Научная статья на тему 'Организация и реализация надзорной деятельности в региональном управлении № 42 ФМБА России применительно к Федеральному закону от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ и кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях'

Организация и реализация надзорной деятельности в региональном управлении № 42 ФМБА России применительно к Федеральному закону от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ и кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / REALIZATION OF SUPERVISION OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров А.С., Столярова М.В., Лаврухина О.Г.

Цель: разработка алгоритма действий должностных лиц при осуществлении надзора. Результат: при осуществлении проверки, порядок проведения которой определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и выявлении нарушений, виновных надлежит привлекать к административной ответственности в порядке, который регламентирован иным нормативным актом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. При анализе информации, поступившей в орган государственного надзора (контроля), возможно использование иных процедур, не регламентированных Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008. Выводы: при осуществлении надзора (контроля) необходимо использовать законодательные акты в совокупности, а также тщательно анализировать информацию, послужившую основанием для проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александров А.С., Столярова М.В., Лаврухина О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization and implementation of supervisory activities in the regional office № 42 of FMBA of Russia in relation to the federal law from 26.12.2008 № 294-fz and Russian federation code about administrative offences

The objective is to develop algorithm of actions for officials in supervision activities. Results During an audit that defined by the Federal law from December 26, 2008 #294 -FZ "About protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs when performing state and municipal supervision" and the following violations detection involved persons should be punished according to administrative offences code from 30.12.2001 #195 FZ. Other procedures that are not regulated by the Federal law #294 FZ of 26.12.2008 may be implemented when received information is analyzed by state control department. Conclusions: During the supervision it is necessary to use all legislative and carefully analyze the information, which served as the basis for examination.

Текст научной работы на тему «Организация и реализация надзорной деятельности в региональном управлении № 42 ФМБА России применительно к Федеральному закону от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ и кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях»

А. С. Александров, М. В. Столярова, О. Г. Лаврухина

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ № 42 ФМБА РОССИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 26.12.2008 №294-ФЗ И КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Региональное управление № 42 ФМБА России, г. Зеленогорск Красноярского края

A. S. Aleksandrov, M.V. Stoljarova, O.G. Lavruhina

THE ORGANIZATION AND REALIZATION OF SUPERVISING ACTIVITY IN REGIONAL GOUVERNMENT №42 ФМБА RUSSIA WITH REFERENCE TO THE FEDERAL LAW FROM 12/26/2008 №294-ФЗ AND TO THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT

ADMINISTRATIVE OFFENCES

Regional government № 42 ФМБА of Russia, Zelenogorsk of Krasnoyarsk region

Ключевые слова: осуществление надзора предпринимательства. Keywords: realization of supervision of business.

Цель: разработка алгоритма действий должностных лиц при осуществлении надзора. Результат: при осуществлении проверки, порядок проведения которой определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и выявлении нарушений, виновных надлежит привлекать к административной ответственности в порядке, который регламентирован иным нормативным актом - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ. При анализе информации, поступившей в орган государственного надзора (контроля), возможно использование иных процедур, не регламентированных Федеральным законом №294- ФЗ от 26.12.2008.

Выводы: при осуществлении надзора (контроля) необходимо использовать законодательные акты в совокупности, а также тщательно анализировать информацию, послужившую основанием для проверки.

The purpose: working out of algorithm of actions of officials at supervision realization.

Result: at the check realization which order of carrying out is certain by the Federal law from December, 26th, 2008 №294-03 «About protection of the rights of legal bodies and individual businessmen at realization of the state control (supervision) and municipal control», and revealing of the infringements, guilty it is necessary to involve in administrative responsibility as it should be which is regulated by other statutory act - the Code of the Russian Federation about administrative offenses from 12/30/2001 №195-03. At the analysis of the information which have arrived in body of the state supervision (control), use of other procedures which have been not regulated by the Federal law №294- 03from 12/26/2008 is possible.

Conclusions: at realization of supervision (control) it is necessary to use acts in aggregate, and also carefully to analyze the information which has formed the basis for check.

С 01 мая 2009 года вступил в силу Фе-деральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и инди -видуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон №294-ФЗ). Указанным нормативным актом изменена ранее существовавшая процедура проведения проверок (мероприятий по надзору) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Закон, о котором далее пойдет речь, необходимо рассматривать в совокупности с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ). Именно в КоАП РФ описаны процессуальные действия должностных лиц при осуществлении ими контроля, необходимые в качестве доказательственной базы для привлечения виновного лица к административной ответственности.

