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном ФЗ № 294-ФЗ порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда. Как видим, обследование помещений объектов размещения плательщиков курортного сбора к мероприятиям по контролю в понимании ФЗ № 294-ФЗ не относится, хотя является необходимым при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований ФЗ № 214-ФЗ операторами курортного сбора. В силу чего ч. 5 ст. 2 ФЗ № 294-ФЗ следует дополнить следующей формулировкой: «Мероприятие по контролю - действия по обследованию помещений объектов размещения плательщиков курортного сбора, принадлежащих операторам курортного сбора, которые используются для осуществления ими деятельности по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях».
Следует отметить, что согласно положениям ФЗ № 294-ФЗ формами регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры являются: плановые и внеплановые, выездные и документарные проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП). В то же время отдельный порядок проведения проверок соблюдения требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры ФЗ № 294-ФЗ не предусмотрен, что может вызвать существенные затруднения и мно-
207
жество спорных вопросов на практике при непосредственной реализации положений ФЗ № 294-ФЗ при проведении проверок операторов курортного сбора в субъектах РФ.
На основе анализа положений ФЗ № 294-ФЗ можно выделить следующие особенности осуществления регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры, а именно:
1) региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры проводится в форме плановых проверок, поскольку отсутствие (запрет) на такую форму контроля ни ФЗ № 294-ФЗ, ни ФЗ № 214-ФЗ не предусмотрен (в случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок п. 1.1 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ);
2) поскольку предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом и ИП в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, из смысла ФЗ № 294-ФЗ, непонятно, что будет являться предметом плановой проверки операторов курортного сбора, в силу чего видится необходимым дополнить п. 1 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ частью 2, которая будет прямо предусматривать, что предметом плановой проверки при осуществлении регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры является: «соблюдение юридическим лицом и ИП в процессе осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, совокупности предъявляемых к такой деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям»;
3) плановые проверки операторов курортного сбора проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых и утверждаемых органами регионального государственного контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые утверждаются руководителями органов регионального государственного контроля и доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа регионального государственного контроля в сети Интернет либо иным доступным способом;
4) в ежегодных планах проведения плановых проверок операторов курортного сбора - юридических лиц и ИП - обязательно указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных
структурных подразделений), фамилии, имена, отчества ИП, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности ИП; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа регионального государственного контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку;
5) в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы регионального государственного контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов регионального государственного контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов регионального государственного контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц и ИП совместных плановых проверок;
6) органы регионального государственного контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок;
7) органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов регионального государственного контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года;
8) основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица или ИП; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП; 3) начала осуществления юридическим лицом или ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления;
9) плановая проверка операторов курортного сбора проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в установленном ФЗ № 294-ФЗ порядке;
10) использование проверочных листов - списка контрольных вопросов при проведении плановой проверки операторов курортного сбора не обязательно, поскольку отдельным порядком осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры это не предусмотрено;
209
11) о проведении плановой проверки юридическое лицо или ИП уведомляются органом регионального государственного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа регионального государственного контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица или ИП, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре ИП либо ранее был представлен юридическим лицом или ИП в орган регионального государственного контроля или иным доступным способом;
12) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов регионального государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда;
13) основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица или ИП предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); 3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами или ИП, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памят-
никам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); г) нарушение требований к маркировке товаров; 4) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами или ИП при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ФЗ № 294-ФЗ, параметров деятельности юридического лица или ИП, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора); 5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (при этом для проведения внеплановой проверки операторов курортного сбора на предмет соблюдения требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры могут выступать только два основания, предусмотренные в п. 1 и п. 5, т. е. для проведения выездной проверки операторов курортного сбора по этим основаниям дополнительного согласования с органами прокуратуры проведения такой проверки не требуется);
14) о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо или ИП уведомляются органом регионального государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица или ИП, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре ИП
211
либо ранее был представлен юридическим лицом или ИП в орган регионального государственного контроля;
15) внеплановая проверка проводится в форме документарной и/или выездной проверки в установленном ФЗ № 294-ФЗ порядке;
16) документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа регионального государственного контроля путем рассмотрения должностными лицами органа регионального государственного контроля документов юридического лица или ИП, имеющихся в распоряжении органа регионального государственного контроля, в том числе уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, актов предыдущих проверок, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и иных документов о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица или ИП регионального государственного контроля;
17) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или ИП, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (при проведении документарной проверки орган регионального государственного контроля не вправе требовать у юридического лица или ИП сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля);
18) в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа регионального государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом или ИП обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган регионального государственного контроля направляет в адрес юридического лица или ИП мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, которые предоставляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью ИП, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица, либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в течение 10-ти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса, к которому обязательно прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа регионального государственного контроля либо его заместителя о проведении документарной проверки;
19) в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом или ИП документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа регионального государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления регионального государственного контроля, информация об этом направляется юридическому лицу или ИП с требованием пред-
ставить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме (при этом юридическое лицо или ИП вправе представить дополнительно в орган регионального государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов);
20) должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица или ИП, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган регионального государственного контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа регионального государственного контроля вправе провести выездную проверку (при этом запрещается требовать от юридического лица или ИП представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки);
21) выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности ИП и (или) по месту фактического осуществления их деятельности в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа регионального государственного контроля документах юридического лица или ИП; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица или ИП обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю;
22) предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица или ИП сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом или ИП товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. По нашему мнению, в целях реализации регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры следует изложить п. 1 ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ в следующей редакции: «Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги, в том числе в сфере осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность
213
по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами»;
23) важной особенностью проведения выездной проверки операторов курортного сбора на предмет соблюдения требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры является то, что она начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа регионального государственного контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица или ИП, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа регионального государственного контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
24) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица или ИП, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа регионального государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом или ИП при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами или ИП оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;
25) в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом или ИП, либо в связи с иными действиями (бездействием) ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа регионального государственного контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган регионального государственного контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица или ИП плановой, или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица или ИП;
26) срок проведения каждой из проверок (документарной или выездной) не может превышать 20 рабочих дней;
27) по результатам проверки должностными лицами органа регионального государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной
форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако специальной формы акта проверки операторов курортного сбора на предмет соблюдения требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем анализ действующего законодательства субъектов РФ в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры показывает, что субъекты РФ по-разному подошли к решению вопроса о нормативно-правовом обеспечении порядка осуществления контроля за исполнением требований законодательства, связанного с проведением эксперимента.
Так, Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» [10] предусматривает, что региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, осуществляется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, в порядке, установленном законодательством Республики Крым, с учетом требований ФЗ № 294-ФЗ. Однако, помимо обязанностей, предусмотренных ст. 18 ФЗ № 294-ФЗ, должностные лица органа регионального государственного контроля обязаны при выявлении нарушений положений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, выдавать операторам курортного сбора и плательщикам курортного сбора предписания об устранении нарушений с указанием сроков их устранения и осуществлять контроль за их выполнением.
Кроме того, должностным лицам органа регионального государственного контроля при осуществлении регионального государственного контроля в Республике Крым предоставляется право: 1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от операторов курортного сбора информацию и документы, необходимые для проведения проверки; 2) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа органа регионального государственного контроля о проведении проверки посещать оператора курортного сбора в целях проверки исполнения плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, а также проводить необходимые обследования, исследования, экспертизы и другие мероприятия по региональному государственному контролю [10, ч. 3 ст. 9].
При этом состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении регионального государственного контроля в Республике Крым устанавливаются административным регламентом исполнения
215
органом регионального государственного контроля [10, ч. 7 ст. 9]. В силу того, что на сегодняшний день данный административный регламент органом регионального государственного контроля республики Крым за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры не разработан, остается непонятным, кто, в каком порядке, каким образом и какие именно административные процедуры в сфере осуществления регионального государственного контроля будет осуществлять. Тем более если учитывать то, что порядок осуществления государственного контроля, в том числе регионально, регламентирован ФЗ № 294-ФЗ, возникает риск ненужного дублирования отдельных положений ФЗ № 294-ФЗ на региональном уровне.