Взаимосвязь вышеназванных нормативных актов прослеживается с пункта 5 статьи 2 №294 -ФЗ: мероприятие по контролю действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов,

транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной

связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Порядок совершения вышеуказанных действий регламентирован главами 26 и 27 КоАП РФ. В качестве доказательства проведенного обследования с фиксацией выявленных нарушений чаще всего используются протоколы: осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (статья 27.8. КоАП РФ); взятия проб и образцов (статьи 26.5 и 27.10 КоАП РФ). По мнению авторов статьи, в указанных протоколах могут быть зафиксированы показания специальных технических средств, несмотря на то, что статья 26.8 КоАП РФ обязывает отражать показания приборов только в протоколе об административном

правонарушении. Учитывая, что вышеназванные протоколы составляются специалистом надзорного органа в присутствии двух понятых, и представителя лица, у которого проводится осмотр или отбор проб (образцов), впо -следствии при рассмотрении дела об административном правонарушении возможно привлечение указанных лиц в качестве свидетелей, т.е. появляются дополнительные доказательства по делу.

Внесение в законодательство такого вида проверки как документарная (ст. 11 Закона №294-ФЗ), позволяет надзорному

(административному) органу при минимальном расходовании времени и средств провести мероприятие по надзору. Например, проверка выполнения предписания о прохождении медицинского осмотра, проведении

производственного контроля и т.п. могут производиться путем истребования

медицинских книжек, протоколов лабораторных исследований непосредственно в

административный орган. Данная практика давно и успешно применяется налоговыми органами.

Статья 26.7. во взаимосвязи со статьей 26.6. КоАП РФ дает возможность признать документ доказательством. В этой связи, необходимо истребовать у лица, в отношении которого проводится проверка, надлежащим образом заверенных копий документов. После того, как идентичность документов и их копий будет установлена, подлинник надлежит возвратить проверяемому лицу.

Необходимо отметить, что только неукоснительное соблюдение требований КоАП РФ к составлению и оформлению процессуальных документов позволит лицу, осуществляющему надзор, объективно и оперативно принять исчерпывающие меры по выявлению нарушений и привлечению виновных к административной ответственности.

Новым в Законе №294-ФЗ является установление сроков выездных проверок малого предпринимательства и микропредприятий (статья 13). Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому предпринимательству установлены Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Реестры указанных субъектов ведут органы местного самоуправления, налоговые органы. Таким образом, для решения вопроса об отнесении субъекта к малому бизнесу достаточно сделать официальный запрос в вышеуказанные органы. Для предотвращения возможных разногласий о сроках проверки указанных лиц необходимо фиксировать время пребывания на объектах. В Региональном управлении 42 ФМБА России для этих целей используется лист учета времени выездной проверки (рис.1). Подпись представителя проверяемого лица позволит избежать последующих споров о времени пребывания на объекте.

Правильное планирование проверки, продуманная подготовка выхода на объект позволят провести проверку с максимальной результативностью. Здесь возмож

но использование предварительно заготовленных бланков процессуальных действий. Примерный перечень таких документов, необходимых для проведения выездной проверки, приведен в таблице 2.

Отдельно нужно остановиться на процедуре согласования с органом прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок. Несмотря на то, что процедура согласования достаточно четко регламентирована законом, на практике возникают вопросы, касающиеся взаимодействия органов государственного контроля и прокуратуры в части разграничения полномочий иных надзорных органов. Так в 2009 году прокуратурой ЗАТО г. Зелено- горек Красноярского края не были согласованы 3 внеплановых выездных проверки субъектов малого или среднего предпринимательства. Поводом для отказа в согласовании послужил пункт «в» части 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ. Впоследствии после извещения органов прокуратуры о том, что Региональное управление №42 ФМБА России не обладает в полной мере полномочиями в области защиты прав потребителей, а так же уточнения оснований для проведения внеплановой проверки, две трети проверок, по которым ранее был получен отказ, были согласованы прокуратурой. Учитывая, что органы прокуратуры не обладают тем же объемом специальных знаний в области санитарно- эпидемиологического благополучия, как специалисты органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор,

необходимо в заявлении о согласовании проверки указывать возможные последствия, которые могут наступить в случае не предотвращения (не пресечения) обстоятельств, послуживших основанием для проверки.