В свою очередь, законодатель Алтайского края отсылает правоприменителя в сфере осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры к положениям ФЗ № 294-ФЗ, указывая на то, что уполномоченный орган Алтайского края осуществляет контроль в отношении операторов курортного сбора в части осуществления ими функций по учету плательщиков курортного сбора, полноты и своевременности исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в краевой бюджет и контроль в отношении плательщиков курортного сбора в части исполнения ими обязанности по уплате курортного сбора. При выявлении нарушений требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры уполномоченный орган Алтайского края принимает меры по привлечению виновных лиц ответственности [11, ст. 9].
Аналогично законодатель Краснодарского края отсылает правоприменителя при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры к положениям ФЗ № 294-ФЗ, ссылаясь при этом на то, что общественный контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда осуществляется общественным советом, созданным при уполномоченном органе. При этом ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов Краснодарского края, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в краевой бюджет, устанавливается Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» [12, ст. 13].
Следует отметить, что только законодатель Краснодарского края наделил соответствующими отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
При этом органы местного самоуправления Краснодарского края при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право: 1) издавать в пределах своей компетенции правовые акты, направленные на реализацию отдельных государственных полномочий, и осуществлять контроль за их исполнением; 2) на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предостав-
ляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета; 3) на получение консультативной и методической помощи от уполномоченного органа по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; 4) на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; 5) вносить высшему исполнительному органу государственной власти Краснодарского края предложения об изменении размера субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в случае непредвиденных обстоятельств, а также предложения по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; 6) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченного органа об устранении нарушений федерального законодательства и законодательства Краснодарского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; 7) составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение положений нормативных правовых актов Краснодарского края, связанных с проведением эксперимента [12, ч. 1 ст. 16].
В свою очередь, законодатель Ставропольского края дает отсылку к положениям ФЗ № 294-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры [13, ст. 8].
Таким образом, подходы субъектов РФ к решению вопроса о нормативно-правовом обеспечении осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры весьма различны и противоречивы. В то же время соответствующее законодательство субъектов РФ отсылает правоприменителей к положениям ФЗ № 294-ФЗ, дублируя при этом отдельные его положения (как в Республике Крым). Однако порядок осуществления регионального государственного контроля, предусмотренный ФЗ № 294-ФЗ, также нуждается в доработке и усовершенствовании в части регламентации правоотношений в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. По нашему мнению, указанные в данном исследовании предложения по усовершенствованию отдельных положений ФЗ № 294-ФЗ в части осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры будут способствовать усовершенствованию нормативно-правового обеспечения данной сферы правоотношений, а значит - повышению качества реализации законодательства в сфере проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры на практике.
Список литературы:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). [Электронный ресурс] // [Режим доступа ]: http://base.garant.rU/10103000/1/#block_1111.
2.Евсикова Е. В. Проблемы усовершенствования законодательства, регулирующего налоговые правоотношения, в контексте административной реформы / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 5 (84). - С. 173-175.
3.Ряховский Д. И. Неналоговые платежи в налоговой системе России / Д. И. Ряховский // Проблемы современной экономики. - 2015. - С. 83-86.
217
4.Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1125891/.
5.Евсикова Е. В. Проблемы законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях / Е. В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). - № 2. - С. 143-161.
6.Евсикова Е. В. К вопросу о введении курортного сбора: исторический опыт и реалии сегодняшнего дня / Е. В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2018. - Т. 3 (69). № 2. - С. 197-210.
7.Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.
8.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
9.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001.
10. Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/12/05/krim.html.
11. Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/11/29/altkrai-zakon76-reg-dok.html.
12. Закон Краснодарского края от 27 ноября 2017 года № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях"». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/11/29/krasnodar-zakon3690-reg-dok.html.
13. Закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 года № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html.
Evsikova E. V. Features of standard legal support of the procedure of regional state control of observance of requirements of the legislation in the sphere of carrying out the experiment on development of resort infrastructure and problem of his improvement // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 3 (69). № 3. - Р. 206-221.
Article is devoted to a research of features and problems of standard legal support of a procedure of regional state control of observance of requirements of the legislation in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure. Within this scientific research the author carries out the analysis of provisions of the Federal law of29.07.2017 No. 214-FZ "About carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea, Altai region, Krasnodar region and Stavropol region" and the Federal law of December 26, 2008 No. 294-FZ "About protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs at implementation of the state control (supervision) and municipal control" and also legislations of territorial subjects of the Russian Federation in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure, revealing at the same time features of a procedure of regional state control of observance of requirements of the legislation in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure. On the basis of the carried-out analysis, the author takes out the offers on improvement of separate provisions of the Federal law of December 26, 2008 No. 294-FZ "About protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs at implementation of the state control (supervision) and municipal control" regarding implementation of regional state control of observance of requirements of the legislation in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure that will allow to realize with higher quality and effectively the legislation in the sphere of carrying out an experiment on development of resort infrastructure.
Keywords: taxes and fees; resort collecting; carrying out an experiment on development of resort infrastructure; regional state control; planned and unscheduled inspections; documentary and exit checks.
Spisok literaturi:
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g.) (s poprav-kami ot 30 dekabria 2008 g., 5 fevralia, 21 iiulia 2014 g.). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa ]: http://base.garant.ru/10103000/1/#block_1111.
EecuKoea E. B.
2. Evsikova E.V. Problemy usovershenstvovaniia zakonodatel'stva, reguliruiushchego nalogovye pravootno-sheniia, v kontekste administrativnoi reformy / E.V. Evsikova // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal. - 2015.- № 5 (84). - S. 173-175.
3. Riakhovskii D.I. Nenalogovye platezhi v nalogovoi sisteme Rossii / D.I. Riakhovskii // Problemy sovre-mennoi ekonomiki. - 2015. - S. 83-86.
4. Federal'nyi zakon ot 29 iiulia 2017 goda № 214-FZ «O provedenii eksperimenta po razvitiiu kurortnoi in-frastruktury v Respublike Krym, Altaiskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae». [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1125891/.
5. Evsikova E.V. Problemy zakonodatel'nogo uregulirovaniia vvedeniia kurortnogo sbora v Respublike Krym, Altaiskom, Krasnodarskom i Stavropol'skom kraiakh / E.V. Evsikova // Uchenye zapiski Krymskogo feder-al'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Iuridicheskie nauki. - 2017. - T. 3 (69). - № 2. - S. 143-161.
6. Evsikova E.V. K voprosu o vvedenii kurortnogo sbora: istoricheskii opyt i realii segodniashnego dnia / E.V. Evsikova // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Iuridicheskie nauki. - 2018. - T. 3 (69). № 2. - S. 197-210.
7. Federal'nyi zakon "O zashchite prav iuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimatelei pri osush-chestvlenii gosudarstvennogo kontrolia (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolia" ot 26.12.2008 № 294-FZ (s izmeneniiami i dopolneniiami). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.
8. Federal'nyi zakon "Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federat-sii" ot 06.10.2003 № 131-FZ (s izmeneniiami i dopolneniiami). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
9. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii chast' pervaia ot 31 iiulia 1998 g. N 146-FZ (s izmeneniiami i dopolneniiami) i chast' vtoraia ot 5 avgusta 2000 g. N 117-FZ (s izmeneniiami i dopolneniiami). [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001.
10. Zakon Respubliki Krym ot 30 noiabria 2017 goda № 435-ZRK/2017 "O vvedenii kurortnogo sbora". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/12/05/krim.html.
11. Zakon Altaiskogo kraia ot 1 noiabria 2017 goda № 76-ZS "O vvedenii platy za pol'zovanie kurortnoi in-frastrukturoi v Altaiskom krae". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/11/29/altkrai-zakon76-reg-dok.html.
12. Zakon Krasnodarskogo kraia ot 27 noiabria 2017 goda № 3690-KZ "O vvedenii kurortnogo sbora na terri-torii Krasnodarskogo kraia i vnesenii izmenenii v Zakon Krasnodarskogo kraia "Ob administrativnykh pravo-narusheniiakh". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/11/29/krasnodar-zakon3690-reg-dok.html.
13. Zakon Stavropol'skogo kraia ot 8 dekabria 2017 goda № 130-kz "O nekotorykh voprosakh provedeniia eksperimenta po razvitiiu kurortnoi infrastruktury v Stavropol'skom krae". [Elektronnyi resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html.
219