Кроме того, необходимо учитывать взаимосвязь таких нормативных актов, как Закон №294-ФЗ, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999,

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Во всех трех законах имеются нормы о безопасности товаров, работ и услуг для жизни и здоровья потребителя (населения). Таким образом, Региональным управлениям ФМБА России, не обладающим функциями Роспотребнадзора, можно использовать указанные нормы во избежание получения отказов органов прокуратуры в согласовани внеплановых выездных проверок либо не согласовывать указанные проверки, ссылаясь на Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Надзорным органам не стоит забывать о еще одном способе выявления и пресечения нарушений — административном расследовании (далее — расследование). Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №380-Ф3, дают надзорным органам дополнительную возможность провести проверку, минуя требования Закона №294-ФЗ. Процедура, установленная КоАП РФ в части проведения расследования, достаточно проста. При поступлении информации о нарушении в области санитарно-эпидемиологического

благополучия населения в надзорный орган, производится ее анализ. В случае возникновения необходимости проведения экспертиз, исследований, истребования большого объема сведений осуществляется расследование, т.к. ст. 28.7 КоАП РФ определяет возможность его проведения только при наличии длительных временных затрат. После решения вопроса о необходимости проведения расследования об этом выносится определение должностным лицом, которому поручено провести расследование. Нужно отметить, что все процессуальные документы, появляющиеся в процессе расследования, будут составлены именно этим должностным лицом, вплоть до вынесения постановления о прекращении производства по делу

или составления протокола об административном правонарушении. После проведения экспертизы или поступления запрошенных сведений и составления протокола об административном правонарушении происходит процедура привлечения лица к ответственности в порядке, предусмотренном КоАП РФ. После этого в срок, установленный Федеральным законом от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лицу, направившему жалобу, дается ответ. При этом оформления акта проверки, предусмотренного Законом №294-ФЗ, не требуется, что значительно оптимизирует работу по жалобе (обращению).

Также не нужно забывать о таком виде надзора, как проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Указанное полномочие предоставлено лицам, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999. Учитывая, что данный вид надзора детально иными нормативными актами не регламентирован, должностному лицу предоставлена возможность осуществления расследования без временных ограничений, с составлением документов, регламентированных только КоАП РФ и локальными нормативными актами органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит конкретный вид надзора.

Выводы

Обобщая вышеизложенное, отметим, что у специалиста, осуществляющего надзор, всегда есть возможность выбора способа проверки поступившей информации: • документарная проверка (не согласо-

вывается прокуратурой),

• выездная проверка,

• административное расследование (не согласовывается прокуратурой),

• санитарно-эпидемиологическое расследование (не согласовывается прокуратурой).

Для выбора одного из этих способов необходимо всесторонне проанализировать поступившую информацию и спланировать дальнейшие действия.

Литература

1. Сверчкова Д.Ю. Внеплановые проверки Госпожнадзора. Правовые вопросы в здравоохранении 2010, № 1. С.32-40.

2. Подгорная Ю.А., Смагина И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (экономикоправовой). - Система ГАРАНТ, 2008.

Федеральное Медико-биологическое Агенство Наименование учреждения (точный почтовый адрес, номера телефона и факса,электронный адрес) Лист учета времени выездной проверки, осуществляемой специалистами регионального управления № ФМБА России

в_____________________________________________________________________________

Наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя

Дата про верк и Время начала провер ки Время окончания проверки Продолжи тельность проверки Наименование объекта, адрес места осуществления проверки ФИО, должность представителя юр лииа/ИП, присутствовавшего при проверке Подпись представителя юр лица/ ИП, присутствовавшего при проверке Подп ис ь специали ста регионального (межрегионального) управления

Итого часов

Руководитель группы

специалист регионального (межрегионального)

управления.№ ФМБА России__________________________________ _________________

подпись Ф И. О.

Документационное обеспечение выездпых проверок

Документы, создаваемые в процессе проверки: Бланки:

л Распоряжение, л Запрос о предоставлении информации и копий доку -ментов, Л Уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, Л Акт по результатам проверки, Л Предписание об устранении выявленных нарушении. Л Запроса о предоставлении документов (информации), Л Протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещении, территорий и находящихся там вещей и документов Л Протокола о взятии проб и образцов, л Протокола изъятия вещей и документов, Л Уведомлений о явке в административный орган для составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения дела об администра тивном правонарушении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.